Russian Federation
The scientific article presents the main elements of the author's methodological tools for complex diagnostics of threats to the economic security of complex economic systems. The author's vision of the main structural elements of the methodological approach is presented, highlighting the main stages of the analytical tools. A matrix of systematization of threats to economic security with national development interests has been developed, and a new method of threat assessment has been proposed, depending on the scale of the manifestation on the stability of the economic system for shock, high, medium and low. The conclusion is made about the expediency of using the considered approach to develop directions for improving state and regional policy throughout the hierarchy of management of complex economic systems.
economic security indicators, economic security criteria, methodology, method, national interests, national priorities, threat, economic system, economic security
Возрастание напряженности на мировой арене, вызванное позицией стран НАТО, США и ряда других относительно специальной военной операции, утверждением все новых пакетов санкций, направлено на дестабилизацию ситуации в российской экономике, а так же на возникновение новых вызовов, требующих всестороннего анализа возникновения проблем, адекватной оценки и разработки новых мер не только по устранению текущей ситуации, но и превентивных мероприятий. Указанные тенденции повлияли на особое внимание к изучению данной важнейший проблематики со стороны ученых, практиков, экспертных сообществ, что в дальнейшем позволяет органам власти обоснованно подойти к вопросам совершенствования инструментов действующей экономической политики на всех уровнях управления.
Важность оценки новых угроз на национальные стратегические приоритеты РФ, обусловлено переориентацией целей и задач хозяйственных систем на макро, мезо и микро- уровнях в условиях необходимости обеспечения технологического приоритета, обороноспособности, сохранения и воспроизводства человеческого капитала нации, создания новой «качественной» среды для функционирования бизнес-структур во всех отраслях экономики и т.д., что подкреплено национальными и региональными проектами, достижение показателей которых должно способствовать обеспечению устойчивости экономики страны под влиянием макроэкономических шоковых событий.
Основные приоритеты экономической безопасности России отражены в соответствующей Стратегии, последняя версия которой утверждена в 2017 году [1]. Однако современные тенденции и факторы на международной арене диктуют необходимость их дополнения, в части новых инструментов защиты, применения новых мер по снижению ущерба для экономики страны, совершенствованию системы мониторинга, предусматривающей оперативный сбор и анализ индикаторов, характеризующих уровень экономической безопасности хозяйственных систем всех уровней управления [2].
Угрозы экономической безопасности выступают своего рода предпосылками для возникновения кризисных явлений, возникновение которых влечет трансформацию привычных цепочек взаимодействия, результатом которых может быть ущерб, который проявляется как нарушение принципов устойчивости хозяйственной системы [10], снижение ее способности к активным процессам воспроизводства, эффективному взаимодействию всех системообразующих элементов [7].
Подобные обстоятельства приводят к необходимости поиска комплексных инструментов для оценки угроз, их актуализации на текущий момент времени, качественного всестороннего исследования на предмет стратегических приоритетов развития хозяйственных систем, обладающих сложностью, ввиду специфики и состояния входящих элементных детерминант, закономерностях их функционирования в условиях цифрового развития общества [8].
Враждебный настрой внешних субъектов управления на национальную экономическую безопасность (ЭБ) обостряет проблематику исследований взаимосвязи «угроза ЭБ»-«национальные приоритеты»- «устойчивость хозяйственных систем» с помощью комплекса методов, что отражено в работах Афонцева С.А. [2], Казанцевой Е.Г. [4],Татаркина А.И., Куклина А.А., Л.Л. Богатырева, Мызина А.Л. [6], Литвиненко А.Н.[9], Носкина С.А.[12], Прудского В.Г., Пыткина А.Н., Тирона Г.Г.[14] и ряда других; поиска новых форм мониторинга, в том числе и на основе современных цифровых платформ, что детально изучают представители Нижегородской школы Митяков Е.С. и Митяков С.Н. [11]; необходимости аккумулирования внутренних резервов для снижения последствий рисковой деятельности в важнейших отраслях экономики.
Анализ имеющихся теоретических разработок, раскрывающих сущность угроз ЭБ, их разновидности и сущностные особенности [7;10], позволил сделать вывод о том, что традиционно всю совокупность угроз подразделяют на внутренние и внешние, рассматривают их деление в зависимости от природы возникновения, по уровням управления, от влияния на отдельные структурные элементы системы ЭБ и т.д. Например, Носкин С.А. предлагает деление угроз в зависимости от влияния на цифровое развитие общества [13], а Клещев С.К. раскрывает виды угроз от степени их влияния на отдельные национальные проекты в сфере науки и образования [5].
По нашему мнению, для адаптации системы экономической безопасности различной управленческой иерархии, необходимо четко определиться с инструментарием исследования угроз, перечнем вопросов, на которые следует получить исчерпывающие ответы для формирования базы систематизированной информации, позволяющей не только с помощью методологического инструментария получить количественную оценку, а также построить эконометрические модели, учитывающие причинно- следственные связи между угрозами и индикаторами ЭБ, детально представленными в Стратегии ЭБ России, а также адаптированными под реалии региональных хозяйственных систем.
Неоднозначность и противоречивость имеющихся авторских мнений позволили разработать перечень элементов комплексной методики анализа угроз ЭБ сложных хозяйственных систем на макро и мезо- уровнях экономики, а также сформулировать непосредственно само понятие, которое должно быть уточнено в теории ЭБ.
По нашему мнению, под методикой анализа угроз ЭБ следует понимать совокупность инструментов и методов аналитической обработки информационной базы, содержащей любые сведения о наличии угроз и их прогнозных параметров, а также разработку резервов снижения рисковых событий на индикативные значения важнейших социально-экономических параметров развития.
В общем виде основа представленного авторского методического подхода представлена с помощью рисунка 1.
Традиционно, согласно теории экономического анализа, методика исследования включает в себя базовые элементы: цель, задачи, предмет, объект, методы исследования, информационную базу, которые конкретизируются под текущую сложившуюся ситуацию и под требования органов управления.
Рис.1. Перечень элементов авторской методики анализа угроз ЭБ
сложных хозяйственных систем
Источник: Предложено автором
При этом, имеется ряд специфичных особенностей, которые, на наш взгляд, подлежат детализации, а также уточнению. Например, в нашем случае, информационной базой исследования могут быть использованы доклады по результатам аналитических исследований состояния социально-экономических индикаторов, статистические, а также доступные сведения из открытых источников, результаты разнообразных рейтингов, данные, полученные в результате самостоятельно-проведенных исследований (например, опросов, анкетирования, расчетов и т.д.).
Важнейшим аспектом методического подхода исследования угроз является отбор индикаторов, с помощью которых проводится выявление угроз. Если проводится комплексный анализ угроз ЭБ на макро-уровне, то за основу следует учесть показатели, регламентированные Стратегией ЭБ. Для изучения тенденций на мезо-уровне, целесообразно воспользоваться целевыми показателями, предусмотренными и утвержденными с соответствующей Стратегии регионального развития или же опираться на итоговые параметры региональных проектов, направленных на обеспечение экономического роста, конкурентоспособность и стрессоустойчивость экономической системы, наращивание ее потенциала и социального благополучия. Охват системы индикаторов и возможность их исследования определяется качеством информационной базы.
Для изучения тенденций отобранных показателей применяются простейшие методы аналитического исследования, которые не требуют от исполнительней особых навыков, применения сквозных цифровых технологий (трендовый анализ, горизонтальный анализ, вертикальный анализ, сравнительный анализ, метод коэффициентов, сравнение с пороговыми значениями и т.д.).
Отклонение фактического значения по индивидуальному параметру системы показателей ЭБ от запланированных или пороговых параметров позволят интерпретировать «проблемные» индикаторы, по каждому из которых требуется идентификация внутренних и внешних угроз. На следующем этапе выделенный комплекс угроз ЭБ следует разграничить по отдельным структурно-комплексным элементам системы ЭБ, среди которых, как правило выделяют инновационную, инвестиционную, продовольственную, финансовую, военную, информационную, социальную, внешнеэкономическую и политическую составляющие.
Согласно выделенной этапности методики анализа угроз ЭБ, следует соотнести идентифицированные угрозы и критериями национальных интересов. Результатом является сформированная матрица, макет которой представлен с помощью таблицы 1.
Таблица 1- Матрица систематизации угроз ЭБ с национальными интересами развития
Источник: предложено автором
Важнейшим этапом исследования угроз ЭБ является их экспресс-диагностика на предмет оценки масштаба проявления на состояние хозяйственной системы, что является основанием для последующей разработки комплекса внутренних резервов, а также их финансового обеспечения с последующей оценкой эффективности комплекса управленческих мер.
Для решения данной задачи, по нашему мнению, может быть использован инструментарий, представленный в таблице 2.
Таблица 2- Авторский метод оценки угроз ЭБ в зависимости от масштаба проявления на устойчивость хозяйственной системы
Угрозы ЭБ |
Влияние на национальные (региональные) интересы |
Возможности усугубления проявления угрозы на подсистемы ЭБ |
Возможности потенциала к нейтрализации угроз ЭБ |
Расчетная оценка значения угрозы ЭБ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5=2*3*4 |
Отток специалистов по ИТ |
3 |
4 |
1 |
12 |
Проблемы с обеспечением технологического суверенитета |
3 |
3 |
1 |
9 |
Дифференциация регионов по уровню социально-экономического развития |
2 |
2 |
1 |
4 |
Коррупция при реализации национальных (региональных) проектов |
2 |
2 |
1 |
4 |
… |
|
|
|
|
Градация баллов |
||||
х |
3 балла (высокая вероятность);
(средняя вероятность);
(низкая вероятность)
|
(максимальная вероятность);
(выше среднего вероятность); 2 балла (средняя вероятность)
(низкая вероятность)
|
0 баллов (резервы могут быть систематизированы в оперативные сроки); +2 балл (резервы имеются, но длительный период их аккумулирования- от 3 лет); +1 балл (внутренние возможности для устранения угрозы могут быть аккумулированы в период от года до 3 лет) |
табл.3 |
Расчетная оценка, которая представляет мультипликативную зависимость трех переменных, каждая из которых на основе экспертной оценки соответствует определенному количеству проставленных баллов и представляет не что иное, как мультипликативное значения исследования влияния на национальные (региональные) интересы, возможности усугубления проявления угрозы на подсистемы ЭБ и возможности потенциала к нейтрализации угроз ЭБ.
Классификация угроз в зависимости от масштаба проявления на устойчивость хозяйственной системы на шоковые, высокие, средние и низкие, проводится на основании сопоставления расчетной итоговой оценки с выделенными диапазонами (табл.3).
Таблица 3- Выделенные границы расчетного значения количественной оценки угроз ЭБ сложных хозяйственных систем
Расчетная оценка значения угрозы ЭБ |
Классификация угроз ЭБ |
{18;24} |
шоковые угрозы по масштабу |
{9;18} |
высокие угрозы по масштабу |
{4;9} |
средние угрозы по масштабу |
{0;4} |
низкие угрозы по масштабу |
Представленные критерии, соответствующие величине масштаба гроз ЭБ, позволяют систематизировать 4 группы угроз, каждая из которых предусматривает комплекс превентивных мер и совершенствование действующей системы мониторинга статистических данных, аккумулированных из различных ведомств и обобщенных в зависимости от иерархического уровня управления, в том числе и в форме цифровых платформ.
В качестве ориентиров векторов государственной и региональной политики, направленных на повышение устойчивости сложных хозяйственных систем под влиянием угроз ЭБ, следует указать национальные (региональные) стратегические приоритеты, а также достижение целевых индикаторов национальных (региональных) проектов, призванных в комплексе обеспечить улучшение уровня и качества жизни населения. Следует учесть во внимание, что сложные условия, оказывающие влияние на состояние внешней среды, возможности трансформации экономической системы под влиянием событий на мировой арене, а также быстрые процессы антикризисного управления предопределяют идентичность проявления угроз ЭБ и степень их устранения за счет внутренних резервов активизации совокупного потенциала.
1. Decree of the President of the Russian Federation “On the Strategy of Economic Security of the Russian Federation for the period up to 2030” dated May 13, 2017 No. 208 // https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71572608
2. Topical issues of ensuring economic security of entrepreneurship functioning in conditions of instability/ Aga-pova T.N., Annenkova V.G., Voronina N.A., Dianov D.V., Myagkova T.L., Rodionov A.V., Suglobov A.E., Khachatryan G.A. collective monograph / Saratov, 2020.
3. Afontsev S.A. Conceptual foundations of the analysis of national and international economic security// Legal science and practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. No. 3 (51). pp. 231-234.
4. Kazantseva E.G. Economic security of the state as a strategic priority in the context of global transformation // Economic security. - 2022. - Volume 5. - No. 3. - pp. 739-756.
5. Kleshchev S.K. Issues of ensuring economic security of national projects in the field of science and education // Russian Journal of Management. 2020. Vol. 8. No. 3. pp. 11-15.
6. Complex methodology of diagnostics of economic security of territorial formations of the Russian Federation / A.I. Tatarkin, A.A. Kuklin, L.L. Bogatyrev, A.L. Myzin, etc. Preprint. Moscow Yekaterinburg : Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, 1998. 120 p.
7. Kuznetsova E.I. Theory of economic security in the evolutionary development of modern science. Assessment of risks and threats to Russia's economic security 2018-2020: Collection of scientific papers of the II International Scientific and Practical Conference "Senchag Readings" of scientists, specialists, university teachers, postgraduates (Moscow, Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences, April 10-11, 2018). - Moscow: Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences, 2018. - 249 c (pp.93-97).
8. Kulagina N.A., Chepikova E.M., Noskin S.A. Strategic aspects of managing the economic security of the region in the conditions of digital transformation // Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. - 2018. - No. 8; URL: http://vaael.ru/ru/article/view?id=213
9. Litvinenko A.N. Economic security in the system of national development goals of the country until 2030. In the collection: Economic security of the individual, society, state: problems and ways of ensuring. Materials of the international scientific and practical conference. Comp. N.V. Myachin. St. Petersburg, 2022. pp. 10-14.
10. Methods, models and technologies for managing socio-economic systems in the era of digital transformation/Avdeeva I.L., Ananchenkova P.I., Vasilyeva E.V., Golovina T.A., Gorbova I.N., Gorbunov V.S., Eremina I.A., Komarevtseva O.O., Kulagina N.A., Mikhalev I.I., Panko-va V.B., Parakhina L.V., Repichev A.I., Sakharova S.M., Surovneva A.A., Sukhanov D.A., Taranova I.V., Tikhanov E.L., Tugacheva L.V., Filatova E.S., etc. Eagle, 2022.
11. Mityakov E.S., Mityakov S.N. Risk assessment in the tasks of monitoring threats to economic security // Proceedings of the R.E. Alekseev NSTU. - 2018. - № 1 (120). - URL: https://cyberleninka.ru / article / n / otsenkariskov-v-zadachah-monitoringa-ugroz-ekonomicheskoy-bezopasnosti.
12. Noskin S.A. Methodological approach to the analysis of the priority of threats to the economic security of the region // Proceedings of the St. Petersburg State University of Economics, 2021.- No. 2(128) pp.158-163.
13. Noskin S.A. The profile of threats to the economic security of the region: the algorithm of compilation and the goals of practical application // Izvestiya YUGAZU, 2021- T11.-No.3 (128), pp.262-271.
14. Prudsky V.G., Pytkin A.N., Tyrone G.G. Methodological foundations for the development of strategic priorities for the development of the spatial and sectoral structure of the region in the context of global challenges of the Fourth Industrial Revolution // Issues of innovative economy. - 2021. - Volume 11. - No. 3. - pp. 985-996.