from 01.01.2020 to 01.01.2020
Ryazan', Orel, Russian Federation
The article presents the results of a study of the problem of modernizing the Russian economy and the transition from a raw material growth model to high-tech development based on scaling up the practice of using venture investment institutions. The dynamics of the structure of the Russian economy for 1980-2030 is analyzed. by reproductive sectors. The share of components of the oil and gas sector in the economy of the Russian Federation in 2017 - 2022 is analyzed.
venture investments, innovative development, modernization of the economy, high-tech growth
В 2020 г. Президент России В.В. Путин в своем указе [1], обозначил пять стратегических целей развития страны до 2030 г. Три (возможности для самореализации и развития талантов; достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство; цифровая трансформация) из пяти целей – непосредственно связаны с инновационным развитием и предполагают интенсивное внедрение новых технологий.
Венчурные инвестиции играют важную роль в стимулировании инновационного развития. Они представляют собой финансовую поддержку стартапов и молодых компаний, которые занимаются разработкой новых технологий, продуктов или услуг. Венчурные инвесторы предоставляют стартапам и молодым компаниям необходимый капитал для исследований, разработок и масштабирования инновационных идей. Это помогает компаниям преодолеть финансовые преграды и продвигаться вперед. Инвесторы обычно имеют большой опыт в своей отрасли и предоставляют ценные знания и ресурсы стартапам. Они могут предложить стратегический совет, помочь с управлением и привлечением талантливых специалистов, а также связать компанию с ключевыми игроками в отрасли. Венчурные инвесторы обладают обширной сетью связей, которую они могут использовать для помощи стартапам. Они могут представить компанию потенциальным партнерам, клиентам или инвесторам, что может способствовать ее росту и развитию. Венчурные инвестиции позволяют стартапам расширить свое присутствие на рынке и преодолеть преграды, которые могут возникнуть на начальном этапе развития. Финансирование может быть направлено на запуск маркетинговых кампаний, привлечение клиентов и внедрение продукта на рынок. Следует также отметить их влияние на создание благоприятного инновационного климата в экосистеме стартапов, что способствует привлечению талантливых предпринимателей и специалистов, стимулирует конкуренцию и создает пул новых идей и решений.
Следует также отметить важную роль венчурного инвестирования, как движущей силы национального инновационного развития, поскольку они обеспечивают финансирование и поддержку для стартапов и молодых компаний с высоким потенциалом роста. Эти инвестиции в основном направлены на компании, которые разрабатывают и внедряют новые технологии, продукты или услуги. Инвесторы предоставляют финансирование, которое позволяет стартапам преодолеть финансовые преграды в ранние стадии развития. Это может включать финансирование исследований и разработок, производственных операций, маркетинга и расширения команды. Этот капитал позволяет компаниям инвестировать в новые идеи и инновационные проекты, которые могут изменить отрасль. Венчурные инвесторы часто предоставляют свои знания, опыт и контакты для поддержки стартапов. Они могут быть активно вовлечены в управление компанией или занимать позицию в совете директоров, чтобы помочь развивать бизнес. Это менторство и связи с индустрией могут быть ценными ресурсами для молодых компаний, помогая им развивать свои продукты, находить клиентов и партнеров, а также преодолевать препятствия на пути к успеху.
Проблематика обеспечения национального инновационного развития и экономического роста на основе институтов венчурного инвестирования получила развитие в работах Цыплакова А.Н. [2], Мещеряковой О.К., Мещеряковой М.А., Каминского С.М. [3], Василенко О.А. [4], Дементьева К.И. [5], Идзиева Г.И. [6].
Непосредственно с параметрами инновационного развития связаны следующие задачи, сформулированные в рамках стратегических целей развития России до 2020 г.:
- обеспечение присутствия Российской Федерации в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования;
- обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности;
- реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70% по сравнению с показателем 2020 г.;
- достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления;
- увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95%;
- увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в четыре раза по сравнению с показателем 2019 г.
На заседании Совета по развитию и нацпроектам (15.12.2022 г.) Президент России В.В. Путин сформулировал основные шесть задач на 2023 г., решение которых направлено на достижение стратегических целей развития. Значительная часть (50%) данных задач также связаны с ускоренным научно-техническим и инновационным развитием российской экономики, в частности:
- вывести Россию на более высокий технологический уровень, обеспечить ее экономический, финансовый, технологический и кадровый суверенитет («… нужно добиваться лидерства по ключевым жизненно важным направлениям, таким как искусственный интеллект, вычисление и передача данных, новые промышленные технологии»);
- обеспечить опережающий рост обрабатывающей промышленности, в сжатые сроки нарастить мощности, создать новые производственные линии («… ключевые вопросы здесь – это наличие сырья, разработок и технологий, оборудования, квалифицированных кадров и подготовленных площадок»);
- Россия должна обеспечить приток долгосрочных инвестиций в акционерный капитал, вложения в инфраструктуру и высокотехнологичный бизнес («…Работа нашей финансовой системы должна обеспечить те потребности, которые ранее закрывались западными источниками финансирования, включая торговое и проектное финансирование»).
Отметим, что такого рода стратегическое программирование и тактическое целеполагание на протяжении длительного времени указывает на необходимость опережающего научно-технического и инновационного развития. Еще в 2008 г. на вечернем заседании научной сессии общего собрания РАН (16.12.2008 г.) д.т.н., д.э.н., проф. Академик РАН Б.Н. Кузык обозначил сценарии динамики структурных параметров экономики России к 2030 г. и указал на ключевые направления ее развития (рис. 1).
В рамках инерционного сценария доля энергетического сектора предполагалась к увеличению до 27%, а доля высокотехнологического сектора экономики должны была снизиться до 15%. В оптимистическом сценарии драйверами роста экономики был потребительский сектор, который предполагалось увеличить до 24%, а также высокотехнологическое производство с долей в 25%.
Рис. 1. Динамика структуры экономики России за 1980-2030 гг. по воспроизводственным секторам (%)
В докладе акад. Б.Н. Кузыка были также определены сферы, в рамках которых у нашей страны лидирующие позиции в мире («красная зона»), а также сферы, где наши разработки являются конкурентными и в целом соответствуют мировому уровню («синяя зона»). Также были определены сферы, где уже в 2008 г. наблюдалось наше стратегическое отставание («черная зона») Все вышеперечисленные сферы представленаы на рис.2.
Рис. 2. Состояние основных исследований и разработок в области критических технологий Российской Федерации (2008 г.) [7]
Очевидно, что оптимистический сценарий с ростом высокотехнологического сектора ВВП до 25% был связан с активизацией производственных процессов на основе освоения и коммерциализации технологических решений из «красной» и «синей» зон. Была сделана ставка на транспортные и авиационно-космические технологии. В частности, были созданы:
- Объединенная авиастроительная компания (20.02.2006 г.)
- Объединенная судостроительная компания (21.03.2007 г.);
- Объединенная двигателестроительная компания (22.11.2007 г.)
В отрасли живых систем и биотехнологий были приняты:
- Комплексная программа развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 г. (финансирование в объеме 1,2 трлн. руб. в 2013 – 2020 г.г.);
- ФЦП «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу»;
- Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 г.г. (Подпрограмма «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие»)
- Государственная программа развития промышленности и повышение ее конкурентоспособности (Подпрограмма «Промышленные биотехнологии»).
В индустрии наносистем и наноматериалов было принято решение о создании АО «Роснано» в 2007 г. (к 2020 г. общий объем государственного финансирования составил более 400 млрд. руб.).
Несмотря на все вышеперечисленные меры к 2022 г. существенных результатов в сфере инновационного развития достичь не удалось. Сырьевая модель российского производства и экспорта сохраняется. Как следствие, первой из шести основных задач на 2023 г. для российской экономики, обозначенных президентом России В.В. Путиным, является диверсификация маршрутов экспорта российских товаров. Очевидно, что речь идет о сырьевом энергетическом экспорте, потоки которого по указанию Президента следует перенаправить на южные и восточные рынки. На рис. 3 представлены данные о значении нефтегазового сектора в экономике России в 2017 – 2021 г.г.
Рис. 3. Нефтегазовый сектор в экономике Российской Федерации в 2017 – 2022 г.г.
Как видно из представленных данных, доля нефтегазового сектора в ВВП страны сохраняется на уровне 17-20%. Исключением остается 2020 г., когда на фоне локдауна и беспрецедентных карантинных мер, мировые цены на нефть приобретали отрицательные значения. Таким образом, была продемонстрирована уязвимость сырьевой модели экономического развития от масштабных кризисных проявлений в мировой экономике. Санкции и фактическая экономическая агрессия со стороны недружественных государств – новый и еще более масштабный вызов для нашей страны. При этом, энергетический сектор является первоочередной целью всех вводимых ограничений и санкций со стороны недружественных стран.
Венчурные инвестиции на наш взгляд следует рассматривать, как один из инструментов преодоления всех вышеуказанных противоречий. Считаем целесообразным рассматривать институты венчурного инвестирования, как средство модернизация российской экономики и перехода от сырьевой модели роста к высокотехнологичному развитию. В значительной мере это связано с тем, что рисковые инвестиции помогают компаниям преодолеть переход от идеи или концепции к коммерческому продукту или услуге. Кроме финансирования, инвесторы также могут предоставлять экспертные знания по вопросам патентования, лицензирования, маркетинга и продаж, чтобы помочь компании успешно внедрить свои инновации на рынке. Следует также отметить, что рисковые инвестиции направляются в основном на компании, которые занимаются разработкой и внедрением новых технологий, продуктов и услуг. Это способствует инновациям и созданию новых решений, которые могут улучшить производительность, эффективность и конкурентоспособность различных отраслей экономики. Стартапы и молодые компании, получающие венчурное финансирование, обычно испытывают быстрый рост и осуществляют экспансию на товарные рынки. Это приводит к созданию новых рабочих мест, что способствует снижению безработицы и росту продуктивной (высокотехнологичной) занятости в экономике. Рисковые инвестиции способствуют развитию совершенно новых отраслей, которые могут стать будущими двигателями экономического роста. Например, в последние годы венчурные инвестиции сосредоточены на таких областях, как искусственный интеллект, блокчейн, энергетика с возобновляемыми источниками энергии, биотехнологии и других передовых технологиях.
Инвестиции в инновации создают благоприятную среду для развития предпринимательства и предоставляют возможности для талантливых предпринимателей воплотить свои идеи в жизнь. Это стимулирует создание новых стартапов и инновационных проектов, которые в свою очередь могут стать новыми компаниями и созидать экономическое значение. Венчурные инвестиции способствуют развитию конкуренции в экономике. Молодые компании, получившие финансирование, могут представлять новые идеи и решения, которые вызывают конкуренцию с устоявшимися компаниями.
1. Ukaz Prezidenta RF ot 21.07.2020 N 474 «O nacional'nyh celyah razvitiya Rossiyskoy Federacii na period do 2030 goda» [Elektronnyy resurs]. - Oficial'nyy sayt SPS «Konsul'tant Plyus». - 2020. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_380244/95306fd63c6d78809f4ae93a22b776b264fcb0d7/ (data obrascheniya: 16.01.2022)
2. Cyplakov A.N. Privlechenie venchurnyh investiciy dlya rosta innovacionnogo razvitiya // Innovacionnaya ekonomika: informaciya, analitika, prognozy. 2015. № 1-2. S. 3-4.
3. Mescheryakova O.K., Mescheryakova M.A., Kaminskiy S.M. Programma stimulirovaniya venchurnoy aktivnosti v razvitie skvoznyh cifrovyh tehnologiy bol'shih dannyh i blokcheyna // FES: Finansy. Ekonomika. Strategiya. 2019. T. 16. № 7. S. 29-32
4. Vasilenko O.A. Razvitie rynka venchurnyh investiciy v Rossii // Finansovyy menedzhment. 2019. № 2. S. 20-28
5. Dement'ev K.I. Analiz mirovogo opyta primeneniya iskusstvennogo intellekta dlya optimizacii biznes-processov predpriyatiy // Upravlencheskoe konsul'tirovanie. 2023. № 1 (169). S. 107-120
6. Idziev G.I. Instituty razvitiya kak instrument modernizacii ekonomiki regiona // Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2021. № 2 (124). S. 75-82
7. Nauchnaya sessiya Obschego sobraniya RAN - 16 dekabrya 2008 goda (vechernee zasedanie) [Elektronnyyresurs]. - RAN. - 2008. - Rezhim dostupa: http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=142ca20d-59aa-4228-b641-dba6ef89e94e&_Language=ru (data obrascheniya: 16.08.2021)