The article analyzes the agricultural activity of the agro-industrial complex of the Volgograd region. A study of the value of the yield of winter wheat for a relatively long period from 1930 to 2021 was conducted. The transport component in the technological map of winter wheat cultivation has been determined. It is revealed that when harvesting grain, production transport and logistics systems with mass transportation chains at the micro, meso and macro levels arise. In the agro-industrial complex, it is imperative to work out technological schemes for cultivating agricultural crops and the correct organization of interaction between road transport and combine harvesters as part of harvesting and transport teams, based on modeling methods. The authors proposed to plan transport costs by constructing graphs at the micro–level "Sowing fields – district current", at the meso–level – using the graph "District current – district elevators", at the macro-level - using the graph "District elevators - port elevators". The effectiveness of the proposed measures is evaluated by economic methods. As a result, agricultural enterprises are able to plan their work taking into account new information technologies that ensure higher efficiency of their agricultural activities. The resulting economic effect is only for the individual links selected as an example of each of the levels of a large multimodal logistics system (at the micro level for the link (A_20–B_(1 )) – 61,660 rubles, at the meso level for the link (A_79–B_(33 )) – 625,833.3 rubles, at the macro level for the link (A_33–B_(2 )) – 10,923,680.6 rubles). It will reduce the transport component in the calculation of costs for the cultivation of winter wheat sold inside Russia and for export to Turkey and Iran.
improvement of organization and technology; multimodal logistics delivery systems; information technologies in agriculture; graph theory; modeling of transport processes; winter wheat cultivation; agro-industrial complexes; grain currents; grain elevators; grain receiving ports; linear programming
Введение
На сегодняшний день конкурентоспособность и эффективная сельскохозяйственная деятельность агропромышленных предприятий Волгоградской области связана с прогнозированием возможных действий, оказываемых при возделывании озимой пшеницы и ее продвижении как внутренний, так и на зарубежный рынки. Согласно данным [11], за период с 1990 по 2021 гг. среднее значение урожайности озимой пшеницы в Волгоградской области возросло на 117,4 % (на 15,5 ц/га) (рисунок 1).
Рисунок 1 – Урожайность озимой пшеницы в Волгоградской обл.
в период 1930-2021 гг., ц/га
Figure 1 – Yield of winter wheat in the Volgograd region in the period 1930-2021, kg/ha
Преимущественно, рост урожайности обуславливается применением минеральных и органических удобрений, модернизацией машинно-тракторного парка, совершенствованием технологии проведения уборочных работ с помощью методов точного земледелия [3, 5, 7]. Кроме того, увеличение урожайности сельскохозяйственных культур может быть связано с тем, что на рынке предприятия объединяются в агропромышленные комплексы, которым под силу осуществлять сельскохозяйственную деятельность, так как малые предприятия не могут выдерживать продолжительную засуху почв, связанную с особенностями климата региона, не способны эффективно прогнозировать и продвигать произведенный ими урожай [2, 3, 13].
В технологической карте возделывания озимой пшеницы в калькуляции затрат большая доля отводится на транспортные затраты [2, 3].
Рисунок 2 – Соотношение видов работ при возделывании озимой пшеницы, %
Figure 2 – The ratio of types of work in the cultivation of winter wheat, %
Из рисунка 2 видно, что самым ответственным периодом является уборка урожая. В это время возникают производственные транспортно-логистические системы со следующими цепями массовых перевозок зерна: с посевных полей на зерновые тока, с зерновых токов на зерновые элеваторы, с зерновых элеваторов на портовые хлебоприемные пункты, с которых озимая пшеница отправляется на экспорт в порты Ирана и Турции [4, 6].
Цель исследования заключается в планировании работы автомобильного транспорта во всей мультимодальной логистической системе перевозки зерна на экспорт в Иран и Турцию.
Материал и методы исследования
В исследовании используются методы статистического анализа данных о функционировании агропромышленного комплекса Волгоградской области. Методы системного анализа применялись для правильного разделения большой мультимодальной логистической системы перевозки экспортного зерна на микро-, мезо- и макроуровни с определением места и роли транспорта. Методы решения задачи линейного программирования – оптимизация закрепления потребителей за поставщиками. Эффективность предложенных мероприятий оценивается экономическими методами.
Результаты исследования и их обсуждение
Рассматривая поле как первичное звено большой мультимодальной логистической системы перевозок экспортного зерна, общие затраты транспорта за весь цикл выращивания озимой пшеницы можно выделить с помощью определения показателей работы автомобилей: объема перевозимого груза, времени транспортного цикла, числа ездок и т.д. [1]
Актуальным направлением для оптимизации организации и технологии функционирования автомобильного транспорта в агропромышленном комплексе является проработка технологических схем возделывания сельскохозяйственных культур и правильная организация взаимодействия с комбайнами в составе уборочно-транспортных бригад, основанная на методах моделирования.
На поле существует несколько способов организации автомобильных перевозок зерна от комбайнов. Их условно можно разделить на:
– схемы, имеющие «жесткую» связь «комбайн – автомобиль»;
– схемы, имеющие «гибкую» связь «комбайн – компенсатор – автомобиль» [1, 2, 8, 9, 12].
В таблице 1 приведены основные достоинства и недостатки вышеперечисленных схем организации работы автомобильного транспорта и комбайнов.
1. Bliznyakova, E. A. Issledovanie znachimosti postroeniya vershin grafa posevnyh poley dlya planirovaniya raboty avtomobil'nogo transporta na mikrourovne / E. A. Bliznyakova, A. V. Kulikov // VIII Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya «Informacionnye tehnologii i innovacii na transporte» (g. Orel, 16-19 maya 2022 g) : sb. materialov konf. / redkol.: A.N. Novikov (otv. red.) [i dr.] ; OGU im. i. S. Turgeneva. - Orel, 2022. - C. 81-89.
2. Bliznyakova, E. A. Issledovanie problem funkcionirovaniya gruzovogo avtomobil'nogo transporta pri vozdelyvanii zernovyh / E. A. Bliznyakova // Konkurs nauchno-issledovatel'skih rabot studentov Volgogradskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta (g. Volgograd, 25-29 aprelya 2022 g.) : tez. dokl. / redkol.: S. V. Kuz'min (otv. red.) [i dr.] ; VolgGTU, Otd. koordinacii nauch. issledovaniy molodyh uchenyh UNiI, Obschestvo molodyh uchenyh. - Volgograd, 2022. - C. 133-134.
3. Bliznyakova, E. A. Sovershenstvovanie organizacii transportno-logisticheskogo obsluzhivaniya sel'skohozyaystvennyh predpriyatiy Volgogradskoy oblasti pri perevozke udobreniy / E. A. Bliznyakova // Konkurs nauchno-issledovatel'skih rabot studentov Volgogradskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta (g. Volgograd, 26-30 aprelya 2021 g.) : tez. dokl. / redkol.: S. V. Kuz'min (otv. red.) [i dr.] ; VolgGTU, Otd. koordinacii nauch. issledovaniy molodyh uchenyh UNiI, Obschestvo molodyh uchenyh. - Volgograd, 2021. - C. 133-134.
4. Kulikov A. V., Bliznyakova E. A., Pavlov P. A., Kulikov A. A. Sovershenstvovanie organizacii funkcionirovaniya avtomobil'nogo transporta v mul'timodal'noy logisticheskoy sisteme postavki zerna iz Volgogradskoy oblasti v Iran // Vestnik SibADI. 2022. T.19, № 5 (86). C. https://doi.org/10.26518/2071-7296-2022-19-5-58-92.
5. Kulikov, A. V. Issledovanie effektivnyh transportno-logisticheskih svyazey v organizacii mezhdunarodnyh mul'timodal'nyh perevozok mineral'nyh udobreniy / A. V. Kulikov, E. A. Bliznyakova // Aktual'nye napravleniya nauchnyh issledovaniy XXI veka: teoriya i praktika. - 2021. - T. 9, № 2 (53). - S. 117-130. - DOI: https://doi.org/10.34220/2308-8877-2021-9-2-117-130.
6. Kulikov, A. V. Sovershenstvovanie organizacii perevozok eksportnyh zernovyh kul'tur / A. V. Kulikov, S. Yu. Firsova, B. Sovetbekov // Vestnik Kyrgyzsko-Rossiyskogo slavyanskogo universiteta (Bishkek). - 2019. - T.19, № 4. - S. 46-52.
7. Normativno-spravochnye materialy po planirovaniyu mehanizirovannyh rabot v sel'skohozyaystvennom proizvodstve : sbornik / sost. V. N. Kuz'min. - Moskva : FGNU «Rosinformagroteh», 2008. - 316 s.
8. Obschaya imitacionnaya model' tehnologicheskogo processa uborki zernovyh kolosovyh kul'tur / P. A. Mihaylenko, A. V. Orlyanskiy, A. I. Orlyanskaya // Nauchno-tehnicheskiy progress v APK: problemy i perspektivy : sb. tr. mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii v ramkah XVIII Mezhdunarodnoy agropromyshlennoy vystavki «Agrouniversal - 2016» / Stavropol'skiy GAU. - Stavropol', 2016. - S. 222-226.
9. Orlyanskiy, A. V. Osnovnye principy postroeniya imitacionnoy modeli uborochno-transportnoy sistemy zagotovki kormov / A. V. Orlyanskiy // Mehanizaciya i elektrifikaciya sel'skogo hozyaystva. - 2017. - № 7. - S. 35-36.
10. Svid. o gos. registracii programmy dlya EVM № 2022616507 ot 12 aprelya 2022 g. Rossiyskaya Federaciya. Sostavlenie grafa transportnoy seti ob'ektov goroda / A. V. Kulikov, R. V. Egorov, V. V. Shorin ; FGBOU VO VolgGTU. - 2022.
11. Sel'skoe hozyaystvo, ohota i lesnoe hozyaystvo : oficial'nyy sayt statistiki po Volgogradskoy oblasti. - Rezhim dostupa : https://volgastat.gks.ru/agriculture .
12. Skorlyakov, V. I. Analiz tehnologicheskih shem transportirovki zerna ot kombaynov v tipichnyh usloviyah yuzhnyh stepnyh regionov / V. I. Skorlyakov // Tehnika i oborudovanie dlya sela. - 2020. - № 3. - S. 27-32.
13. Kuruma, M. Improving the organization of food transportation by road to shopping centres in Conakry (Guinea) by optimizing supply chains / M. Kuruma, A. V. Kulikov. - DOI:https://doi.org/10.31660/2782-232X-2021-2-76-89. - Tekst : neposredstvennyy // Arhitektura, stroitel'stvo, transport. - 2021. - № 2 (96). - Pp. 76-89.