Kaluga, Kaluga, Russian Federation
The training of teachers at the university is consideredin the aspect of the humanitarian group of socio-pedagogical programsadditional education of children(expansion of knowledge in philosophy, philology, history, art),which is focused on the formation of a realizable readiness for intercultural interaction with other peoplebased on tolerance and religious tolerance.The practical experience of teaching the course "Theory and methodology of teaching "Fundamentals of religious cultures and secular ethics is presentedin the bachelor's degree in the field of training "Pedagogical education" with two profiles:"Pedagogy and methodology of primary education" and "Additional education of children".
training of teachers of additional education; intercultural interaction; fundamentals of religious cultures of the peoples of Russia
В 2022 г. утвержден «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Приказ Министерства просвещения РФ N 629 от 27 июля 2022 г.), в котором отмечается, что образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания обучающихся. Программы дополнительного образования детей, как известно, включают шесть направленностей, среди которых – социально-педагогическая. Программы социально-педагогической направленности в системе дополнительного образования ориентированы, в том числе, на формирование реализуемой готовности к межкультурному взаимодействию с другими людьми на основе толерантности и веротерпимости.
На современном этапе развития российского общества особенно актуальными становятся духовное единство народа и объединяющие людей моральные ценности. Основы государственной политики в этом направлении отражены в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», согласно которой «современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [8].
Реализация «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», новые Федеральные государственные стандарты основного общего образования (от 31.05 2021), вызовы современности требуют внесения некоторых корректив в подготовку будущих педагогов.
Педагоги дополнительного образования могут получить квалификацию не только в постдипломном образовании, но и в процессе вузовского образования. Как показывает практика, целесообразной и востребованной становится подготовка педагогов в двухпрофильном бакалавриате. Так, в Калужском государственном университете им. К.Э. Циолковского в течение нескольких лет осуществляется набор абитуриентов на направление подготовки «Педагогическое образование» с двумя профилями: «Педагогика и методика начального образования» и «Дополнительное образование детей». Учебный план предусматривает для реализации второго профиля изучение студентами таких дисциплин, как «Основы организации дополнительного образования», «Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеразвивающей программы», «Методика преподавания по программам дополнительного образования детей естественно-научной направленности», «Методика преподавания по программам дополнительного образования детей гуманитарной направленности», «Методика преподавания по программам дополнительного образования детей художественной направленности» и др.
Вместе с тем, в подготовку педагогов начального и дополнительного образования впервые включен курс «Теория и методика обучения «Основам религиозных культур и светской этики». С одной стороны, это обусловлено введением в школах России курса «Основы религиозных культур и светской этики» [7] и необходимостью подготовки к его преподаванию учителей начальных классов. С другой стороны, курс позволяет подготовить студентов к реализации гуманитарного и культурологического подходов и в дополнительном образовании.
Процесс приобщения детей к ценностям духовной культуры как методология гуманитарного подхода в дополнительном образовании рассматривается в работах А.К. Костина, О.Е. Лебедева, В.И. Лушникова и др. Авторы полагают, что суть данного подхода – в процессе формирования гуманитарного мышления ребенка, реализуемого через обращение к духовному миру человека. Культурологический подход трактуется как «методология, представляющая человека как уникальный мир культуры, а его образование – как творение себя в процессе взаимодействия с системой культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культуры» [5, с. 7]. Проблемы культурологического подхода в дополнительном образовании детей анализируются и решаются в трудах В.П. Голованова, В.А. Горского, Е.Б. Евладовой, А.В. Егоровой, А.Я. Журкиной, А.К. Костина, Л.А. Николаевой, А.Б. Фоминой, Л.Я. Шамес и др. С позиций данного методологического подхода дополнительное образование детей представляет собой процесс интеграции ребенка в мир культуры через активную «культуротворческую» деятельность [1, 2, 3, 4].
Проблему подготовки выпускников педагогических вузов к профессиональной деятельности в сфере дополнительного образования детей активно разрабатывает З.А. Каргина. В ее исследованиях, в частности, отмечается: «Содержательные и методические приоритеты процесса подготовки студентов-педагогов детерминированы особенностями профессиональной деятельности педагога дополнительного образования, в роли которого будет выступать каждый педагог в условиях дополнительного образования детей: основным становится формирование у будущих педагогов активной (субъектной) профессиональной позиции в данной образовательной сфере, развитие способностей к педагогическому моделированию» [6, с. 4].
В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (ФГОС ВО 3++) утверждены профессиональные компетенции выпускников, выражающиеся в способности целенаправленно решать профессиональные задачи. Реализуемый нами курс «Теория и методика обучения «Основам религиозных культур и светской этики» направлен на формирование общепрофессиональных компетенций: ОПК-4 «способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей»; ОПК-7 «способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ».
Цель курса: изучение основ с православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основ мировых религиозных культур и светской этики и методик их преподавания; формирование у будущих педагогов общепрофессиональных компетенций, необходимых для реализации курса ОРКСЭ в школе. Задачи курса: получение базовых знаний по теоретическим основам религиозных культур и светской этики и методике преподавания курса; формирование у студентов ценностно-смысловых мировоззренческих основ, готовности к формированию нравственных ценностей у обучающихся; развитие способностей к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога, умение преподавать это учащимся с учетом их возрастных и психологических особенностей.
Поскольку обучение в вузе направлено, в том числе, на социализацию студентов, на формирование культурных отношений и толерантности между представителями различных национальностей, обучающихся в университетах, в процессе преподавания курса нами устанавливаются межпредметные связи с дисциплинами: «История (история России, всеобщая история)», «Философия», «Духовно-нравственное воспитание личности: версия русской классики», «Технологии воспитания толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде», «Сопровождение процессов интеграции и социокультурной адаптации детей-мигрантов в образовательной организации», факультатива «Коммуникации в современном мире. Языковая картина мира».
Начиная изучать курс, студенты знакомятся с нормативно-правовыми документами его преподавания (Законы: «Об образовании»; «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»; «О свободе совести и религиозных объединениях»; «ФГОС ООО», «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»). Анализируются требования к личностным и предметным результатам освоения обучающимися модулей «Основы религиозных культур» и «Основы светской этики» в соответствии с ФГОС ООО. Особое внимание обращается на то, что ФГОС предусматривает «личностное развитие обучающихся, в том числе духовно-нравственное и социокультурное, включая овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа Российской Федерации [9]. Студенты знакомятся с содержанием каждого модуля, предусмотренным Примерной программой. Дается характеристика подходов к преподаванию курса: культурологического, коммуникативного, деятельностного. Особое внимание обращается на то, что основные культурологические понятия учебного курса - «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную). При изучении каждого модуля студенты набирают материал в «педагогическую копилку»: иллюстрации библейских сюжетов, мультфильмы для детей на религиозные темы, сценарии, стихи, сказки, притчи «О добре и зле», «О милосердии» и т.п., которые они смогут использовать в будущей профессиональной деятельности. На практических занятиях студенты сопоставляют учебники разных авторов по данному курсу, анализируют видеоуроки по ОРКСЭ, проектируют уроки по всем модулям курса ОРКСЭ. Для проведения мастер-классов приглашаются учителя– выпускники КГУ им. К.Э. Циолковского, участвующие в реализации регионального образовательного проекта «Развитие культурной педагогической среды на основе духовной традиции отечественной культуры».
В качестве итогового задания по курсу студенты готовят проекты, тематика которых соотносится с тематикой, предложенной для начальной школы: «Воспитание сопричастности своей Родине, народу и истории на уроках «Основы религиозных культур и светской этики» (на примере одной из религий); «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.); «Духовный смысл праздников в религиозной культуре (христианства, ислама, буддизма, иудаизма)»; «Формирование ориентиров в нравственном содержании и смысле поступков людей на уроках «Основ светской этики».
Будущие педагоги, изучившие данный курс, должны уметь разрабатывать программу внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности. В рамках этого направления студенты в организации в вузе «круглых столов», посвященных вопросам толерантности, посещают храмы, музеи, национальный парк «Этномир», участвуют в воспитательных мероприятиях школ и центров дополнительного образования детей, в проведении праздников диаспор региона, в мероприятиях «Мисс Этно» и др.
Опыт внедрения данного курса в школах России свидетельствует о том, что он способствует воспитанию у обучающихся гражданственности, принятию ими общенациональных гражданских идеалов и ценностей, с одной стороны, и воспитанию толерантности, пониманию особенностей культуры и традиций различных этнических групп, готовности к диалогу и сотрудничеству – с другой.
Система высшего педагогического образования готова выполнить социальный заказ на формирование системы базовых национальных ценностей, духовно-нравственное развитие и воспитание личности.
1. Golovanov V.P. Metodika i tehnologiya raboty pedagoga dopolnitel'nogo obrazovaniya: uch. posobie. - M.:Vlados, 2004. - 239 s.
2. Gorskiy V.A., Zhurkina A.Ya., Lyashko L.Yu., Usanov V.V. Sistema dopolnitel'nogo obrazovaniya detey // Dopolnitel'noe obrazovanie. - № 1.- 2000. - S. 6-11.
3. Evladova E.B. Dopolnitel'noe obrazovanie detey: Ucheb. posobie/ E.B. Evladova, L.G. Loginova, N.N. Mihaylova. - M.: Vlados, 2002. - 348s.
4. Isakova T.G. Razvitie duhovnoy kul'tury mladshego shkol'nika v processe vzaimodeystviya obschego i dopolnitel'nogo obrazovaniya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk (13.00.01). - Magnitogorsk, 2000. - 22 s.
5. Kargina Z.A. Dopolnitel'noe obrazovanie detey: istoriya, teoriya, metodologiya: monografiya. M.: Ekon-inform, - 2012. - 232 s.
6. Kargina Z.A. Formirovanie gotovnosti studentov pedagogicheskih special'nostey k professional'noy deyatel'nosti v sfere dopolnitel'nogo obrazovaniya detey: monografiya. M.: Ekon-inform, - 2012. - 417 s.
7. Kompleksnyy uchebnyy kurs «Osnovy religioznyh kul'tur i svetskoy etiki». Primernaya programma i struktura (http://www.orkse.ru/official-dokuments)
8. «Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossiyskoy Federacii na period do 2025 goda. Koncepciya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii. Tradicionnye i innovacionnye sredstva i formy vospitatel'nogo processa»https://cyberleninka.ru/article/n/o-strategii-razvitiya-vospitaniya-v-rossiyskoy-federatsii-na-period-do-2025-goda
9. FGOS NOO (Prikaz Ministerstva prosvescheniya RF ot 31.05. 2021 № 286) https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193
10. Shtreker N.Yu. Formirovanie professional'noy gotovnosti buduschego uchitelya k prepodavaniyu kursa «Osnovy religioznyh kul'tur i svetskoy etiki» // Pedagogicheskoe obrazovanie. - 2022. - T. 3. - № 4. - S. 259-262.