Russian Federation
Russian Federation
UDK 159.9 Психология
The article considers modern aspects of professional health of social workers. Today, the practice of social services carries out a systematic transition from various aspects of social control and patronage to psychosocial technologies of personality-oriented and social interaction, psychological and social counseling, collective and individual work with requests from various social groups of the population and clients of social services in general. The main purpose of the type of professional activity of a social worker, according to the professional standard, is to provide social services to recipients of social services in order to improve living conditions and (or) expand their ability to independently provide for their basic life needs. Social workers, in the process of performing diverse work functions, may face various professional stresses and difficulties, which, in turn, may affect their professional health, the development of professional deformation and the occurrence of symptoms of professional burnout. The rather rapid pace of digital transformation of educational activities entails the need to transform approaches to the professional training of social workers in the context of understanding the basics of maintaining professional health as a subject of labor both during training in higher educational institutions and in the process of mastering additional professional programs. For already working social workers with a certain experience of social activity, in the context of maintaining professional health, it is advisable to implement programs of psychological and pedagogical support of professional activity. In constantly changing socio-economic conditions, social workers need to maintain their professional and personal potential, which will allow them to be involved in active social life and in professional activity.
social worker, professional health, professional burnout, professional training, professional activity
Введение. Современные изменения, связанные с социально-экономическими и цифровыми трансформациями различных сторон общественной жизни, напрямую затрагивают как сферу профессионального образования специалистов, на различных его уровнях, так и сферу профессионального труда. Традиционно выделяются два основных направления развития общественных средств труда, общества и человека в нем. Первое направление – это направление технологического плана, напрямую связанное, в динамике исторического развития, с научно-техническим прогрессом и развитием собственно средств трудовой деятельности. Второе направление – уже более современное, направление организационного плана, которое основано на исследовании непосредственно человека как личности и как субъекта профессиональной деятельности, анализе профессионально важных качеств, учета качества профессиональной подготовки, раскрытия человека как профессионала в труде [8]. Именно в рамках второго направления приоритетное значение приобретает качество выполнения профессиональной деятельности, результативность труда и наличие результатов, наличие определенного уровня профессионального здоровья специалистов, соответствующая квалификация для выполнения определенного функционала, наличие соответствующего образования, знаний, умений, навыков, компетенций.
Социальная служба, социальная помощь, социальное обеспечение в нашей стране в 2023 году перешагнуло свой тридцатилетний рубеж: уже на протяжении такого длительного времени социальная работа, в широком смысле, активно и динамично развивается как самостоятельная профессия социальной направленности, как область научных исследований и практических разработок, как направление подготовки бакалавров и специалистов в программах среднего, высшего и дополнительного образования. На сегодняшний день можно смело говорить о том, что практика социального обслуживания осуществляет планомерный переход от различных аспектов социального контроля и патронажа к психосоциальным технологиям личностно-ориентированного и социального взаимодействия, психолого-социального консультирования, коллективной и индивидуальной работы с запросами от различных социальных групп населения и клиентов социального обслуживания в целом. Существующие социально-экономические условия, глобализация, информатизация, цифровизация различных сторон общественной жизни трансформируют сам институт социальной работы, ориентированность и направленность помогающих специалистов социальной практики на социальное развитие и социальную вовлеченность [1].
Содержание предыдущих исследований, описание выявленных противоречий. Профессиональный стандарт социального работника был утвержден Приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в 2013 году. В 2020 году в данный профессиональный стандарт были внесены дополнения и изменения, согласно Приказу Минтруда России от 18.06.2020 № 354н «Об утверждении профессионального стандарта «Социальный работник» [16]. Согласно данному профессиональному стандарту, основная цель вида профессиональной деятельности социального работника – это предоставление социальных услуг получателям социальных услуг в целях улучшения условий жизнедеятельности и (или) расширения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. Важно понимать, что к профессиональной деятельности социального работника на сегодняшний день предъявляются различные новые требования, которые нашли отражение в описанных трудовых функциях профессионального стандарта (предоставление социально-бытовых, социально-психологических, социально-педагогических, социально-правовых, социально-трудовых, социально-медицинских услуг получателям социальных услуг и др.), при этом значительно увеличился документооборот. Социальные работники, в процессе выполнения разноплановых трудовых функций, могут сталкиваться с различными профессиональными стрессами и трудностями, что, в свою очередь, может сказываться на их профессиональном здоровье, развитии профессиональной деформации и возникновении симптомов профессионального выгорания [3, 9].
Вопросы сохранения профессионального здоровья для специалистов социальной службы, в частности, для социальных работников, имеют значимый междисциплинарный характер. В социальной сфере, как показывает практика, достаточно высокой является текучка кадров, специалисты постоянно подвергаются риску профессионального (эмоционального) выгорания в ходе взаимодействия с различными группами лиц, уровень оплаты труда является в целом невысоким. Стресс и возможные нарушения профессионального здоровья у социальных работников выражены, прежде всего, внутренним конфликтом между повышенными требования, увеличенной ответственностью и невозможностью все их идеально выполнить. Человек в состоянии стресса мобилизует свои внутренние ресурсы, стремясь выполнить работу, однако что-то в силу отсутствия способностей, что-то в силу отсутствия времени выполнить не может или не успевает. Прилагаются большие усилия, доходя до критического уровня, переходя который стресс для этого работника превращается в дистресс, когда специалист уже ничего не может с собой поделать, демонстрируя чувство подавленности, апатии и дезадаптивного поведения [1, 2].
Следует также отметить, что социальная работа требует от социального работника как профессионала определенных гуманистических качеств, умения сопереживать, проявлять эмпатию, переносить чужие трудности как свои собственные. Это прекрасные качества, но, как не парадоксально, они тоже имеют свой предел. И если специалист слишком сильно вживается в ситуацию каждого человека, то нет ничего удивительного, что он быстро «перегорает». Эмоции должны «раздаваться» дозировано, ни один самый профессиональный специалист не сможет полностью отдаваться каждому профессиональному случаю [4].
Кроме того, социальные работники вынуждены постоянно сталкиваться со сложными клиентами, с экстремальными ситуациями, со сложными жизненными ситуациями – все это со временем накапливается и может достаточно негативно отразиться на профессиональном здоровье специалиста. Помимо этого, часто попадаются неадекватные и агрессивные клиенты, работа с которыми требует большой эмоциональной отдачи, к которой надо быть готовым и знать, как в подобных ситуациях себя вести, чтобы, выполнив свой профессиональный долг, не навредить себе [5].
К сожалению, не всем клиентам, стоящим на социальном обслуживании, можно оказать качественную социальную помощь. Это связано с тем, что не все люди воспринимают помощь, некоторые сильно сопротивляются, а другие под социальной помощью видят что-то другое. С такими клиентами сложно работать, при том, что результат зачастую полностью отсутствует. В этой связи социальные работники нередко испытывают амбивалентные эмоции: это, с одной стороны, радость и удовлетворение за качественное оказание социальных услуг с искренними благодарностями от клиентов, а, с другой стороны, – разочарование от невозможности установить контакт со сложными клиентами, которые часто переходят на оскорбления и агрессивно реагируют на любые попытки оказания социальной помощи. Поэтому в процессе работы социальные работники испытывают как когнитивные, так и эмоциональные перегрузки в плане профессионального здоровья, ведь такая деятельность требует постоянного напряжения познавательных процессов (память, внимание, мышление) и, помимо этого, переживания негативных эмоций от агрессивно настроенных клиентов [14].
Многие специалисты, приходя на работу в социальную сферу на должности социальных работников, не всегда к этому оказываются готовы. Их понимание профессиональной деятельности социальных служб не соответствует действительности. Отсюда проблемы, которые испытывают специалисты, столкнувшись со сложными профессиональными ситуациями. Помимо этого, очень мало специалистов знает, как противостоять эмоциональному выгоранию, что делать, если усталость не проходит после продолжительного отдыха и негатив от работы все больше усиливается [10].
Важно подчеркнуть, что достижение человеком, специалистом достаточно высокого уровня профессионализма, успешности выполнения профессиональной деятельности, сохранение профессионального здоровья в динамике трудовой жизни происходит в течение определенного времени и требует не только наличия качественного профессионального образования, но и отработку решений профессиональных задач в процессе труда (и в процессе профессиональной подготовки). С.А. Дружилов вводит понятие «индивидуальный ресурс профессионального развития человека» (ИРПР). Ключевым в данном понятии является термин «ресурс». Понятие ИРПР предполагает, что у человека имеются как и реальные профессиональные возможности, способности, индивидуально-личностные характеристики, так и ресурсные, пока несформированные или нереализованные профессиональные свойства. Наличие у человека ИРПР будет способствовать возможности профессионального роста, профессионального развития и сохранения профессионального здоровья в рамках современного общества [6].
Проведенный анализ научной литературы показывает, что для сохранения профессионального здоровья социальных работников, особенно молодых специалистов, возможно проводить обучающие мероприятия. При этом достаточно стремительные темпы цифровой трансформации образовательной деятельности влекут за собой необходимость трансформации подходов к профессиональной подготовке социальных работников в контексте понимания основ сохранения профессионального здоровья как субъекта труда как во время подготовки в высших учебных заведениях, так и в процессе освоения дополнительных профессиональных программ (программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации) [13]. Предполагается включение в учебные планы специальные дисциплины, направленных на формирование профессиональных компетенций в разрезе сохранения профессионального здоровья будущих социальных работников. При этом, как показывает практика, помимо традиционных лекционных и семинарских занятий, для социальных работников возможно и целесообразно использовать методы и приемы коучинга как образовательную технологию, которая вписывается в практику профессионально-личностного сопровождения обучающихся с позиций наставничества [4, 11, 15].
Для уже работающих социальных работников, с определенным стажем социальной деятельности, в контексте сохранения профессионального здоровья целесообразно реализовывать программы психолого-педагогического сопровождения профессиональной деятельности, которые могут включать в себя профессиональный психологический отбор на должности социальных работников, в соответствии с требованиями профессионального стандарта; реализацию процедур профессиональной аттестации, подтверждение наличия необходимого уровня профессионализма в социальной службе; помощь в выборе образовательных маршрутов с целью повышения уровня профессиональной компетентности; проведение своевременных психодиагностических процедур состояния профессионального здоровья; проведение тренинговой работы с социальными работниками и т.п. [7, 10, 12].
Выводы. Таким образом, можно отметить, что содействие сохранению профессионального здоровья социальных работников требует необходимого сосредоточения усилий как во время получения образования, так и в динамике выполнения социальной деятельности. Наличие необходимого уровня профессионального здоровья у социальных работников, на протяжении трудовой жизни, становится фактором благополучного профессионального развития специалистов и качества жизни в целом. В постоянно изменяющихся социально-экономических условиях всем субъектам социальной службы и, прежде всего, социальным работникам, необходимо поддерживать свой профессионально-личностный потенциал, что позволит быть включенным в активную социальную жизнь и в профессиональную деятельность.
1. Avchinnikova S.O. Professional'noe zdorov'e specialistov social'noj sfery na raznyh etapah postroeniya kar'ery [Professional health of social sphere specialists at different stages of career building]. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal [International Research Journal], 2021, no. 11-3 (113), pp. 7-10. (in Russian)
2. Asmakovec E.S. Gotovnost' specialistov v oblasti social'noj raboty k rabote s lyud'mi s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Readiness of specialists in the field of social work to work with people with disabilities]. Teoreticheskaya i eksperimental'naya psihologiya [Theoretical and experimental psychology], 2019. Tom 12, no. 3, pp. 30-45. (in Russian)
3. Asmakovec E.S. Stressory specialistov v oblasti social'noj raboty [Stressors of specialists in the field of social work]. Teoreticheskaya i eksperimental'naya psihologiya [Theoretical and experimental psychology], 2013, Tom 6, no. 3. pp. 6-14. (in Russian)
4. Asmakovec E.S., Mel'nichkin S.P. Opyt razrabotki programmy snizheniya vozdejstviya stress-faktorov v professional'noj deyatel'nosti social'nyh rabotnikov [Experience in developing a program to reduce the impact of stress factors in the professional activities of social workers]. Psihologicheskoe soprovozhdenie obrazovatel'nogo processa [Psychological support of the educational process], 2013, Tom 1, no. 3-1, pp. 197-207. (in Russian)
5. Vvedenskij A.I. Aksiologiya zdorov'ya v sisteme cennostej rabotnikov social'noj sfery [Axiology of health in the value system of social workers]. Obshchestvennoe zdorov'e i zdravoohranenie [Public health and healthcare], 2021, no. 1 (69), pp. 9-13. (in Russian)
6. Druzhilov S.A. Informacionnoe obshchestvo: social'no-gigienicheskie aspekty transformacii instituta zanyatosti i trudovoj sfery [Information society: socio-hygienic aspects of the transformation of the institute of employment and the labor sphere]. Gigiena i sanitariya [Hygiene and sanitation], 2020, Tom 99, no. 7. pp. 662-668. (in Russian)
7. Karavanova L.ZH., Kachaev R.I. Lichnostnye faktory professional'noj uspeshnosti specialistov po social'noj rabote [Personal factors of professional success of social work specialists]. Prikladnaya psihologiya i pedagogika [Applied Psychology and Pedagogy], 2021, Tom 6, no. 2, pp. 125-140. (in Russian)
8. Karpov A.V. Psihologiya refleksivnyh mekhanizmov deyatel'nosti [Psychology of reflexive mechanisms of activity: monograph]. Moscow: Institut psihologii RAN Publ., 2004, 424 p. (in Russian)
9. Korchagina L.M. Psihosocial'nye tekhnologii po profilaktike i preodoleniyu professional'nogo vygoraniya social'nyh rabotnikov [Psychosocial technologies for the prevention and overcoming of professional burnout of social workers]. Psihosocial'nye tekhnologii preduprezhdeniya i preodoleniya professional'nogo stressa v sovremennom social'nom prostranstve. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, Lipeck, 6 oktyabrya 2021 goda [Psychosocial technologies for preventing and overcoming occupational stress in the modern social space. Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation, Lipetsk, October 6, 2021]. Lipeck: Lipeckij gosudarstvennyj universitet imeni P.P. Semenova-Tyan-SHanskogo Publ., 2021, pp. 72-76. (in Russian)
10. Kupriyanova E.R., SHul'gina T.A. Superviziya kak instrument profilaktiki professional'nogo vygoraniya specialistov po social'noj rabote [Supervision as a tool for the prevention of professional burnout of social work specialists]. Kollekciya gumanitarnyh issledovanij [Collection of Humanitarian Studies], 2022, no. 2 (31), pp. 45-50. (in Russian)
11. Makeeva N.YU. Ispol'zovanie kouchingovyh tekhnologij v podgotovke specialistov po social'noj rabote [The use of coaching technologies in the training of specialists in social work]. Tradicii i novacii v professional'noj podgotovke pedagoga. Sbornik nauchnyh trudov III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Tver', 26-28 marta 2020 goda; pod red. I.D. Lel'chickogo [Traditions and innovations in the professional training of a teacher. Collection of scientific papers of the III International Scientific and Practical Conference, Tver, March 26-28, 2020; edited by I.D. Lelchitsky]. Tver': Tverskoj gosudarstvennyj universitet Publ., 2020, Vypusk 18. pp. 194-198. (in Russian)
12. Mal'ceva T.V., Reuckaya I.E., Petrov V.E. Psihologicheskoe konsul'tirovanie lichnosti v processe professionalizacii [Psychological counseling of a person in the process of professionalization: study guide]. Moscow: Izdatel'skij Centr RIOR Publ., 2020, 136 p. (in Russian)
13. Mal'ceva T.V., Ul'yanova I.V., Mihajlova V.K., Russkova YU.N., Rodin V.F. Interaktivnye tekhnologii obucheniya kak sredstvo formirovaniya professional'nyh kompetencij u kursantov obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii [Interactive learning technologies as a means of forming professional Competencies among Cadets of Educational Organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation: monograph]. Ryazan': Konyahin A.V. Publ., 2018, 260 p. (in Russian)
14. Martynenko A.V. Social'naya rabota kak novyj komponent v sisteme ohrany zdorov'ya (obzor literatury) [Social work as a new component in the health protection system (literature review)]. Zdravoohranenie Rossijskoj Federacii [Healthcare of the Russian Federation], 2023, Tom 67, no. 1, pp. 95-92. (in Russian)
15. Perederij V.A., Skripnichenko L.S. K voprosu o podderzhanii professional'nogo zdorov'ya personala v obrazovatel'nyh organizaciyah [On the issue of maintaining the professional health of personnel in educational organizations] Upravlenie personalom i intellektual'nymi resursami v Rossii [Human Resources and Intellectual Resources Management in Russia], 2021, Tom 10, no. 3, pp. 18-24. (in Russian)
16. Prikaz Mintruda Rossii ot 18.06.2020 no. 354n [Order of the Ministry of Labor of Russia, 18.06.2020, no. 354n] «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Social'nyj rabotnik» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 20.07.2020 no. 59014) [On the approval of the professional standard "Social Worker"] [Electronic resource]. http://www.consultant.ru/ (accessed 11 July 2023). (in Russian)