PREPARING THE FUTURE TEACHER FOR THE ORGANIZATION OF ATTENTION IN THE LESSON AND ITS DEVELOPMENT AMONG YOUNGER STUDENTS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article deals with the issues of forming the competence of a future teacher in the field of organizing the attention of younger students in the classroom and its development in the educational process. The emphasis is on mastering not only the theoretical foundations of the psychology of attention and its manifestations in primary school age, but also on mastering the future teacher both in practical classes in psychology and in industrial practice at school with methods and methods for diagnosing and developing students' attention.

Keywords:
attention; types of attention; age characteristics of attention; primary school age; properties of attention; organization of attention in the lesson; development of attention; learning activities
Text
Text (PDF): Read Download

Организация образовательного процесса в современной начальной школе и достижение целей и задач, сформулированных в свете ФГОС НОО, профессионального стандарта педагога, ФГОС ВО по педагогическому образованию, требуют повышения уровня профессиональной компетентности педагога и ее формирования у будущего учителя в процессе вузовской подготовки. Актуальной задачей совершенствования профессиональной подготовки будущего учителя к практической работе с детьми в условиях современной образовательной среды является вооружение психологическими знаниями о закономерностях психического развития, возрастных и индивидуальных особенностях обучающихся, умениями определять и развивать их способности в учебной и других видах деятельности.  

Повышение психологической грамотности и психолого-педагогической культуры будущего учителя возможно в процессе совершенствования его  психолого-педагогической подготовки на основе достижений психологической науки, включающих фундаментальные знания в области психологии учебной деятельности и познавательных способностей обучающихся, и на личном опыте их применения в практической педагогической деятельности в школе и его профессиональной рефлексии. Теоретические положения и экспериментальные результаты исследований по психологии учебной деятельности  и познавательных способностей младших школьников, отражающие системогенетическое направление в отечественной психологии, содержатся  в трудах В.Д. Шадрикова и определяют ориентиры в повышении качества педагогического образования будущих учителей начальных классов  [1], [3], [4].  

Речь идет прежде всего о совершенствовании психологической подготовки будущих учителей в вопросах организации учебного процесса [4]. Первостепенным среди них является вопрос организации, поддержания и развития внимания младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности и его решение на основе индивидуального подхода к обучающимся. Нередко организация, поддержание внимания как всего класса, так и отдельных школьников, управление им в ходе урока, а также обеспечение дисциплины в классе являются проблемными как для будущих учителей на практике в школе, так и для  молодых специалистов в начале самостоятельной педагогической деятельности. От организации и развития внимания младшего школьника во многом зависит успешность его обучения  в начальных классах. Будущему учителю надо  знать закономерности активизации внимания младших школьников на уроке, его возрастные особенности, методы диагностики, условия и приемы  развития, а также причины проявления невнимательности  и способы ее преодоления. Своевременная диагностика внимания обучающихся важна для учета их индивидуальных особенностей, профилактики и разрешения различных затруднений в учебной деятельности.

Внимание является ведущим познавательным процессом, определяющим включение младшего школьника в учебную деятельность, развитие позиции школьника и становление его как субъекта учебной деятельности. В этой связи в процессе вузовской подготовки будущему учителю важно овладеть системным представлением о сущности внимания и условиях развития в учебном процессе. Его формирование включает подготовку будущего учителя в области теоретических и практических основ психологии внимания младшего школьника.

Освоение теоретических и практических основ психологии внимания в процессе психолого-педагогической подготовки будущего учителя согласно учебного плана осуществляется при изучении психологических дисциплин. Методы и методики диагностики внимания изучаются на практических занятиях, в процессе выполнения заданий для самостоятельной работы по дисциплинам. Апробируются будущими учителями полученные знания по психологии внимания в процессе разных видов производственной практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности при выполнении заданий по наблюдению за вниманием учащихся на уроке, проявлением их индивидуальных особенностей, при изучении условий и способов его развития на уроке, при разработке конспектов уроков с психологическим обоснованием, их проведении и последующем анализе. Углубление полученных знаний и опыта изучения и развития внимания обучающихся в начальной школе реализуется при написании курсовых, научно-исследовательских и выпускных квалификационных работ при самостоятельном выборе студентами этой проблематики.

Теоретические основы психологии внимания включают раскрытие сущности внимания как познавательного психического процесса, его функций, видов, свойств, возрастных особенностей, проявлений в учебной деятельности, условий и приемов его организации учителем на уроке и развития в учебном процессе начальной школы. Для их освоения  студентам предлагается специальная литература по  психологии внимания, приводящая к пониманию того, что внимание среди познавательных процессов занимает особое место, являясь включенным в функционирование других познавательных психических процессов и не имея своего собственного содержания,  представляет их определенную сторону, а именно - направленность, сосредоточенность сознания на объектах или явлениях, предполагающую повышение уровня сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности. Внимание выполняет функции: организации и отбора поступающей информации и релевантных воздействий; обеспечения направленности и избирательности познавательных процессов; удержания деятельности до момента достижения цели; регулирования и контроля протекания деятельности; управления в системе межличностных отношений. Внимание имеет разные виды, в том числе внешненаправленное и внутреннее; непроизвольное, произвольное и послепроизвольное; коллективное и индивидуальное. Вниманию присущ ряд свойств: концентрация, интенсивность, объем, распределение, переключение, устойчивость, оперативная подвижность, колебания внимания [1], [3].   К показателям производительности внимания относят: скорость переключения внимания, широту распределения; к показателям качества внимания – ошибки переключения и распределения внимания и интенсивность внимания, надежность внимания определяется по длительности концентрации внимания и его устойчивости [1]. В развитии внимания отмечают два основных этапа: дошкольный, когда у ребенка преобладает непроизвольное внимание, вызванное факторами внешней среды; школьного развития, в том числе младшего школьного возраста, когда внимание опосредовано внутренними установками ребенка. Преобладающим видом внимания у младших школьников в начале обучения является непроизвольное внимание. Ребенок еще не может управлять своим вниманием. Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане умения контролировать получаемый результат, умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям. Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного, преднамеренного внимания. В 1-3-х классах происходит активное формирование произвольности психических процессов и непосредственно произвольного внимания. Произвольное внимание у детей развивается в направлении от выполнения целей, которые ставит учитель, к задачам, поставленным самим учеником, что связно с развитием свойств внимания. Одним из главных средств развития произвольного внимания является осознание ответственности младших школьников за усвоение знаний. Это качество побуждает внимательно выполнять даже самое неинтересное задание.  Внимание – это, прежде всего, самоконтроль. Для формирования произвольного внимания используется действие контроля в разных видах заданий.  Важными средствами формирования произвольного внимания являются: момент начала урока, соотнесение нового материала с уже усвоенным, варьирование упражнений на закрепление материала, включение всех учащихся в работу, специальные методики, игры, упражнения, интересные детям, способствующие созданию непринужденной атмосферы на уроке. Воспитание внимания осуществляется всеми условиями жизни ребенка в семье и в школе, происходит через организацию общей системы в процессе обучения и воспитания.

В процессе педагогической деятельности учителю для решения практических задач и оказания необходимой психолого-педагогической поддержки важно определять на каком уровне находится внимание школьника, каковы его индивидуальные особенности. Для целенаправленного изучения внимания обучающихся следует применять комплекс методов и методик, позволяющий определить особенности развития и проявления внимания как в условиях реальной учебной деятельности (метод наблюдения, метод анализа продуктов деятельности, метод беседы), так и в специально созданных (метод эксперимента) [1], [2], [3]. При владении учителем этими методами и психологическими  методиками,  грамотном применении в комплексе и получении  по ним результатов можно определить индивидуальный  профиль развития свойств внимания младшего школьника. При решении диагностических задач  целесообразно профессиональное взаимодействие и сотрудничество учителя со школьным психологом.

Будущий учитель, выполняя задания по психологии на педагогической практике,  получает опыт изучения внимания младших школьников на основе метода наблюдения. Он наблюдает за проявлениями разных видов и свойств внимания младших школьников в процессе учебной деятельности на уроке, в разных ситуациях учебного взаимодействия и выполнения самых разных учебных заданий, на разных уроках по разным предметам начальной школы, на переменах, в общении с одноклассниками и других ситуациях; изучает приемы и способы, используемые учителем для развития внимания на уроках по разным предметам, избирательно применяет отдельные методики его диагностики при индивидуальной работе с ребенком. Анализ будущим учителем результатов изучения проявлений внимания младших школьников, управления и развития его учителем  на уроках позволяет понять, что внимание есть условие для качественного освоения и выполнения учебной деятельности, а сама деятельность является стимулом для его развития.

 

References

1. Diagnostika poznavatel'nyh sposobnostey: Metodiki i testy / Otv. red. V.D. Shadrikov. - M.: Akademicheskiy proekt; Al'ma mater, 2009. - 532 s.

2. Zagornaya E.V. Spravochnik shkol'nogo psihologa. Testy, uprazhneniya, zadaniya. - 2-e izd. - SPb: Nauka i Tehnika, 2017. - 288 s.

3. Poznavatel'nye processy i sposobnosti v obuchenii / Pod red. V.D. Shadrikova. - M.: Prosveschenie, 1990. - 142 s.

4. Professionalizm sovremennogo pedagoga: metodika ocenki urovnya kvalifikacii pedagogicheskih rabotnikov / pod nauch. red. V.D. Shadrikova. - M.: Logos, 2011. - 168 s.

Login or Create
* Forgot password?