Zelenograd, Russian Federation
The issues of aesthetic education in the primary school are discussed. Primary schoolchildren get aesthetic education while learning the subject called “The World Around Us” and in the course of after-school activities, where they are taught the basic knowledge about wildlife and develop the ability to recognize and percept beauty of the nature. The paper provides plentiful material, demonstrating distinct kinds of wildlife beauty, and also a questionnaire to assess how the pupils’ attitude to animals changes after they have studied their life and habits.
aesthetic education, beauty of wildlife, plants and animals, adaptation types.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве одной из важнейших задач модернизации образования рассматривается эстетическое воспитание учащихся начальной школы. Оно предполагает углубленное изучение программы интегрированного курса «Окружающий мир», который включает разделы «Родная природа», «Ты и здоровье». Одновременно предусматривается прикладное и личностное содержание естественно-научного образования, нацеленного на формирование у детей ряда умений распознавать растения и животных своей местности, ухаживать за ними: в домашних условиях, уголке живой природы, зоопарке. Следствием этого должно стать интеллектуально-психолого-эмоциональное развитие каждого ребенка, формирование его личности, развитие таких качеств, как доброта, ощущение связи с природой и осознание места в ней человека как биологически-социального существа.
Вопросы эстетического воспитания в процессе знакомства школьников с миром природы часто не только не решаются, но даже и не затрагиваются. Если внимание к ним в какой-то степени и привлекается, то оно носит, по существу, пассивный, т.е. предметный характер. Чтобы биологическое образование через линии «Растения – Животные – Человек и его здоровье» курса «Окружающий мир» стало развивающим, в том числе нацеленным на развитие творческих способностей школьников, надо знакомить их с удивительными возможностями взаимодействия человека и природы, красотой ее мира.
Красота живой природы как источник эстетического воспитания
Природа для ребенка – это источник удовлетворения не только познавательных и физических, но и эстетических потребностей. В общении с ней снимается его психологическое и нервно-психологическое напряжение. Увидеть красоту природы, растений, животных и человека – значит выразить к ним свое отношение. Однако сегодня окружающий мир часто рассматривается не как источник радости и наслаждения его красотой, а только как место хозяйственной деятельности человека или причина стихийных бедствий и болезней. Вместе с тем одной из задач развивающего образования школьников является формирование умения культурно отдыхать на природе, созерцать ее, наслаждаясь красотой.
1. Anikeev V.N., Babenko V.G. Babochki v mifakh i legendakh. - M.: Drofa, 2006. - 190 s.
2. Gagarin A.V. Vospitanie prirodoy. - M: MNEPU, 2010. - 140 s.
3. Gekkel' Ernst. Krasota form v prirode. - SPb.: Izdatel'stvo Vernera Regena, 2007.
4. Darvin Ch. Proiskhozhdenie vidov putem estestvennogo otbora ili sokhranenie blagopriyatnykh ras v bor'be za zhizn' / per. s angl., otv. red. A.L. Takhtadzhyan. - SPb.: Nauka, 1991 [Elektronnyy resurs]. -URL: http://charles-darwin.narod.ru/origin-content.html (data obrashcheniya: 7.10.2013).
5. Darrell Dzheral'd. Gonchie Bafuta / per. s angl., poslesl. V.E. Flinta. - M.: Mysl', 1987. - 588 s. [Elektronnyy resurs]. - URL: ttp://www.lib.ru/NATUR/DARREL/bafut.txt_with-big-pictures.html (data obrashcheniya: 7.10.2013).
6. Zoologicheskaya khrestomatiya. - V 2 ch. - Ch. 1 / sost. A.L. Brodskiy. - Moskva; Tashkent: Turkpechat', 1925.
7. Markova O.K. Formirovanie interesa k izucheniyu u shkol'nikov - M.: Nauka, 1986. - 241 s.
8. Morgenshtern Kh. Bol'shaya kniga aforizmov / sost. i per. K.V. Dushenko; izd. 5-e, isprav. - M.: EKSMO-Press, 2001. - 1056 s. [Elektronnyy resurs]. - URL: http://yanko.lib.ru/books/lit/dushenko-aphorizm.htm#_Toc44520358 (data obrashcheniya: 7.10.2013).
9. Morozova N.G. Uchitelyu o poznavatel'nom interese. Ser.: Pedagogika i psikhologiya. - M.: Znanie, 1979. - 87 s.
10. Novozhenov Yu.I. Adaptivnost' krasoty: sotsiobiologicheskiy analiz prekrasnogo. - Ekaterinburg: Bank kul'turnoy informatsii, 2005. - 93 s.
11. Rykov N.A. Esteticheskoe vospitanie v prepodavanii zoologii. Biologiya v shkole. - 1966. - № 2. - S. 25-29.
12. Sukhomlinskiy V.A. Serdtse otdayu detyam. - Khar'kov: Radyan'ska shkola, 1973.
13. Ushinskiy K.D. Chelovek kak predmet vospitaniya: opyt pedagogicheskoy antropologii / K.D. Ushinskiy. - V 2 t. - T.1. - M.: Nauka, 2006. - 327 s.
14. Federal'nyy gosudarstvennyy standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya. - Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 06.10.2009 g. № 373 (s izmeneniyami ot 26.11.2010 g.).
15. Shpotova T.V. Poluchenie znaniy i razvitie chuvstv. Ekologiya i zhizn'. - 1996. - № 1. - S. 10-14.