FEATURES OF INTRAPERSONAL CONFLICTS AMONG EMPLOYEES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is devoted to the peculiarities of the intrapersonal conflict of an employee of the internal affairs bodies, which can unfold not only with oneself, but also be extrapolated to the social environment. Thanks to the generalization of concepts created by domestic scientists, it was revealed that the intrapersonal conflict state of an employee of the internal affairs bodies is characterized by the presence of mutually exclusive and incompatible motivational and value bases and goal aspirations, the contradictory force of which a person cannot overcome in his activity. The conclusion is made about the difficulties in adaptation, which provoke intrapersonal conflicts, negatively affect motivation and reduce the effectiveness of the performance of official duties by police officers. Successful performance of official tasks by a police officer accelerates positive change and promotes personal and professional development. Useful life experience is a source of self-knowledge and strengthening of mental integrity. From a certain point in time, a person himself begins to purposefully plan his own life and manage it.

Keywords:
personality, police officer, intrapersonal conflict, peculiarities, critical situations, adaptation, motivation
Text

Проблема социальной и профессиональной адаптации сотрудников полиции является актуальной темой прежде всего, вследствие объективных потребностей вхождения в должность сотрудников. Изучение адаптации сотрудников полиции в контексте их личностно-профессионального развития допускает анализ и соотношение таких базовых категорий, как «адаптация», «внутриличностный конфликт».

Человек воспринимает действительность в том или ином свете, подчас не осознавая того, что на его восприятие оказывают влияние миллионы лет эволюции. В зависимости от типологических свойств нервной системы, восприятие генетического наследства происходит первоначальное восприятие мира, формирование способности человека к адаптации. Возникновение термина «адаптация» относится ко второй половине ХVIII века. Введение его в научный оборот связано с именем немецкого физиолога Г. Ауберта, который использовал этот термин для характеристики явлений приспособления чувствительности органов зрения или слуха, выражающегося в повышении или понижении чувствительности в ответ на действие адекватного раздражителя.

На наш взгляд, в контексте психологического сопровождения адаптации сотрудников полиции на начальном этапе службы считаем наиболее приемлемым интеракционистский подход. Сторонники интеракционисткого подхода Л. Филлипс, Дж.Г. Мид, Г. Блумер, Т. Шибутани, И. Гофман относят «адаптацию к хорошо организованным приемам или способам жизнедеятельности, позволяющим человеку приспособиться к новой ситуации и справляться с типичными проблемами. Адаптированность является результатом последовательного ряда ситуативных адаптаций к повторяющимся ситуациям, имеющим общие определяющие черты» [4, c. 2]. Данные признаки адаптируемости личности характерны для профессиональной служебной деятельности сотрудников полиции в целях выстраивания конструктивного взаимодействия в служебном коллективе и с различными категориями граждан.

Однако, необходимо отметить, что в ходе адаптации люди в целом и сотрудники полиции в частности могут испытывать ломку стереотипов, верований, социально-психологических установок, что может привести к внутриличностному конфликту. Психологическое воздействие окружающей среды и людей, которое подрывает или противоречит внутренней структуре взглядов, ценностей и убеждений может стать почвой для возникновения внутриличностного конфликта, который в свою очередь может перерасти в межличностный.

Проведенный анализ термина «конфликт» в психологических словарях и справочниках, показал, что он обычно относится к области социальной психологии. Межличностный конфликт – это столкновение целей и намерений между двумя и более индивидами. Полезно изучить эту тему, чтобы улучшить межличностное общение и достичь целей внутри служебного коллектива. Но подобное событие может произойти и внутри отдельного человека.
Ф.Е. Василюк определяет внутриличностный конфликт как противостояние различных феноменов человеческого сознания, таких как различные мотивы, реакции, эмоции, познания, желания, цели, установки или ценности [5, c. 189]. Это может быть что угодно, что не согласуется с каким-то другим психологическим содержанием. Изучение внутриличностного конфликта может показаться менее актуальным, поскольку признаки и симптомы скрыты внутри (но не менее тревожны) и, следовательно, их труднее исследовать, чем его межличностный аспект.

Внутриличностный конфликт – это проблема внутреннего конфликта, связанного с выбором одного из две или более несовместимых целей. В такого рода конфликтах это отражается в полной мере мотивация индивида, его индивидуальность.

Внутриличностный конфликт касается не только личности, он также может повлиять на других людей в результате принятых решений. Внутриличностные конфликты являются естественным следствием психологического уклада человеческого разума. Следовательно, они встречаются не менее часто, чем межличностный вариант. Возможно, просто так получилось, что за ними меньше наблюдали и изучали. Внутриличностный конфликт – это неизбежное условие, которое запускает процесс принятия решений. Всякий раз, когда можно выбрать более одного варианта, конфликт может возникнуть с разным уровнем сложности. Если бы не было конфликта, не было бы необходимости делать выбор. Внутриличностный конфликт – это вопрос мотивации, потому что это столкновение между двумя или более различными установками целей.

Неспособность принять решение может привести к общей напряженности. Если поведение не соответствует цели, это приводит к разочарованию. Действия разочарованного человека или человека, находящегося в конфликте, не имеют цели. Он или она впадает в смирение и регрессию. Разница между фрустрацией и простым переживанием трудной ситуации заключается в том, что в первом случае поведение дезорганизовано, но во втором случае цель четко определена, но просто ее труднее достичь.

Теория самосогласования E.T. Хиггинса является одной из теорий несовместимости убеждений. Образ самого себя – это представление об определенных качествах самого себя [8, c. 215]. Есть три основные области «Я». Истинное «Я» – это группа характеристик, которые, по мнению человека, на самом деле принадлежат его личности. Более или менее точный образ того, во что кто-то верит в данный момент. Идеальное «Я» – это совокупность представлений и атрибутов, которыми желательно обладать. Она включает в себя надежды, пожелания и устремления. Последняя группа верований изображает черты, которыми, по мнению людей, они должны обладать. Они связаны с обязанностями. Эти три сферы «Я» могут вступать в противоречивые отношения. Это приводит в противоречие собственную самооценку человека. Несоответствие между реальным и идеальным «Я» может произойти, например, когда нам не удается достичь роли, о которой мы мечтаем, или когда мы предпочли бы быть более храбрыми или менее зависимыми от кого-то, чем мы есть на самом деле.

Конечно степень данного воздействия определяется особенностями восприятия личности. При этом совокупность внутренних условий, составляющих личность, у разных людей имеет свои типологические особенности: в познавательной деятельности, в направленности, в уровне конфликтности и пр.

Мы считаем, что сотрудник полиции должен уметь разрешать внутренние противоречия, которые несут с собой бремя ответственности за выбранные решения. Сотрудники полиции исполняют служебные обязанности ориентируются на свои внутренние установки и моральные принципы. Однако если под влиянием изменений в обстановке, эти внутренние установки подвергаются анализу и сомнениям, может происходить ломка стереотипов, фрустрация.

Тем не менее изменений в жизни общества невозможно избежать, к ним можно только приспосабливаться и адаптироваться. В последние годы ситуация в разных сторонах общественной жизни резко меняется, что предъявляет большие требования к адаптивной способности граждан. Сотрудники полиции также не являются исключением. Новые задачи на службе, связанные с присоединением новых территорий к России, усиления, охрана общественного порядка – все это требует консолидации сил и внутренних ресурсов.

Не всем удается справляться со сложностями, сохраняя внутреннюю гармонию и мотивацию в служебной деятельности. Некоторые могут воспринять данную ситуацию как невозможность адаптироваться к современным условиям жизни. Такие обстоятельства провоцирует внутриличностный конфликт между желанием продолжать служить, отдавать долг Родине, проявлением патриотических чувств и желанием выбрать другой жизненный путь, не связанный со службой в органах внутренних дел.

У других этот конфликт может быть связан с желанием соответствовать требованиям действительности и отсутствием возможностей в силу личных обстоятельств. Данный вид внутриличностного конфликта можно обосновать трудностями в социально-психологической адаптации к новой реальности и атмосфере современного общества [3, c. 2].

При адаптации человека к новым условиям некоторые слои психики человека перестраиваются, изменениям подвергаются принципы, установки, ценности. Данные изменения, полученные в процессе адаптации оказывают влияние на психику и поведение человека. Следует отметить, что при межличностном взаимодействии люди добровольно могут менять свои привычки и убеждения под влиянием социума.

Д.М. Азаматов, АС. Валеева, К.В. Храмова, Г.М. Хасанова справедливо отмечают, что «отношение человека к миру, к другим людям и к самому себе может носить конфронтационный характер, что обуславливает противоречивость внутренней структуры личности. Человек как часть общества не может «выпрыгнуть» из целостной системы противоречивых отношений, которые в конечном счете определяют его сознание, психику и весь внутренний мир. Различные отношения, в которые человек вступает в реальности, объективно противоречивы и порождают конфликты, которые при определенных условиях закрепляются и входят в структуру человеческой психики» [1, c. 1105]. Данный тест позволяет не только выявить уровень конфликтности, но и определить основную сферу, в которой конфликт переживается наиболее часто, среди них автор методики выделяет три: мотивационную, долженствования и самооценки.

Для определения уровня внутриличностной конфликтности сотрудников полиции нами было проведено исследование, основанной на тесте, разработанном А.И. Шипиловым. В качестве респондентов выступили магистранты Академии управления МВД России в количестве 46 человек.

По результатам нашего исследования установлено, что у большинства респондентов наблюдается средний уровень конфликтности (37%). У данных сотрудников бывают здоровые и адекватные сомнения в действиях. Однако они достаточно устойчивы в своих решениях и в поведении в трудных жизненных ситуациях. Высокий к новым жизненным условиям. Умеренный уровень тревожности (рис.1).

Рис.1. Уровень внутриличностной конфликтности.

 

У 28 % респондентов высокий уровень конфликтности. Они могут быть нерешительны, однако ответственны и исполнительны. Возможно это обусловлено профессиональной деформацией. Сотрудники полиции, проходящие службу в строго иерархичной системе, привыкли к исполнению приказов вышестоящих руководителей (начальников). В данной ситуации они избавлены от груза ответственности за принятые решения. В тех случаях, когда приходится самостоятельно принимать решения, могут возникнуть сомнения и колебания в принятии решений. Соответственно они могут испытывать небольшие сложности в адаптации при резко изменяющихся условиях. Им комфортнее быть ведомыми, что не исключает рост по карьерной лестнице и замещение руководящих должностей в органах внутренних дел.

Респонденты обладающие сверхвысоким уровнем внутриличностной тревожности (21%) часто находятся в борьбе с самими собой. Склонны к самоанализу, размышляют над своим местом в жизни, однако боятся что-то в ней изменить. Сложнее адаптируются к новой обстановке.

Респонденты с низким уровнем внутриличностной конфликтности (14%) достаточно решительны. Они знают, чего хотят и стремятся к своей цели. Обладают такими качествами, как решительность, целеустремленность, упорство, смелость. Не боятся изменений в своей жизни и легко к ним адаптируются.

Говоря о наиболее конфликтной сфере внутреннего мира респондентов (рис.2), то здесь по результатам исследования на первом месте мотивационная (49%), за ней следует сфера долженствования (32%), на третьем месте сфера самооценки (19%).

Рис. 2. Наиболее конфликтные сферы внутреннего мира респондентов

 

Развитие адаптационных механизмов может снизить внутриличностную конфликтность, так как снизит вероятность развития конфликтов между «хочу» и «надо», «надо» и «надо». Благоприятные условия для адаптации создаются в коллективах с благоприятным социально-психологическим климатом. Здоровые межгрупповые отношения и помощь коллег повышают мотивацию к трудовой деятельности.

Как только взаимодействия между людьми перерастают в относительно стабильную систему совместной деятельности, возникает новое качество. Давно замечено, что человек чувствует, воспринимает, переживается и ведет себя несколько иначе, чем, когда он находится наедине с самим собой, в большой толпе людей или даже в небольшой группе людей. Диапазон отклонений, характеризующих поведение индивида в группе, в отличие от его поведения наедине с самим собой, довольно велик и варьируется в зависимости от специфических особенностей данной ситуации и групповых отношений, в связи с которыми согласуются личное поведение и ориентация.

Другими словами, адаптация человека к условиям социальной среды во многом зависит от социально-психологического климата, в котором он находится. Благоприятные взаимоотношения в служебном коллективе иногда могут в корне изменить отношение к делу и к своей профессии. Даже при отсутствии интереса к профессиональной деятельности, пребывание в коллективе людей близких по духу может постепенно пробудить интерес и к службе (работе). Так же это работает и в обратную сторону, отсутствие психологического комфорта может изменить отношение к профессии в негативную сторону.

«Следует обратить внимание, что специфика адаптивных процессов заключается в том, что они являются средством, условием достижения цели и только в этом качестве могут существовать и реализовываться, но в то же время – это будет вторично по отношению к потребности, вызвавшей потребность в адаптации [7, c. 33]. Адаптации к объективной реальности ради адаптации, независимо от потребностей индивида, не существует. Любая адаптация к реальности определяется потребностями» [2, c. 6].

Большое значение в психологической адаптации вновь принятых сотрудников полиции к служебной деятельности является роль начального периода службы в воспитании сотрудников, так как в это время создается необходимая установка в отношении к службе, к руководству, к коллегам. В дальнейшем эту установку изменить сложнее.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что сложности в адаптации провоцируют внутриличностные конфликты, негативно отражаются на мотивации и, следовательно, снижают эффективность исполнения служебных обязанностей сотрудниками полиции. С другой стороны, внутриличностные конфликты, как правило, если сотрудники успешно с ними справляются, ускоряют позитивные изменения и способствуют личностно-профессиональному развитию. Управляемые внутриличностные конфликты – это полезный жизненный опыт, источник самопознания и укрепления психической целостности.

 

References

1. Azamatov D.M., Valeeva A.S., Hramova K.V., Hasanova G.M. /Vnutrilichnostnye konflikty i adaptacionnye resursy lichnosti v sovremennom rossiyskom obschestve // Vestnik Bashkirskogo universiteta [Bulletin of Bashkir University]. 2015. T. 20. № 3. p. 1105-1108. (in Russian)

2. Afanas'eva S.A. Harakteristika ponyatiy «adaptaciya», «social'no-psihologicheskaya adaptaciya» i «dezadaptaciya» // Mezhdunarodnyy zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk [International Journal of Humanities and Natural Sciences]. 2022. № 11-2(74). S. 6-8. DOIhttps://doi.org/10.24412/2500-1000-2022-11-2-6-8.(in Russian)

3. Vasil'ev A. S. O psihologicheskoy prirode vnutrilichnostnogo konflikta // MNKO [MNKO]. 2010. №4. p. 2-6.(in Russian)

4. Vasil'ev A.S. Deyatel'nostnyy podhod v reshenii problemy preodoleniya otricatel'nyh posledstviy vnutrilichnostnogo konflikta // MNKO. 2011. №6. p. 2-7. (in Russian)

5. Vasilyuk F.E. Psihologiya perezhivaniya: analiz preodoleniya kriticheskih situaciy [Psychology of experience: analysis of overcoming critical situations]. M.: Izd-vo Mosk. un-ta Publ.. 1984. 240 p. (in Russian)

6. Volkovskaya T.N., Marchenko T.M. Sovremennye teoretiko - metodologicheskie podhody k ponimaniyu fenomena adaptacii // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education]. 2018. № 61-4. pp. 269-272. (in Russian)

7. Mal'ceva T. V. Osnovy konstruktivnogo preodoleniya vnutrilichnostnyh konfliktov v processe psihologicheskogo konsul'tirovaniya sotrudnikov policii // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah [Psychopedagogy in law enforcement agencies]. 2014. №2 (57). p. 32-34. (in Russian)

8. Higgins, E.T. (1987). Self-Discrepancy: A Theory Relating Self and Affect. Psychological Review, Vol. 94, issue 3, p.319-340.

Reviews
1. Features of intrapersonal conflicts among employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation Authors: Maltseva Tatiana


Login or Create
* Forgot password?