In Russia’s accession to the WTO the problem of improving the competitiveness of agricultural enterprises is one of the most important problems in the economy. The starting point of the solution to this problem is the assessment of the competitiveness of businesses. This article consists of an introduction, body and conclusion. In the introduction the authors justify the need to develop methods of competitiveness of agricultural enterprises. The body offers assessing methodology of the competitiveness of agricultural enterprises. The conclusion shows the issues and problems, that can be solved with the help of the author of the proposed methodology for assessing the competitiveness of the agricultural enterprises. The article describes and analyzes different methods and approaches to the assessment of the competitiveness of enterprises, the comparative analysis, revealed their shortcomings. The proposed method of estimation of competitiveness of agricultural consists of two phases: the definition of current competitiveness and identification of potential competitiveness. The author builds a method on the use of such indicators to determine the competitiveness of the agricultural enterprises, as the actual profitability of commercial products , the actual volume of sales , the potential profitability of commodity production and sales potential product market . This method allows to determine the competitiveness of enterprises in the various markets of agricultural products, to develop measures to improve the competitiveness in time to determine the need to go on a new market , to make strategic decisions, that contribute to increasing the competitiveness of the enterprise.
enterprise’s competitiveness, competitiveness indicators, market share, profitability, current competitiveness, the potential competitiveness.
Введение. В настоящее время в экономической литературе имеется множество подходов к оценке конкурентоспособности предприятия, в основе которых лежат самые разнообразные показатели [2,3,4,5]. Все эти подходы, на наш взгляд, можно подразделить на следующие группы:
Методы, основанные на определении конкурентоспособности продукции. Конкурентные преимущества товара создаются за счет конкурентных преимуществ организации. Эти преимущества товара обеспечивают организации сильные позиции на рынке, так как для потребителей самым важным показателем конкурентоспособности организации является товар, в частности, его качество и цена. Следовательно, измерение конкурентоспособности товара заключается в расчетах индивидуального, группового или интегрального показателей конкурентоспособности товара, в основе которого лежит оценка системы показателей качества и цены.
Методы, основанные на конкурентоспособности совокупного потенциала предприятия (или на теории эффективной конкуренции). Оценка конкурентоспособности организации заключается в выявлении наиболее значимых показателей конкурентоспособности, которые охватывают все стороны деятельности предприятия. Далее показатели интегрируются в единый, комплексный показатель конкурентоспособности.
Методы, основанные на оценке конкурентных преимуществ предприятия. Оценка конкурентоспособности предприятия заключается в определении отличительных способностей организации, обеспечивающих ей выгодные позиции на рынке.
Комплексные методы оценки. В основе оценки конкурентоспособности организации по данной методике лежит расчет интегрального показателя конкурентоспособности организации, состоящий из двух взаимозависимых оценок:
- конкурентоспособности товара;
- конкурентоспособности потенциала организации.
Результаты проведенного нами исследования перечисленных методов показали, что они имеют ряд определенных недостатков. Так, оценка конкуренции с помощью методов первой группы не позволяют судить об эффективности деятельности предприятия в целом, так как конкурентоспособность предприятия заменяется конкурентоспособностью товара и не отражает эффективность деятельности предприятия в целом. Необходимо также отметить, что многие методы и методики основываются на выявлении конкретных, «узких» факторов конкурентоспособности предприятия. Оценку, основанную на ограниченном количестве факторов конкурентоспособности, на наш взгляд, нельзя назвать объективной. Существенным недостатком большинства методик является и то, что они достаточно емкие и сложные, следовательно, применимы в практической деятельности с ограничениями.
1. Artur A. Tompson-ml., A. Dzh. Striklend. Strategicheskiy menedzhment: kontseptsii i situatsii dlya analiza. - M.: Vil'yams, 2006. - 928 s.
2. Belkina E. Otsenka kokurentosposobnosti predpriyatiya / E.Belkina, I.Borodaeva//Ekonomika sel'skogo khozyaystva Rossii, - 2006. - №2. - S.28
3. Valeeva G.A., Khammadeeva L.K. Vybor strategicheskikh zon khozyaystvovaniya predpriyatiyami APK/ G.A. Valeeva, L.K. Khammadeeva. Vestnik Kazanskogo GAU. 2010. - №2 (16). - S.18-21.
4. Koryakina O.V. Kriterii, pokazateli i faktory konkurentosposobnosti produktsii agrarnoy sfery ekonomiki/ O.V. Koryakina//Regional'naya ekonomicheskaya politika i porblemy upravleniya regionom.2011. - №3. - S.26
5. Lyukshinov A.N. Strategicheskiy menedzhment./A.N. Lyukshinov//M.: YuNITI, 2000.