Russian Federation
UDK 159.9 Психология
The article is devoted to the study of the emotional intelligence of employees of the internal affairs bodies of the Kyrgyz Republic. It is a well-known fact that service in the internal affairs bodies is of a specific nature. It is extremely important for employees of internal affairs bodies to be able to work with society, build trusting relationships, be flexible in various situations, in order to effectively perform official tasks and maintain the image of their profession. Emotional intelligence is one of the necessary qualities of a person, especially in the activities of the police, since it involves the ability of a person to perceive, recognize emotions, understand intentions, motivation, both one's own and other people. A high level of emotional intelligence among police officers also implies the ability to adapt to various situations and find a common language with society. The study involved 78 employees of various departments of the internal affairs bodies of the Kyrgyz Republic.
Emotional intelligence, employees of the internal affairs bodies of the Kyrgyz Republic, self-motivation, recognition of the emotions of others, empathy, emotional awareness, management of one's emotions, performance, sociability
Проблема: Впервые понятие «эмоциональный интеллект» ввели западные ученые-психологи Джон Майер и Питер Сэловей в 1995году. По их мнению эмоциональный интеллект выступает одним из видов социального интеллекта, служащие для понимания не только своих эмоций и чувств, но и чужих людей. Учеными впервые был сделан большой шаг и положено начало изучения всех составляющих эмоционального интеллекта.
В российской науке впервые эмоциональный интеллект изучали такие ученые как: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.В. Зейгарник, А.Р. Лурия. По мнению выдающего ученого Л.С. Выготского эмоции людей изолируются от царства инстинктов и переносятся в новую сферу – психологическую, данное определение в последующем послужило основанием для выводов о том, что многие эмоции человека интеллектуально опосредованы. Ученый считал, что существует закономерная связь между интеллектуальными и эмоциональными процессами, то есть развитие различных эмоций идет в единстве с развитием мышления, и самое основная мысль ученого заключалась в том, что эмоции – это одна из важнейших составляющих мышления, поскольку именно эмоции человека непосредственно участвуют в регуляции мышления и его мотивации.
А.Р. Лурия также внес неоценимый вклад в развитие эмоционального интеллекта, его идея заключалась в том, что аффективные, когнитивные и нейрофизиологические процессы тесно взаимосвязаны между собой. На основе своих взглядов, ученый сформулировал положение о взаимосвязи психики и мозга, которое позже получило известное название: «Теория системной динамической локализации высших психических функций».
Ученый О.К. Тихомиров предложил аналог термина «эмоциональный интеллект» понятие «эмоционального мышления», автор считал все эмоции вовлечены в процесс решения различных задач, а точнее все эмоциональные явления такие как: чувства, эмоции, аффекты непосредственно связаны с мыслительной деятельностью. Ученый считал, что именно эмоции и эмоциональные состояния выполняют важнейшие эвристические, регулирующие функции в мышлении. Основополагающей позицией в идеях ученого можно выделить, что эмоциональные явления являются важным и необходимым условием эффективной интеллектуальной деятельности.
Профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел является достаточно специфичной, необходимы такие качества личности как ответственность, пунктуальность, внимательность, исполнительность, стрессоустойчивость и др. К перечисленным качествам личности необходимо отнести одно из самых важных качеств, которое необходимо в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел – это коммуникабельность. Важно отметить, что деятельность сотрудников ОВД напрямую связана с взаимодействием с людьми (человек-человек), тем самым сотрудникам приходится работать с различными категориями граждан и большинство случаев являются стрессовыми как для сотрудника, так и для гражданина, поскольку зачастую взаимодействие происходит в условиях конфликта, то есть повышенного фона психоэмоционального напряжения. В связи с чем сотруднику в своей профессиональной деятельности необходимы умения выстраивания эффективных коммуникаций с различными категориями граждан, а также умения дифференцировать собственные эмоции и распознавать эмоции других людей. Важными компонентами в коммуникации с гражданами являются, способность управления собственными эмоциями и способность влиять на эмоциональное состояние других людей. Все вышеперечисленные эмоции являются основными составляющими эмоционального интеллекта. Высокий уровень эмоционального интеллекта является необходимым критерием эффективности профессиональной деятельности во всех аспектах, связанных с взаимодействием и межличностными коммуникациями [3; с 15].
Некоторые ученые в своих исследованиях относят эмоциональный интеллект к ресурсам психики, предполагающие устойчивость сотрудников органов внутренних дел к различным стрессорам, тем самым повышая их адаптацию к непредсказуемым служебным ситуациям.
Изучая эмоциональный интеллект сотрудников органов внутренних дел, некоторые ученые выдвинули идеи о тесном его взаимосвязи с копинг-стратегиями. Успешность выполнения служебных задач зависит от того насколько человек адекватно воспринимает себя в окружающем мире и объективно оценивает свои возможности, иными словами успешность использования конструктивных копинг-стратегий напрямую зависит от уровня сформированности у человека эмоционального интеллекта.
А.С. Осипова в своем исследовании рассматривала эмоциональный интеллект как фактор личностной надежности сотрудников органов внутренних дел. По мнению автора эмоциональный интеллект является важным факторам для продуктивного взаимодействия с сослуживцами и гражданским обществом , а также влияет на успешность выполнения служебных задач [9; с 56].
Описание исследования.
Исследование направлено на изучение эмоционального интеллекта сотрудников органов внутренних дел Кыргызской Республики. В эмпирической части выборку составили 78 сотрудников различных подразделений, исследование проводилось анонимно.
Эмпирическая часть исследования построена и проведена следующими основными этапами:
1. Формирование выборки испытуемых.
2. Определение методики для диагностики эмоционального интеллекта.
3. Интерпретация результатов исследования.
Для определения эмоционального интеллекта мы использовали методику «Эмоциональный интеллект (EQ)» Н. Холла.
Методика эмоционального интеллекта состоит из пяти шкал и содержит 30 утверждений, из которых каждое утверждение предполагает ответ по
6-балльной шкале: от –3, что означает «полностью не согласен» до +3, что означает «полностью согласен», ниже представлены шкалы:
1) шкала эмоциональной осведомленности;
2) шкала управления своими эмоциями (эмоциональной неригидности, эмоциональной отходчивости);
3) шкала самомотивации (способность осознанно управлять собственным эмоциональным состоянием);
4) шкала эмпатии (умение сопереживать, сочувствовать);
5) шкала распознавания эмоций окружающих людей (способность влиять на эмоциональное состояние других людей) [2; с 78].
Таблица 1. Эмпирические значения критерия H-Крускалла-Уоллеса
по методике «ЭQ»
Респонденты |
Эмоциональная осведомленность |
Управление своими эмоциями |
Самомотивация |
Эмпатия |
Распознавание эмоций других |
Уровень значимости |
Сотрудники органов внутренних дел Кыргызской Республики |
9,7 |
7,8
|
9,9 |
9,2 |
10,0 |
0*** |
Примечание:
* – p<0,05 (различия статистически достоверны);
** – p<0,01 (различия статистически достоверны);
*** – p<0,001 (различия статистически достоверны).
По результатам проведенного анализа, следует отметить о доминирующих шкалах эмоционального интеллекта: распознавание эмоций других = 10,0; самомотивация = 9,9. Выявленные значения свидетельствуют о том, что для сотрудников органов внутренних дел Кыргызской Республики наиболее характерно распознавание эмоций других, что означает умение человека воздействовать на эмоциональное состояние других людей. Высокий уровень самомотивации свидетельствует об умении управлять своим поведением за счет управления эмоциями.
На основе эмпирического анализа также выявлены наименьшие значения эмоционального интеллекта кыргызских сотрудников милиции, наименьшие показатели по шкале: управление своими эмоциями = 7,8. Невысокие значения по данной шкале свидетельствуют о слабых способностях чувствовать свои эмоции, давать им характеристику, переживать их и отпускать после этого.
Далее наглядно представлены результаты эмпирического анализа.
Вывод. Таким образом, проанализировав эмпирические данные, сформулирован следующий вывод: в целом у сотрудников органов внутренних дел Кыргызской Республики высокие показатели эмоционального интеллекта, что носит позитивный характер, поскольку служба связана с ежедневным взаимодействием с обществом, где необходимо проявлять коммуникативную гибкость, адаптивность к различным ситуациям и самое важное умение контролировать свои эмоции несмотря на различные провокационные ситуации. На уровень эмоционального интеллекта могут влиять как индивидуально-психологические особенности личности сотрудника милиции, так и этнопсихологические особенности личности.
1. Andreeva I.N. Predposylki razvitiya emocional'nogo intellekta / Voprosy psihologii.[Questions of psychology] - 2012. - №5. - pp. 57-65.(in Russian)
2. Vaysbah X., Daks U. Emocional'nyy intellekt. [Emotional intelligence] M.: Lik Press Pabl., 1998. (in Russian)
3. Vygotskiy L.S. O dvuh napravleniyah v ponimanii prirody emociy v zarubezhnoy psihologii v nachale HH veka. [About two directions in understanding the nature of emotions in foreign psychology at the beginning of the twentieth century] pp. 157-159. (in Russian)
4. Vygotskiy L. S. Problema emociy // Voprosy psihologii. [Questions of psychology] 1958. №3. (in Russian)
5. Goulman D. Emocional'nyy intellekt. [Emotional intelligence] Per. S angl. Isaeva A. -M.: ASTvPubl., 2008. - 215 p. (in Russian)
6. Dolgotovich I.V. Emocional'nyy intellekt: metodologicheskiy aspekt problemy Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh. [Emotional intelligence: methodological aspect of the problem Actual problems of humanities and natural sciences] № 6. 2009. - pp. 43-54. (in Russian)
7. Karpov A.V., Petrovskaya A.S. Psihologiya emocional'nogo intellekta: teoriya, diagnostika, praktika. [Psychology of emotional intelligence: theory, diagnosis, practice] Yaroslavl': YarGU, 2008. - 185 s.
8. Mal'ceva T.V. Vnutrilichnostnye konflikty i puti ih preodoleniya: uchebnoe posobie [Intrapersonal conflicts and ways to overcome them: a textbook] Ruza - 2012. - 56 p. (in Russian)
9. Osipova A.S. Emocional'nyy intellekt kak faktor lichnostnoy nadezhnosti sotrudnikov organov vnutrennih del - vypusknikov obrazovatel'nyh organizaciy MVD Rossii [Emotional intelligence as a factor of personal reliability of employees of internal affairs bodies - graduates of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. -2017. - 219 p. (in Russian)