DEVELOPMENT OF COORDINATION FORMS OF ORGANIZATION OF TERRITORIAL AND SECTORAL INTERACTIONS IN RURAL AREAS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The prepared article reflects the results of a study of the forms of organizing the coordination of territorial-sectoral interactions in rural areas. A trend of steady decline in the number of rural population and a decrease in the number of rural settlements has been revealed. The results obtained showed that despite the growth in agricultural production noted in recent years, the level and quality of life of the rural population as a whole lag significantly behind the standard of living in cities, and at the same time it is difficult to involve agricultural enterprises, integrated formations and other business entities in solving social problems - economic tasks of the development of territories by administrative methods without taking into account their own economic interests and opportunities. The level of wages in agriculture remains low compared to other sectors of the economy. During the study period, the level of employment in agriculture in the Russian Federation decreased by 10%. In order to overcome the negative phenomena, it is proposed to bring the management system of the integrated socio-economic development of rural areas into line with modern requirements, make it more democratic and efficient, for which it is necessary to create qualitatively different organizational conditions for the joint activities of enterprises and other business entities located in the same territory, using elements of cooperation and integration that have justified themselves in practice, progressive domestic and foreign experience. At the same time, the basis for the formation of territorial-economic associations should be, first of all, the need and interest in organizing joint activities, the expediency and profitability of combining the resources and production potentials of several business entities for this. One of the forms is the formation of a territorial-economic association for the socio-economic development of rural areas on the basis of a voluntary association of enterprises and business entities, both industrial and non-industrial, and municipal governments on the scale of a rural area.

Keywords:
rural area, association, cooperation, agriculture, agrarian formations
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение. Происходящая в стране модернизация управления экономикой открывает новые возможности для решения многих вопросов сочетания территориального и отраслевого управления, обеспечения комплексного социально-экономического развития сельских территорий. Главным в происходящих в этой сфере изменениях становится качественное совершенствование всей системы взаимодействия предприятий и субъектов предпринимательства различных форм хозяйствования и функционирования, расположенных на одной сельской территории, их отношений с местными органами самоуправления [1, 2].

Одним из наиболее слабых мест практики взаимодействия между товаропроизводителями и местными органами самоуправления является ее недостаточная организационная обеспеченность; отсутствие эффективных организационных механизмов и форм координации деятельности всех расположенных на конкретной территории предприятий и субъектов предпринимательства по вопросам развития кооперации и межотраслевых связей, социально-культурно-бытового строительства, развития производства и производственной инфраструктуры [3].

Цель исследования – развитие форм организации координации территориально-отраслевых взаимодействий в сельских территориях, способствующих решению социально-экономических проблем, сложившихся на данном этапе развития общества, и формирование территориально-экономических ассоциации субъектов  предпринимательства как одной из таких форм.

Условия, материалы и методы исследований. В настоящее время сельские территории переживают едва ли не самый сложный период в своем развитии, в то время, как уровень развития собственно сельского хозяйства в Российской Федерации в 2022 году характеризуется ростом производства основных видов продукции: зерна произведено на 24 % больше уровня предыдущего года, молока – почти на 7 %. При этом надои молока на 1 корову в 2022 г. составили 7501 килограмм против 7039 килограммов в 2021 г.

Однако заработная плата в аграрном секторе экономики неизменно остается ниже по сравнению со средней в обрабатывающем производстве,  практически составляет чуть больше 60 % (рис. 1). Трудно не согласиться, что описанное выше противоречие между темпами роста производства и оплаты труда в аграрном секторе может иметь негативные последствия и привести к потере такой социально-экономической подсистемы, как село, так как даже в перспективе не ожидается существенной прибавки заработной платы работникам сельского хозяйства [4, 5].

 

 

 

Рис. 1. Динамика изменения заработной платы работников в основных отраслях экономики Российской Федерации в период с 2017 года по 2021 год, руб. (рассчитано: [6])

 

 

В сельских территориях возникли и прогрессируют такие явления, как безработица, массовая бедность, недоступность получения медицинской помощи, культурных, торговых, бытовых услуг и сложности в образовательном процессе [7].

Следствием данных процессов является как уменьшение числа сельских поселений, так и числа жителей, проживающих в сельских территориях. По данным мониторинга развития системы местного самоуправления в Российской Федерации только в 2020 году в России число сельских поселений уменьшилось на 565 населенных пунктов [8]. Динамика изменения числа сельских населенных пунктов в период с 1 января 2016 по 1 июля 2021 года приводится на рисунке 2.

Рис. 2. Динамика изменения числа сельских населенных пунктов в России в период с 1 января 2010 по 1 января 2022 года, единиц (рассчитано: [8])

 

Еще более показательной характеристикой является изменение численности сельского населения. На рис. 3 отражено изменение численности сельского населения в период с 2010 по 2022 гг.

Рис. 3. Динамика изменения численности сельского населения в России в период с 2010 года по 2022 год, чел. (рассчитано: [6])

 

Таким образом, за исследуемый период численность сельского населения в Российской Федерации сократилась на 1110,9 тысяч человек. Ежегодная убыль населения составляла в среднем 92,6 тысяч человек. Как видно из рис. 3 прирост численности сельского населения в 2015 году за счет миграции из стран СНГ не позволил стабилизировать ситуацию в сельских территориях. После этих случайных изменений численность сельского населения начала ускоренными темпами сокращаться. К 1 январю 2022 года составила более 36,6 млн. человек, что меньше по сравнению с 2014 годом на 1,2 %.

В результате сокращения численности населения развитие сельских территорий сегодня происходит крайне неравномерно. Несмотря на рост производства продукции агропромышленного сектора к 2022 году, уровень и качество жизни сельского населения в целом существенно отстает от уровня жизни в городах [9]. Имеет место сужение доступа сельского населения к услугам организаций социальной сферы таких, как медицинские учреждения, детские дошкольные учреждения, учреждения дополнительного образования. Это, в частности подтверждается нашими исследованиями по Республике Татарстан [10]. Обеспеченность инфраструктурой непроизводственных отраслей описывается уравнениями:

– количество больничных коек (с учетом коек дневного пребывания в стационаре) на 10000 чел. населения, ед.

у =  93,444 - 0,9298 t,     R² = 0,6182

–   число общедоступных библиотек, на 10000 чел. населения, ед.

у = 1370,5 - 5,6995 t,     R² = 0,8477

– число мест в учреждениях культурно-досугового типа, на 1000 чел. населения, ед.

у = 2030,8 - 14,701 t,     R² = 0,9556

Численность занятых в сельском хозяйстве за исследуемый период в Российской Федерации сократилась больше чем в целом в экономике (рис. 4) Трудовые ресурсы перераспределись в иные сферы, более всего в сферу услуг, в том числе в сферу финансов, строительство и др.

 

Рис. 4. Динамика численности занятых в целом в экономике, в том числе в сельском хозяйстве  Российской Федерации в период с 2017 года по 2021год, тыс. чел. (рассчитано: [11])

 

На практике не оправдались ожидания, что описанные негативные тенденции в развитии сельских территорий могут быть преодолены через объединение сельских предпринимателей на основе потребительской кооперации. В то же время отдельные экономисты считают, что сельская потребительская кооперация полностью решает проблемы устойчивого развития сельских территорий, являясь партнером государства в решении социально-экономических проблем в сельской местности [12].

Анализ и обсуждение результатов исследований. Поиск новых подходов, методов и форм решения социально-экономических проблем развития сельских территорий на современном этапе должен осуществляться с учетом радикально изменившихся в условиях развития рыночных отношений требований к управлению сельскими территориями, в частности, на местном уровне [13, 14]. Речь идет, прежде всего, о невозможности привлекать сельскохозяйственные предприятия, интегрированные формирования, любые другие субъекты предпринимательства к решению социально-экономических задач развития территории административными методами без учета их собственных экономических интересов и возможностей. Кроме того, о необходимости принимать во внимание расширяющуюся в условиях рыночных отношений практику непосредственного участия субъектов предпринимательства и населения в разработке и принятии решений по важнейшим проблемам социально-экономического развития территорий [15]. И наконец, о новых подходах к проблемам финансового обеспечения регионов, основанных на внедрении предпосылок так называемых межбюджетных отношений, теснее увязывающих потребности производственного и социального развития с финансовыми возможностями и конечными результатами хозяйствования на местах [16, 17].

Учет этих требований обусловливает необходимость совершенствования, а в ряде аспектов и качественной перестройки, даже хорошо зарекомендовавших себя в прошлом методов и организационных форм управления комплексным развитием сельских территорий. Чтобы преодолеть эти негативные явления и привести систему управления комплексным социально-экономическим развитием сельских территорий в соответствие современным требованиям, сделать ее более демократичной и эффективной, необходимо создать качественно иные организационные условия для совместной деятельности предприятий и других субъектов предпринимательства, расположенных на одной территории, используя при этом оправдавшие себя на практике элементы кооперации и интеграции, прогрессивный отечественный и зарубежный опыт [18, 19].

Создание таких организационных условий может быть обеспечено, на наш взгляд, путем формирования добровольных ассоциативных структур различных видов. Создание и функционирование ассоциаций – это новое явление в сегодняшней экономике сельских территорий, с которым связываются большие потенциальные возможности повышения эффективности производства. Однако, реализация этих возможностей требует решения возникающих при этом новых и сложных проблем. Необходимым условием их решения является проведение глубоких теоретических разработок, накопление и осмысление практического опыта в этой области [20, 21].

Ассоциации представляют собой организационную форму добровольной совместной деятельности самостоятельных предприятий и иных субъектов предпринимательства с целью интеграции своих материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов для более эффективного и взаимовыгодного их использования при решении общих или взаимосвязанных задач.

Основанием для формирования ассоциаций должно служить прежде всего наличие потребности и заинтересованности в организации совместной деятельности. Это условие возникает, например, в случае совпадения или существенной близости задач, стоящих перед несколькими субъектами предпринимательства, неспособности или экономической нецелесообразности их решения силами каждой из них в отдельности, необходимости или выгодности объединения для этого ресурсов и производственных потенциалов нескольких субъектов предпринимательства.

Не менее важным условием создания ассоциаций является наличие у предприятий и субъектов предпринимательства материальных возможностей для ведения совместной деятельности. Субъекты предпринимательства должны располагать и самостоятельно распоряжаться свободными финансовыми, материально-техническими, трудовыми ресурсами, производственными мощностями и т.д. [22, 23, 24].

Современная концепция ассоциирования хозяйственных и иных типов субъектов предпринимательства опирается на следующие исходные положения.

Ассоциации создаются по добровольному и самостоятельному решению объединяющихся между собой субъектов предпринимательства. Сами субъекты предпринимательства определяют цель, задачи, форму организации и управления, продолжительность ассоциирования и другие принципиальные вопросы своей совместной деятельности в рамках создаваемой ими ассоциации. Поскольку решение о вступлении любого субъекта предпринимательства в ассоциацию является сугубо добровольным и мотивированным его собственными интересами, каждый субъект предпринимательства может, исходя из возникающих перед ним задач, вступать в разные ассоциации – отраслевые, межотраслевые, территориальные и пр. При этом в каждом случае только сам субъект предпринимательства должен нести всю полноту ответственности за выполнение принимаемых им обязательств в связи с участием в той или иной ассоциации. Инициатива создания ассоциаций может принадлежать государственным или муниципальным органам управления, однако и в этих случаях решение принимают только сами субъекты предпринимательства, исходя из собственных интересов и возможностей.

Создание ассоциации должно преследовать определенную цель, которая является общей для всех объединяющихся между собой субъектов предпринимательства. В зависимости от характера цели ассоциации определяется состав ее участников и предмет их совместной деятельности.

Объединение усилий отдельных предприятий и субъектов предпринимательства в рамках ассоциации создает условия для получения ими дополнительного эффекта от совместной деятельности в области освоения новых видов продукции и технологических процессов, внедрения новых форм организации производства и управления, использования научно-технической и коммерческой информации, создания совместных производств, подготовки кадров, а также решения других актуальных организационно-экономических и социальных задач. Реализация этих новых возможностей предприятий и организаций требует организации оказания им соответствующей помощи. Для этого в рамках ассоциации могут специально создаваться хозрасчетные посреднические (консультационные) субъекты, обслуживающие членов ассоциации на договорной основе.

Изложенный выше подход целесообразно реализовать в масштабе сельского района в форме территориально-экономической ассоциации (ТЭА) по социально-экономическому развитию территории, на основе добровольного объединения предприятий и субъектов предпринимательства как производственного, так и непроизводственного характера, районных учреждений и органов муниципального управления.

Главная задача ТЭА состоит в налаживании всесторонней кооперации ее членов по развитию производственной и социальной инфраструктуры, использованию цифровых технологий и технических средств, снабжению продукцией межотраслевого применения, по производству товаров народного потребления и обслуживанию населения, по благоустройству территории и охране природы.

Для решения этой задачи необходимо разработать и реализовать на практике меры по выявлению и использованию резервов расширения производства при повышении качества выпускаемой продукции и оказываемых услуг. Это предполагает создание ассоциации в различных сферах деятельности в рамках конкретной сельской территории. Сфера деятельности ассоциации может охватывать сельское строительство и эксплуатацию объектов производственной инфраструктуры, организацию бытовых услуг и использование прочих социально-культурных, природоохранных объектов. Деятельность ассоциации может быть направлена на использование временно свободных производственных и складских помещений.

Решение конкретных задач по кооперации в области производственного, научно-технического и социального развития осуществляется на основе заключения между заинтересованными предприятиями и субъектами предпринимательства договоров, в которых согласовываются совместные задачи, ответственность каждого участника за их реализацию, в том числе по объему работ, затратам и срокам исполнения.

На основе существующего аппарата районного муниципального управления создаются самостоятельные центры по оказанию на договорной основе предприятиям и субъектам предпринимательства, входящим в ТЭА, посреднических и консультационных услуг в области освоения научно-технических достижений и распространения цифровых и технологических новшеств; внедрения новых форм организации производства и управления, перехода к новым методам хозяйствования и обучения кадров; организации строительной кооперации и реализации социальных программ.

Основными источниками средств ТЭА являются: вступительные взносы членов ассоциации; отчисления от эффекта, образующегося на предприятиях и в организациях района в результате мероприятий, проводимых при посредничестве ТЭА.

Высшим и единственным органом управления ТЭА является правление, формируемое из руководителей всех предприятий и субъектов предпринимательства, вошедших в ассоциацию. Для организационного обеспечения деятельности правления в ТЭА не создается никакого освобожденного аппарата. Выполнение штабных функций осуществляют по совместительству руководители хозрасчетных центров ассоциации.

Выводы. Проведенный анализ проблем и тенденций развития сельских территорий, состояние и направления развития сельского хозяйства в Российской Федерации доказывает необходимость внедрения новых координационных форм организации территориально-отраслевых взаимодействий в сельских территориях. При этом основная задача территориально-экономических ассоциаций заключается в объединении функционирующих в конкретной сельской территории аграрных формирований, кооперативов, отдельных субъектов предпринимательства и местных органов самоуправления в единую структуру в целях решения социально-экономических проблем на местах и достижения наилучших экономических результатов в складывающихся условиях. В сотрудничестве по отдельным видам деятельности могут принимать участие как все входящие в территориально-экономическую ассоциацию предприятия района и субъекты предпринимательства, так и только некоторые из них. Система мероприятий по совместной деятельности членов территориально-экономической ассоциации разрабатывается как комплексная программа социально-экономического развития района.

References

1. Gazetdinov ShM, Gazetdinov MKh, Semicheva OS. [Rural territory as a system of interaction between economic and social processes]. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2021; Vol.16. 4(64). 82-87 p.

2. Prospects for the development of agricultural business in the Republic of Tatarstan / F. N. Mukhametgaliev, L. F. Sitdikova, M. M. Khismatullin [et al.] // International Scientific and Practical Conference “Agriculture and food security: technologies, innovations, markets, personnel” (ODRS 2019) : International scientific and practical Conference “Agriculture and food security" Food security: Technologies, innovations, markets, personnel” (ODRS 2019), Kazan, November 13-14, 2019. - Kazan: EDP Sciences, 2020. - p. 00083.

3. Gazetdinov MKh, Gazetdinov ShM, Semicheva OS. [Mechanisms of influence of social and economic factors of rural areas on the results of agricultural production]. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2022; Vol.17. 2 (66). 119-123 p.

4. Golubeva AI, Dugin AN, Dorokhova VI, Sukhovskaya AM. [Problems of development of rural areas and the agrarian economy of the region]. Vestnik APK Verkhnevolzh'ya. 4(28). 2014; 3-10 p.

5. Development of the agricultural sector in the Republic of Tatarstan / N. Asadullin, F. Avkhadiev, I. Gainutdinov, L. Mikhailova // International Scientific-Practical Conference “Agriculture and Food Security: Technology, Innovation, Markets, Human Resources" (FIES 2020) : International Scientific-Practical Conference “Agriculture and Food Security: Technology, Innovation, Markets, Human Resources” (FIES 2020), Kazan, May 28-30, 2020. - Kazan: EDP Sciences, 2020. - P. 00117. - DOIhttps://doi.org/10.1051/bioconf/20202700117.

6. Official statistics. Population. [Internet]. Federal State Statistics Service (Rosstat). Available from: https://rosstat.gov.ru/folder/12781

7. Kovalenko EG, Yakimova OY, Avtaykina EV, Zaytseva OO. Problems and mechanisms of sustainable development of rural areas (at the example of the Republic of Mordovia). European Research Studies Journal. 2016; Vol.19. 3A. 110-122 p.

8. Monitoring of local self-government development system in the Russian Federation. [Internet]. Official website of the Ministry of Justice of the Russian Federation. Available from: https://minjust.gov.ru/uploaded/files/monitoring-2019-2020.pdf

9. Kovalenko EG, Polushkina TM, Yakimova OYu. [The need to develop social standards for the life quality of rural residents]. Vestnik Povolzhskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. Seriya: Ekonomika i upravlenie. 2018; 1(37). 56-70 p.

10. Gazetdinov ShM, Gazetdinov MKh, Semicheva OS, Gatina FF. [Modern forms of regulation of territorial-production relations in rural areas]. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2020; Vol.15. 4 (60). 97-101 p.

11. Labor force, employment and unemployment in Russia (according to the results of sample labor force surveys). [Internet]. 2022 Stat.sb./Rosstat. Moscow. 2022; 151 p. Available from: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Rab_sila_2022.pdf

12. Khafizov DF, Shamsutdinova MR, Khismatullin MM. [On the question of the essence and peculiarities of cooperative entrepreneurship in the agrarian sector]. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2022; Vol.17. 1(65). 147-154 p.

13. Yakushkin NM, Titov NL. [Personnel - the main productive force of the agro-food complex]. Dostizheniya nauki i tekhniki APK. 2021; Vol.35. 2. 7-12 p.

14. Gazetdinov MH, Timofeev AP, Zakirov RM. [Konceptual'nye podhody razvitiya sel'skogo hozyajstva i sel'skih territorij]. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2010; Vol. 5. 2(16). 22-24 p.

15. Akmarov PB, Knyazeva OP, Suetina NA. [Organizational and economic factors for the effective use of land resources]. Vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. 2015; 2 (37). 112-118 p.

16. Ibyatov RI, Ziganshin BG. [O modelirovanii sluchajnyh processov v agropromyshlennom komplekse]. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2022; Vol. 17. 1 (65). 50-55 p.

17. Dorofeeva AE, Polushkina TM. [Evaluation of the effectiveness of the use of the natural resource potential of the territory]. Agroprodovol'stvennaya ekonomika. 2017; 2. 113-122 p.

18. Lamb S, Glover S, Walstab A. Educational disadvantage and regional and rural schools, in quality and equity: What does research tell us? 2014; Adelaide Convention Centre. Available from: https://research.acer.edu.au/cgi/viewcontent.cgi?article=1228&context=research_conference

19. Pagliacci F. Measuring EU urban-rural continuum through fuzzy logic. Tijdschrift voor Economische en Sociale Geografie. 2017; 108(2). 157-174 p.

20. Garcilazo E. Modern rural development policies in OECD Countries “Urban Rural Partnerships for Sustainable Development: Experience of the Baltic Sea Region”. [Internet]. 2014; [cited 2023, February 22]. Available from: http://forumstrategov.ru/upload/documents/Garcilazo.pdf.

21. Sitdikov FF, Tsoi YuA, Ziganshin BG. [Osnovnye napravleniya i problemy cifrovizacii agropromyshlennogo kompleksa]. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2019; Vol. 14. 3 (54). 112-115 p.

22. Hismatullin MM, Muhametgaliev FN, Hisamov RG. [Lizing tekhniki i tekhnologij kak instrument razvitiya agropromyshlennogo proizvodstva]. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2015; Vol. 10. 2(36). 31-35 p. - DOIhttps://doi.org/10.12737/12049.

23. The current state and prospects for the development of the technical base of agriculture in the digital economy / F. N. Mukhametgaliev, F. F. Sadrieva, E. F. Amirova [et al.] // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2020; Vol. 15. 3(59). 121-125 p. - DOIhttps://doi.org/10.12737/2073-0462-2020-121-125.

24. Avkhadiev FN, Mikhailova LV. [Investments as one of the ways of regulating the agricultural sector in Russia]. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2013; Vol. 8. 1(27). 5-7 p.

Login or Create
* Forgot password?