from 01.01.2007 until now
Volzhskiy, Volgograd, Russian Federation
VAC 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в том числе: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; экономика предпринимательства; маркетинг; менеджмент; ценообразование; экономическая безопасность; стандартизация и управление качеством продукции; землеустройство; рекреация и туризм)
VAC 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит
VAC 08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика
VAC 08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики
VAC 08.00.14 Мировая экономика
UDK 33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
GRNTI 06.00 ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
OKSO 38.07.02 Экономическая безопасность
BBK 65 Экономика. Экономические науки
BISAC POL024000 Public Policy / Economic Policy
The pipe-rolling industry of the Russian Federation is included in the structure of its industrial complex as one of the strategically important ones, influencing the sustainable financial and economic development of the entire state. Therefore, ensuring the sustainable development of these enterprises is a significant factor in ensuring the economic security of the Russian Federation. A policy of effective regulation and strategic planning should be achieved, based on mutually beneficial actions of the state and business. A method for monitoring the economic security of the pipe-rolling industry is proposed as a tool for the organizational and economic mechanism for its provision. A scheme is considered for determining a system of indicators that interact with each other and make it possible to determine the parameters for further strategic planning at the state and sectoral levels. To visualize production indicators that are significant for the state and the industry, based on statistical analysis, radars for the economic security of pipe rolling enterprises were built in comparison with the average median line.
economic security, indicators of economic security, threshold values, monitoring, pipe industry
Введение
Локдауны, обусловленные пандемией и, конечно, в первую очередь, последствия вынужденной «Спецоперации» Российской Федерации на Украине поставили российскую экономику перед новыми долговременными системными вызовами, внутренними и внешними угрозами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития. Для обеспечения экономической безопасности государства необходимо обеспечить сохранение своей самодостаточности при любых кризисных ситуациях, включая военную обстановку, сопровождающихся вызовами, рисками и угрозами, обусловленными постоянно меняющейся конъюнктурой мирового и внутреннего рынка. Решение ключевых вопросов по определению действующих и потенциальных угроз и, как следствие, разработка мер их противодействия для четкой выработки и возможности развития конкурентных преимуществ, прописаных в Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года. При чем эти решения должны быть непосредственно связаны с системообразующими производствами и бизнесом, для возможности их инновационного развития, обеспечивая при этом минимизацию экономических потерь, не противореча и задействовав все ресурсы реализации экономической безопасности государства в целом.
Трубопрокатная отрасль, входящая в структуру промышленного комплекса РФ, является системообразующей. В комплексный пакет адресных мер поддержки для нее, наравне с другими системообразующими организациями, предложенных кабмином для развития экономики и бизнеса в условиях внешних санкций, включены государственные гарантии, необходимые для реструктуризации кредитов или получения новых, а также субсидии на возмещение затрат. Трубопрокатным предприятиям, как потенциальным участникам программы не придётся проходить стресс-тесты (обязательную оценку финансовой устойчивости) – этот пункт исключён из правил для упрощения доступа к господдержке подписанным документом от 6 марта 2022 года №296 , которым вносятся изменения в постановление Правительства от 10 мая 2020 года №651 [1]. Но для того, чтобы государству сохранять свою самодостаточность в стохастической системе «экспорт-импорт», необходимы правильно сбалансированные показатели объемов и структуры внутреннего производства [2]. Поэтому необходим контроль и своевременная возможность регулирования производственных показателей предприятий трубопрокатной отрасли на основе диагностики основных факторов влияния состояния их экономической безопасности с использованием методики SWOT анализа [3], [4], а также практической реализации организационно-экономического механизма обеспечения экономической безопасности предприятий трубопрокатной промышленности [5], [6]. Необходимо на уровне профильного министерства реализовать мониторинг показателей эффективности работы предприятий отрасли, для обеспечения взаимовыгодных решений экономической безопасности государства и бизнеса, а не жонглировать цифрами на аффилированных, крайне дорогостоящих для пользователей, разнообразных статистических сайтах. Для реализации этого необходима разработка индикаторов уровня экономической безопасности с динамичным определением в количественном выражении уровня тех или иных возможных угроз устойчивого развития.
Выдающиеся деятели в сфере экономики В.К. Сенчагов, Е. С. Митяков, Ю.Л. Воробьев, В.В. Карпов и др. [7-14] предложили для решения задачи количественного определения показателей пороговых (индикаторных) значений воспользоваться формулами, представляющими из себя системы сложных дифференциальных зависимостей от n-го порядка показателей, влияющих на развитие производств. Эти способы достаточно сложны и проблематика разработки конструктивного инструментария обеспечения экономической безопасности предприятий трубопрокатной промышленности на уровне отдельных научных исследований не получила существенного развития для их оперативного решения.
Для успешного экономического развития российской трубопрокатной отрасли, как одной из стратегически важных, влияющих на устойчивое финансово-хозяйственное развитие всего государства, должна быть достигнута политика эффективного регулирования и стратегического планирования, на основе взаимовыгодных действий государства и бизнеса.
Анализ состояния отрасли и предпосылок возникновения угроз экономической безопасности трубопрокатных предприятий
Проиллюстрируем диаграммой объемы рынка трубной продукции, рассчитанные как совокупная выручка компаний за налоговый период на основе официальной статистики Росстата, загруженность производственных мощностей по данным годовых отчетностей крупных трубопрокатных предприятий и инфляцию рубля (Рисунок 1).
* Прогноз 2022 года выполнен в грубом приближении по результатам первого полугодия
Рисунок 1. Динамика изменения объема рынка трубопрокатной отрасли РФ за 2018-2022 годы.
Источник: составлено автором по данным Росстат, Комтрейд СтатБюро, официальные сайты трубопрокатных предприятий (годовая отчетность)
В 2021 году и прогнозам на 2022 год видно резкое падение объемов рынка трубной продукции при возросшей инфляции рубля и резкое снижение загрузки производственных мощностей. Возникает острая необходимость анализа влияния внешних угроз на экономическую безопасность трубопрокатных предприятий РФ.
Конъюнктура рынка трубной продукции и его внутренняя обеспеченность для Российской Федерации также выглядит недостаточно правильно (Рисунок 2). При резком повышении индекса цен производителей на внутреннем рынке и, соответственно, уменьшением объема продаж на нем, наблюдается его падение при поставках на экспорт.
* Прогноз 2022 года выполнен в грубом приближении по результатам первого полугодия
Рисунок 2. Динамика изменения конъюнктуры рынка трубной продукции за 2018-2022 годы. Источник: составлено автором по данным Росстат, Ru-Stat, ФТС РФ, официальные сайты трубопрокатных предприятий (годовая отчетность)
При этом, до сегодняшнего дня в трубопрокатной отрасли наблюдается и «отток» капитала с перемещением факторов производства за рубеж. Примером может служить работа транснациональных корпораций (ТНК), у которых есть возможность за счет инвестиций в производство, занижать цены на сырье и полуфабрикаты, направляемые дочерним предприятиям за границу и, наоборот, завышать их на комплектующие и оборудование, поступающие в нашу страну [15].
Санкционная война Запада вскрыла сегодня целый пласт проблем трубопрокатной отрасли РФ. Так многие руководители, как предприятий, так и государственных органов не понимают или не поддерживают необходимость перехода к новым методам управления производствами (мобилизационная экономика, стратегическое государственное планирование, осуществляемое совместно с бизнесом и т.д.). После введения персональных санкционных мер многие главы крупнейших компаний ушли из всех активов и сложили с себя обязанностей публичных лидеров.Это говорит о том, что необходимо срочно переходить к модели управления компаниями, где олигархи работают на государство, а не наоборот. То есть, для России нужен мощный инициирующий импульс (обрушившиеся финансовые санкции Штатов и их сателитов) в форсированном становлении нового технологического уклада и формировании институтов нового мирохозяйственного уклада. Но прежде – очищение государственной системы управления от безответственности должностных лиц и от криминализации ряда важнейших институтов её регулирования. Что происходит сейчас, достаточно «болезненно» при помощи естественной фильтрации .
Таким образом, стремительное развитие в нашей стране транснациональных компаний, многие из которых уже не скрывают свой правовой и государственный нигилизм, просто обязывает наших Российских политиков, экономистов и юристов противопоставить этому явлению такие решения, возможность обойти которые будет не выгодно ни бизнес-сообществу, ни государству, то есть, будет законодательно обеспечено его неуклонное выполнение.
Так, для борьбы с негативными проявлениями финансовой деятельности предприятий был принят Федеральный закон от N 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» (в ред. Федеральных законов от 12.11.2018 N 412-ФЗ) [21].
В системе организационно-экономического механизма обеспечения экономической безопасности предприятий трубопрокатной промышленности необходимо выявление наиболее опасных внешних угроз, нуждающихся в оперативном регулировании или последовательной стратегической нейтрализации [2], [5].
Наиболее опасные экономические угрозы и их разрушительные последствия для трубопрокатной отрасли, требуют безотлагательных мер для их нейтрализации при общей заинтересованности как со стороны бизнеса, так и государства.
Обеспечение мониторинга и государственного стратегического управления экономической эффективностью отрасли
Организационно-экономический механизм обеспечения экономической безопасности отрасли представляет собой сложную интегральную систему, которая является обобщенным отражением комплекса направлений, включающих решение целого ряда задач обеспечения устойчивого состояния производственной, научно-технической, информационной, кадровой, инвестиционной, финансовой безопасности для возможности эффективной деятельности предприятий. А для этого необходимы как повышение производительности при оптимизации и модернизации производственных процессов и инновационном развитии технологий, так и обеспечение внедрения IT-технологий с учетом защиты коммерческих интересов при общей информационной прозрачности. Не менее важной является решение задачи по формированию квалифицированного кадрового потенциала с гарантиями минимизации рисков, связанных с работой. А также должна быть обеспечена экономическая устойчивость предприятий, их инвестиционная привлекательность при минимизации финансовых рисков.
В самом общем виде экономическая безопасность трубопрокатной отрасли складывается из обеспечения благоприятных условий и факторов для ее эффективного поддержания (Рисунок 3)
Рисунок 3. Обобщенная замкнутая схема обеспечения экономической безопасности трубопрокатной отрасли.
Источник: составлено автором
При этом «условия» и «факторы» находятся в постоянно меняющимся динамическом процессе, зависящим как от экономической безопасности государства в целом, его роли в управляющих процессах трубопрокатного бизнеса, так и внешнего влияния бизнес-среды и внутрипроизводственных факторов.
Для поддержания эффективного функционирования трубопрокатных предприятий необходимо обеспечить возможность постоянного оперативного анализа устойчивости и прогнозирования их экономической безопасности, а это связано с четким определением в количественном выражении уровня тех или иных возможных угроз, оказывающих негативное влияние на все составляющие производства. То есть, требуется сформировать систему индикаторов уровня экономической безопасности, которые взаимодействуют между собой и позволяют выделить значимые параметры для стратегического планирования на уровне отрасли.
Алгоритм определения, дальнейшего анализа и оценки значений индикаторов – это сложный многоуровневый процесс, который в первом приближении можно представить схематически (Рисунок 4).
Рисунок 4. Схема определения индикаторов уровня экономической безопасности трубопрокатных предприятий. Источник: составлено автором
Для реализации этого процесса необходимо обеспечить анализ пороговых значений каждого из предложенных индикаторов. То есть важной задачей является однозначное определение величин, выход «за рамки» которых в недопустимых пределах, приведет к негативным последствиям для всей экономики отрасли. При этом необходимо рассматривать зависимость между вычисленными пороговыми значениями и полученными показаниями индикаторов в постоянной динамике.
В концепции организационно-экономического механизма обеспечения экономической безопасности трубопрокатных предприятий должна лежать Стратегия экономической безопасности России, разработанная до 2030 года, утвержденная президентом РФ в мае 2018 года. Самую большую сложность для обеспечения мониторинга отрасли представляет, как раз численное выражение этой самой «степени», зависящей от негативного влияния извне и формирующиеся внутри отрасли из-за какой-либо сложившейся обстановки или ситуации. Необходима разработка переменных коэффициентов, учитывающих несбалансированность развития всей мировой экономики в сегодняшнее время разрушения однополярного мира, влияния теневой экономики, многочисленных санкционных мер, военных конфликтов, нависших над страной и, естественно, отражающихся на экономической стабильности развития и безопасности не только государства, но и всех ее составляющих, в частности на трубопрокатной отрасли. На постоянную корректировку показателей и пороговых значений индикаторов, необходимость в нивелировании рисков оказывают непосредственное влияние и возникшая пандемия короновируса с вынужденными локдаунами, а также неуправляемые изменения климатических и экологических составляющих.
Мониторинг развития трубопрокатной отрасли на основе статистических данных
Назревает серьезная необходимость в мониторинге развития трубопрокатной отрасли на основе статистических данных аффилированных сайтов Росстат, Ru-Stat, ФТС РФ, Trade Map, Commodity Trade Statistics Database (UN Comtrade) и определении индикаторов для его анализа. Это является одним из элементов организационно-экономического механизма обеспечения экономической безопасности предприятий трубопрокатной промышленности.
Для построения медианной линии пороговых значений в самом грубом приближении возьмем усредненные показатели двух докризисных годов (2012-2013). Далее по данным, наиболее значимым для безопасности РФ, построим лепестковую диаграмму экономической безопасности трубопрокатной отрасли по годам, «Радар экономической безопасности» с 2014 по 2022 (Рисунок 5).
Рисунок 5. Радар экономической безопасности трубопрокатной отрасли РФ за 2014-2022 годы (номинальные значения основных показателей). Источник: составлено автором по данным Росстат, Ru-Stat, ФТС РФ, Trade Map, Commodity Trade Statistics Database (UN Comtrade)
Санкционные меры недружественных стран и локдауны от пандемии COVID-19 привели к уменьшению объема импорта трубной продукции, что можно назвать положительной составляющей для отрасли, но общая государственная экономическая нестабильность привели к значительному падению индекса производства, который показал относительное совокупное падение (коэффициент) производства всех видов трубной продукции с учетом инфляции и общим падением цен. Как следствие, видно, что при незначительном падении общей численности работников наблюдается снижение среднемесячной номинальной заработной платы. Также негативным фактором является то, что при общем увеличении производственных мощностей ярко выражено снижение их загруженности.
Для наглядности сузим Радар до анализа допандемийных лет и 2022 года – начала спецоперации на Украине (Рисунок 6).
Рисунок 6. Радар экономической безопасности трубопрокатной отрасли РФ за 2018-2022 годы (номинальные значения основных показателей).
Источник: составлено автором по данным Росстат, Ru-Stat, ФТС РФ, Trade Map, Commodity Trade Statistics Database (UN Comtrade)
Рисунок 6 наглядно иллюстрирует резкое падение к 2022 году практически всех рассматриваемых показателей ниже пороговых значений.
Но для определения реальных пороговых значений любого показателя необходимо, чтобы они были основаны на определенных количественных показателях, которые должны быть строгим качественным отражением всех бизнес-процессов, присутствующих в отрасли. Аксиомой является и то, что каждая промышленная отрасль имеет совершенно разную оценку данных показателей, но все они должны быть связаны с показателями экономической безопасности государства в целом. Особую актуальность данной проблеме придает тот факт, что количественные показатели пороговых значений практически невозможно точно определить аналитическим способом. Выдающиеся деятели в сфере экономики В.К. Сенчагов, Е. С. Митяков, Ю.Л. Воробьев, В.В. Карпов и др. [7-14] предложили для решения этой задачи воспользоваться формулами, представляющими из себя системы сложных дифференциальных зависимостей от n-го количества показателей.
В настоящее время широкое распространение нашел метод ограниченного перебора, который обеспечивается прикладным пакетом программного обеспечения WizWhy предприятия WizSoft – одним из лидеров на рынке продуктов Data Mining. Сегодня этот программный продукт нашел применения в медицине, позволяя выявлять скрытые закономерности в многомерном массиве исследований и показателей наблюдения за пациентом, для формирования базы знаний, на основе которой можно осуществлять выбор траектории лечения [16].
Применение метода ограниченного перебора с использованием ПО WizWhy для вычисления пороговых значений показателей экономической безопасности для отрасли, позволит вывести не только закономерности их возникновения (многомерный массив экономических показателей в прямой зависимости от внешних и внутренних угроз и одновременно возможностей для отрасли), но и, для принятия каких-либо стратегических решений, предложить пути их нейтрализации, которые будут приниматься уже специалистами как на уровне бизнеса, так и государства учетом предложенного выше организационно-экономического механизма обеспечения экономической безопасности трубопрокатных предприятий.
Следует также учесть, что падение объема производства для трубопрокатной отрасли (Рисунки 5 и 6) указывает на отсутствие положительной динамики в существенном развитии трубопрокатных предприятий, а ведь она является одной из системообразующих звеньев государственного промышленного комплекса. В статье 4 Федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31.12.2014 N 488-ФЗ (ред. от 01.05.2022) указаны цели, задачи и принципы промышленной политики, которые образуют гармоничную систему как внутреннего развития промышленных отраслей, направленных на их собственное устойчивое функционирование, так и внешнее, когда высокоразвитая промышленность оказывает положительное влияние на всю экономику и ее безопасность Российского государства. В стратегии экономической безопасности России, спланированной до 2030 года и подписанной указом президента РФ от 13.05.2017 номер 208, в целях была зафиксирована необходимость создания специальных департаментов и служб, задачей которых является нивелирование или полное устранение проблем и негативных факторов, влияющих на подрыв экономической безопасности станы, регионов и соответственно и отраслей промышленности. Все это говорит о том, что не отлажена четкая взаимосвязь между бизнесом и государственными структурами, а главное, не сформирована заинтересованность бизнеса в этом взаимодействии.
Глубокий постоянный внешний мониторинг экономических показателей функционирования отрасли со стороны соответствующих министерств совместно с внутренним – со стороны предприятий отрасли позволит своевременно принимать экстренные меры государственного регулирования при формировании промышленной политики, содействуя обеспечению экономической безопасности не только отрасли, но и страны.
Заключение
На основе статистического анализа построены радары экономической безопасности трубопрокатных предприятий, посредством которых визуализируются значимые показатели производства в сравнении с усредненной медианной линией. Проведение мониторинга предложенным способом позволит определить комплекс действий по выявлению и прогнозированию угроз по сформированной системе индикаторов, оценить их степень отклонения от пороговых значений на данном временном этапе и разработать рекомендации по нивелированию условных зон риска для применения корректирующих и предупреждающих действий и возможности дальнейшего стратегического планирования. Радары экономической безопасности являются одним из инструментов организационно-экономического механизма обеспечения экономической безопасности трубопрокатных предприятий. Схема определения индикаторов уровня экономической безопасности трубопрокатных предприятий сможет найти практическое для принятия в дальнейшем положительных инвестиционных решений и соответствующий рост масштабов хозяйственной деятельности в отрасли. При этом государственная промышленная политика должна в ходе своего совершенствования и дальнейшего развития учесть решение тактических задач по выработке общей стратегической направленности экономической безопасности и взаимозаинтересованности трубопрокатного бизнеса и власти.
1. Malyutina T.D. Vliyanie sovremennyh vyzovov na energobezopasnost' Rossii na primere truboprokatnyh predpriyatiy // VYSShAYa ShKOLA: NAUChNYE ISSLEDOVANIYa. Materialy Mezhvuzovskogo mezhdunarodnogo kongressa. -Moskva: Infiniti - 14 aprelya 2022 goda., S. 24-38; URL: DOIhttps://doi.org/10.34660/INF.2022.40.25.002
2. Malyutina T.D. Vliyanie vneshnih ugroz na ekonomicheskuyu bezopasnost' truboprokatnyh predpriyatiy RF // RUSSIAN JOURNAL OF MANAGEMENT. - 2022. - Tom 10. - № 2 - S.156-160; URL: DOIhttps://doi.org/10.29039/2409-6024-2022-10-2-156-160
3. Malyutina T.D. Ugrozy ekonomicheskoy bezopasnosti truboprokatnoy otrasli Rossiyskoy Federacii: mery protivodeystviya // EKONOMIChESKAYa BEZOPASNOST' . - 2022. - Tom 5. - №1 - S.209-234; URL: doi:https://doi.org/10.18334/ecsec.5.1.114083.
4. Malyutina T.D. 基于SWOT分析的俄罗斯轧管企业经济安全性分析 Analysis of the economic security of pipe rolling enterprises in Russia using SWOT analysis // 上合组织国家的科学研究:协同和一体化 International Conference “Scientific research of the SCO countries: synergy and integration”/ Proceedings of the International Conference / Beijing, China: 2021 Part 1: p. 20-32 // URL:DOI:https://doi.org/10.34660/INF.2021.52.89.003
5. Malyutina T.D. Organizacionno-ekonomicheskiy mehanizm obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti predpriyatiy truboprokatnoy promyshlennosti // RUSSIAN JOURNAL OF MANAGEMENT . - 2021. - Tom 9. - № 4 - S.66-70; URL: https://doi.org/10.29039/2409-6024-2021-9-4-66-70
6. Malyutina T.D. 影响轧管企业经济安全水平的因素 Factors of Influence on the Level of Economic Security of Pipe-Rolling Enterprises// 上合组织国家的科学研究:协同和一体化 International Conference “Scientific research of the SCO countries: synergy and integration”/ Proceedings of the International Conference / Beijing, China: January 26, 2022 Part 1: p. 8-14 // URL: DOI:https://doi.org/10.34660/INF.2022.62.84.001
7. Senchagov V.K. i dr. Optimizaciya indikatorov i porogovyh urovney v razvitii finansovo-bankovskih i cenovyh pokazateley v sisteme ekonomicheskoy bezopasnosti RF. - M.: Moskva, 2017. -140 s.
8. Senchagov V.K. i dr. Ekonomicheskaya bezopasnost' regionov Rossii. - Nizhniy Novgorod: izd-vo Nizhegorodskiy gosudarstvennyy tehnicheskiy universitet im. R.E. Alekseeva, 2014. - 254 s.
9. Senchagov V.K. Ekonomika, finansy, ceny: evolyuciya, transformaciya, bezopasnost'. -M.: «Ankil», 2010. -714 s.
10. Mityakov E. S. Razrabotka matematicheskih metodov analiza i prognozirovaniya povedeniya indikatorov ekonomicheskoy bezopasnosti : dissertaciya ... kandidata ekonomicheskih nauk : 08.00.13 / Mityakov Evgeniy Sergeevich; [Mesto zaschity: Nizhegor. gos. un-t im. N.I. Lobachevskogo]. - Nizhniy Novgorod, 2012. - 150 s.
11. Mityakov E.S. Razvitie metodologii i instrumentov monitoringa ekonomicheskoy bezopasnosti regionov Rossii : dissertaciya ... doktora ekonomicheskih nauk : 08.00.05 / Mityakov Evgeniy Sergeevich; [Mesto zaschity: Povolzh. gos. tehnol. un-t]. - Nizhniy Novgorod, 2018. - 360 s.
12. Mityakov S.N., Mityakov E.S. Analiz krizisnyh yavleniy v ekonomike Rossii s ispol'zovaniem bystryh indikatorov ekonomicheskoy bezopasnosti. / S. N. Mityakov, E. S. Mityakov // Problemy prognozirovaniya. - 2021. - № 3. - S. 29-40. // URL:DOI:https://doi.org/10.47711/0868-6351-186-29-40
13. Vorob'ev Yu.L. Strategicheskie riski Rossii: Ocenka i prognoz - M.: Delovoy ekspress, 2005. - 392 s.
14. Karpov V.V. i dr. Teoriya i praktika ocenki ekonomicheskoy bezopasnosti (na primere regionov Sibirskogo federal'nogo okruga) - Novosibirsk: izd-vo IEOPP SO RAN, 2017. - 146 s.
15. Malyutina T. D. Metody sistematizacii ugroz ekonomicheskoy bezopasnosti truboprokatnoy kompanii // VESTNIK VIEPP. - 2019. - №2.- S. 68-73. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42365568_23949563.pdf
16. Seidova A.S. Formirovanie bazy znaniy na osnove paketa WizWhy dlya medicinskoy informacionnoy sistemy. / Molodezh' i sovremennye informacionnye tehnologii . Sbornik trudov XIII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii.- Tomsk: izd-vo Nacional'nyy issledovatel'skiy Tomskiy politehnicheskiy universitet, 2016. - s. 262-263