VECTOR MODEL OF PSYCHOLOGICAL DIAGNOSTICS OF INFORMATION STRESS TOLERANCE OF REPRESENTATIVES OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is devoted to the study of the possibilities of a seven-component model of psychological diagnostics of information stress tolerance of law enforcement officers. Based on the content analysis of the problems of informational and psychological impact on personnel and evaluation procedures, the author's diagnostic-oriented approach to the phenomenon of «Informational stress tolerance» is proposed. The informational aspect of stress tolerance is represented by such predictors as «Informational activity», «Informational skepticism», «Informational illegibility», the regulatory aspect – «Sensitivity to informational stress», «Generation of stressful information», «Stress regulation of behavior», «Intensity of value conflict under stress». The stimulus material of the questionnaire is given, as well as some psychometric information about its approbation among representatives of professions of special risk. The material of the article is aimed at improving the psychodiagnostic tools and psychoprophylactic work of extreme psychologists.

Keywords:
stress tolerance, informational and psychological impact, informational activity, generation of stressful information, stress regulation of behavior
Text

Актуальность. Прогрессивное развитие общества обусловило то, что современный человек тесно интегрирован в информационную среду. Личность испытывает мощное информационное воздействие, зачастую носящее стрессогенный характер. В одних случаях подобное влияние способствует социализации человека, ускоренному психическому развитию индивида, формированию широты кругозора, гармонизации личности и т.п., в других – дезорганизует и деформирует личность, дестабилизирует психическое состояние, потенцирует различные девиации поведения и социальные конфликты. Информационно-психологическое воздействие может быть преднамеренным, ставя своей целью, например, изменить отношения в обществе, нивелировать целеполагание, добиться определенных моделей поведения. Ориентироваться в многовекторном и постоянно усиливающимся информационном потоке могут далеко не все личности [6, 9 и др.]. Не умоляя роли негативного информационно-психологического воздействия для жизнедеятельности человека в целом, его потенциальная опасность для представителей силовых ведомств множится кратно.

Понятия «Информационно-психологическое противоборство», «Негативное информационно-психологическое воздействие», «Информационно-психологическая оборона» прочно вошли в терминологический оборот экстремальных психологов благодаря трудам ряда отечественных и зарубежных специалистов (В.А. Бодров, Л.П. Гримак, А.Г. Караяни, А.В. Карпов, Л.А. Китаев-Смык, Р. Лазарус, И.Б. Лебедев, И.Г. Малкина-Пых, Н.И. Наенко, Г. Селье и др.). Активно обсуждаются различные модели взаимосвязи информации и стресса [2, 5, 9, 10 и др.] в рамках теорий конфликтов и физиологического стресса, системной и интегративной теорий, теории предрасположенности к стрессу и т.п. Многие из положений, подходов и дефиниций носят теоретико-методологический характер. Однако психопрактика в экстремальной сфере [2] обусловливает потребность операционализации феномена «Информационная стресс-толерантность», поиска предикторов диагностической модели.

В нашем исследовании под информационной стресс-толерантностью будем понимать интегральное личностное образование, появляющееся как отсутствие или снижение реагирования человеком на негативное информационно-психологическое воздействие, как способность сохранять мотивацию и морально-нравственные ценности.

Методика исследования. Цель научного исследования – сформировать диагностически значимую модель информационной стресс-толерантности, разработать и психометрически верифицировать методику психодиагностической оценки этого феномена.

В рамках комплексного исследования применялись слабоформализованные процедуры (контент-анализ, работа в фокус-группах, экспертное оценивание и самооценивание), тестовый инструментарий (авторская методика психодиагностической оценки информационной стресс-толерантности) и методы математико-статистической обработки эмпирических данных (корреляционный анализ). Так, выделение психодиагностического конструкта (предикторов) осуществлялось в ходе анализа нормативных правовых актов и документов, регулирующих правоотношения в сфере информации и ее распространения, литературных источников в области психологии стресса, психологии труда, девиантологии, имиджелогии, психологии безопасности, юридической и военной психологий. В ходе работы трёх фокус-групп по 10 экспертов в каждой («психологи-военнослужащие»; «преподаватели психологии»; «представители сферы бизнесы и сервиса») устанавливались особенности личности и поведения индивидов в условиях активного информационно-психологического воздействия. В пилотажном исследовании по разработке психодиагностической оценки приняло участие 48 человек (39 военнослужащих, 9 сотрудников различных организаций; средний возраст – 29,5 лет (СКО – 7,2), все мужчины). Обследование проводилось в автоматизированной форме на базе АРМ «Психотест» [7]. Статистическая обработка сведений осуществлялась в программной платформе IBM SPSS Statistics 27.

Результаты исследования и их обсуждение. В результате психометрического исследования были определены ключевые элементы измерительного инструмента – описание, стимульный материал и регистрационный бланк методики, таблица ключей, детализация диагностических шкал, нормативные данные, а также порядок интерпретации данных на парциальном и интегральном уровнях.

Стимульный материал формы «B» представлен 122-пунктной версией опросника с трехвариантными ответами («Верно», нейтральный ответ, «Неверно»), что обусловило компактность работы с ним (продолжительность психодиагностического обследования в бланковой форме в среднем составила 21,1 минуты, в компьютерной форме – 14.7 минут). Ниже приводятся базовые утверждения опросника.

  1. Иногда мне приходилось переживать гораздо сильнее, чем это было обусловлено ситуацией.
  2. Противоречивая информация, по моему мнению, требует от человека изменить представление о нравственности.
  3. Бессмысленно тратить время на анализ происходящего, поскольку «чему быть, того не миновать».
  4. Полагаю, что в жизни нет таких событий, о которых невозможно не посплетничать.
  5. В современном мире внимания заслуживает только негативная информация.
  6. Если у человека существуют проблемы со сном, то они в основном обусловлены переживаниями, накопленными в течение дня.
  7. Непонимание между людьми возникает гораздо чаще из-за отсутствия информации, нежели из-за её избытка.
  8. Предложение «Научный прогресс движется неукоснительно и только вперёд» соответствует правилам русского языка.
  9. В информации важна оперативность, а не её достоверность.
  10. Информационный стресс – это своеобразное побуждение к жизни.
  11. Не стоит раздумывать, если к тебе обращаются с просьбой о помощи близкие.
  12. Новостями обязательно следует делиться с окружающими вне зависимости от вызываемых эмоций.
  13. Выражение «ложь во спасение» актуально для современного информационного пространства.
  14. Индивид без актуальной информации ущербен.
  15. Мой девиз: «У каждого человека в жизни есть стрессы, но не все люди поглощены стрессами».
  16. К сожалению, мне случалось некорректным высказыванием обижать людей.
  17. Поведение человека зависит исключительно от информации, которой он обладает.
  18. Время, потраченное на информационное просвещение индивида, стоит гораздо дороже, нежели сама информация.
  19. Ощущение дискомфорта в межличностных отношениях ещё не повод для беспокойства.
  20. Информационный стресс зачастую приводит к конфликту ценностей.
  21. Преодоление стресса укрепляет личность.
  22. Считаю, что в любом слухе скрыта правда.
  23. Избыток актуальной информации является для меня дополнительным источником стресса.
  24. В современных условиях, чтобы быть успешным, человеку необходима высокая информационная активность.
  25. Правильно построенное с точки зрения русского языка выражение может быть следующим «Зрительный зал был заполнен».
  26. Разделяю мнение о том, что обсуждение с окружающими актуальной информации позволяет многим людям успокоиться.
  27. Если индивид считает, что его семья самая лучшая, значит, он просто не пытался сравнивать её с другими.
  28. Нет смысла переживать по поводу возможных жизненных трудностей в будущем.
  29. В информации следует видеть не негатив, а возможности.
  30. Сохранять самообладание при любых обстоятельствах не означает ограничивать свободу информационного самовыражения.
  31. Индивид должен в одиночку прорабатывать негативную информацию, не делясь с окружающими соответствующими переживаниями.
  32. Средства массовой информации не менее опасны, чем средства массового уничтожения.
  33. Если человек имеет собственное мнение, то нет необходимости получать информацию, противоречащую его позиции.
  34. В любых ситуациях человек способен контролировать своё поведение.
  35. Чтобы информация стала знанием, её необходимо не только осмыслить, но и эмоционально проработать.
  36. Реалистичный взгляд на мир должен быть основан на негативном восприятии информации.
  37. Каждый индивид должен иметь опыт самостоятельного преодоления стрессовых ситуаций.
  38. Информация, полученная из известных источников (телевидение, социальные сети, друзья и т.п.), не должна подвергаться сомнению.
  39. Фраза «Более робкие люди часто одиноки» построена верно.
  40. Информация как ключ к социальному статусу очень важна для любого индивида.
  41. Оказаться во власти информационных предрассудков очень просто: порой не замечаешь, как тобой завладевает какая-нибудь нелепая мысль.
  42. Окружающие зачастую разделяют моё мнение, когда мы совместно обсуждаем разноплановую, порой недостаточно проверенную, но актуальную информацию.
  43. Вряд ли что-либо может сблизить людей больше, чем разговор по душам.
  44. Умение преодолевать информационный стресс гораздо важнее, чем стремление его избегать.
  45. Доверие к информации, основанной на научных данных, должно быть полным.
  46. Не стоит превращать в самоцель стремление оправдать ожидания своих родственников.
  47. Иногда информационный стресс помогает выбросить из головы всё лишнее.
  48. Меня часто тревожат мысли об информационном голоде.
  49. В ситуации стресса привычный образ жизни теряет для меня смысл.
  50. Только позитивная информация может сделать человека счастливым.
  51. Любому человеку необходимо быть чувствительным к информационным угрозам.
  52. Выявлять и исправлять неточности или ошибки в информации способны лишь только специалисты в определённой области.
  53. Чтобы успешно преодолевать дефицит, избыток или противоречивость информации, необходимо быть более гибким в жизни.
  54. Кто ищет информацию, тот ничего не знает.
  55. Переоценка человеком ценностей во многом инициируется избытком поступающей к нему информации.
  56. Информационный стресс повышает активность и вариативность поведения человека.
  57. Важно не то, какой объём информации усвоил человек, а какие чувства она у него вызвала.
  58. Дефицит актуальной информации следует восполнить, в первую очередь, путём общения с окружающими.
  59. Реальность в современном информационном мире не пользуется особым спросом.
  60. Ничто не может нарушить моё душевное равновесие.
  61. Люди должны владеть информацией вне зависимости от степени её достоверности.
  62. Когда человек берёт на себя ответственность за своё психическое здоровье, то в его жизни не должно быть места такому явлению как стресс.
  63. Сведения, размещённые в современных средствах массовой информации, не следует принимать всерьёз.
  64. Не стоит обращать внимание на тех, кто придерживается слишком оптимистичного взгляда на будущее.
  65. Работая на результат, неправильно ограничивать себя поиском информации.
  66. Даже информация, являющаяся источником стресса, имеет для меня ценность.
  67. Противоречивость информации затрагивает меня не более чем её дефицит.
  68. Общаясь с окружающими на темы, затрагивающие их интересы, можно всегда компенсировать собственный дефицит информации.
  69. Если индивид сформировал успешную модель поведения в стрессовых ситуациях, то менять её нет необходимости.
  70. Индивиду необходимо отделять себя от неприятностей окружающего мира.
  71. В предложении «Большинство времени люди проводят на работе» нет ошибок.
  72. Информационный стресс размывает границы дозволенного поведения.
  73. Считаю, что многие наши переживания лишены оснований.
  74. Стресс – это индикатор потребности что-то изменить в жизни.
  75. Чтобы получить возможность проявить себя, индивиду не обязательно обладать соответствующей информацией.
  76. Нет смысла злиться, если что-либо получается не так, как задумано, – гораздо проще изменить подход к решению проблемы.
  77. К любой информации следует относиться с опасением и негативом.
  78. Для того чтобы окружающие понимали переживания человека, ему следует делиться с ними соответствующей информацией.
  79. В стрессе, как и в споре, можно найти положительное.
  80. Для меня информация может быть не только предметом торга, но и источником стресса.
  81. Оптимизм – это недостаток информации.
  82. Информация о возможной потере родственников способна взволновать любого человека.
  83. Тривиальная (очевидная, шаблонная) информация не представляет для меня интереса.
  84. Стресс позволяет взглянуть на мир ценностей с другой стороны.
  85. Информация должна быть источником, помогающим справится с трудностями, а не средством их распространения.
  86. Сведения, размещённые в современных средствах массовой информации, отличаются предвзятостью.
  87. Считаю справедливым, что истинные намерения человека проявляются в момент острого психоэмоционального напряжения.
  88. Не стоит утруждать себя поиском как причин информационного стресса, так и средств его профилактики.
  89. Зачастую я привлекаю окружающих тем, что владею актуальной информацией и готов ей с ними делиться.
  90. Источник информации не имеет значения, если она актуальна.
  91. Считаю справедливым изречение: «Я знаю, что я ничего не знаю».
  92. Информация лишней не бывает, но переживать из-за её дефицита неправильно.
  93. Бессмысленно тратить время на доказательство своей правоты, поскольку это не имеет ничего общего с поиском истины в споре.
  94. Выражение «В моей жизни стрессовые ситуации сыграли свою функцию» согласуется с правилами русского языка.
  95. Каждому неравнодушному человеку свойственно переживать из-за мелочей.
  96. Считаю, что информацию, вызывающую широкий общественный резонанс, необходимо доводить до людей в минимально возможные сроки.
  97. Находясь под влиянием информационного стресса, следует изменить отношение к происходящему.
  98. Информация всегда способна приносить человеку пользу.
  99. Если длительное время не получать информацию, то любые сведения покажутся шедевром.
  100. Переживание информационного стресса снижается по мере его преодоления.
  101. В зависимости от желания информации можно придать форму достоверности, а можно – заблуждения.
  102. Общение на злободневные темы, связанные с различными стрессами, всегда привлекает.
  103. Считаю, что не следует эмоционально реагировать, знакомясь с негативной информацией о жизнедеятельности.
  104. Получать информацию необходимо не для удовольствия, а для изменения себя.
  105. Овладеть навыками преодоления информационного стресса невозможно, главное – не реагировать на него.
  106. Опасность исходит не от самой информации, а от отношения индивида к ней.
  107. Любую непроверенную информацию, сообщаемую окружающим и вызывающую у них сильные переживания, следует считать сплетней.
  108. Переживание информационного стресса забирает ресурсы индивида.
  109. Если человек становится обладателем какой-либо информации, затрагивающей интересы многих людей, то её следует немедленно сообщить окружающим.
  110. Считаю пустой тратой времени стремление полностью понять происходящее в современном мире.
  111. Каждый человек должен эмоционально реагировать на негативные события, отражаемые в средствах массовой информации.
  112. Положительная тенденция в будущем оказывает более существенное влияние на уверенность в завтрашнем дне, чем негативная тенденция, оставшаяся в прошлом.
  113. Для меня характерно принимать близко к сердцу любую информацию.
  114. Считаю, что информация не бывает негативной сама по себе – всё дело в том, как индивид её воспринимает.
  115. В современном мире информацию следует рассматривать как средство выживания.
  116. Противоречивая информация не может изменить мою систему ценностей.
  117. Любая, даже недостаточно достоверная информация заслуживает того, чтобы её немедленно сообщили окружающим.
  118. Степень полноты информации не имеет принципиального значения по сравнению с оперативностью её получения.
  119. Считаю, что лучше обсудить с окружающими непроверенную информацию, чем переживать в связи с ней.
  120. Если при внимательном ознакомлении с информацией, распространяемой, например, в Интернете, обнаруживается грубая ошибка, то соответствующему источнику не следует доверять.
  121. Обмен негативной информацией с окружающими следует рассматривать как своеобразный подход к повышению статуса человека в обществе.
  122. Переживания, являясь неким исцеляющим процессом в момент большой информационной нагрузки, приводят к переоценке ценностей человека.

Согласно диагностической методике стресс-толерантность базируется на семикомпонентной структуре, в составе которой выделяются:

1. Информационная активность – это готовность индивида самостоятельно, в достаточном объеме, оперативно и на постоянной основе добывать личностно значимую информацию. При этом принципиального значения не имеет степень её достоверности или полезности, а также возможности реализации на практике. Несмотря на то, что многообразие и постоянное увеличение объема информации не дают однозначного понимания истинной картины мира [1, С. 41], проявляя информационную активность, человек проникается идеей личностной и социальной безопасности, информационной идентичности, снижения чувства безнадёжности или отчаяния. Со временем избыточная информационная активность формирует некоторый психотип информационной зависимости, стремление интегрировать поступающие сведения в экзистенциональное поле личности.

2. Информационный скептицизм – это критически-недоверчивое отношение к информации не зависимо от ее источника или степени достоверности. Данная особенность личности не исключает стремления к получению новых сведений. На первый план выходят: особое (осторожное, предвзятое, установочное, подозрительное, сверхбдительное и т.п.) отношение к информации, сверхкритичность в её оценке, убежденность в «засорённости», некоторый агностицизм [3]. Индивид ориентирован на устранение всех сомнений в информационном поле.

3. Информационная неразборчивость – это стремление к потреблению информации без оценки её качества, своеобразная безвкусица к сведениям. Причины варьируются: от неуверенности личности, некритичности мышления, информационной гипертолерантности, нежелания верифицировать сведения или неорганизованности до когнитивной сложности информационного поля.  Подобное разнообразие делает человека уязвимым для перенасыщения, а инфо-гигиена ставится под угрозу.

4. Сензитивность к информационному стрессу – это склонность человека психологически вовлечённо реагировать на информацию, которая выступает своеобразным стрессором. Даже минимальный уровень стрессогенности сведений и ее генерализации в СМИ обусловливает у индивида рост психического напряжения, переживаний, фобий и т.п. [8]. Сензитивность проявляется в форме повышенной внушаемости, ранимости, эмоциональности.

5. Генерация стрессогенной информации – это склонность индивида с разной степень осознанности распространять среди окружающих информацию, оказывающую стрессогенное воздействие на окружающих. В одних случаях процесс генерализации выступает продолжением внутренней работы личности по переработке негативных информационных переживаний, в других – предстаёт способом снятия психологическое напряжение, в-третьих – является умыслом на создание в социуме определенного негативного информационного поля.

6. Стресс-регуляция поведения – это способность человека управлять собственным поведением в условиях интенсивного негативного информационно-психологического воздействия. Реализуется как посредством применения различных копинг-стратегий [4], так в форме индивидуальных моделей преодоления информационного стресса. Низкая способность к стресс-регуляции потенцирует девиантные формы преодолевающего поведения (например, алкоголизация, уход в фейк-реальность, нарушение пищевого поведения и т.п.).

7. Напряженность конфликта ценности при стрессе – это склонность индивида к конверсии информационного стресса в конфликт или конкуренцию ценностей личности. Под влиянием негативного информационно-психологического воздействия происходит своеобразная ревизия интересов, мотивов, целей жизнедеятельности. В фазе максимальной психологической напряженности может инициироваться экзистенциальный или смысложизненный кризис.

Показатели (шкалы) 1-3 отражают информационный аспект стресс-толерантности, 4-7 – оценивают регулятивный аспект. Интегрирование указанных выше компонентов в единую диагностическую модель позволяет достаточно полно описать и оценить степень выраженности информационной стресс-толерантности у сотрудников силовых ведомств. Помимо восьми основных шкал опросник имеет контрольную шкалу («Достоверность»), что существенно повышает его психометрические возможности. В настоящее время диагностическая методика, основанная на семикомпонентной векторной модели информационной стресс-толерантности, проходит масштабное психометрическое исследование. Однако пилотажное исследование на выборке 48 человек показало статистически значимую корреляцию результирующего индикатора (информационная стресс-толерантность) с экспертными оценками (Rs=0,704 при р=0,01) и самооценкой (Rs=0,680 при р=0,01), что указывает на хороший психометрический потенциал диагностического подхода.

Выводы. Проблема негативного информационно-психологического воздействия на сотрудников силовых структур во многом детерминирует успешность их профессиональной деятельности. С позиции психопрактики на первый план выходит потребность в разработке прикладной модели информационной стресс-толерантности, а также соответствующего диагностического инструментария. Векторная модель может быть представлена такими предикторами как «Информационная активность», «Информационный скептицизм», «Информационная неразборчивость», «Сензитивность к информационному стрессу», «Генерация стрессогенной информации», «Стресс-регуляция поведения», «Напряженность конфликта ценности при стрессе». Разработка и верификация диагностической методики направлена на совершенствование работы с личным составом силовых ведомств.

References

1. Dobrodinskiy D.G. Informacionnaya aktivnost' lichnosti kak uslovie informacionnoy aktivnosti obschestva // Zhurnal Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Psihologiya.[Journal of the Belarusian State University. Philosophy. Psychology] 2021. № 1. pp. 39-43. (in Russian)

2. Karayani A.G. Informacionno-psihologicheskoe protivoborstvo v sovremennoy voyne: uchebnoe posobie.[Information and psychological confrontation in modern war: textbook] M.: Voennyy universitet Publ., 1997. 64 p. (in Russian)

3. Ladov V.A. Informacionnyy skepticizm i virtual'naya real'nost' // Gumanitarnaya informatika. [Humanitarian informatics] 2011. Vyp. 6. pp. 38-52. (in Russian)

4. Malkina-Pyh I.G. Ekstremal'nye situacii. [Extreme situations] M.: Izd-vo Eksmo Publ., 2005. 960 s.

5. Muhamed'yanova A.R., Shiryaev V.B. Vyrazhennost' informacionnogo stressa i sposoby ego optimizacii // Mezhdunarodnyy nauchnyy zhurnal «Simvol nauki».[International scientific journal "Symbol of Science"] 2017. № 03-3. pp. 203-205. (in Russian)

6. Nemec V.V., Vinogradova E.P. Stress i strategii povedeniya // Nacional'nyy psihologicheskiy zhurnal.[National Psychological Journal] 2017. № 2 (26). pp. 59-72. (in Russian)

7. Psihologicheskaya diagnostika informacionnoy stress-tolerantnosti voennosluzhaschih (INFORMATION STRESS-TOLERANCE INVENTORY) : Svidetel'stvo o registracii programmy dlya EVM RU [Psychological diagnostics of stress tolerance in military personnel (inventory stress tolerance information): Certificate of registration of the computer program RU] 2022680462 ot 01.11.2022 / V.E. Petrov, D.O. Golovinov, A.Yu. Sergeev, S.E. Afanas'ev, V.V. Filisteev i dr.; zayavitel' i pravoobladatel' Voennyy universitet Ministerstva oborony Rossiyskoy Federacii. - № 2022669906; zayavl. 25.10.22. (in Russian)

8. Tapalova O.B., Zhienbaeva N.B. Psihofiziologicheskie korrelyaty disstressa // Universum: psihologiya i obrazovanie: elektron. nauch. zhurnal. [Universe: psychology and education: electron. scientific journal. ] 2018. № 11 (53). pp. 12-18. (in Russian)

9. Yakovlev E.V., Leont'ev O.V., Gnevyshev E.N. Psihologiya stressa: uchebnoe posobie.[Psychology of stress: textbook] SPb.: Izd-vo Universiteta pri MPA EvrAzES Publ., 2020. 94 p. (in Russian)

10. Selye H. The general adaptation syndrome and the diseases of adaptation // Journal of Clinical Endocrinology. [Journal of Clinical Endocrinology] 1946. № 6. p. 117-231. (in Russian)

Reviews
1. Vector model of psychological diagnostics of informational stress tolerance of representatives of law enforcement agencies Authors: Maltseva Tatiana


Login or Create
* Forgot password?