The paper deals with the annual mandatory audit of closed joint stock companies, introduced in connection with the amendments made to the Civil Code. The introduction of mandatory audit for CJSCs determined the order of conducting the audit, the imposition of fines for failure to carry out statutory audit and the body that can administer the penalties.
Joint Stock Company, mandatory audit, audit report, penalties, ccounting reports
Гражданское законодательство в соответствии с Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского Кодекса и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» претерпело существенные изменения, затронувшие организационно-правовые формы экономических субъектов. В первую очередь, это касается акционерных обществ (далее — АО). Так изменения, внесенные Федеральным законом от 01.12.2014 № 403-ФЗ в Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», установили порядок, согласно которому начиная с 2015 г. обязательному аудиту подлежат все акционерные общества, в том числе и закрытые. В предыдущей редакции Закона № 307-ФЗ говорилось об обязательном аудите только открытых акционерных обществ [3].
При составлении плана и программы проведения обязательного аудита необходимо учесть, что, согласно внесенным изменениям, АО могут быть публичными или непубличными. Считаем, что выделение данного признака является необходимым, поскольку исходя из принципа существенности в программу проверки попадают данные об имеющихся в АО акциях и производных инструментах [13]. При этом аудиторы должны принять во внимание нормы ст. 66.3 ГК РФ [1]. Так, если акции акционерного общества публично размещаются или обращаются на рынке ценных бумаг или в его наименовании содержится указание на публичность, то оно является публичным акционерным обществом. В противном случае акционерное общество является непубличным и его акции не размещаются на рынке ценных бумаг. Согласно нормам п. 2 ст. 66.3 ГК РФ, непубличным будет считаться акционерное общество, которое в своем решении о выпуске ценных бумаг оговорило условие, что его ценные бумаги будут размещаться только среди квалифицированных инвесторов в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» [1].
Поскольку обозначенные выше поправки вступили в силу с 1 сентября 2014 г., то одной из процедур обязательного аудита на предварительном этапе является проверка учредительных документов на предмет соответствия их содержания уставу экономического субъекта и ЕГРЮЛ согласно требованиям ст. 97 ГК РФ и ст. 3 Закона № 99-ФЗ.
1. Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federatsii. Chast´ 1 ot 30.11.94 № 51-FZ (v red. ot 22.10.2014).
2. Kodeks ob administrativnykh narusheniyakh (KoAP RF) ot 30.12.2001 № 195-FZ.
3. Federal´nyy zakon ot 30.12.2008 № 307-FZ «Ob auditorskoy deyatel´nosti».
4. Federal´nyy zakon ot 06.12.2011 № 402-FZ «O bukhgalterskom uchete».
5. Federal´nyy zakon ot 26.12.1995 № 208-FZ «Ob aktsionernykh obshchestvakh».
6. Federal´nyy zakon ot 08.02.1998 № 14-FZ «Ob obshchestvakh s ogranichennoy otvetstvennost´yu».
7. Prikaz Minfina Rossii «O formakh bukhgalterskoy otchetnosti organizatsiy» ot 02.07.2010 № 66n.
8. Prikaz Minfina Rossii «Ob utverzhdenii Polozheniya po bukhgalterskomu uchetu "Bukhgalterskaya otchetnost´ organizatsii" (PBU 4/99)» ot 06.07.1999 № 43n.
9. Postanovlenie Pravitel´stva RF «Ob utverzhdenii federal´nykh pravil (standartov) auditorskoy deyatel´nosti» ot 23.09.2002 № 696.
10. Prikaz FSFR Rossii ot 04.10.2011 № 11-46/pz-n «Ob utverzhdenii Polozheniya o raskrytii informatsii emitentami emissionnykh tsennykh bumag».
11. Prikaz Minfina Rossii ot 05.06.2014 № 45n.
12. Prikaz Minfina Rossii ot 28.08.2014 № 84n.
13. Endovitskiy D.A.,Sapozhnikova N.G. Proizvodnye instrumenty: uchet i otchetnost´: Monografiya/ D.A. Endovitskiy, N.G. Sapozhnikova. - Voronezh: Izdatel´sko-poligraficheskiy tsentr Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta, 2013. - 184 s.