Russian Federation
student
Employment is a socio-economic category representing a set of socio-economic relations in society that ensure the application of the labor of the employed population in various fields and sectors of activity, performing the function of a connecting and stimulating link in the reproduction of the la-bor force and the gross domestic product created by it. The article examines the current regional problems of employment in the context of limited budgetary resources with a potential level of labor force.
sociology, labor, employment, region, resource, population
Проблема занятости является одной из приоритетных социально-экономических проблем, поскольку неразрывно связана с людьми и их трудовой активностью, вовлеченностью в создание совокупного внутреннего продукта страны. При исследовании тенденций региональных проблем занятости в условиях ограниченности бюджетных ресурсов, социологии труда были учтены научные наработки, получившие отражение в трудах авторов Ермолаева С.Г. [1], Харченко К. В. [2], Асалиев А.М.[3], Генкин Б.М. [4], Ржаницына Л.С. [5], Чижова Л.С. [6], Карчагин Е.В. [7], Басова Е.А. [8], Боровских Н.В .[9], Гончаров В.С. [10], Мельникова Н.Н. [11], Гурьянов П.А. [12], Винокуров С.С. [13], Лазарева Н.В. [14], Попов А.Ю. [15], Мазунина О.А. [16], Корнилович В.А. [17], Данилов Ю.А. [18], Юрасов И.А. [19], Шевченко И.О. [20], Хронова И. А. [21], Бодрикова А.Н. [22] и др.
Использование трудового потенциала представляют не только экономический интерес, они являются показателем, отражающим политику государства и его регионов в сфере труда. Потеря работы снижает уровень жизни, создает социальную угрозу устойчивого развития и причиняет психологическую травму потенциальной рабочей силе. Стратегия занятости каждого региона и страны в целом направлена на достижение высокого уровня жизни населения; создание условий для разностороннего развития при повышении эффективности экономики. Тактика занятости каждого региона и страны в целом направлена на сбалансированность спроса и предложения рабочей силы, на обеспечение полной и эффективной занятости.
Занятость реализуется через использование наемного труда и труда самозанятых. Самозанятый обеспечивает свою занятость самостоятельно, определяя виды деятельности, которые ему принесут доход, стоимость и сроки осуществления. Наемные работники - это лица, работающие по заключенному трудовому договору у работодателя, которыми могут выступать как организации, так и индивидуальные предприниматели, работающие за вознаграждение полный или неполный рабочий день, имеющие оплачиваемую работу, службу, сезонную, временную работу, выполняющие работы по ГПХ, авторским договорам. Занятыми считаются лица, осуществляющие полномочия членов избирательных комиссий, комиссий референдума, а также индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты и лица, занятые в подсобных промыслах, реализующие продукцию по договорам и члены крестьянских фермерских хозяйств. К занятым относятся лица, проходящие военную, альтернативную гражданскую, иную службу и обучающиеся очно в образовательных организациях. Не исключаются из занятых временно отсутствующие по причине нетрудоспособности и отпусков, переподготовки и повышения квалификации.
Потенциальная рабочая сила в регионах имеется. Если сравнивать потенциальную силу в регионах, то наибольшая доля потенциальной рабочей силы от 15 до 72 лет сосредоточена в Центральном федеральном округе 17,40% (табл. 1).
Таблица 1
Потенциальная рабочая сила федеральных округов России, тыс. чел.
Федеральные округа России |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
Доля в % за 2021 год |
Российская Федерация, всего, в том числе |
1126,9 |
1099,8 |
1572,5 |
1659,2 |
1234,5 |
100,0 |
Центральный федеральный округ |
160,9 |
147,0 |
280,5 |
293,9 |
214,8 |
17,40 |
Северо-Западный федеральный округ |
123,4 |
125,4 |
141,0 |
157,2 |
113,9 |
9,22 |
Южный федеральный округ |
119,9 |
112,8 |
160,2 |
164,8 |
134,3 |
10,88 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
103,6 |
124,6 |
180,0 |
235,1 |
198,6 |
16,08 |
Приволжский федеральный округ |
214,9 |
205,5 |
295,7 |
284,7 |
185,4 |
15,02 |
Уральский федеральный округ |
81,3 |
86,8 |
114,6 |
118,7 |
77,7 |
6,29 |
Сибирский федеральный округ |
215,9 |
200,7 |
248,3 |
269,9 |
211,2 |
17,11 |
Дальневосточный федеральный округ |
107,0 |
96,9 |
152,3 |
135,0 |
98,6 |
7,99 |
Составлено автором по данным Росстата https://rosstat.gov.ru/labour_force
При общем снижении динамики потенциальной рабочей силы в 2021 г. по сравнению с 2020 г., уровень рабочей силы и уровень занятости за этот период выросли и составили на конец года соответственно 68,5 и 65,6% (табл. 2).
Таблица 2
Годовой численный состав рабочей силы
2021 год |
Рабочая сила, тыс. чел |
Занятые, тыс. чел. |
Уровень рабочей силы, в % |
Уровень занятости, в % |
январь |
74 953 |
70 638 |
67,9 |
64,0 |
февраль |
74 950 |
70 712 |
67,9 |
64,1 |
март |
74 895 |
70 840 |
67,9 |
64,2 |
апрель |
74 972 |
71 082 |
67,9 |
64,4 |
май |
75 145 |
71 469 |
68,1 |
64,8 |
июнь |
75 161 |
71 584 |
68,1 |
64,9 |
июль |
75 283 |
71 859 |
68,2 |
65,1 |
август |
75 508 |
72 154 |
68,4 |
65,4 |
сентябрь |
75 467 |
72 196 |
68,4 |
65,4 |
октябрь |
75 431 |
72 167 |
68,3 |
65,4 |
ноябрь |
75 328 |
72 107 |
68,3 |
65,3 |
декабрь |
75 578 |
72 364 |
68,5 |
65,6 |
Составлено автором по данным Росстата https://rosstat.gov.ru/labour_force
Проводимые региональные мероприятия по максимизации занятости затрагивают комплекс мер, среди которых: организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан при развитии организаций в условиях цифровой трансформации [23] и эффективного управления бюджетными ресурсами [24]; поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан и работодателей; содействие трудоустройству выпускников; снижение неформальной занятости; содействие социальному предпринимательству [25] при непрерывном аудите доходов бюджетов [26] и др., которые направлены, прежде всего, на безработных граждан старше 50 лет, безработных граждан, имеющих основное общее образование, впервые ищущих работу или длительно не работающих, а также выпускников образовательных организаций. Проведение активной политики на рынке труда в решении региональных проблем занятости сегодня один из приоритетов политики занятости населения региона, реализуемой через:
- во-первых, меры содействия трудоустройству, разработки гибкого механизма взаимодействия с социальными партнерами, скоординированная деятельность субъектов социальных и трудовых отношений;
- во-вторых, меры, влияющие на спрос рабочей силы: организацию общественных работ, поддержку развития среднего и малого бизнеса, самозанятости; административная и налоговая поддержка работодателей по созданию ими рабочих мест, в том числе для лиц с ограниченными трудовыми возможностями при сохранении субъектами результативности внутреннего контроля [27];
- в-третьих, меры, влияющие на предложение рабочей силы: обучение, переобучение, переподготовку рабочей силы с учетом требований профстандартов и потребностями регионального рынка труда.
- в-четвертых, меры, направленные на устранение административных ограничений на перемещение рабочей силы;
- в-пятых, меры, обеспечивающие выплаты заработной платы в гарантированном объеме по итогам проверки обоснованности расходов на оплату труда [28], внутреннего контроля субъектами оплаты труда [29];
- в-шестых, меры оптимизации налогообложения при широком использовании специальных его систем [30] и соблюдении требований нормирования выплат за труд [31].
Важным фактором повышения уровня занятости общественным трудом является рост эффективности экономики через усиление трудовой мотивации, рост заработной платы, обеспечение нормальных условий труда и жизни, повышение конкурентоспособности работников, создание рынка жилья. Продуктивная занятость характерна для сфер общественного производства, принося работнику трудовой доход. Полезная занятость, свойственная гражданам трудоспособного возраста, занятым на очной форме обучения, службе в армии, нахождении в отпусках, ведении домашнего, личного подсобного хозяйств, осуществляющим уход за больными, престарелыми гражданами, занимающимися общественной, религиозной деятельностью. Полная занятость не достигнута и характеризуется тем, что все желающие работать при сложившемся уровне реальной заработной платы имеют такую реальную возможность в течение нормальной продолжительности рабочего дня. Эффективная занятость, обеспечивая достойный постоянный доход, способствует росту образовательного, профессионального уровня занятого населения и представляется как целесообразная, общественно-полезная занятость, удовлетворяющая общественные и личные потребности населения.
Занятость в отраслях у субъектов хозяйств экономики региона уже не является единственной сферой общественно-полезной деятельности. Сфера труда становится одной из равноправных и равнодоступных сфер деятельности наряду с учебой, ведением домашнего хозяйства, воспитанием детей, общественной, религиозной, предпринимательской деятельностью. Незанятость граждан не является основанием для их привлечения к административной ответственности. Регион ответственен за создание условий для реализации прав граждан на труд и свободно избранную занятость через реализацию принципа содействия занятости, которому характерно, наряду с косвенным регулированием заданного уровня занятости, активное участие субъектов социально-трудовых отношений в выработке и регулировании направлений развития занятости. Их тесное взаимодействие в развитии занятости активно влияет на состояние качественных характеристик – образовательного, профессионального, квалификационного состава занятого населения, демографическую структуру, социально-экономическую мобильность и конкурентоспособность. Накопление неэффективной занятости снижает мобильность рабочей силы, ведет к падению производительности труда и уровня квалификации. То есть проблема кадрового потенциала и ограниченность инвестиционных возможностей в технологии обуславливают низкий уровень производительности труда, выступающей в качестве определяющего фактора экономического развития региона. Одним из открытых проявлений неэффективной занятости остается неполная занятость, увеличивающая объем потенциальной рабочей силы, обеспечивая:
- работой всех, кто её ищет и готов к ней приступить;
- работой с наибольшей продуктивностью;
- свободой выбора занятости;
- безопасные условия труда;
- использование различных организационных форм занятости, таких как: полный рабочий день и неделя, которые определены восьмью рабочими часами в сутки и сорока часами в неделю; сокращённый рабочий день с меньшим количеством рабочих часов в сутки для отдельных видов работ и занятых, например, на вредных опасных тяжёлых условиях труда, или для работников до 18 лет; раздельный рабочий день, который представляет собой дневную норму часов, делённую на части с перерывами между ними более двух часов; неполный рабочий день / неделя, продолжительность которых меньше, чем у полного рабочего дня / недели; надомничество, при которой исполнитель работает на дому в индивидуальном порядке или при помощи членов семьи; совместительство, предусматривающая выполнение другой оплачиваемой работы за пределами основной работы; временная работа / сезонная занятость в пределах конкретного срока с определенным объёмом работ; самостоятельная занятость как поиск трудового занятия и создание рабочего места за счёт занятого; трудовой семестр, представляющий оплачиваемую трудовую деятельность обучающихся в период каникул.
Занятость предоставляет много преимуществ человеку:
- занятость является источником дохода;
- занятость свидетельствует о наличии трудовой и общественно полезной деятельности человека;
- занятость подтверждает законность его трудовой активности;
- занятость улучшает социальную интеграцию работников;
- занятость позволяет удовлетворить стремления работника и обрести ему уверенность, повысить квалификацию и навыки;
- занятость позволяет оценивать качество труда человека.
Создание большего числа рабочих мест более высокого качества и более инклюзивных создает основу для развития и возможность выбраться из бедности, помогает добиться экономической и социальной стабильности, способствуя устойчивому экономическому росту страны и ее регионов. Техническое и профессиональное образование должны быть адаптированы к реальным потребностям субъектов хозяйств региона.
Таким образом, поскольку вопросы занятости населения все больше приобретают актуальнейшее значение для регионов, то региональные особенности процессов социального развития должны найти отражение в политике занятости через формирование системы мер регионального социально-экономического регулирования, направленных на предотвращение нарастания социальной напряженности в регионах и стране.
1. Ermolaeva, S.G. E74 Rynok truda: uchebnoe posobie / S.G. Ermolaeva. - Ekaterinburg : Izd-vo Ural. un-ta, 2015.- 108 s.
2. Harchenko K.V. Sociologiya upravleniya: ot teorii k tehnologii. - Belgorod: Obl. tipografiya, 2008. - 160 s.
3. Asaliev, A.M. Ekonomika truda: Uch. / A.M. Asaliev, V. B. Bychin, V. N. Bobkov. - M.: Infra-M, 2018. - 312 c.
4. Genkin, B.M. Ekonomika i sociologiya truda / B.M. Genkin. - M.: Norma, 2019. - 464 c.
5. Rzhanicyna, L.S. Demografiya naseleniya i trudovaya zanyatost' / L. S. Rzhanicyna // Chelovek i trud. - 2016. - № 5-6. - S. 20-27.
6. Chizhova, L.S. Innovacionnaya ekonomika: zanyatost', trudovaya motivaciya, effektivnost' truda / L.S. Chizhova. - M.: Ekonomika, 2011. - 430 c.
7. Karchagin E.V. Spravedlivost' v gorode: kontury koncepcii gorodskoy spravedlivosti // Sociologiya goroda. 2016. № 1. S. 84-92.
8. Basova E.A. Udovletvorennost' trudom: analiz gendernyh razlichiy (na materialah sociologicheskogo oprosa Vologodskoy oblasti) // Mir ekonomiki i upravleniya. - 2021. - T. 20, № 4. - S. 232-245
9. Borovskih N.V. Gendernye razlichiya v oplate truda: regional'nyy aspekt / N.V. Borovskih, E.M. Avlasovich // Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya. - 2019 - № 3 (21). - C. 174-181.
10. Goncharov V.S. Gendernoe neravenstvo v sfere truda: problemy i puti resheniya: in-form.-analit. material / V.S. Goncharov, S.Yu. Ivanov, A.S. Ivanov; Akad. truda i social. otnosheniy, In-t profsoyuznogo dvizheniya. - Moskva: ATiSO, 2019. - 193 s.
11. Mel'nikova N.N. Kar'ernye orientacii: gendernye razlichiya i vozrastnaya dinamika // Psihologiya. Psihofiziologiya. - 2019. - T. 9, № 3. - C. 76-86
12. Gur'yanov P.A. Kriterii opredeleniya razmerov malogo i srednego biznesa // Ekonomika, predprinimatel'stvo i pravo, 2011. № 10. S. 3-12.
13. Vinokurov S.S., Gur'yanov P.A. Vliyanie territorial'noy organizacii hozyaystva na process innovacionnogo razvitiya ekonomiki // Prostranstvennaya ekonomika. 2016. № 4 S. 93-111.
14. Lazareva, N.V. Finansovye resursy organov mestnogo samoupravleniya : istoriya, struktura, regulirovanie / N. V. Lazareva ; Rostovskaya gosudarstvennaya ekonomicheskaya akademiya. - Rostov-na-Donu : Bez izdatel'stva, 1998. - 127 s. - ISBN 5-7972-0129-1. - EDN JBFMWH.
15. Popov A.Yu. Sistema indikatorov obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti v upravlenii investicionnoy deyatel'nost'yu na regional'nom i korporativnom urovnyah // Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2021. № 9 (134). S. 417-420.
16. Mazunina O.A. Etapy kontrolya oplaty truda v kommercheskoy organizacii // Mezhdunarodnyy zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2018. №12-2. S.56-59 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etapy-kontrolya-oplaty-truda-v-kommercheskoy-organizatsii (data obrascheniya: 27.10.2022).
17. Kornilovich, V.A. Strategicheskoe upravlenie: sociologicheskiy podhod : Monografiya / V. A. Kornilovich. - Moskva : Institut sociologii RAN, 2015. - 272 s. - ISBN 978-5-89697-256-3. - EDN UCPLJH.
18. Danilov Yu.A. Koncepciya ustoychivyh finansov i perspektivy ee rosta v Ros-sii. Voprosy ekonomiki , 2021, № 5, ss. 5-25. [Danilov Yu.A. Koncepciya ustoychivogo finansirovaniya i perspektivy ee realizacii v Rossii. Voprosy ekonomiki , 2021, № 1, s. 5, str. 5-25. (In Russ.)] DOI:https://doi.org/10.32609/0042-8736-2021-5-5-25
19. Social'nye transformacii na rynke truda Rossii: neformal'naya zanyatost' / I. A. Yurasov, M. A. Tanina, E. V. Kuznecova, V. A. Yudina. - Moskva : Obschestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu «Nauchno-izdatel'skiy centr INFRA-M», 2021. - 164 s. - (Nauchnaya mysl'). - ISBN 978-5-16-014017-9. - DOIhttps://doi.org/10.12737/1209845. - EDN ATVGOL.
20. Shevchenko, I.O. Trudovye otnosheniya v sfere transporta: prekarizovana li zanyatost' rabotnikov? / I. O. Shevchenko // Prekarnaya zanyatost': istoki, kriterii, osobennosti. - Moskva : OOO "Izdatel'stvo "Ves' Mir", 2021. - S. 95-116. - EDN EQFPME.
21. Hronova, I.A. Trudovaya zanyatost': aktual'nye problemy : / I. A. Hronova. - Krasno-dar : Kubanskiy gosudarstvennyy tehnologicheskiy universitet, 2022. - 180 s. - ISBN 978-5-8333-1129-5. - EDN VMTYZZ.
22. Bodrikova, A.N. Ekonomicheski effektivnaya zanyatost' naemnyh rabotnikov: ponyatiya i osnovnye problemy / A. N. Bodrikova // Nauchnye trudy studentov Izhevskoy GSHA / FGBOU VO «Izhevskaya gosudarstvennaya sel'skohozyaystvennaya akademiya». Tom 2 (13). - Izhevsk : FGBOU VO Izhevskaya GSHA, 2021. - S. 678-682. - EDN SKRWBZ.
23. Metodologiya razvitiya i formirovaniya otchetnosti kommercheskih organizaciy v usloviyah cifrovoy transformacii / K. V. Gul'penko, N. V. Tumashik, Ch. Hristauskas [i dr.]. - Moskva : Obschestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu "Rusayns", 2020. - 566 s. - ISBN 978-5-4365-6201-8. - EDN PAQJPX.
24. Lazareva N.V. Upravlenie byudzhetnymi resursami territoriy / N. V. Lazareva ; Sankt-Peterburgskiy gosudarstvennyy universitet ekonomiki i finansov; Kafedra finansov. - Sankt-Peterburg : Sankt-Peterburgskiy gosudarstvennyy universitet ekonomiki i finansov, 2000. - 153 s. - ISBN 5-7310-1282-2. - EDN LWAIMG.
25. Social'noe predprinimatel'stvo: uchetno-analiticheskie aspekty i prakticheskiy opyt raznyh stran / N. A. Kamordzhanova, D. A. Pankov, Yu. V. Krupenko [i dr.]. - Moskva : Obschestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu "Izdatel'stvo "KnoRus", 2019. - 252 s. - ISBN 978-5-4365-4018-4. - EDN GNXLXF.
26. Lazareva, N.V. Audit v sisteme upravleniya dohodami mestnyh byudzhetov / N. V. Laza-reva ; Rostovskaya gosudarstvennaya ekonomicheskaya akademiya. - Rostov-na-Donu : Bez izdatel'stva, 2000. - 190 s. - ISBN 5-7972-0254-9. - EDN NCBWZN.
27. Sovremennye podhody k organizacii vnutrennego i vneshnego kontrolya ekonomicheskimi sub'ektami / N. A. Kamordzhanova, O. M. Serchugina, A. S. Akimov [i dr.]. - Moskva : Obschestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu "Rusayns", 2021. - 500 s. - ISBN 978-5-4365-8870-4. - EDN FMOOJO.
28. Lazareva, N.V. Kak proverit' obosnovannost' i effektivnost' rashodov na oplatu truda : uchebnoe posobie / N. V. Lazareva. - Sankt-Peterburg : Sankt-Peterburgskiy gosudarstvennyy ekonomicheskiy universitet, 2019. - 54 s. - ISBN 978-5-7310-4668-8. - EDN AXUFAR.
29. Lazareva, N.V. Vnutrenniy kontrol' oplaty truda / N. V. Lazareva // Ekonomika i predprinimatel'stvo. - 2019. - № 1(102). - S. 1132-1135. - EDN VVFCVY.
30. Lazareva, N.V. Nalogi i nalogooblozhenie : uchebnoe posobie po special'nostyam "Finansy i kredit", "Buhgalterskiy uchet, analiz i audit", "Mirovaya ekonomika", "Nalogi i nalogooblozhenie" / N. V. Lazareva. - Rostov-na-Donu : Obschestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu "Feniks", 2009. - 311 s. - (Vysshee obrazovanie). - ISBN 978-5-222-15917-0. - EDN LWPFTY.
31. Kozlova, E.P. Organizaciya, normirovanie i oplata truda v organizacii / E. P. Kozlova, V. P. Kuznecov ; Mininskiy universitet. - Nizhniy Novgorod : federal'noe gosudarstvennoe byudzhetnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego obrazovaniya "Nizhegorodskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet imeni Koz'my Minina" (Nizhniy Novgorod), 2022. - 80 s. - EDN WXRJJD.