employee
Moscow, Moscow, Russian Federation
VAC 12.00.02 Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
VAC 12.00.10 Международное право; Европейское право
VAC 12.00.12 Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
VAC 12.00.14 Административное право; административный процесс
GRNTI 10.07 Теория государства и права
BBK 60 Общественные науки в целом
the need to develop the concept of administrative-tort procedural law as an independent legal entity in the system of Russian law is substantiated in this article.
the concept of administrative-tort procedural law, the system of Russian law
Охранительная функция права заключается в установлении мер ответственности за неисполнение обязанностей, нарушение правовых запретов, превышение прав. С позиции охранительного предназначения право выступает средством разрешения споров и конфликтов в обществе, недопущения асоциального поведения, защиты от правонарушений. В основном охранительную функцию права реализуют охранительные, деликтные отрасли права, включая административно-деликтное право.
Административно-деликтное право представляет совокупность норм, которые основываются на определенных принципах. Принципы являются обобщенными положениями, в которых выражена руководящая идея, пронизывающая всю систему административно-деликтных норм. В них отражаются закономерности современного развития России, ставшей на путь построения правового демократического государства. Принципами должны руководствоваться как законодатель при формировании новых норм, так и судьи, органы, должностные лица, уполномоченные осуществлять производство по делам об административных правонарушениях. Следует отметить, что задачи административно-деликтного права реализуются через административно-деликтную политику государства, которая формирует принципы, направления, функции и методы эффективного и результативного противодействия административной деликтности, основанные на административно-деликтном законе. К основным средствам формирования и реализации административно-деликтной политики относится административно-деликтное законодательство.
Основными институтами рассматриваемой отрасли права являются административное правонарушение и административное наказание. Именно они выполняют роль несущих конструкций административно-деликтного права.
Важно отметить то, что множество правовых норм, описывающих составы административных правонарушений, само по себе вызывает трудности при выборе той из них, которая подлежит применению в конкретной жизненной ситуации. Эти трудности подчас усугубляются тем, что схожие, а иногда и одинаковые, признаки присутствуют не только в описании разных составов административных правонарушений, но и преступлений, влекущих существенно различающиеся меры ответственности. Законность, обоснованность и справедливость юридической ответственности немыслима без точной правовой оценки совершенного деяния. Такая оценка является результатом процесса квалификации административных правонарушений.
При этом понимание права как общего масштаба поведения выражено в установлении одних и тех же пределов административной ответственности за совершение одного и того же правонарушения, единого порядка ее реализации. К лицам, совершившим административные правонарушения, применяются одни и те же материально-правовые нормы, определяющие противоправность и наказуемость деяния, те же процессуальные нормы, регулирующие порядок производства по делам об административных правонарушениях.
Если административное правонарушение является основанием для административной ответственности, то административное наказание – правовое ее последствие. Термин «административное наказание» отражает суть карательной санкции и согласуется с названием уголовно-правовой санкции «наказание». Административное наказание является защитной реакцией государства на административные правонарушения. Более того, оно одно из основных правовых средств противодействия административной деликтности. Угроза наказания оказывает сдерживающее воздействие на выбор противоправного варианта поведения, информируя субъекта о нежелательных для него последствиях нарушения установленного административно-правового запрета.
Представления о понятии, содержании, направленности административного наказания (взыскания) не оставались неизменными, они формировались на нравственных воззрениях общества или его правящей элиты в соответствующий период его развития. Например, в первые годы существования Советского государства доминировала ориентация на подавление классовых противников, которая породила такие меры административного воздействия как административная ссылка, высылка из СССР представителей интеллигенции и др. Действующая система административных наказаний, закрепленная в КоАП РФ, основывается на современных ценностях, необходимости надежной защиты прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства от административных правонарушений [1].
В последние годы в работах ведущих российских ученых-административистов (прежде всего Бахраха Д.Н., Попова Л.Л., Россинского Б.В., Старилова Ю.Н., Шергина А.П.) были предприняты попытки теоретического и методологического обоснования ими своих моделей и концепций административно-деликтного права в системе современного административного права Российской Федерации и в целом в системе российского права.
Например, переосмысливая устоявшиеся в науке взгляды об административной ответственности как об одном из институтов административного права Шергин А.П. обосновывает вывод о том, что нормы, регулирующие вопросы данного вида юридической ответственности, образуют самостоятельную отрасль российского права ‒ административно-деликтное право. Эволюция этих норм изменила их статус, они обрели все характеристики, присущие отрасли права. Административно-деликтное право осуществляет материально-правовое регулирование административной ответственности. Совокупность составляющих его норм имеет свой предмет, метод правового регулирования, обособленную организацию нормативного материала в виде КоАП РФ и законов субъектов РФ об административных правонарушениях [2].
В свою очередь, Старилов Ю.Н., исследуя теоретико-прикладные вопросы реализации Концепции нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, опубликованной в 2019 г., в свете новейшей реформы законодательства об административной ответственности рассматривает вопрос о признании административно-деликтного права крупной самостоятельной отраслевой сферой административного правового регулирования и полноценно действующей системой законодательства, регламентирующего порядок применения административной ответственности и иных мер административного принуждения[3].
В работах, в частности Кирина А.В., Попугаева Ю.И., определённое внимание уделено административно-деликтному процессу, что позволяет дальше развивать отражённые в научных исследованиях взгляды учёных с целью обосновать существование административно-деликтного процессуального права в качестве самостоятельного правового образования в системе российского права.
Как уже было отмечено ранее, охранительную функцию права реализуют преимущественно охранительные, деликтные отрасли права, включая административно-деликтное право. Для современного административно-деликтного права характерна интеграция с уголовным правом, что позволяет эффективнее использовать их мощности в предупреждении правонарушений [4]. Охранительные нормы уголовного и административного законодательства обладают существенным сходством, как по своей форме, так и по содержанию. Общность теоретических основ административной и уголовной ответственности, их историческое развитие обусловливают трудности при разграничении уголовной и административной ответственности, начиная с определения основания ответственности и заканчивая порядком её применения.
В сфере правового регулирования уголовной ответственности сложились такие самостоятельные отрасли права, как уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, причем каждая из них регулирует определенную часть вопросов, связанных с реализацией уголовной
ответственности. Уголовное право признаётся материальной отраслью, уголовно - процессуальное и уголовно-исполнительное право ‒ процессуально-процедурные отрасли права.
Административно-деликтное право осуществляет материально-правовое регулирование административной ответственности. В свою очередь, на наш взгляд, есть основание выделить административно-деликтное процессуальное право, которое регулирует производство по делам об административных правонарушениях.
С точки зрения Кирина А.В., отсутствие в административном правоведении научных исследований, посвященных комплексному методологическому осмыслению и теоретическому обоснованию целостной современной концепции административно-деликтного процессуального права и адекватному реальным условиям структурированию его содержания в системе отраслевой науки, существенно затормозило окончательную формальную трансформацию этого особого, предметно и законодательно единого комплекса правовых институтов в подотрасль административного права. Вместе с тем накопленный за последние 50 лет эмпирический опыт развития профильного законодательства и обширная научная база исследования теории и практики административной ответственности диктует объективную необходимость в логическом завершении долгого процесса советского института административной ответственности в полноценное самостоятельное правовое образование административно-деликтного процессуального права [5].
По мнению Попугаева Ю.И., административно-деликтный процесс является предметно и законодательно обособленным общим комплексом административно-процессуальных институтов и норм, регулирующих процедуры привлечения к административной ответственности за совершенные административные правонарушения. Специальных научных работ, посвященных отдельной и подробной характеристике законодательства в сфере административно-деликтного права в виде комплексной разработки теоретико-прикладных проблем материально-правовых и процессуальных составляющих этой отрасли, крайне недостаточно [6].
Представляется необходимым для дальнейшей разработки научной концепции развития системы российского права в целом и административного права, в частности, для реформирования подходов к содержанию и системе его внутренней организации, а также для адекватного современным реалиям изменениям содержания, формы изложения и структурирования в учебных курсах соответствующего материала, анализ зарубежной и отечественной научной литературы, проведение научных исследований для обоснования административно-деликтного процессуального права в качестве самостоятельного правового образования в системе российского права, которое имеет свой предмет, метод правового регулирования, систему, обособленную организацию нормативного материала в виде действующего КоАП РФ, а вскоре в виде идущего ему на смену Процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Стоит отметить, что внедрение такого курса особенно важно для ведомственных вузов, готовящих специалистов, основным содержанием деятельности которых в дальнейшем будет административная юрисдикция.
1. Administrativno-deliktnoe pravo. Tom I: uchebnik [G.H. Hadisov i dr.]. - M.: Moskovskiy universitet MVD Rossii imeni V.Ya. Kikotya, 2019. - S. 53.
2. Shergin A.P. Razmyshleniya ob administrativno-deliktnom prave // Aktual'nye problemy rossiyskogo prava. 2017. № 5.
3. Starilov Yu.N. Koncepciya novogo kodeksa Rossiyskoy Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah i «sud'ba» administrativno-deliktnogo prava: dva noveyshih voprosa v sovremennoy pravovoy teorii // Vestnik VGU. Seriya: Pravo. 2020. № 2.
4. Shergin A.P. Razmyshleniya ob administrativno-deliktnom prave // Aktual'nye problemy rossiyskogo prava. 2017. № 5.
5. Teoriya administrativno-deliktnogo prava. Avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk / Kirin A.V. - M., 2012. 58 c.
6. Popugaev Yu.I. Administrativno-deliktnoe zakonodatel'stvo: sostoyanie, problemy i napravleniya dal'neyshego razvitiya: monografiya. M.: FGBOU VPO «MosU MVD Rossii im. V.Ya.Kikotya», 2020.