employee
Russian Federation
The agro-industrial complex, producing products vital for society, is one of the most important components of the economy of the Russian Federation. The study was conducted to assess the development of the agro-industrial complex and measures to stimulate its investment activity. The largest area of the agro-industrial complex is agriculture, the sustainable development of which is a priority for the state to ensure the country’s food security. Thanks to state support, the agro-industrial complex is demonstrating steady growth. However, problems remain in the industry, the solution of which will strengthen the role and quality of the main directions of the state agrarian policy of the country. Creating a favorable investment climate in the agro-industrial complex is an effective way to develop the industries included in its structure. Measures to stimulate investment activity include: modernization and replacement of production facilities; provision of preferential terms for lending and leasing for participants in the agro-industrial complex; tax incentives; grant support for agricultural producers, agricultural consumer cooperatives, peasants, farms, individual entrepreneurs producing agricultural products; creation of agro-industrial parks. The practice of applying the unified agricultural tax for 2011-2021 in Russia, including in the context of federal districts, showed that, despite the reduction in the number of those applying this taxation regime, there is an increase in the amount of tax calculated. For the development of the agro-industrial complex, it is necessary to introduce non-financial instruments of state support.
agro-industrial complex, investment activity, agricultural products, state support, grants, tax policy, unified agricultural tax
Введение. В экономике Российской Федерации значительная роль отводится агропромышленному комплексу, основным условием функционирования которого выступает динамичное и эффективное развитие инвестиционной деятельности. Особая значимость агропромышленного комплекса обусловлена тем, что он обеспечивает продовольственную безопасность страны и ее регионов.
В структуру агропромышленного комплекса страны входят обслуживающие отрасли (сельскохозяйственное машиностроение, производство удобрений и др.), сельское хозяйство, перерабатывающие производства и инфраструктурный блок (транспортировка, хранение, торговля сельскохозяйственной продукцией, подготовка кадров и др.).
Современные научные исследования вопросов развития агропромышленного комплекса направлены на изучение:
- государственной поддержки и регулирования АПК [1,2],
- проблем и приоритетных направлений развития АПК в условиях обострения геополитической напряженности и санкционного давления [3,4],
- эффективности функционирования АПК регионов[5],
- вложений инвестиций в сельское хозяйство [6],
- управления рисками[7,8], инновациями [9]на предприятиях АПК,
- управленческого учета в АПК [10,11],
- повышения конкурентоспособности предприятий АПК [12],
- состояния технической оснащенности сельскохозяйственного производства [13], развития сельских территорий [14],
- развития молочного скотоводства в регионах [15],
- городским агрофермам [16], задачам развития современных сельских поселений [17] и другое.
Рассматривая государственную поддержку АПК Karavdin A.A. отмечает недостаточное финансирование государственных программ и отсутствие должного контроля над их выполнением [18].
Не остаются без внимания исследователей и вопросы цифровизации АПК России [19]и инновационные методы подготовки квалифицированных инженерных кадров для АПК [20].
В исследованиях зарубежных авторов раскрываются теоретические и практические аспекты правового статуса АПК [21]вопросы разработки и активизации механизма повышения конкурентоспособности [22], обосновывается необходимость создания логистических центров, предоставляющих современные логистические услуги [23], раскрывается значение и роль предпринимательской деятельности в развитии АПК [24].
На основании проведенного анализа следует разработать такую модель развития АПК, которая обеспечит его устойчивый рост, основанный на конкурентоспособности и эффективности производства сельскохозяйственной продукции.
Состояние основных производственных фондов агропромышленного комплекса в текущий момент и в долгосрочной перспективе определяет возможность увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции. Согласно данным статистики, отмечается высокая степень износа помещений, в которых содержатся сельскохозяйственные животные и птица. Износ составляет более 60% на молочных фермах, на которых производится около половины молока; на птицефабриках, в которых производится 30 процентов яиц. По многим другим производственным объектам, износ составляет более 40%.
Высокий износ производственных мощностей свидетельствует о необходимости их модернизации и замены, что повлечет за собой значительные капитальные затраты в отрасль. Для осуществления капиталовложений необходимо повышать уровень инвестиций в АПК.
Цель исследования – оценка состояния развития агропромышленного комплекса и мер стимулирования его инвестиционной активности.
Условия, материалы и методы. Исследование проведено с использованием данных официальных сайтов Федеральной службы государственной статистики и федеральной налоговой службы РФ. Для исследования были выбраны системный подход, сравнение, метод систематизации и обобщения данных. Теоретической и методологической основой исследования послужили нормативно-законодательные акты и публикации ученых в области развития агропромышленного комплекса.
Объект исследования – агропромышленный комплекс Российской Федерации.
Результаты и обсуждение. Развитие агропромышленного комплекса невозможно без стимулирования инвестиционной активности. К мерам стимулирования инвестиционной активности следует отнести следующее:
- модернизация и замена производственных мощностей;
- предоставление льготных условий кредитования и лизинга для участников АПК;
- налоговые льготы;
- грантовая поддержка сельскохозяйственных производителей, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, крестьянских, фермерских хозяйств, индивидуальных предпринимателей, производящих сельхозпродукцию;
- создание агропромышленных парков.
Динамика индекса физического объема инвестиций в основной капитал по виду экономической деятельности «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» представлена на рис.1.
Рис.1. - Индекс физического объема инвестиций в основной капитал в Российской Федерации (в процентах к предыдущему году)
(составлено на основании [25])
По состоянию на 2021 год, прирост относительно прошлого года составил 104,1%, при наивысшем проценте 129,3% в лесоводстве и лесозаготовке. Следует отметить, что согласно Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года [26] необходимо достичь значительного роста этого показателя: в 2024 году - 115,8% (целевой вариант), 91,1% (базовый вариант); в 2030 году – 150% (целевой вариант), 114% (базовый вариант).
В 2014–2021 гг. отмечена тенденция снижения темпов производства продукции сельского хозяйства со среднегодовым трендом 0,51%, при этом показатель объема инвестиций в основной капитал показывает положительную тенденцию, со среднегодовым темпом роста в 0,59% (рис. 2).
2022 г. 2023 г. 2024 г. |
Рис.2–Динамика и прогноз индексов развития сельского хозяйства
в Российской Федерации
Полученные результаты свидетельствуют, что сельскохозяйственный сектор по темпам роста отстает от большинства отраслей экономики.
Достаточно значимым механизмом повышения инвестиционной активности является получение льготного кредита по ставке 9,25% годовых для представителей малого и среднего бизнеса. Эти хозяйствующие субъекты должны функционировать в приоритетных отраслях, к которым относится сельское хозяйство, и входить в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Кредит может быть использован как для покупки или модернизации производственных фондов, так и для пополнения оборотного капитала.
Эта мера государственной поддержки осуществляется в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [27]. Участие банков в этой программе является для них привлекательным, так как государство компенсирует им недополученные проценты, а хозяйствующие субъекты получают средства на выгодных условиях.
Среди направлений государственной поддержки отраслей экономики особое место отводится налоговой политике [28,29].
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) применяется налогоплательщиками наряду с традиционной и упрощенной системами налогообложения [30].Налоговые льготы и возможность применения специального налогового режима в виде ЕСХН выступают действенными инструментами налогового регулирования [31].
Основные положения по ЕСХН представлены на рис. 3.
ЕСХН является достаточно щадящим режимом налогообложения, минимизируя налоговую нагрузку на сельхозпроизводителя.
Рис.3–ЕСХН: основные положения
Льготные преимущества применения ЕСХН организациями и индивидуальными предпринимателями представлены на рис. 4.
Рис. 4–Льготные преимущества применения ЕСХН
C 1 января 2019 года организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ЕСХН, признаются налогоплательщиками НДС. Право на освобождение от уплаты НДС может быть получено, если выполняется одно из условий:
- в одном и том же календарном году они переходят на уплату ЕСХН и используют право на освобождение;
- за предшествующий налоговый период сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ЕСХН, без учета НДС не превысила в 2022 и последующих годах – 60 млн. руб. [32].
Динамика изменения количества налогоплательщиков, представивших налоговые декларации в Российской Федерации по ЕСХН в разрезе федеральных округов, представлена в таблице1, а по типам плательщиков на рис. 5.
Таблица 1 – Количество налогоплательщиков, представивших налоговые декларации по ЕСХН в Российской Федерации и в разрезе федеральных округов за 2011-2021 гг. (составлено на основании [33])
|
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
Российская Федерация, всего |
146669 |
121644 |
98762 |
94014 |
98310 |
99716 |
100673 |
97034 |
94633 |
91111 |
88240 |
Центральный Федеральный Округ |
15977 |
14076 |
11526 |
11348 |
12224 |
12438 |
12602 |
12540 |
12467 |
12321 |
12135 |
Северо-Западный Федеральный Округ |
3348 |
3002 |
2471 |
2469 |
2694 |
2808 |
2770 |
2609 |
2426 |
2292 |
2159 |
Северо-Кавказский Федеральный Округ |
17633 |
14172 |
12263 |
11798 |
12291 |
12952 |
13183 |
11745 |
12318 |
11353 |
11111 |
Южный Федеральный Округ |
30421 |
28373 |
25231 |
23962 |
23997 |
25793 |
26407 |
26153 |
25940 |
25374 |
24864 |
Приволжский Федеральный Округ |
48644 |
34711 |
23749 |
22086 |
22070 |
22067 |
21961 |
21275 |
20880 |
20178 |
19173 |
Уральский Федеральный Округ |
6503 |
5026 |
3937 |
3806 |
3869 |
3788 |
3747 |
3684 |
3439 |
3434 |
3371 |
Сибирский Федеральный Округ |
18850 |
16726 |
14163 |
13342 |
14019 |
14255 |
14462 |
11837 |
11115 |
10493 |
10251 |
Дальневосточный Федеральный Округ |
5293 |
5558 |
5422 |
5203 |
5519 |
5615 |
5541 |
7191 |
6048 |
5666 |
5176 |
Рис. 5–Динамика изменения количества налогоплательщиков, представивших налоговые декларации по ЕСХН в Российской Федерации (ед./чел.)(составлено на основании [33])
Как видно из таблицы и рисунка, количество налогоплательщиков ЕСХН в Российской Федерации (в том числе и в разрезе федеральных округов) ежегодно снижается, достигнув значения 88240 по состоянию на 1 января 2022 года, что в 1,6 раз меньше, чем было в 2011 году. Аналогичная тенденция отмечается и в структуре налогоплательщиков этого налога, как по организациям, так и по индивидуальным предпринимателям и крестьянским (фермерским) хозяйствам.
На рис. 6приведена динамика изменения суммы исчисленного единого сельскохозяйственного налога в РФ за последние одиннадцать лет. Как видно на графиках, отмечается ежегодный прирост исчисленного сельскохозяйственного налога, как по организациям, так и по индивидуальным предпринимателям и крестьянским (фермерским) хозяйствам. По состоянию на 1 января 2022 года сумма этого налога по России составила 1964894 тыс. руб.
Рис.6–Динамика изменения суммы исчисленного ЕСХН
в Российской Федерации (тыс. руб.) (составлено на основании [33])
Полагаем, что для развития агропромышленного комплекса также необходимо внедрять нефинансовые инструменты государственной поддержки. Эти меры позволят снизить производственные затраты и повысить уровень конкурентоспособности сельскохозяйственных производителей.
Одним из вариантов государственной поддержки предпринимательской активности, является получение различных грантов (рис.7).
Рис. 7 – Грантовая поддержка предпринимательской активности
(составлено на основании[34])
Как видно из рис.7, гранты выдают сельскохозяйственным производителям, которые относятся к категориям «малое предприятие» и «микропредприятие» и ведут деятельность в сельской местности; сельскохозяйственным потребительским кооперативам, крестьянским, фермерским хозяйствам, индивидуальным предпринимателям, производящим сельхозпродукцию, которые зарегистрированы в сельской местности в размере от 3 до 70 млн. руб. на условиях софинансирования. Средства грантов могут быть потрачены на покупку или строительство зданий для производства, хранения или переработки сельхозпродукции, закупки оборудования, техники и транспорта, а также оплаты до 20% льготного инвестиционного кредита и процентов по нему.
Еще одним вариантом государственной поддержки сельскохозяйственных производителей является строительство агропромышленных парков (АПП). Агропромышленные парки являются разновидностью индустриальных парков [35].
Агропромышленные парки в отличие от индустриальных могут включать в свою территорию земли сельскохозяйственного назначения. Основная цель создания агропромышленных парков состоит в формировании спроса на фермерскую продукцию, которая подлежит глубокой переработке за счет размещения на территории парка смежных производств и сервисных служб. Такая кооперация будет способствовать импортозамещению, что становится весьма актуальным в условиях санкционного давления и повысит конкурентоспособность отрасли.
Если рассматривать Республику Татарстан, то здесь представлено три действующих или проектируемых агропромышленных парка (рис. 8).
Рис. 8– Агропромышленные парки Республики Татарстан
(составлено на основании [36])
Индустриальные парки создают синергетический эффект для всей цепочки производства сельскохозяйственной продукции. Работая с парками, фермерским хозяйствам гарантируется сбыт произведенной продукции, которая является сырьем для дальнейшей переработки. Готовая сельскохозяйственная продукция продается и по мере необходимости складируется на территории агропромышленных парков. Агропромышленные парки, расположенные в крупных населенных пунктах, обеспечивают привлечение большого числа покупателей за счет проведения грамотной маркетинговой политики.
Еще одним достоинством агропромышленных парков является возможность транспортировки и логистики для покупателей сельскохозяйственной продукции. Кроме этого, в развитых парках могут предоставлять в лизинг сельскохозяйственную технику, обеспечивать селекционными материалами, внедрять инновационные аграрные технологии.
Агропромышленные парки могут стать основой развития сельских территорий, обеспечивая население рабочими местами. Сельскохозяйственная отрасль получает информацию о прогнозах спроса на сельскохозяйственную продукцию, мониторинг ее движения, обеспеченность материальными и финансовыми ресурсами и оптимизацию уровня затрат для фермеров и переработчиков.
Выводы. Агропромышленный комплекс играет важную роль в экономике страны и ее регионов. Сельское хозяйство выступает основой продовольственного обеспечения, а, следовательно, и продовольственной безопасности. Решение проблем продовольственной безопасности должно базироваться на развитии высокотехнологичного аграрного сектора, так как традиционные подходы в сельском хозяйстве уже не могут обеспечить необходимые объемы сельскохозяйственной продукции. Высокотехнологические методы позволят повысить урожайность, качество продукции и экономическую эффективность производства с учетом требований экологической безопасности. К новым технологиям в аграрном секторе можно отнести: использование спутниковой связи для мониторинга скота, окружающей среды и погоды, работы оборудования, транспорта и логистики; применение дронов; внедрение искусственного интеллекта, генной инженерии и биологических альтернатив.
В этой связи государство должно принять комплексные мероприятия, направленные на импортозамещение, реализацию антикризисных мер и развитие сельского хозяйства. Поддержка государства должна продолжаться, и осуществляться в виде финансирования программ для решения проблем с отечественными семенами основных сельскохозяйственных культур, племенным поголовьем птиц и животных, некоторых видов сельхозтехники, а также с кормовой базой и ветеринарными препаратами.
Российская Федерация обладает большими возможностями ведения сельского хозяйства, так как владеет существенными ресурсами, что позволяет обеспечивать население необходимым продовольствием. Наша страна, обладая значительным природно-ресурсным потенциалом, занимает особое место среди индустриальных стран. По запасам пресных вод, Россия занимает первое место в мире, позволяя активно использовать их для ведения сельского хозяйства. Земельный фонд России составляет 1709 млн. гектар, из которых более 400 млн. гектар выделены для сельского хозяйства. Исходя из этого, необходимо эффективное вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения и сохранение доли сельского населения в общей численности населения РФ.
На сегодняшний день в агропромышленном комплексе страны наблюдаются положительные тенденции, которые во многом определяются политикой государства. Дальнейшее развитие АПК должно базироваться на привлечении частных инвестиций в отрасль, так как реализовать все необходимые изменения за счет государственных средств не представляется возможным.
Основными препятствиями, задерживающими инвесторов от вложения средств в агропромышленный сектор, можно отметить длительный срок окупаемости инвестиций, низкую доходность и производительность труда, сезонную зависимость и отсутствие проработанных механизмов сбыта сельскохозяйственной продукции.
В результате исследования были выявлены преимущества инвестирования средств в агропромышленный комплекс и меры активизации инвестиционной активности, среди которых можно назвать льготное налогообложение и кредитование, регулирование импорта и сравнительно низкую конкуренцию в этом секторе, а также высокий спрос на качественные продукты отечественного производства.
Активизация научных исследований по разработке системы прогнозов, применению наиболее эффективных тактических и стратегических мер и механизмов их реализации, направленных на устранение разного рода рисков, воздействующих на агропромышленный комплекс, должно стать фундаментом развития отрасли.
1. Valerianov AA, Alekseeva NV, Medvedeva TA, Semenov AA, Safiullin NA. [On the measures of state support and regulation of the agro-industrial complex]. Vestnik Kazanskogo GAU. 2021; Vol.16. 4 (64). 75-81 p.
2. Amirova EF, Safiullin IN, Ibragimov LG, Karpova NV. [State regulation of the agrarian sector in the context of sanctions and the development of the digital economy]. Vestnik Kazanskogo GAU. 2019; Vol.14. 3(54). 133-137 p.
3. Morkovkin DE. [Strategic directions for the development of the agro-industrial complex of Russia and support for the export of agricultural products in the context of sanctions restrictions]. Samoupravlenie. 2022; 5(133). 613-616 p.
4. Zakharova GP. [Strategic vectors of development of the agrarian sector of the Russian Federation]. Vestnik Kazanskogo GAU. 2019; Vol.14. 2(53). 139-143 p.
5. Zaydullina AA. [Methodological approaches to assessing the effectiveness of the functioning of the agro-industrial complex of the regions of Volga Federal District]. Vestnik Kazanskogo GAU. 2018; Vol.13. 1(48). 157-161 p.
6. Fayzrakhmanov DI, Khazeev LF. [Investments as a driver of growth in the agricultural industry (on the example of the Republic of Tatarstan)]. Vestnik Kazanskogo GAU. 2021; Vol.16. 4(64). 136-139 p.
7. Khazeev LF. [Methodological foundations of adaptive risk management at agribusiness enterprises]. Vestnik Kazanskogo GAU. 2018; Vol.13. 2(49). 178-181 p.
8. Valieva GR, Khazeev LF. [Risk management system as a basis for the financial stability of an enterprise (on the example of an agribusiness enterprise of the Republic of Tatarstan)]. Vestnik Kazanskogo GAU. 2017; Vol.12. 4(44). 93-97 p.
9. Galyautdinova GZ, Karimov TR. [On the efficiency of innovation management at the enterprises of the agro-industrial complex in the conditions of the crisis]. Vestnik Kazanskogo GAU. 2017; Vol.12. 1(43). 89-92 p.
10. Ostaev GYa, Klychova GS, Sokolova AV. [Management accounting in the agro-industrial complex: external and internal environment]. Vestnik Kazanskogo GAU. 2018; Vol.13. 4(51). 153-159 p.
11. Klychova G, Zakirova A, Klychova A, Raheem U, Alibekov S, Morunov V. Improvement of the tool of strategic management accounting. Advances in Intelligent Systems and Computing. 2021; Vol.1258. 669-686 p.
12. Klychova AS, Girfanov SF, Krupina GD, Safiullin IN. [Increasing competitiveness in the conditions of corporate management of enterprises of the agro-industrial complex of the Republic of Tatarstan]. Vestnik Kazanskogo GAU. 2017; Vol.12. 4(46). 110-115 p.
13. Mukhametgaliev FN, Sadrieva FF, Amirova EF, Gubanova EV, Zakharova GP. [Current state and prospects for the development of the technical base of agriculture in the digital economy]. Vestnik Kazanskogo GAU. 2020; Vol.15. 3(59). 121-125 p.
14. Gazetdinov MKh, Semicheva OS, Gazetdinov ShM. [Peculiarities of rural areas development in the context of economic modernization]. Vestnik Kazanskogo GAU. 2019; Vol.14. 3(54). 143-148 p.
15. Iskhakov AT, Gatina FF. [Factor analysis of dairy cattle breeding development in Russian regions]. Vestnik Kazanskogo GAU. 2022; Vol.17. 2(66). 137-144 p.
16. Biktashev AI, Kolomina AI, Krasnobaev IV. [Urban agricultural farms as a new type of public space: combination of production and environment-forming aspects]. Izvestiya Kazanskogo gosudarstvenno arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta. 2019; 1(47). 46-54 p.
17. Grishina MP, Khamidullina AT. [Urban planning tasks for the development of modern rural settlements on the example of Nizhny Uslon (Republic of Tatarstan, Russia)]. Izvestiya Kazanskogo gosudarstvenno arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta. 2020; 4 (54). 134-143 p.
18. Karavdin AA. Justification of necessity and analysis of state support of agro-industrial complex in the Russian Federation. RUDN Journal of Economics. 2020; Vol.28. 3. 585-596 p.
19. Perevoshchikova AA, Shaposhnikov VA. [The main aspects of the digital transformation of the agro-industrial complex and the assessment of its effectiveness]. Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2022; 6(143). 1007-1011 p.
20. Pavlushin AA, Kanyaeva OM. [Innovative methods of training qualified engineering personnel for the agro-industrial complex]. 2021; 11(293). 2-5 p.
21. Kuanalieva GA, Shulanbekova GK, Jetibaev NS, Lavnichak A. Legislative nature and direction of modernization of agro-industral complex. Journal of actual problems of jurisprudence. 2019; Vol.90. 2. 74-83 p.
22. Khushvakhtzoda Қobilҷon Khushvakht, Bobokhonzoda Mirzo Ҷabbor. Mekhanizmi balandbardorii raќobatpazirї dar kompleksi agrosanoatї. [Mechanisms of balandbardoria work as a gift of complex agrosanoat]. Toҷikiston: iқtisod va idora. 2021; 2. 6-14 p. Kyrgyz.
23. Raimberdiev BS. Agroөnөr zhai kompleksin өnүktүrүүdө logistikalyk kyzmattardyn ordu. Nauchnye issledovaniya v Kyrgyzskoi Respublike. 2021; 3-2. 70-77 p. Kyrgyz
24. Abdullaev RE. [Entrepreneurship in the development of the agro-industrial complex of Azerbaijan]. Finansovyi biznes. 2022; 4(226). 99-101 p.
25. Official website of the Federal State Statistics Service. [Internet]. Available from: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/tab-inv-okved.htm
26. Strategy for the development of agro-industrial and fishery complexes of the Russian Federation for the period up to 2030. [Internet]. Available from: http://static.government.ru/media/files/G3hzRyrGPbmFAfBFgmEhxTrec694MaHp.pdf
27. Official website of the National Projects of Russia. [Internet]. Available from: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/opportunities/poluchit-lgotnyy-kredit
28. Evstaf'eva AKh. [Tax policy as a tool for ensuring the economic security of the region]. Innovatsionnoe razvitie ekonomiki. 2014; 2(19). 89-92 p.
29. Zyr'yanova TV, Zagurskiy AO. [Tax policy as an instrument of state support for agriculture]. Agrarnyi vestnik Urala. 2018; 6 (173). 72-79 p.
30. Gil'fanov RM, Evstaf'eva AKh. [Taxation of small businesses within the framework of special tax regimes (on the example of the Republic of Tatarstan)]. Vestnik Kazanskogo GAU. 2018; Vol.13. 3(50). 108-115 p.
31. Zyr'yanova TV, Zagurskiy AO. [To the question of the problems of the unified agricultural tax in the state system of regulation of agricultural producers]. Agrarnyi vestnik Urala. 2019; 6 (185). 64-70 p.
32. Official website of the Garant system. [Internet]. Available from: https://internet.garant.ru/#/document/58077667/paragraph/40:8
33. Official website of Federal Tax Service of the Russian Federation. [Internet]. Available from: https://nalog.ru
34. Official website of Tinkoff magazine. [Internet]. Available from: https://journal.tinkoff.ru/list/delo-na-sele/
35. Borovskikh ON. [Industrial parks as a mechanism for increasing the investment attractiveness of the region (on the example of the Republic of Tatarstan)]. Voprosy innovatsionnoi ekonomiki. 2019; Vol.9. 3. 787-800 p.
36. Official website of Terra Business&Industrial (TBI Group). [Internet]. Available from: https://russiaindustrialpark.ru/catalog?field_regions_tid%5B0%5D=1934&page=7