Russian Federation
Russian Federation
UDK 69 Строительство. Строительные материалы. Строительно-монтажные работы
This paper describes the main problems and proposals for their solution, used in managing the life cycle of a construction project - a budgetary institution for the purpose of energy saving. The mechanism for using energy service contracts for budgetary institutions is the most optimal due to the lack of funding for energy saving measures. In this case, the participation of local authorities is mandatory, which must select a suitable contract scheme, draw up methods for paying expenses and conditions for dividing the profit received from savings for the entire duration of the contract.
energy supply, life cycle of public sector real estate, energy service contract
Введение
В настоящее время энергосберегающие технологии являются одним из ключевых направлений развития энергетической политики России. Так как экономика страны характеризуется энергоёмкостью, необходимыми мерами по обеспечению экономии энергии являются [1-3]:
- ликвидация технологической отсталости промышленности;
- оснащение предприятий новым энергосберегающим оборудованием;
- модернизация сферы ЖКХ;
- недрение энергосберегающих технологий;
- привлечение в энергосбережение должного объема инвестиций;
- работа с населением;
- борьба с бесхозяйственностью в использовании энергетических ресурсов.
Перед тем, как разработать комплекс мер по энергосбережению и повышению энергоэффективности конкретного бюджетного учреждения, проводят энергоаудит [4-7]. Энергетическое обследование это сбор информации об использовании энергетических ресурсов с целью получения данных об объеме используемых ресурсов, показателях энергетической эффективности, выявление возможностей энергосберегающих технологий и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте [8].
Основой для составления энергетического паспорта являются результаты проведения энергетического обследования здания, которое проводится на разовой основе, в дальнейшем для расчетов применяется уже энергетическая декларация - документ, который должен содержать прогноз величины и эффективности потребления организацией энергетических ресурсов в течение года с учетом принятых обязательств по повышению энергоэффективности.
Методы
Применение энергосберегающих технологий при управлении жизненным циклом объекта строительства – бюджетного учреждения имеют ряд недостатков, а именно:
- Недостаток мотивации. Мягкие бюджетные ограничения и изъятие получаемой экономии в бюджетном и тарифном процессах. Например, если в школе или в больнице был сэкономлен какой-то объем энергоресурсов, то бюджет эту экономию изымет.
- Недостаток информации. Информационное и мотивационное обеспечение подготовки и реализации решений часто игнорируется.
- Недостаток финансовых ресурсов и «длинных» денег. Требования к окупаемости проектов по повышению энергоэффективности и снижению издержек существенно более жесткие, чем требования к проектам с новым строительством.
- Недостаток организации и координации.
Вместе с тем, в процессе управления жизненным циклом объекта недвижимости возникает необходимость энергетической паспортизации зданий. После паспортизации зданий должны быть разработаны типовые энергосберегающие мероприятия и определена последовательность их реализации [9-11].
Причины, вызвавшие необходимость периодической энергетической паспортизации зданий:
- в ходе строительства имеют место отступления от первоначального проекта, зачастую достаточно существенные;
- значительное влияние на энергопотребление зданий оказывает качество монтажа и эксплуатации оборудования;
- реконструирование системы отопления с установкой регулирующих и балансировочных клапанов и комнатных контроллеров;
- осуществление замены оконных заполнений;
- реконструирование входных дверей в здании и остекление балконов;
- уточнение методов расчета теплопотребления зданий в части учета солнечной радиации, бытовых теплопоступлений и инфильтрации.
Требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений должны включать в себя:
- показатели, характеризующие удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении;
- требования к влияющим на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений архитектурным, функционально-технологическим, конструктивным и инженерно-техническим решениям;
- требования к отдельным элементам, конструкциям зданий, строений, сооружений и к их свойствам, к используемым в зданиях, строениях, сооружениях устройствам и технологиям. Одним из механизмов применяемых при проведении энергосберегающих технологий при управлении жизненным циклом объекта строительства – бюджетного учреждения является энергосервисный контракт.
Энергосервисный контракт – договор на внедрение энергосберегающих технологий, предполагающий выполнение специализированной энергосервисной компанией (ЭСКО) полного комплекса работ по внедрению энергосберегающих технологий на объекте заказчика за счет привлеченных ЭСКО кредитных средств. Оплата за привлеченные финансовые ресурсы и выполненные ЭСКО работы производится заказчиком после внедрения проекта за счет средств, сэкономленных при внедрении энергосберегающих технологий [12-14]. Договор обычно заключается на 5-10 лет, в течение которых происходят выплаты. На рис.1 показан алгоритм процедуры заключения энергосервисного контракта.
Рис. 1. Алгоритм процедуры заключения энергосервисного контракта
Комплекс мероприятий включает в себя энергоаудит, предусматривающий определение базовых линий энергопотребления, механизмов финансирования и внедрения, а также мониторинга и подтверждения результатов, финансирование, не требующее вложения учреждением бюджетных средств, и, наконец, реализация мероприятий силами ЭСКО. Энергосервисная компания, в свою очередь, напрямую заинтересована в качественном выполнении комплекса работ, так как окупаемость проекта и полученная прибыль напрямую зависит от размера сэкономленных заказчиком средств. Сэкономленные средства должны оставаться как в распоряжении учреждения, так и в распоряжении муниципальных образований, поэтому внедрению энергосервисных контрактов должны активно содействовать местные власти. Местные власти могут выбрать подходящую схему и обсудить все детали контракта, получив максимальную выгоду.
Все энергосберегающие мероприятия, используемые при управлении жизненным циклом объекта строительства – бюджетного учреждения, можно разделить по видам инженерных систем и конструкций объекта недвижимости (табл.1).
Таблица 1
Энергосберегающие мероприятия по видам инженерных систем
Системы электроснабжения: |
Снижение потерь электроэнергии в кабельных сетях; |
Поддержание номинальных уровней напряжения в сетях; |
|
Равномерное распределение нагрузок по фазам; |
|
Оснащение систем электроснабжения системами мониторинга потребления электрической энергии; |
|
Сокращение числа личных бытовых приборов (кипятильников, кофеварок, электрочайников и пр.); |
|
Внедрение энергосберегающих конфорок на кухонных электрических плитах; |
|
Установка терморегуляторов на системы электрического отопления; |
|
Оптимизация времени использования оргтехники; |
|
Системы освещения: |
Снижение расхода электроэнергии на цели освещения путем реконструкции существующей системы освещения за счет установки энергоэффективных источников света; |
Замена люминесцентных ламп старой модификации на лампы нового поколения меньшей мощности; |
|
Замена традиционных систем освещения на светодиодные; |
|
Замена электромагнитных пускорегулирующих устройств у люминесцентных ламп на более надежные и экономичные электронные; |
|
Окраска стен помещений в более светлые тона; |
|
Децентрализация включения освещения за счет установки нескольких выключателей и деления площади освещения на необходимые зоны; |
|
Системы отопления: |
Составление руководств по эксплуатации, управлению и обслуживанию систем отопления, периодический контроль со стороны руководства учреждения за их выполнением; |
Оснащение систем отопления приборами учета; |
|
Гидравлическая наладка внутренней системы отопления; |
|
Ежегодная химическая очистка внутренних поверхностей нагрева системы отопления и теплообменных аппаратов; |
|
Автоматизация систем теплоснабжения зданий путем установки индивидуальных тепловых пунктов (ИТП) с регулированием подачи теплоты; |
|
Снятие декоративных ограждений с радиаторов отопления; |
|
Установка теплоотражателей за радиаторами отопления; |
|
Установка запорных термостатических вентилей на радиаторах отопления; |
|
Замена однотрубной системы отопления на двухтрубную; |
|
Установка тепловых завес; |
|
Системы горячего водоснабжения |
Составление руководств по эксплуатации, управлению и обслуживанию систем горячего водоснабжения, |
Автоматизация регулирования системы ГВС; |
|
Обеспечение рециркуляции воды в системе ГВС; |
|
Снижение потребления за счет оптимизации расходов и регулирования температуры; |
|
Оснащение систем горячего водоснабжения счетчиками расхода горячей воды; |
|
Снижение тепловых потерь при транспортировке по трубам через изоляцию; |
|
Внедрение теплоизоляции труб на основе сверхтонкого теплоизоляционного покрытия; |
|
Применение экономичной водоразборной арматуры; |
|
Сокращение расходов и потерь воды; |
|
Потребление воды: |
Замена изношенных стальных трубопроводов водоснабжения |
Внедрение систем оборотного водоснабжения |
|
Внедрение систем водоподготовки |
|
Применение экономичной водоразборной арматуры |
|
Сокращение расходов и потерь воды |
|
Строительные и ограждающие конструкции здания: |
Снижение тепловых потерь тепла через оконные проемы путем установки третьего стекла или пленки ПВХ в межрамном пространстве окон |
Снижение тепловых потерь тепла через оконные проемы путем установки низкоэмиссионных теплоотражающих пленок на оконные стекла |
|
Дополнительное остекление сотовым поликарбонатом |
|
Улучшение тепловой изоляции фасадов, перекрытий, стен, полов и чердаков, кровли и т.п. |
|
Снижение тепловых потерь тепла путем заделки межпанельных и компенсационных швов |
|
Гидрофобизация стен (гидрофобное покрытие стен) |
Результаты
Ввиду долгосрочности энергосервисных контрактов местные власти должны заранее составить методы оплаты расходов по контракту и условия раздела полученной от экономии прибыли на весь срок действия контракта.
В мировой практике применяются разные виды контрактов по механизмам финансирования (рис.2).
Рис. 2. Виды контрактов по механизмам финансирования
Схема взаимодействия ЭСКО и бюджетных организаций имеет свои особенности. Использование энергосервисных контрактов в бюджетной сфере возможно, т.к. гражданское законодательство допускает участие муниципальных образований и унитарных предприятий в гражданско-правовых отношениях.
Существенными условиями предлагаемых контрактов должны быть следующие:
- определение ответственности бюджетной организации, энергосервисных компаний и (или) поставщиков коммунальных услуг за неисполнение принятых на себя обязательств;
- порядок контроля за параметрами комфорта и реальным потреблением энергетических ресурсов;
- условия и порядок пересмотра цен на коммунальные услуги для бюджетных организаций;
- порядок и условия досрочного прекращения действия договоров.
На рис.3 показана экономия бюджетных средств за счет внедрения энергосервисных контрактов.
Рис.3. Экономия бюджетных средств
Выводы
В заключение анализа необходимо отметить, что расход энергии необходимо контролировать на всех периодах реализации и после платежей по возмещению расходов энергосервисной компании (рис. 4).
Рис. 4. Контроль по возмещению расходов на этапах энергосервисного контракта
Таким образом, в отличие от традиционного подхода к энергосбережению, где бремя энергосберегающих мероприятий в виде проведения энергоаудита и реализации намеченных проектов ложится на бюджетное учреждение, подход на основе энергосервисных контрактов позволяет возложить весь комплекс необходимых мероприятий и риски по достижению заявленных результатов на ЭСКО.
1. Meshcheryakova T.S., Nesterov D.L. Potential for the implementation of the energy service contract. 2018. № 6. S. 24-29.
2. Lyashuk V.F. Obstacles on the Way of Mass Replication of Energy Service Contracts in the Budget Sphere // Regional Energy and Energy Saving. 2017. № 4. P. 18-19.
3. Shchelokov Y.M., Danilov N.I. Energy Survey: Volume 1. Thermal power engineering. Reference edition. Ekaterinburg: UrFU, 2011. 264 p. (In Russian).
4. Korol E.A., Dudina A.G. Energy Efficient Aspects of Renovation of the Housing Fund of the City of Moscow. In the collection: Construction - Formation of the Living Environment. XXI International Scientific Conference: Proceedings of the Seminar "Youth Innovations". 2018. P. 324-326
5. Fokin V.M. Fundamentals of Energy Saving and Energy Audit. Moscow, 2006
6. Methodical Materials on Energy Saving (for Budgetary Institutions), Department of Energy and Gasification of the Kirov Region, KOSUE "Agency for Energy Saving", Kirov, 2009.
7. Dudina A.G., Korol E.A. Features of calculation of fuel and energy resources consumption in the implementation of renovation projects in the city of Moscow. Real Estate: Economics, Management. 2018. № 4. pp. 84-88
8. Chazova T.Yu., Chazov A.V. Marketing of energy service contracts in the budget sphere. 2017. № 3. S. 9-13.
9. Korol E.A., Timofeeva E.A. Algorithm for reducing energy costs in the overhaul of apartment buildings. Construction and architecture. 2020. T. 8. № 3. pp. 69-72
10. Gaimbikhner V.V. Technical Risks of Energy Service Contracts and Possible Ways of Their Solution in State Educational Institutions. 2018. № 5 (25). P. 112-115.
11. Kosukhin M. M., Khanzhin P. I., Kosukhin A. M. Ensuring energy efficiency in construction. - 2020. P. 328-334
12. Khodko E., Khodko A. Povyshenie energiznosti - klyuchnykh faktor ustoychivogo razvitiya ekonomiki [Improving energy efficiency is a key factor of sustainable development of the economy]. - 2020. - №. 8 (210). P. 49-53
13. Kirillov V. Energoservisnyy kontrakt - rol' v razvitiya energetiki Rossii [Energy service contract - role in the development of energy in Russia]. 2019. № 5. S. 74-79.
14. Bury O.V. Upravlenie strategii povedeniya pri zakoneniya energoservisnykh kontraktov v obshchestvennom sektora i sektora khozyaistva [Management of Behavior Strategies in the Conclusion of Energy Service Contracts in the Public Sector and the Household Sector]. 2020. T. 17. № 1. P. 176-186.