The paper describes the effective mechanism for designing the Program of universal educational actions (UUD) development in comprehensive school pupils. It is pointed that the mechanism implies collective creative efforts of the whole teaching staff. The relevant provisions of Federal State Educational Standards (FGOS) of the basic general education are specified and methodically reasonable options for their realization are offered. Schemes for analyzing the classroom activities of pupils are given, which helps to identify manifestations of universal educational actions. As an example the author describes the basic-level universal educational action, ought to be developed in the 1st—9th grades — «To define and formulate the activity purpose». The proposed algorithm may be used to draw up a similar UUD-development Program for senior and initial schools. The material offered is intended for general education institutions administrative bodies in the first place, but can be found methodically helpful to senior governing bodies in the sphere of education. Also the material can be used in applied experimental studies.
algorithm of universal educational actions (UUD) development, levels of UUD development, ITK-competences, schemes of analyzing classroom activities of pupils, manifestations of universal educational actions.
В соответствии с требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в основной образовательной программе школы отдельным структурным элементом должна быть представлена Программа развития универсальных учебных действий (УУД), включающая формирование компетенций в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности (далее Программа).
В разделе III «Требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования» ФГОС в пункте 18.2.1 «Программа развития универсальных учебных действий» отражены требования к примерному содержанию Программы, однако, четких предписаний (рекомендаций) по ее проектированию авторы Стандарта не представили, ограничившись общими рассуждениями [4] или представив рекомендации по формированию УУД при изучении отдельных предметов [6].
Следовательно, перед педагогическим коллективом и администрацией основной образовательной школы стоит сложная задача планирования и описания процесса развития УУД, включая формирование компетенций в области использования средств информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности у учащихся основной школы.
Основываясь на опыте решения указанной выше задачи администрацией и педагогами школ Волгоградской области, мы предлагаем выстроить эту работу педагогического коллектива в следующей последовательности.
1. Budanov G.P. Spravochnik klassnogo rukovoditelya: posobie dlya uchitelya / G.P. Budanova, L.N. Buylova. - M.: Prosveshchenie, 2011. - 256 s.
2. Ivanova E.O. Teoriya obucheniya v informatsionnom obshchestve / E.O. Ivanova, I.M. Osmolovskaya. - M.: Prosveshchenie, 2011. - 190 s.
3. Obrazovatel'naya sistema «Shkola 2100»: Sbornik programm: Osnovnaya shkola. Starshaya shkola / pod nauch. red. D.I. Fel'dshteyna. - M.: Balass, 2010. - 336 s.
4. Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma obrazovatel'nogo uchrezhdeniya: Osnovnaya shkola / sost. E.S. Savinov. - M.: Prosveshchenie, 2011. - 355 s.
5. FGOS osnovnogo obshchego obrazovaniya (Prikaz Minobrnauki Rossii 17.12.2010 g. №1897 zaregistrirovan Minyustom Rossii 01.02.2011 g. № 19644 ).
6. Formirovanie universal'nykh uchebnykh deystviy v osnovnoy shkole: ot deystviy k mysli. Sistema zadaniy: posobie dlya uchitelya / A.G. Asmolov, G.V. Burmenskaya, I.A. Volodarskaya i dr.; pod red. A.G. Asmolova. - M.: Prosveshchenie, 2010. - 160 s.