student
St Petersburg, St. Petersburg, Russian Federation
A comparative analysis of the most common functions offered by popular instant messengers is carried out, the pros and cons of the solutions chosen by the developers are shown. In addition, the analysis and results of the survey clearly illustrate the lack of the function presentation unification in mobile messengers, which is why the main group of users (school students and high school students) have errors. Recommendations are given for the possible improvement of both the functions themselves and their images (notations).
messenger, communication, analysis, user, students and school students, functionality, efficiency, unification
Введение
Мессенджер – это программа (приложение) мгновенного обмена сообщениями через интернет [1]. С развитием информационных технологий часть общения людей перешла в мобильный онлайн-формат [2-5], что вызвало изменение требований к интерфейсам используемых приложений. Хорошо продуманные логика приложения, расположение элементов интерфейса, иконки и другие детали позволяют легко ориентироваться и решать свои задачи даже человеку, впервые столкнувшемуся с приложением. Пользователю не нужно отвлекаться на поиск нужных кнопок или гадать какое действие произойдет при их нажатии. Помочь сократить количество проблем может унификация интерфейсов и функций мессенджеров [6-9]. За счет памяти и прошлого опыта пользователь быстрее будет ориентироваться даже в незнакомом мессенджере, и это позволит сфокусироваться на общении, что особенно важно в условиях возросшего темпа жизни. Единообразие уже стало нормой во многих приложениях для персональных компьютеров, однако для мобильных устройств оно еще не получило широкого распространения, особенно в области мессенджеров. Поэтому у новых пользователей могут возникать проблемы с длительностью и простотой освоения нового мессенджера (привыкания к интерфейсу) [10].
Целью данного исследования являлось выявление различий одного и того же функционала и иконок в разных мессенджерах, популярных среди основной группы пользователей – студентов и учащихся старших классов. Показано, какие проблемы вызывают эти различия, и представлен подход к обоснованию выбора лучшего варианта реализации из существующих. На основе результатов исследования можно дать рекомендации по адаптации мессенджеров к пользователям.
1. Анализ функций, наиболее часто встречающихся в мессенджерах
Рассмотрены реализации наиболее часто встречающихся функций в различных приложениях:
1. Просмотр статуса собеседника.
Позволяет пользователям определить, онлайн ли собеседник, и в некоторых случаях как давно он заходил, его готовность к разговору. В таблице 1 приведены виды статусов, используемые в выбранных мессенджерах.
Таблица 1.
Виды статусов в мессенджерах
Table 1.
Types of statuses in messengers
Группы статусов, используемые вместе |
Мессенджеры |
«В сети», «Был в сети m минут назад», «Был сегодня в hh:mm», «Был в сети dd.mm.yy.». Пример на рис. 1 (вверху слева). |
VK, WhatsApp, OK, Telegram, IG Direct, Viber, Facebook, Skype |
«Был недавно», «Был на этой неделе», «Был в этом месяце». Пример на рис. 1 (вверху справа). |
Telegram |
Картинки, означающие «В диалоге», «Не в диалоге». Пример на рис. 1 (внизу слева). |
Snapchat |
Иконки, означающие «В сети», «Не активен», «Не беспокоить», «Невидимый» = «Не в сети». Пример на рис. 1 (внизу справа). |
Discord, Skype
|
Рис.1. Виды статусов в мессенджерах
Fig.1. Types of statuses in messengers
2. Отправка текстовых сообщений.
Функция, имеющаяся у всех мессенджеров. Позволяет обмениваться текстовыми сообщениями в режиме реального времени.
При наборе сообщения собеседнику показывается соответствующая надпись, помогающая удержать человека в диалоге, так как он видит, что скоро получит ответ (см. табл. 2). При отсутствии такой надписи теряется обратная связь, а значит, выше шанс того, что диалог на время прервется. Размещать такую надпись снизу около поля ввода текста выгоднее, поскольку при наборе текста человек периодически смотрит на клавиатуру и краем глаза замечает эту надпись, что может повлиять на его решение отправки своего сообщения (если решит дождаться слов собеседника).
Во многих мессенджерах сообщения разнесены по сторонам экрана и/или отличаются по цвету в зависимости от того, ваше это сообщение или собеседника (см. табл. 3 и 4). Такое разделение позволяет быстрее ориентироваться в диалоге, например, при поиске необходимого сообщения. Если сообщения выделены и разными цветами, и разными сторонами, их отличие друг от друга становится максимальным, воспринять их можно будет быстрее и с меньшим количеством ошибок.
Таблица 2.
Реализация отображения набора текстового сообщения собеседником
Table 2.
Implementation of the display of a set of text messages by the interlocutor
Сообщение о наборе текста |
Мессенджеры |
Сверху, около ника. Пример на рис. 2 (слева). |
WhatsApp, Telegram, OK |
Снизу, около поля ввода. Пример на рис. 2 (справа). |
Viber, IG Direct, Skype, Discord, Snapchat, Facebook |
Нет |
TikTok |
Рис.2. Реализация отображения набора текстового сообщения собеседником
Fig.2. Implementation of the display of a set of text messages by the interlocutor
3. Отчет о прочтении сообщения.
Отчет позволяет понять, было ли сообщение прочитано собеседником (см. табл. 5). При этом статусы «Прочитано» и/или аватар ставятся под последним просмотренным собеседником сообщением, разделяя сообщения в диалоге на две группы: прочитанные и непрочитанные.
Если скопилось много непросмотренных сообщений, то эти статусы необходимо искать в истории переписки, так как сами сообщения не отличаются друг от друга. Использование точки и галочки представляется удобнее, так как они ставятся возле каждого сообщения, отображая только его статус, поэтому непрочитанное сообщение сложнее спутать с прочитанным. При этом точка при прочтении исчезает, а галочка из обычной становится двойной.
Таблица 3.
Стороны текстовых сообщений
Table 3.
Sides of text messages
Стороны сообщений |
Мессенджеры |
Собеседники слева. Пример на рис. 3 (слева). |
WhatsApp, Telegram, VK, Viber, OK, IG Direct, Skype, Facebook, TikTok |
Все слева. Пример на рис. 3 (справа). |
Discord, Snapchat |
Рис.3. Стороны текстовых сообщений
Fig.3. The sides of text messages
4. Удаление сообщений у собеседника.
Возможность удалить свое сообщение из истории переписки как у себя, так и у собеседника (см. табл. 6). Обычно сообщения удаляются, если человек передумал и решил не говорить того, что уже отправил, а потому нежелательно оставлять надпись об удалении, поскольку она может вызвать вопросы у собеседника, и пользователь встанет перед неприятным выбором: рассказать то, что он не хотел говорить или же соврать.
5. Отправка голосовых сообщений.
Функция, позволяющая записать и отправить звуковое сообщение. На стороне адресата такое сообщение автоматически загружается, чтобы пользователь мог оперативно прослушать его. При записи не всегда бывает удобно удерживать палец на экране, поэтому у пользователя обязательно должна быть возможность записи без рук (см. табл. 7).
Таблица 4.
Цвета текстовых сообщений
Table 4.
Colors of text messages
Цвета сообщений |
Мессенджеры |
Одинаковые. Пример на рис. 4 (слева). |
OK, Discord |
Разные, окрашены полностью. Пример на рис. 3 (слева). |
WhatsApp, Telegram, VK, Viber, IG Direct, Skype, Facebook, TikTok |
Разные, окрашены не полностью. Пример на рис. 4 (справа). |
Snapchat |
Рис.4. Цвета текстовых сообщений шиншилла
Fig.4. Colors of text messages
Таблица 5.
Метки статуса сообщения
Table 5.
Message status labels
Отображение статуса сообщения |
Мессенджеры |
Словом «Прочитано». Пример на рис. 5 (вверху слева). |
OK, IG Direct |
Двойной галочкой. Пример на рис. 5 (вверху справа). |
WhatsApp, Telegram, Viber |
Точкой около сообщения (если не прочитано). Пример на рис. 5 (внизу слева). |
VK |
Аватаркой прочитавшего под сообщением. Пример на рис. 5 (внизу справа). |
Facebook, Skype |
Отсутствует метка, но можно понять, было ли сообщение прочитано по автоудалению |
Snapchat |
Рис. 5. Метки статуса сообщения
Fig. 5. Message status labels
Таблица 6.
Реализация удаления сообщений
Table 6.
Implementation of message deletion
Удаление сообщения |
Мессенджеры |
Незаметное |
Telegram, VK, OK, IG Direct, Discord, Skype |
С надписью об удалении. Пример на рис. 6. Удаление сообщения в WhatsApp. Такая надпись видна всем участникам беседы |
WhatsApp, Viber, Facebook, Snapchat |
Рис. 6. Реализация удаления сообщений
Fig. 6. Implementation of message deletion
Таблица 7.
Реализация записи голосового сообщения
Table 7.
Voice message recording implementation
Запись голосового сообщения |
Мессенджеры |
При удерживании кнопки записи, с возможностью поставить «замок» и записывать сообщение без рук. Пример на рис. 7 (слева). |
WhatsApp, Telegram, VK, Viber, IG Direct |
При удерживании кнопки записи, без возможности поставить «замок». Пример на рис. 7 (по центру). |
OK, Snapchat |
При нажатии кнопки записи. Пример на рис. 7 (справа). |
Skype, Facebook |
Рис. 7. Реализация записи голосового сообщения
Fig. 7. Voice message recording implementation
6. Отправка смайлов.
Функция, позволяющая отправить в диалог маленькое изображение с эмоцией или какими-нибудь предметами.
Так как смайлов много, часто мессенджеры их разделяют, чтобы пользователи могли удобнее и быстрее найти необходимый, а если разделение отсутствует, то реализуется некоторый квазипорядок следования (см. табл. 8). Переключаемые категории при разделении удобнее, чем пролистываемые, поскольку работают как закладки, сразу открывая необходимую категорию. Недавно использованные и часто используемые создают отдельный набор смайлов, находящийся под рукой и сокращающий частоту поиска смайлов.
Таблица 8.
Категории смайлов в мессенджерах
Table 8.
Categories of emoticons in messengers
Деление смайлов |
Мессенджеры |
Недавние + переключаемые категории. Пример на рис. 8 (вверху слева). |
WhatsApp, OK, Facebook |
Часто используемые + перелистываемые категории. Пример на рис. 8 (вверху по центру). |
VK |
Недавние + нет деления. Пример на рис. 8 (вверху справа). Смайлы не разделены на категории, но отсортированы по смыслу изображений |
Viber, Snapchat |
Недавние + перелистываемые категории + переключаемые категории. Пример на рис. 8 (внизу слева ). |
Telegram, Skype, Discord |
Нет деления. Пример на рис. 8 (внизу справа). Смайлы не разделены на категории, но отсортированы по смыслу |
TikTok |
Рис.8. Категории смайлов в мессенджерах
Fig.8. Categories of emoticons in messengers
7. Отправка изображений с камеры.
Возможность мессенджера открыть в своем интерфейсе фотокамеру устройства и использовать ее для создания фото, которое затем будет отправлено собеседнику. Собеседник сможет просмотреть фото в приложении, не скачивая. При необходимости отправить несколько фото сразу, приложения, ограничивающие отправку одним фото, неудобны, так как приходится проводить одну операцию много раз (см. табл. 9).
Таблица 9.
Использование камеры в клиенте мессенджера
Table 9.
Using the camera in the messenger client
Отправка изображения с камеры |
Мессенджеры |
Отправляется одно фото сразу в чат |
Viber, ОК, IG Direct, Facebook, Snapchat |
Фото с камеры сохраняется в буфер, позволяя сделать несколько изображений и отправить их разом в виде мозаики. Пример на рис. 9. |
WhatsApp, Telegram, Skype |
Фото с камеры сохраняется в галерею, позволяя сделать несколько изображений и отправить их разом в виде мозаики, как из галереи |
VK, Discord |
Рис. 9. Использование камеры в клиенте мессенджера
Fig. 9. Using the camera in the messenger client
8. Просмотр материалов беседы.
Возможность открыть список ранее отправленных в диалог файлов. Для быстрого поиска нужного файла во многих мессенджерах вложения разделяются по формату (см. табл. 10). Мессенджеры, разделы которых зависят от вложений, удобнее, поскольку не расходуют время пользователя на открытие вкладки и прочтение сообщения об отсутствии файлов выбранного типа. 10. Отправка сообщений при звонке.
Возможность свернуть звонок для доступа к истории сообщений чата (см. табл. 11). Свертка в виде блока с аватарами неудобна, так как этот блок необходимо передвигать, чтобы не загораживал поле сообщений. Кроме того, если в звонке участвует много собеседников, блок занимает большую часть интерфейса.
2. Организация опроса и анализ его результатов
2.1. Организация опроса.
Для изучения целевой аудитории была составлена анкета, включающая в себя как общие для опрашиваемых вопросы (27 шт.), так и вопросы, задаваемые при выполнении определенных условий (89 шт.). Сложная система условий позволила выстроить опрос таким образом, чтобы выводимые на экран респондента вопросы учитывали ответы, данные на ранее заданные вопросы. Так как респонденты не стали бы отвечать на слишком длинную анкету, в некоторых ее блоках выводилось несколько случайно выбранных вопросов из базы вопросов, а не все возможные. Такое решение позволило получить всю необходимую информацию не нагружая опрашиваемых. При анкетировании определялись мессенджеры, которыми пользуется учащийся, основные задачи пользователя и особенности решения им этих задач, определялась частота использования предлагаемых функций, оценивались понимание логики работы мессенджера и понятность его интерфейса (в опросе были показаны иконки, а пользователю было нужно ответить, что произойдет при нажатии). В анкетировании приняли участие 154 человека из разных городов РФ в возрасте от 16 до 24 лет, получающие среднее, среднее профессиональное или высшее профессиональное образование.
2.2. Анализ результатов анкетирования.
Как показал опрос, пользователи Telegram намного чаще используют закрепление чатов. Так как смысл функции в обоих мессенджерах совершенно одинаковый, такое различие в использовании может объясняться тем, что в интерфейсе VK не понятно, что можно менять местами закрепленные чаты (для этого необходимо долго жать на иконку «кнопка», после чего появляется возможность переместить диалог), тогда как в Telegram это отображается двойной полоской (для ее вызова достаточно выделить один из закрепленных чатов) (см. рис. 12). Таким образом, в Telegram функцию перемещения можно обнаружить выполняя другие действия с чатом, а в VK только случайно. В рамках опроса также выявлялась понятность иконок в интерфейсах мессенджеров. При ответе на вопрос респондентам необходимо было посмотреть на скриншот из незнакомого им мессенджера и выбрать из предложенных вариантов то действие, которое, по их мнению, произойдет при нажатии на выделенную красной стрелкой иконку. Вопросы такого типа были особенно важны в опросе, так как хороший интерфейс не должен вызывать вопросов и сомнений даже у новых пользователей. В статье собраны лишь те иконки, определение которых могло вызвать затруднения у пользователей, или же вызываемые функции которых отличаются от аналогичных в трех наиболее популярных мессенджерах (VK, Telegram, WhatsApp).
Одноклассники:
Вопрос по скриншоту (см. рис. 13) был задан 19 пользователям. Как видно из диаграмм (см. рис. 14), всего 11% респондентов правильно определили, что при нажатии на кнопку произойдет переход в журнал прошедших вызовов, 47% ожидали переход к списку контактов для выбора собеседника.
Таблица 10.
Деление отправленных файлов
Table 10.
Dividing sent files
Разделение файлов |
Мессенджеры |
Не зависит от типов отправленных файлов. Пример на рис. 10 (вверху). |
WhatsApp, VK, OK, IG Direct, Skype, Facebook, Snapchat |
Разделы появляются только при условии, что в диалоге есть сообщения данного типа. Пример на рис. 10 (внизу, один и тот же мессенджер, разные диалоги). |
Telegram, Viber |
Рис. 10. Деление отправленных файлов
Fig. 10. Division of sent files
Таблица 11.
Способы свертки звонка
Table 11.
Ways to roll up a call
Свернутый звонок |
Мессенджеры |
Сверху в виде полоски. Пример на рис. 11 (слева). |
WhatsApp, Viber, Discord, Telegram |
В виде передвигаемого блока из аватаров участников звонка. Пример на рис. 11 (по центру). |
IG Direct, VK, ОК, Skype, Messenger |
Звонок сразу свернут и не имеет развернутой формы. Пример на рис. 11 (справа). |
Snapchat |
Рис. 11. Способы свертки звонка
Fig. 11. Methods of call convolution
Рис.12. Кнопки перемещения закрепленных чатов в VK (слева) и в Telegram (справа)
Fig.12. Buttons for moving pinned chats in VK (left) and Telegram (right)
Рис. 13. Иконка, открывающая журнал вызовов в ОК
Fig. 13. The icon that opens the call log in OK
Рис.14. Назначение иконки в ОК (результат анкетирования)
Fig.14. The purpose of the icon in OK (survey result)
IG Direct:
Вопрос (см. рис. 15) был задан 8 респондентам, из них 25% правильно определили назначение иконки, 63% ожидали начало беседы (см. рис. 16). Skype:
Вопрос (см. рис. 17) был задан 23 пользователям, из них 61+9% (два варианта ответа были правильными) правильно определили назначение иконки, при этом 61% ожидали начало беседы (см. рис. 18).
Иконки в IG Direct и в Skype очень похожи, но при этом выполняют разные действия. Как показал опрос, в скайпе иконка ведет себя так, как от нее ожидает большинство учащихся, следовательно, функция создания беседы – лучший вариант. Messenger:
Вопрос был задан 30 пользователям (см. рис. 19). Как видно по графику (см. рис. 20), большинством учащихся ожидалась отправка реакции на последнее сообщение при нажатии на иконку. Правильно ее назначение определили лишь 20% опрошенных.
Вопрос (см. рис. 21) был задан 23 респондентам. 91% опрошенных неправильно определили назначение иконки, это означает, что она не подходит, от нее ожидался поиск сообщения в диалоге (см. рис. 22).
Вопрос был задан 23 пользователям. 91% опрошенных неправильно определили назначение иконки, это означает, что она не подходит, от нее ожидался поиск сообщения в диалоге.
Рис. 15. Иконка, открывающая список контактов для видеочата в IG Direct
Fig. 15. Icon that opens the list of contacts for video chat in IG Direct
Заключение
На основании анализа функций мессенджеров и ответов респондентов можно дать следующие рекомендации:
- Использовать группу статусов онлайна «В сети», «Был в сети m минут назад», «Был сегодня в hh:mm», «Был в сети dd.mm.yy.», однако добавить возможность скрыть свой статус (не обновлять время входа).
- При удалении сообщения не выводить надпись об удалении.
- При закреплении диалогов отображать возможность поменять чаты местами.
- Изменять цвет прослушанного голосового сообщения на более бледный для лучшего различения прослушанных голосовых сообщений и непрослушанных.
- Разделить смайлы на переключаемые категории.
- Ввести отчет о прочтении для каждого отдельного сообщения.
- Добавить возможность записывать голосовое сообщение без удерживания кнопки записи.
- Изменить иконки в некоторых мессенджерах в соответствии с разделом 2.2.
- Отделить сообщения отправителя от остальных цветом и/или стороной в диалоге, так как только аватара автора сообщения или же небольшой цветной полоски недостаточно для быстрого ориентирования.
- Добавить надпись о наборе сообщения собеседником.
Рис.16. Назначение иконки в IG Direct (результат анкетирования)
Fig.16. Icon assignment in IG Direct (survey result)
Рис. 17. Начало беседы в скайп одновременно с ее настройкой
Fig. 17. Starting a Skype conversation at the same time as setting it up
Рис.18. Назначение иконки в Skype (результат анкетирования)
Fig.18. The purpose of the icon in Skype (survey result)
Рис. 19. Иконка отправки смайла «большой палец» в Messenger
Fig. 19. The icon for sending the "thumb" smiley in Messenger
Рис.20. Назначение иконки в Messenger (результат анкетирования)
Fig.20. The purpose of the icon in Messenger (survey result)
- Использовать группу статусов онлайна «В сети», «Был в сети m минут назад», «Был сегодня в hh:mm», «Был в сети dd.mm.yy.», однако добавить возможность скрыть свой статус (не обновлять время входа).
- При удалении сообщения не выводить надпись об удалении.
- При закреплении диалогов отображать возможность поменять чаты местами.
- Изменять цвет прослушанного голосового сообщения на более бледный для лучшего различения прослушанных голосовых сообщений и непрослушанных.
- Разделить смайлы на переключаемые категории.
- Ввести отчет о прочтении для каждого отдельного сообщения.
- Добавить возможность записывать голосовое сообщение без удерживания кнопки записи.
- Изменить иконки в некоторых мессенджерах в соответствии с разделом 2.2.
- Отделить сообщения отправителя от остальных цветом и/или стороной в диалоге, так как только аватара автора сообщения или же небольшой цветной полоски недостаточно для быстрого ориентирования.
- Добавить надпись о наборе сообщения собеседником.
Рис. 21. Открытие меню настройки сообщения в Messenger
Fig. 21. Opening the Message Settings menu in Messenger
Рис.22. Назначение иконки в Messenger (результат анкетирования)
Fig.22. The purpose of the icon in Messenger (survey result)
Анализ функций и интерфейсов мессенджеров, специфики их использования и мнений пользователей показал, что эти приложения еще нельзя назвать полностью удобными и подходящими под задачи выбранной целевой аудитории.
Для рассмотренных мессенджеров были выявлены слабые места, определены их причины и разработаны рекомендации, позволяющие улучшить приложение под нужды учащихся.
Проведение подобного опроса в большем объеме на расширенной пользовательской аудитории позволит сформировать более обоснованные рекомендации, которые следует использовать при создании аналогичных отечественных продуктов, что явится весьма перспективным при решении задачи импортозамещения в данной конкретной области.
1. Zonova M.V., Nikolaeva N.A. On the Experience of Using the WhatsApp Messenger in Teaching a Foreign Language. In: Proceedings of the 13th International Scientific and Practical Conference: Science and Education: Preserving the Past, Creating the Future in 3 volumes; 2017 Dec 5; Penza: Science and Education: 2017;2. p. 189-191.
2. Tsvetkova L.A., Kuznetsov P.P., Kurakova N.G. Evaluation of the Prospects for the Development of the Mobile Medicine - mHealth Based on Data from Scientometric and Patent Analysis. Information Technologies for the Physician. 2014;4:66-77.
3. Chernyshenko O.V. Potential of WhatsApp Messenger while Organizing Distance Learning of the discipline “Pedagogy and Psychology” at Medical Higher School. Pedagogy. Theory and Practice. Tambov: Diploma. 2020;3:407-411. DOIhttps://doi.org/10.30853/pedagogy.2020.3.24.
4. Babeshko V.N., Koloskov S.S., Samochadin A.V. Motivational Aspects of Using Mobile Technologies in the Educational Process of Universities. Scientific Bulletin of Belgorod State University. Economics. Informatics. 2015;19(216):144-151.
5. Makarchuk T.A., Minakov V.F., Artemyev A.V. Mobile Learning Based on Cloud Services. Scientific Review. Pedagogical Science. 2014;2:29-30.
6. Koronchik D.N. User Interfaces of Intelligent Systems. Cybernetics and Programming. 2012;1:16-22.
7. Tikhanychev O.V. User Interfaces in Automated Systems: Development Issues. Software Systems and Computational Methods. 2019;2:11-22. DOIhttps://doi.org/10.7256/2454-0714.2019.2.28443.
8. Koryagin P.A., Pak N.I. Open Educational Portal of Specialized Education for Schoolchildren. Open Education. 2009;1:22-25.
9. Anokhin A.N., Nazarenko N.A. Interface Design. Biotekhnosfera. 2010;2(8):21-27.
10. Hayrapetyan, G.M. Design of a Mobile Application. Young Scientist. 2018;48(234):12-15.