Possibilities related to junior schoolchildren’ educational activity intensification, development of their independent thinking, and ability to work with information of various types are considered in this paper. The author gives examples from his own pedagogical experiment on development and use of problem situations which change an educational process nature, intensify schoolchild’s cognitive activity and develop his abilities as researcher.
primary school, developing teaching, educational activity, problem situation, teaching subjectivity.
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В СТАНОВЛЕНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Актуальной задачей современного начального образования является создание условий для формирования учебной самостоятельности учащихся. Это в полной мере относится как к организационной стороне обучения, так и интеллектуальному развитию обучающихся, совершенствованию их мыслительной деятельности, способности инициативно добывать и анализировать информацию.
Трудно переоценить роль учителя в данном процессе, без активной позиции и заинтересованности которого в развитии учеников достойные результаты получить невозможно.
Сегодня школе необходима педагогика сотрудничества, при которой между учителем и учеником устанавливается доброжелательное, дружеское взаимопонимание, вызывающее у маленького человека положительные эмоции, уверенность в себе, в своих действиях и поступках, когда неудачи не кажутся непреодолимыми, не рождают чувства страха, отчужденности. Знание и понимание ребенка дает учителю тот «волшебный ключик», который позволяет открывать сердца и души детей.
Педагогика сотрудничества — это прежде всего знание личности обучающегося, учет его психологических особенностей и возможностей в процессе обучения. Учитель играет ведущую роль в формировании учебных действий у школьников. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания ученику и формального принятия им образцов поведения. Задача современного учителя — не только наглядно и доступно все объяснить, рассказать, показать на уроке, но и включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения им новыми знаниями и способностью применить их в решении познавательных, учебно-практических и жизненных задач.
1. Bezrukikh M.M., Efremova S.P. Znaete li vy svoego uchenika? [Do you know your student?]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2008.
2. Davydov V.V. Psikhologicheskaya teoriya uchebnoy deyatel’nosti i metodov nachal’nogo obucheniya, osnovannykh na soderzhatel’nom obobshchenii [The psychological theory of learning activities and methods of primary education, based on meaningful generalizations]. Tomsk, Peleng Publ., 1992.
3. Il’nitskaya I.A. Problemnye situatsii i puti ikh sozdaniya na uroke [Problem situations and ways to create them in the classroom]. Moscow, Znanie Publ., 1985.
4. Kudryashova M.G. Organizatsiya problemnykh situatsiy na urokakh v nachal’noy shkole [Organization of problem situations in the classroom in a primary school]. Upravlenie nachal’noy shkoloy [Management elementary school]. 2012, I. 7.
5. Makhmutov M.I. Problemnoe obuchenie [Problem learning]. Moscow, Pedagogika Publ., 1975.
6. Okon‘ V. Osnovy problemnogo obucheniya [Basics problem-based learning]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1968.
7. Pakulina S.A., Savushkina T.P. Psikhologo-pedagogicheskie osobennosti obucheniya formam samostoyatel’noy raboty mladshikh shkol’nikov [Psycho-pedagogical features of teaching forms of independent work of younger schoolboys]. Nachal‘naya shkola [Elementary School]. 2009, I. 3, pp. 10-12.
8. Selevko G.K. Sovremennye obrazovatel’nye tekhnologii [Modern educational technology]. Moscow, Narodnoe obrazovanie Publ., 1998.