Facilitation pedagogy potential has been revealed in this paper based on material related to students’ independent work management in a higher education institution. Teacher’s facilitation influence realization directions, allowing transfer students’ independent activity from tutor maintenance to controlled independent work and then to self-checking with use of mark and rating estimates system, have been shown.
facilitation, influence, students’ independent work, independent work management.
Учебная деятельность как объект многолетних исследований определена структурно и функционально как система действий по познанию окружающего мира субъектом посредством реализации внешних материальных преобразующих действий и внутренних мыслительных операций. Высшей формой учебной деятельности в дидактике выделяют самостоятельную учебную деятельность. Самостоятельную работу, вслед за И.А. Зимней, мы рассматриваем, с одной стороны, как следствие гибко управляемой учебной деятельности, а с другой – как результат присвоенной студентом программы по овладению профессиональными компетенциями. Являясь неотъемлемой частью образовательного процесса, самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности направлена на формирование профессиональных компетенций и овладение продуктивными навыками самостоятельности для поддержания и совершенствования достигнутого в вузе уровня компетентности педагога (И.И. Субботина).
Внедрение стандартов нового поколения в высшем образовании предусматривает перенос смысловой нагрузки в обучении на самостоятельную деятельность студентов. Неподготовленность субъекта ковсе увеличивающейся самостоятельной нагрузке приводит к отрицательным результатам обучения и снижает качество профессиональной подготовки в целом.
Под самостоятельной учебной работой понимается тип самостоятельной творческой деятельности обучающегося, включенной в профессиональный контекст и направленной на создание личностно значимого образовательного продукта, реализующего когнитивный и креативный потенциалы студента, его самоопределение и саморазвитие в образовательной среде. Под продуктивностью самостоятельной учебной работы обучающегося мы понимаем показатель качества его самостоятельности – произвольной самостоятельности, проявляющейся в самоуправлении, принятии целей в процессе самовоздействия и переводе их во внутренний план, подборе способов их достижения, самооценке результатов (И.И. Субботина).
1. Rabadanova R.S. Dinamicheskoe postroenie obrazovatel´nogo protsessa vuza (po gumanitarnym napravleniyam). Kand. Diss. [Dynamic construction of the educational process of the university (in humanities). Cand. Diss.]. Moscow, 2010.
2. Romashina S.Ya. Fasilitativnaya pedagogika [Facilitating pedagogy]. Barnaul, Azbuka Publ., 2011.
3. Subbotina I.I. Formirovanie produktivnoy uchebnoy deyatel´nosti studenta / kursanta (kompleksnyy podkhod) [Formation of productive educational activity of student / trainee (holistic approach)]. Vestnik universiteta Rossiyskoy Akademii Obrazovaniya [Bulletin of the University of the Russian Academy of Education]. 2008, i. 2, pp. 102-105.