Obschestvennaya palata Murmanskoy oblasti (Predsedatel')
Murmansk, Russian Federation
VAC 12.00.02 Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
VAC 12.00.10 Международное право; Европейское право
VAC 12.00.12 Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
VAC 12.00.14 Административное право; административный процесс
UDK 34 Право. Юридические науки
UDK 342 Государственное право. Конституционное право. Административное право
GRNTI 10.07 Теория государства и права
BBK 60 Общественные науки в целом
Legal education at the present stage can be considered as a direction of state activity (state policy), which receives quite serious legislative support at the federal level. At the same time, regions often «lag behind» the federal center, the Murmansk region is no exception. Anti–corruption education of citizens is an effective means of preventing corruption, which can have a positive impact on the state of law and order in society. This work should be clearly planned. The adoption of the Concept of Anti-Corruption Education in the regions of Russia may play an important role in the issue under study
legal education, corruption, anti-corruption education, The concept of anti-corruption education, anti-corruption, anti-corruption, law enforcement impact, civil society, Department for the Implementation of Anti-Corruption Policy of the Murmansk region, Murmansk region
Совершенствование правовых основ противодействия коррупции, устранение имеющихся пробелов и противоречий в данной области – первоочередное направление антикоррупционной политики. Правовые нормы, регламентирующие функционирование антикоррупционного механизма, оттачиваются, уточняются и развиваются. Сегодня актуальным и насущным является вопрос, связанный с совершенствованием нормативно-правовой базой, регламентирующей противодействие коррупции в Мурманской области.
Важной проблемой российской государственности, создающей реальную угрозу уровню законности и правопорядка в стране, выступает проблема коррупции. Наиболее эффективной формой борьбы с коррупцией выступает предупреждение возможности ее появления либо ликвидация предпосылок для ее развития.
В целях достижения повышения эффективности антикоррупционных мер и совершенствования системы организационных, правовых, политических, социальных, экономических, политических и иных механизмов противодействия коррупции, целесообразно формирование полного и объективного представления о коррупции как препятствии на пути становления прогрессивного развития России, а также провести всестороннюю оценку текущего состояния и тенденций развития национальной антикоррупционной политики, в том числе, на уровне регионов.
Общественным институтом, где необходима антикоррупционная профилактическая работа является образовательная среда. Принимая во внимание необходимость противодействия коррупции, федеральным законодателем большое внимание уделено вопросам нормативно-правового обеспечения деятельности по противодействию коррупции в РФ, не остаются в стороне и регионы России.
Действенность мероприятий по антикоррупционному просвещению в системе противодействия коррупции должна обеспечиваться наличием соответствующей правовой базы в регионах России направленной на систему антикоррупционного информирования о признаках коррупции, выявлении и пресечении коррупционных правонарушений, созданием стереотипов антикоррупционного мышления у населения.
Повышение уровня правового сознания и правовой культуры граждан – важный фактор в вопросах противодействия коррупции. Эффективное средство предупреждения коррупции, способное оказать положительное воздействие на состояние законности и правопорядка в обществе – антикоррупционное просвещение граждан.
В качестве основных целей реализации антикоррупционного просвещения следует назвать: формирование антикоррупционных моральных и нравственных принципов и личностных качеств принципиального неприятия противоправного поведения и коррупционных отношений; осознание разрушающих для общества последствий сложившейся системы коррупционных отношений; принятие гражданской ответственности за последствия своего поведения, персонифицированное отношение к своей жизни; изменение на этой базе коррупционных отношений в обществе и повышение эффективности противодействия коррупции.
Важную роль для достижения указанных выше целей может иметь принятие Концепции антикоррупционного просвещения в регионах России. Обществу требуется «квалифицированное» поколение, которое будет знать основы права, ориентироваться в основных тенденциях развития нашей страны, следовать правомерному поведению.
Концепции антикоррупционного просвещения Мурманской области могла бы стать официальным документом, регламентирующем принципы, цели, основные направления, методы, конкретные мероприятия и ожидаемые результаты реализации регионального плана противодействия коррупции.
Целесообразность принятия Концепции антикоррупционного просвещения в субъектах РФ (в том числе, Мурманской области) и разработка комплекса ее ключевых положений, реализуемых в нашей стране уже рассматривалась учеными, в том числе и автором. В данном исследовании пойдет речь о необходимости формирования и принятия Концепции антикоррупционного просвещения в Мурманской области.
За последние годы противодействия коррупции в Мурманской области наработан позитивный опыт в сфере антикоррупционного просвещения, появился специально уполномоченный орган исполнительной власти в данной сфере – Управление по реализации антикоррупционной политики Мурманской области. Одновременно следует отметить ряд проблем, снижающих эффективность данного процесса, к числу которых следует отнести отсутствие необходимой региональной правовой основы и научно-методической базы в анализируемой области отношений.
Современная состояние жизни российского общества характеризуется институциональными трудностями политической системы, особенностями национального менталитета, отдельными пробелами действующего законодательства и правоприменительной практики, что, в свою очередь, влияет на достаточно высокий уровень коррупционных рисков в деятельности органов публичной власти всех уровней. При этом, указанные факторы вызывают определенный научный интерес и необходимость всестороннего подхода к предупреждению коррупции, используя разные научные подходы и методы, в том числе, и через институт антикоррупционного просвещения.
На сегодняшний день особо актуальны вопросы повышения эффективности применяемых в Мурманской области мер антикоррупционной политики, а также поиска оптимальных форм противодействия коррупции в публичной сфере.
В основу предлагаемой нами Концепции антикоррупционного просвещения в Мурманской области могут быть положены:
- Национальный план противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы, утвержденный Указом Президента РФ от 16.08.2021 № 478;
- Программа по антикоррупционному просвещению населения на 2021 - 2024 годы, утвержденная Распоряжением Минобрнауки России от 14.12.2021 № 475-р;
- План противодействия коррупции Министерства науки и высшего образования РФ на 2021 - 2024 годы, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 27.09.2021 № 885;
- План противодействия коррупции Министерства просвещения РФ на 2022 - 2024 годы, утвержденный Приказом Минпросвещения России от 16.02.2022 № 81;
- План основных мероприятий по противодействию коррупции в Мурманской области на 2021 - 2024 годы, утвержденный Постановлением Правительства Мурманской области от 22.09.2021 № 674-ПП.
Субъектами, которые могут принять непосредственное участие в формировании Концепции следует назвать Управление по реализации антикоррупционной политики Мурманской области, прокуратуру Мурманской области, Комитет молодежной политики Мурманской области, Министерство образования и науки Мурманской области, ФГАОУ ВО «Мурманский арктический университет», Общественную палату Мурманской области и др.
Важно, что в регионе действует Комиссия по координации работы по противодействию коррупции в Мурманской области. Комиссия в целях выполнения возложенных на нее задач осуществляет, в том числе, следующие полномочия по разработке рекомендаций по организации антикоррупционного просвещения граждан в целях формирования нетерпимого отношения к коррупции и антикоррупционных стандартов поведения.
Полагаем, что современные реалии требуют более активного включения институтов гражданского общества в систему антикоррупционного правового просвещения населения, где они имеют возможность продемонстрировать свой потенциал как эффективного и результативного субъект. Институты гражданского общества (образовательные учреждения, общественные палаты субъектов РФ, общественные советы, средства массовой информации и др.) обладают значительным, но используемым на сегодня не в полной мере потенциалом.
Важно принимать во внимание, что рассматриваемые инструменты обеспечены достаточно высоким уровнем доверия адресатов правопросветительского воздействия к инструментам гражданского общества, не являющимися носителями публичной воли, в связи с чем воспринимаются населением достаточно лояльно.
Таким образом, противодействие коррупции должно носить комплексный характер с использованием всех необходимых и достаточных мер. Совершенствование деятельности по противодействию коррупции должно быть связано в первую очередь с мобилизацией сил и средств всех без исключения субъектов, а также с комплексным осуществлением экономических, правовых, организационных, информационных, воспитательных, социальных и моральных методов воздействия, которые будут направлены на развитие необходимых механизмов, реализуя которые получится серьезно уменьшить уровень коррупции в стране.
Проблема противодействия коррупции в Мурманской области на современном этапе приобретает особую значимость. Участие институтов гражданского общества в осуществлении антикоррупционной деятельности повышает ее эффективность. От успехов противодействия коррупции в отдельном регионе в немалой степени зависит успех противодействия коррупции в масштабах всей страны.
При этом конечным результатом реализации Концепции антикоррупционного просвещения в Мурманской области должно стать вовлечение в предлагаемые мероприятия максимально возможного числа жителей Мурманской области и формирование у них нетерпимого отношения к коррупционному поведению и повышение уровня правосознания.
В Концепцию антикоррупционного просвещения Мурманской области следует включить меры, мобилизующие к работе по антикоррупционному просвещению и формированию антикоррупционного мировоззрения. Эффективность антикоррупционного просвещения как драйвера устойчивого развития зависит от его привлекательности по форме и содержанию .
Заинтересовать молодежь можно с помощью тех информационных каналов и способов подачи информации, которые ею востребованы. Поэтому видеоряд, анимация, другие интерактивные средства необходимы при осуществлении антикоррупционных занятий. Для антикоррупционной пропаганды необходимо задействовать социальные сети, мобильные приложения. Последние могут предоставлять информацию о законодательстве в области противодействия коррупции и его изменении, содержать словарь терминов и др.
В исследуемом направлении важно принимать во внимание роль гражданских инициатив, целью которых может стать осознание каждым гражданином того, что именно от его поступков зависит многое в решении вопросов жизнедеятельности общества и государства, в том числе в сфере противодействия коррупции. Мероприятия просветительского характера, исходящие от населения и являющиеся гражданскими инициативами, могут воодушевить остальных граждан пересмотреть свои взгляды на коррупцию как на способ разрешения проблемных ситуаций с представителями публичной власти. В данном случае также возможно использовать просторы Интернета для внедрения гражданских проектов, дабы сформировать отрицательное отношение к бытовой коррупции как к некой ложной норме поведения. Следует подключить граждан к созданию антикоррупционной социальной рекламы, тематических передач, которые изобличают наиболее распространенные и типичные способы коррупционных действий, разъясняют права граждан в таких ситуациях .
О профилактике коррупционного поведения в молодежной среде и повышении эффективности мероприятий по антикоррупционному просвещению и популяризации антикоррупционных стандартов среди учащихся образовательных учреждений с учетом приоритетов Национального плана противодействия коррупции шла речь на заседании Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Мурманской области 29 июня 2023 г. В качестве результатов работы Комиссии стала резолюция, где рекомендованы отдельные мероприятия для органов исполнительной власти и образовательных учреждений Мурманской области. В частности:
1. Комитету молодежной политики Мурманской области:
1.1. Рассмотреть возможность включения в 2024 году в конкурс на соискание грантов в форме субсидий из областного бюджета на реализацию молодежных социально значимых проектов и программ отдельного направления «Антикоррупционное просвещение молодежи».
Срок: II полугодие 2023 года.
1.2. Организовать участие студенческой молодежи в региональных и федеральных молодежных конкурсах антикоррупционной направленности. При реализации антикоррупционных мероприятий использовать социальный навигатор для студентов и молодежи Мурманской области «Молодая Арктика».
Срок: 2023-2024 год.
2. Министерству образования и науки Мурманской области:
2.1. Обеспечить реализацию в образовательных организациях общего и среднего образования комплекса мероприятий для обучающихся по формированию негативного отношения к коррупционным правонарушениям.
Срок: постоянно.
2.2. Обобщить и распространить лучшие практики организации работы по антикоррупционному просвещению среди работников образования Мурманской области.
Срок: IV квартал 2023 года.
3. Министерству образования и науки Мурманской области при взаимодействии с Комитетом молодежной политики Мурманской области, ФГАОУ ВО «Мурманский арктический университет», Управлением по реализации антикоррупционной политики Мурманской области:
3.1. Организовать проведение конкурса антикоррупционных проектов среди обучающихся образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования Мурманской области «Экзамен по профессии: «Мы против коррупции», приуроченный к году педагога и наставника.
Срок: IV квартал 2023 – I квартал 2024 года.
3.2. Сформировать рабочую группу по созданию и реализации Концепции непрерывного антикоррупционного образования и просвещения в Мурманской области.
Срок: III квартал 2023 года.
3.3. Сформировать и реализовать Комплексную образовательную антикоррупционную программу для обучающихся (программу дополнительного образования).
Срок: в течение 2023-2024 учебного года.
4. ФГАОУ ВО «Мурманский арктический университет» при взаимодействии с Управлением по реализации антикоррупционной политики Мурманской области:
4.1. Организовать и реализовать мероприятия по антикоррупционному просвещению обучающихся на площадках Российского общества «Знание».
Срок: в течение 2023-2024 учебного года.
4.2. Организовать и провести при участии научно-исследовательской лаборатории социологических исследований ФГАОУ ВО «Мурманский арктический университет» и студентов, социологическое исследование с целью выявления представлений о коррупции и мер противодействия в системе высшего образования.
Срок: в течение 2024 года.
Отметим, что независимо от того, в какой форме и содержании проводится антикоррупционное просвещение в Мурманской области, для органов, в чьи полномочия напрямую входит противодействие коррупции, крайне важно, чтобы общественность осознала зло коррупции и заручилась их поддержкой в антикоррупционной работе, чтобы этическая культура могла укорениться в обществе. Противодействие коррупции, построение справедливого общества и достижение мира честности требует участия каждого, и, как показало исследование, в особенности молодежи.
Противодействие коррупции должно быть в приоритете у органов публичной власти Мурманской области.
1. Ukaz Prezidenta RF ot 16.08.2021 № 478 «O Nacional'nom plane protivodejstviya korrupcii na 2021 - 2024 gody» // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 2021. - № 34. - St. 6170.
2. Prikaz Minprosveshcheniya Rossii ot 16.02.2022 № 81 «Ob utverzhdenii Plana protivodejstviya korrupcii Ministerstva prosveshcheniya RF na 2022 - 2024 gody» : [Elektronnyj resurs] : Rezhim dostupa : SPS Konsul'tantPlyus (data obrashcheniya 27.07.2023).
3. Rasporyazhenie Minobrnauki Rossii ot 14.12.2021 № 475-r «Ob utverzhdenii programmy po antikorrupcionnomu prosveshcheniyu naseleniya na 2021 - 2024 gody» : [Elektronnyj resurs] : Rezhim dostupa : SPS Konsul'tantPlyus (data obrashcheniya 27.07.2023).
4. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 27.09.2021 № 885 (red. ot 01.06.2022) «Ob utverzhdenii Plana protivodejstviya korrupcii Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya RF na 2021 - 2024 gody» : [Elektronnyj resurs] : Rezhim dostupa : SPS Konsul'tantPlyus (data obrashcheniya 27.07.2023).
5. Zakon Murmanskoj oblasti ot 26.10.2007 № 898-01-ZMO (red. ot 13.06.2023) «O protivodejstvii korrupcii v Murmanskoj oblasti» (vmeste s «Poryadkom predstavleniya svedenij o dohodah, raskhodah, ob imushchestve i obyazatel'stvah imushchestvennogo haraktera licami, zameshchayushchimi municipal'nye dolzhnosti, dolzhnost' glavy mestnoj administracii, licami, pretenduyushchimi na zameshchenie etih dolzhnostej», «Poryadkom proverki dostovernosti i polnoty svedenij o dohodah, raskhodah, ob imushchestve i obyazatel'stvah imushchestvennogo haraktera, predstavlennyh licami, zameshchayushchimi municipal'nye dolzhnosti, dolzhnost' glavy mestnoj administracii, licami, pretenduyushchimi na zameshchenie etih dolzhnostej») // Murmanskij Vestnik, № 208, 01.11.2007, s. 6.
6. Postanovlenie Gubernatora Murmanskoj oblasti ot 05.10.2015 № 114-PG (red. ot 01.08.2022) «O merah po sovershenstvovaniyu organizacii deyatel'nosti po protivodejstviyu korrupcii v Murmanskoj oblasti» (vmeste s «Polozheniem o Komissii po koordinacii raboty po protivodejstviyu korrupcii v Murmanskoj oblasti», «Polozheniem o poryadke rassmotreniya Komissiej po koordinacii raboty po protivodejstviyu korrupcii v Murmanskoj oblasti voprosov, kasayushchihsya soblyudeniya trebovanij k sluzhebnomu (dolzhnostnomu) povedeniyu lic, zameshchayushchih gosudarstvennye dolzhnosti Murmanskoj oblasti, i uregulirovaniya konflikta interesov») : [Elektronnyj resurs] : Rezhim dostupa : SPS Konsul'tantPlyus (data obrashcheniya 27.07.2023).
7. Postanovlenie Pravitel'stva Murmanskoj oblasti ot 22.09.2021 № 674-PP «O Plane osnovnyh meropriyatij po protivodejstviyu korrupcii v Murmanskoj oblasti na 2021 - 2024 gody» : [Elektronnyj resurs] : Rezhim dostupa : SPS Konsul'tantPlyus (data obrashcheniya 27.07.2023).
8. Postanovlenie Pravitel'stva Murmanskoj oblasti ot 15.11.2019 № 511-PP (red. ot 25.05.2023) «Ob utverzhdenii Polozheniya ob Upravlenii po realizacii antikorrupcionnoj politiki Murmanskoj oblasti» : [Elektronnyj resurs] : Rezhim dostupa : SPS Konsul'tantPlyus (data obrashcheniya 27.07.2023).
9. Golovin, A. Yu. Antikorrupcionnoe prosveshchenie v sisteme mer preduprezhdeniya korrupcii na sovremennom etape / A. Yu. Golovin, N. V. Bugaevskaya // Vserossijskij kriminologicheskij zhurnal. - 2022. - T. 16. - № 3. - S. 311-319.
10. Kovalenko, A.N. Celi i zadachi formirovaniya antikorrupcionnoj napravlennosti kak lichnostnoj harakteristiki obuchayushchihsya v voennyh obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah / A.N. Kovalenko // Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. Psihologicheskie i pedagogicheskie nauki. - 2022. - Seriya 1. S. 71-76.
11. Konovalova, O. V. Sovremennye podhody realizacii antikorrupcionnogo pravovogo prosveshcheniya v obrazovatel'nom uchrezhdenii vysshego obrazovaniya / O. V. Konovalova // Vestnik Akademii znanij. - 2020. - № 38(3). - S. 137-141.
12. Matulis, S.N. Problema effektivnosti meropriyatij antikorrupcionnogo prosveshcheniya / S.N. Matulis // Zhurnal rossijskogo prava. - 2019. - № 6. - S. 151-158.
13. Mihajlova, E. V. Antikorrupcionnoe prosveshchenie kak sredstvo protivodejstviya korrupcii v RF / E. V. Mihajlova // Kriminologicheskij zhurnal. - 2020. - № 2. - S. 45-48.
14. Rasheva, N.Yu. Zakonodatel'stvo o protivodejstvii korrupcii: regional'nyj opyt (na primere Murmanskoj oblasti) / N.Yu. Rasheva // Vestnik Volzhskogo universiteta im. V.N. Tatishcheva. - 2020. - T. 1. - № 3(96). - S. 186-202.
15. Rasheva, N.Yu. Napravleniya po protivodejstviyu korrupcii v deyatel'nosti obrazovatel'noj organizacii (opyt Murmanskogo arkticheskogo gosudarstvennogo universiteta) / N.Yu. Rasheva // Vestnik Volzhskogo universiteta im. V.N. Tatishcheva. - 2020. - T. 1. - № 3(96). - S. 203-215.
16. Rasheva, N.Yu. Pravovye osobennosti i perspektivy razvitiya uchastiya obshchestvennosti v protivodejstvii korrupcii / N.Yu. Rasheva // Sovremennoe pravo. - 2020. - № 10. - S. 25-39.
17. Rasheva, N.Yu. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty kak element antikorrupcionnoj politiki / N.Yu. Rasheva // Advances in Law Studies. - 2016. - T. 4. - № 3. - S. 22-29.
18. Rezul'taty raboty Komissii po koordinacii raboty po protivodejstviyu korrupcii v Murmanskoj oblasti : [Elektronnyj resurs] : Rezhim dostupa : https://anticorrmo.gov-murman.ru/activities/commissions/c_coord_mo/rabota-komissii/index.php (data obrashcheniya 27.07.2023).
19. Truncevskij, Yu.V. Antikorrupcionnoe obrazovanie kak mera preduprezhdeniya korrupcii / Yu.V. Truncevskij // Aktual'nye problemy bor'by s prestupleniyami i inymi pravonarusheniyami. - 2021. - № 21-1. - S. 233-234.
20. Filatova, E. V. Koncepciya nepreryvnogo antikorrupcionnogo obrazovaniya i prosveshcheniya v RF (regional'nyj aspekt) / E. V. Filatova // Upravlenie v ekonomicheskih i social'nyh sistemah. - 2021. - № 2(8). - S. 59-64.