ANALYSIS OF PSYCHOLOGICAL PROBLEMS ARISING DURING THE PERIOD OF COMBAT SERVICE AMONG THE CREWS OF US SSN AND SSBN
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is devoted to the influence of such factors as the rate of operational stress and the environment on the appearance of pathological (clinical) anxiety and depression in the personnel of foreign submarines. It is known that the habitat on underwater objects of any purpose contributes to stress and other psychological problems. Habitat conditions can be described in terms of physical habitability terms that contribute to stress. These include: crowding, noise, insufficient or excessive lighting, extreme temperatures, humidity, poor air quality. These parameters cannot be controlled. In addition, another condition for life will be the coefficient of operational voltage. This indicator determines how often you can dive underwater without harm to health. With an increase in the frequency and duration of trips, stress and other psychological problems increase in a person. People can't solve complex problems. They need to return to a normal psychological and physiological state. The paper analyzes the possible psychological consequences for the crews of US SSN and SSBN. The psychological problems that arise during the period of military service among the crews of SSN and SSBN of the United States are considered. What may be of interest to specialists in the field of ergonomics involved in the design and creation of domestic submarines of various classes. As well as representatives of the Navy responsible for training crews for existing and under construction submarines. In connection with the above, the article is relevant.

Keywords:
SSN, SSBN, operational tempo, work environment, clinical anxiety, depression, MCMI-III
Text

Анализ показателей темпа (коэффициента) оперативного напряжения [1], тактической обстановки, характера их последствий в отношении психологических проблем, с которыми могут столкнуться члены команд подводных лодок, позволяет сделать следующие выводы. Среда обитания на подводных объектах любых классов может привести к повышенному стрессу и психологическим проблемам. Среду обитания, ее различные аспекты можно описать двумя способами. Во-первых, жизнедеятельность на любых подводных объектах может быть описана в понятиях физических факторов обитаемости, которые, по мнению ряда исследователей, способствуют нарастанию стресса. Эти факторы следующие: скученность, шум, недостаточное или чрезмерное освещение, экстремальные температура и влажность, низкое качество воздуха. Причем, осуществлять контроль среды обитания невозможно [2]. Особым стресс-фактором будет отсутствие возможности уединения для членов команды [3]. Во-вторых, коэффициент оперативного напряжения подводной лодки является важным условием жизнедеятельности. Именно он определяет, как часто подводник может погружаться. С увеличением частоты, неопределенности, продолжительности походов у подводника может усилиться стресс, связанные с ним психологические проблемы. Некоторые исследователи утверждают, что подводники неспособны решать задачи по мере их усложнения без регулярной возможности вернуться в состояние психологического и физиологического покоя [2, 4]. Понятно, что по мере увеличения коэффициента оперативного напряжения возможности психологического и физиологического отдыха снижаются, потенциально увеличивая вероятность возникновения стресса, низкой производительностью, других психологических проблем.

Стратегические и многоцелевые подводные лодки различаются по этим аспектам среды обитания. У многоцелевых подводных лодок меньше свободного пространства, больше скученность. Как следствие, меньше возможностей для уединения по сравнению со стратегическими подводными лодками. Многоцелевые подводные лодки характеризуются непредсказуемым графиком развертывания по сравнению с постоянными графиками на стратегических подводных лодках. Поэтому логично предположить, что большинство психологических проблем возникает у подводников на многоцелевых подводных лодках. Зарубежные исследования доказывают, что с ростом темпа оперативного напряжения увеличивается число психологических проблем [5]. Полученные результаты были распределены по классам кораблей. За исключением случаев, когда информация не регистрировалась на момент отказа или дисквалификации. Или, в случае, когда отказ или дисквалификация фиксировались береговыми средствами.

Стратегические и многоцелевые подводные лодки различаются при помощи таких параметров работы, как личное пространство и темп оперативного напряжения.

Водоизмещение стратегических подводных лодок приблизительно в 2,70 раза больше, чем у многоцелевых. Однако, численность экипажа больше в 1,15 раза [6]. В этом случае не учитываются различия в особенностях устройства кораблей. Очевидно, что многоцелевые лодки более перенаселены, чем стратегические. Возникающая стесненность способствует усилению стресса, что ведет к росту психологических проблем [2].

В отличии от стратегических, многоцелевые подводные лодки отличаются непредсказуемыми циклами эксплуатации. Это, в свою очередь, способствует росту психологических проблем [2]. Так, полный цикл стратегических подводных лодок длится шесть месяцев: три месяца в море и три в базе. Указанная закономерность позволяет осуществлять планирование в соответствии с особенностями эксплуатации. Так, команде предоставляется перерыв в обслуживании техники. Они получают возможность отдохнуть, заняться личными делами (семья, учеба, отдых). В результате, регулярный отдых позволяет восстановить силы перед следующим выходом в море. Таким образом, одним из факторов, позволяющим решать сложные задачи, является возможность «регулярно возвращаться в состояние покоя» [4].

Напротив, многоцелевые подводные лодки часто непредсказуемо привлекаются для выполнения боевых задач. Эти корабли характеризуются эпизодическим периодом эксплуатации. Помимо этого, у команды многоцелевых подводных лодок отсутствует перерыв для отдыха. У них нет пауз в обслуживании корабля. Указанный фактор снижает возможность восстановить силы.

Сочетание условий профессиональной деятельности экипажей многоцелевых подводных лодок, таких как, физические факторы среды обитания, коэффициент оперативного напряжения создают значительно большее число психологических проблем на многоцелевых подводных лодках, чем на стратегических. Результаты исследований подтверждают это предположение. Психологические проблемы, возникающие на многоцелевых подводных лодках, выражены более сильно. Указанная закономерность может быть следствием скученности, недостаточности личного пространства и непредсказуемости периодов эксплуатации.

Зарубежные исследователи считают, что это различие не может быть объяснено разницей в количестве подводников в зависимости от класса кораблей. Например, число подводников многоцелевых подводных лодок превышает количество подводников на лодках стратегического назначения. Тогда существует высокая вероятность, что количество психологических проблем, возникающих на многоцелевых подводных лодках, тесно связано с численным перевесом экипажей. А, например, не высоким напряжением службы. При такой оценке рекомендуется учитывать численность экипажей. Что позволит сравнивать их между собой, оценивая психологические проблемы, имеющие место быть в каждом классе подводных лодок. Подобная оценка измеряется количеством отказов и дисквалификаций подводников.

Зарубежные исследователи считают, что жизнедеятельность на многоцелевых подводных лодках связана с большим числом стресс-факторов. Что ведет к увеличению психологических проблем по сравнению с жизнедеятельностью на стратегических подводных лодках.

Общие вероятностные показатели не могут полностью учесть всех психологических проблем, с которыми сталкиваются подводники, и связанные с ними вероятности отказов по двум важнейшим причинам: 1) не учитываются психологически детерминированные отказы и дисквалификации в подводных силах других стран; 2) не отражаются все психологические проблемы, ведущие к списанию с плавсостава. Ускоренное административное увольнение часто имеет психологическую основу. Например, расстройство личности. Это позволяет обойти процесс отказа и дисквалификации, что не отражается в соответствующих базах данных.

Патологическая (клиническая) тревожность и депрессия

Для подтверждения выводов, что психологические проблемы более распространены на многоцелевых подводных лодках, чем на стратегических, использовали специальную базу данных подводных сил Атлантического флота США. Эти выводы подтверждаются базой данных по подводным силам Атлантического флота США. Подводники прошли анонимное обследование с применением специализированного опросника Millon Clinical Multiaxial Inventory (MCMI-III). Эта методика для самооценки, состоящая из 175 вопросов, которые требуют подтверждения или отрицания (true-false). Таким образом, обеспечиваются надежные и достоверные оценки тревожности и депрессии, другие психопатологические синдромы [7]. Эта методика была валидизирована и нормирована с помощью клинических и неклинических опросов, проводившихся в разных учреждениях, чтобы разработать надежные критические точки по каждой шкале. Тестируемые делятся на три категории для каждого оцениваемого вида психопатологии: средне выраженная, высокая и клиническая. Оценки из категории средней выраженности представляет собой нормальный уровень и не свидетельствует о психопатологии. Например, показатель тревожности, который не должен препятствовать повседневной деятельности.

Оценки из категории высоких свидетельствуют о повышенном уровне. Например, показатель тревожности может препятствовать повседневной деятельности и быть более выраженным.

Оценки из категории клинических свидетельствует о психопатологии. Что, как правило, мешает нормальной повседневной деятельности, снижает работоспособность.

Условия жизнедеятельности на многоцелевых подводных лодках приводят к большому числу психологических проблем по сравнению с жизнедеятельностью на стратегических подводных лодках. Поэтому, на многоцелевых подводных лодках фиксируются повышенные показатели неблагоприятных психологических состояний. Например, тревожность и депрессия. Зарубежными исследователями, с применением опросника MCMI-III, был протестирован 1441 член экипажа (716 подводников многоцелевых подводных лодок, 725 подводников стратегических подводных лодок). Результаты сравнения уровней тревожности и депрессии экипажей подводных лодок двух разных классов представлены на рисунках 1 и 2.

  

Рисунок 1. Уровни тревожности на многоцелевых и стратегических ПЛ [6].

Рисунок 2. Уровень депрессии [6].

Из анализа графика (рисунок 1) соотношения процента выборки и уровней тревожности по многоцелевым подводным лодкам следует, что в выборке больший процент оценок относится к группе высоких и клинических в отличие от выборки по стратегическим подводным лодкам.

Из анализа графика (рисунок 2) соотношения процента выборки и уровня депрессии следует, что подобное соотношение свойственно для оценок депрессии по опроснику MCMI-III. Представленные данные свидетельствуют, что экипажи многоцелевых подводных лодок, в отличие от экипажей стратегических подводных лодок, с большей вероятностью будут находиться в состоянии тревожности и депрессии более высокого порядка. Зарубежные исследователи это объясняют большим количеством психологически обусловленных отказов и дисквалификаций на многоцелевых подводных лодках Атлантического флота США по сравнению со стратегическими.

Полученные результаты демонстрируют, что условия жизнедеятельности на многоцелевых подводных лодках будут скорее приводить к психологическим трудностям, чем на стратегических. Рассматриваемые тенденции в отношении частоты психологические проблем, возникающих на подводных лодках, свидетельствуют, что экипажи в условиях микроклимата подводных лодок подвержены общим принципам стресса на рабочем месте. Таким как: большая продолжительность рабочего дня, непредсказуемые графики работы, перегруженность рабочих мест и ограниченные возможности для уединения. Это всё может привести к нарастанию стресса и вызвать психологические проблемы.

Возможные психологические последствия для экипажей ПЛА.

Сокращение жизненного пространства многоцелевых подводных лодок будет способствовать росту скученности и стресса, а впоследствии приводить к увеличению количества межличностных конфликтов. Рост указанных факторов стресса ведет к нарастанию психологических проблем и трудностей. О чем свидетельствует приведенное выше сравнение многоцелевых и стратегических подводных лодок.

Другая проблема, которую нужно принять во внимание – характер режимов эксплуатации. Это может стать причиной стресса. Например, продолжительность похода способна вызвать дополнительную напряженность в работе экипажа. Если продолжительность похода становится непредсказуемой, то это может привести к росту напряженности и последующим психологическим трудностям. Таким образом, если спроецировать частоту психологических проблем на современных субмаринах на будущие экипажи, то следует учитывать множество переменных.

Если предположить, что на следующих поколениях подводных лодок жизненное пространство будет меньше, походы станут более продолжительными и непредсказуемыми, то потенциально психологические проблемы экипажей будут нарастать. Если они серьезные, то могут привести к тяжелым последствиям. Например, к дисквалификации (списанию с плавсостава) или увольнению с флота.

Из материалов зарубежной литературы известно, что существует ряд психологических и социальных эффектов, которые могут возникнуть в результате проживания в замкнутом пространстве. Например, подводная лодка, которая эксплуатируется с высоким коэффициентом оперативного напряжения. В этом случае, указанные эффекты будут возрастать [6].

Из анализа представленных материалов можно заключить, что существует множество комбинаций переменных, существенно влияющих на все аспекты жизнедеятельности подводников. Указанный вывод применим для всех типов подводных лодок. Рассмотренные проблемы решаются с помощью методов психологии. Убедительно доказано, что число психологически обусловленных ошибок и дисквалификаций на многоцелевых подводных лодок больше, чем на стратегических. Рассмотренные особенности свидетельствуют о большой вероятности увеличения негативных явлений на подводных лодках разных классов.

Также можно заключить, что не все рассмотренные факторы будут приводить к снижению работоспособности, качества жизни или здоровья, но их комбинация обуславливает проблемы, характерные для современных подводных лодок. Кроме того, необходимо учитывать, что класс многоцелевых подводных лодок воспринимается как менее привлекательный по сравнению со стратегическими лодками вследствие отступлений от существующих требований по обитаемости. Кроме того, различия в качестве спальных мест может вызвать межличностные конфликты.

References

1. Voenno-morskoy enciklopedicheskih slovar' [A Naval Encyclopedic Dictionary] / Pod red. V.I. Kuroedova. 2-e izd., ispr. i dop. M.: Voenizdat Publ., 2003. 960 p. (in Russian)

2. Frankenhauser M. Psychoneuroendocrine approaches to the study of stressful person-environment transactions, in Seyle's guide to stress research, H. Selye, (Editor) // Van Nostrand: New York, 1982, vol. 1, pp.46-70.

3. Baum A., Singer J.L., Baum C.S. Stress and the environment, in Environmental Stress, G. Evans (Editor) // Cambridge University Press: New York, 1981.

4. Heerwagen J.H., Heubach J.G., Montgomery J., Weimer W.C. Environmental design, work, and well being: Managing occupational stress through changes in the workplace environment // AAOHN Journal, 1995,vol. 43,pp. 458-468.

5. Koch A. USN SSN Force Faces Overstretch //Jane's Defence Weekly, 2002.

6. Shobe K., Bing M., Duplessis C. Psychological, physiological, and medical impact of the submarine environment on submariners with application to Virginia class submarines // Naval Submarine Medical Research Laboratory. Groton, CT, 1993,79p. URL: https://www.researchgate.net/publication/256687350_PSYCHOLOGICAL_PHYSIOLOGICAL_AND_MEDICAL_IMPACT_OF_THE_SUBMARINE_ENVIRONMENT (data obrascheniya: 22.07.2022).

7. Choca J.P., Van Denburg E. Interpretive guide to the Millon Clinical Multiaxial Inventory (2nd). 2nd ed. // American Psychological Association: Washington, DC, 1997, 355 p.

Reviews
1. Analysis of psychological problems arising during the period of combat service among the crews of US multi-purpose and strategic submarines Authors: Mikhaylov Aleksey Nikolaevich


Login or Create
* Forgot password?