employee
Kazan', Kazan, Russian Federation
employee
Russian Federation
VAC 5.3.9 Юридическая психология и психология безопасности
UDK 159.9 Психология
The article presents preliminary results of an empirical study on the problems and characteristics of the socio-psychological adaptation of students of the faculty of vocational training, retraining and advanced training of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia to educational and service activities. The methodological basis of the study was the scientific principles of cognition: the principle of determinism, the unity of consciousness and activity (psyche and behavior), the principle of development, as well as such approaches to scientific cognition as functional, personal, systemic. Methods of scientific and cognitive activity: observation and experience, survey in the form of a questionnaire, description, comparison, universal analysis and synthesis, induction and deduction, abstraction, generalization and systematization. Professional adaptation in educational institutions of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia involves adaptation to the requirements of educational activities, which is aimed at improving the professionally necessary knowledge, skills, training in methods and techniques for quickly solving official problems, respectively, manifests and develops the ability of students to adapt to educational and service, and later on to professional activity, which, in turn, is a factor in the psychosomatic health of a developing subject. In an empirical study of the characteristics of socio-psychological adaptation of students to educational and service activities (the level achieved, characteristic difficulties in its process), a positive dynamics of the studied indicators of personality adaptability during training was revealed. Low, medium and high levels of formation of social and psychological adaptation of listeners are revealed. The effectiveness of students' educational and service activities depends on the individual psychological characteristics of the individual and the integrated work of the Institute's employees to provide comfortable conditions for students to assimilate knowledge, develop skills and abilities to effectively resolve operational and service tasks.
socio-psychological adaptation, educational and service activities, employees of the public security police of the Ministry of Internal Affairs of Russia, employees of the internal service of the Ministry of Internal Affairs of Russia, students of the faculty of vocational training, Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Актуальность настоящей работы заключается том, что служба в МВД России, зачастую осуществляемая в экстремальных условиях, требует от сотрудника органов внутренних дел психологически устойчивой адаптивной личности, способной к гибкому мышлению и поведению, самостоятельному оперативному решению служебных задач в эмоционально напряженных и стрессогенных ситуациях.
Целью исследования явилось выявление особенностей социально-психологической адаптации у сотрудников полиции общественной безопасности МВД России и сотрудников внутренней службы МВД России (слушателей) к учебно-служебной деятельности Казанского юридического института (КЮИ) МВД России.
В нашей работе мы исходим из предположения о том, что профессиональная адаптация в образовательных учреждениях системы МВД России формируется как социально-психологическая адаптация к требованиям совместной учебной деятельности, направлена на совершенствование профессионально необходимых знаний, умений, навыков, обучение способам и приемам оперативного решения служебных задач, соответственно, проявляет и развивает возможности слушателей в адаптации к учебно-служебной, а в дальнейшем к профессиональной деятельности, имеющей важное социальное значение. Следует отметить, что такая адаптация к учебно-служебной, а в дальнейшем к профессиональной деятельности, в свою очередь, является фактором психосоматического здоровья развивающегося субъекта.
В статье представлены предварительные результаты эмпирического исследования по проблемам социально-психологической адаптации слушателей Казанского юридического института МВД России к учебно-служебной деятельности. В работе приводятся некоторые результаты проведенного со слушателями анкетирования, по итогам которого выстраивается сравнительная характеристика уровней адаптации у сотрудников полиции общественной безопасности и сотрудников внутренней службы МВД России. Рассматриваются факторы, влияющие на процесс адаптации обучающихся в образовательных организациях МВД России. Успешная адаптация обучающихся к учебно-служебной деятельности является одним из основных критериев психологического здоровья и дальнейшей профессиональной эффективности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.
Обор литературы
Проблема адаптации обучающихся в вузах МВД России как объект исследования многих ученых занимает важное место в современных психологических исследованиях. Поскольку профессиональная служба в МВД России требует от сотрудника активной, психологически устойчивой, адаптивной к любым социальным и профессиональным изменениям личности, способной оказывать правомерное влияние на людей и добиваться от них выполнения законных требований, используя убеждение [13].
Понятие «адаптация» в переводе от латинского «adaption» означает приспособление. В широком смысле адаптация трактуется как приспособление организма к изменяющимся внешним условиям.
Исследователи понятия «социально-психологическая адаптация» (А.А. Реан) отмечают, что ее следует рассматривать как психологическую адаптацию и социальную адаптацию в их совокупности, что предполагает достижение личностью самореализации в гармонии с социальной средой. При этом эти стороны адаптации не тождественны, а иногда даже вступают в противоречие. Так, социальная среда может, как облегчать процесс адаптации, так и затруднять его. Каким бы внутренним адаптационным ресурсом ни обладала личность, если общество относится к ее социальной позиции негативно, не признает ее ценностей, норм, не дает возможности удовлетворить значимые потребности, успешная социально-психологическая адаптация крайне затруднена, если вообще возможна. Например, широко представлены в разных сферах деятельности, в том числе, в органах внутренних дел проявления эмоционального выгорания и профессиональной деформации. Мы расцениваем их как результат дезадаптации личности. Симптомы дезадаптивности возникают «в результате кумулятивного системного влияния множества внешних и внутренних стресс-факторов, обуславливающих дезадаптивность личности в профессиональных и жизненных ситуациях» [11, с.18].
Таким образом, социально-психологическая адаптация как феномен возникает при взаимодействии двух систем – личности и социальной среды, причем в ситуациях, когда либо меняется привычная для человека социальная среда, либо возникает необходимость изменить способ взаимодействия с нею. Важны все этапы и периоды жизни, в том числе, детство человека, для его полноценной социальной реализации [15]. Адаптация — это процесс и результат внутренних изменений в онтогенезе личности, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования [9].
Профессиональная адаптация в образовательных учреждениях системы МВД России представляет собой сложный многокомпонентный (социальный, психологический, физиологический, педагогический) процесс. Она предполагает адаптацию к требованиям учебной деятельности, которая направлена на совершенствование профессионально необходимых знаний, умений, навыков, нацелена на обучение способам и приемам оперативного решения служебных задач, соответственно, проявляет возможности слушателей в адаптации к учебно-служебной деятельности.
На успешность адаптационных процессов влияют как объективные (связанные с влиянием внешних условий), так и субъективные (связанные с особенностями личности) факторы (табл.1)[1, 4, 14]
Таблица 1. Факторы, влияющие на процесс адаптации
Факторы |
Характеристика |
Субъективные |
-психологическая готовность к профессиональному обучению, -направленность личности, -уровень развития познавательных процессов и способностей, -тип нервной системы, черты характера, -физическая подготовленность, -социальное происхождение, -половозрастные особенности, -особенности взаимоотношений с курсовыми офицерами и преподавателями. |
Объективные |
-особенности службы в учебном заведении, -микроклимат, традиции, установки в коллективе, -особенности взаимодействия обучающихся с профессорско-преподавательским составом, -особенности содержания и форм обучения, -продолжительность обучения, -национальный состав, -климатические особенности региона, -жилищно-бытовые условия, - обеспечение денежным довольствием, -организация досуга обучающихся. |
Важную роль в психологическом сопровождении учебно-служебной деятельности обучающихся, контроля и содействия обучающимся оказывает психологическая служба вуза. Основные направления работы психологической службы в образовательных организациях МВД России представлены в таблице 2.
Таблица 2. Виды деятельности психологической службы вуза
№ |
Название |
Характеристика |
1 |
Психопрофилактика |
Комплекс профилактических мероприятий направленных на предупреждение развития психических расстройств [5, с. 10-11]. |
2 |
Психодиагностика |
Разработка и использование разнообразных методов распознания индивидуальных психологических особенностей человека [2, с. 9-12] |
3 |
Психологическое консультирование |
Оказание поддержки и содействия посредством беседы, в решении проблем возникающих в душевной жизни человека в социуме [10, с.41] |
4 |
Психокоррекция |
Исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия [10, c. 43] |
5 |
Психогигиена |
Методы по сохранению, укреплению и улучшению психического здоровья. Пропаганда психологических знаний и здорового образа жизни [5, с. 10-11]. |
Так, обобщая важность социально-психологической адаптации обучающихся (курсантов, слушателей) вузов МВД России, можно сделать вывод, что адаптивность, как сформированное личностное качество, является одним из определяющих и диагностических критериев психологического здоровья и актуальной подготовленности сотрудников органов внутренних дел к дальнейшей профессиональной деятельности [3].
Адаптированные обучающиеся хорошо ориентируются в образовательной среде, четко выделяют в ней значимых субъектов и важные для себя объекты, чувствуют себя в образовательной среде комфортно, выполняют предъявляемые требования, умеют действовать по заданным алгоритмам и инструкциям. Во взаимодействии с социальным окружением у них преобладает парная коммуникация с руководителем курса или с кем-то из преподавателей, чья оценка имеет наибольший вес. Следующий шаг в личностном росте обучающихся этой группы – переход к самостоятельно управляемой деятельности (учебной, служебной, трудовой). Образовательная среда должна предоставить стимулы для познания собственных способностей и возможностей (игровая, соревновательная деятельность) и вариативные условия для свободного выбора (многообразие предметных кружков и факультативов, по дисциплине – многообразие заданий) [7, с. 63-64].
Отметим одну из глобальных проблем в МВД России - нехватка кадров. В связи с этим, например, в конкретной дежурной части нестабильный график работы. Из-за этого у сотрудников нет полноценного отдыха, невозможно построить планы на ближайшее будущее. Работая в таком режиме постоянно, им трудно полноценно адаптироваться к служебной деятельности, они адаптируются к ней в общем плане, то есть, собственно приспосабливаясь - подчиняясь такому графику работы. Полноценная адаптация, как отмечалось выше, предполагает большее, не просто пассивно приспособиться к существующему, а искать возможности изменения способов взаимодействия с профессиональной средой, обучаться и научиться совершенствовать свои личностные и профессиональные данные для достижение личностью самореализации в гармонии с социальной и профессиональной средой.
Часто в этом процессе позитивного самоизменения и саморазвития действующим сотрудникам помогает психологическая служба на местах. Сотрудникам оказывается психологическая помощь, как «непосредственное применение пси¬хологических методов, приемов, способов и техник в целях повышения социально-психологической компетенции людей и оказания психологической поддержки, как отдельной личности, так и группе или организации» [6, c.89]. Для молодых начинающих сотрудников является трудным именно с профессиональной точки зрения, обретение опыта, как в служебной деятельности, так и в жизни, осмысление его и переоценка неудачливых или ошибочных действий. На формирование необходимых профессиональных умений и навыков конструктивного научения, самоанализа собственной результативности и совершенствования профессионально важных качеств, способностей и компетенций и направлено обучение по изучаемым дисциплинам в процессе профессиональной подготовки полицейских в вузах МВД России, в частности, по дисциплине «Морально-психологическая подготовка»
Психологическое исследование особенностей адаптации обучающихся было проведено нами в КЮИ МВД России с января по май 2023 года со слушателями факультета профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Слушателями явились сотрудники органов внутренних дел (ОВД) МВД России, прибывшие в КЮИ МВД России из различных регионов (Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Кировская область, Нижегородская область) для прохождения профессиональной подготовки.
Ведущая деятельность данной категории обучающихся - учебно-служебная деятельность. Она вызывает качественные изменения в личности слушателей, в частности, углубляет, обобщает и систематизирует их представления о содержании, целях и задачах профессиональной деятельности и закономерностях ее динамики. По многим вопросам служебной деятельности появляется понимание того, что является наиболее важным. Учебно-служебная деятельность определяется нами как профессионально-ориентированное воспитание и развитие личности сотрудников ОВД и их подготовка в процессе профессионального обучения к основам служебной деятельности, способам и приемам решения типовых задач служебной деятельности, а также развитию когнитивного и личностного потенциала обучающихся, раскрывающегося при решении оригинальных нетиповых задач.
Сотрудники полиции общественной безопасности МВД России - выполняют широкий перечень обязанностей. От работы ее подразделений зависит общая раскрываемость уголовных дел, предупреждение административных правонарушений и порядок в регионах. Эта разветвленная и многофункциональная система состоит из: дежурных частей; участковых уполномоченных; инспекций по безопасности на дорогах; следственных изоляторов; специальных приемников, где находятся лица, задержанные за различные правонарушения; отделов, ответственных за содержание несовершеннолетних подозреваемых.
Сотрудники внутренней службы МВД России – обеспечивают бесперебойное функционирование основных частей полиции (ГИБДД, участковые, дознание и другие), сюда же входят специалисты финансовой части, тыловые и кадровые подразделения, материального обеспечения
Данные группы сотрудников в нашем исследовании задействованы как слушатели факультета профессиональной подготовки – это граждане, впервые принятые на службу в органы внутренних дел, которые проходят профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки в целях приобретения ими основных профессиональных знаний, умений, навыков и компетенции, необходимых для выполнения служебных обязанностей. Отметим также, что слушателями факультета профессиональной подготовки являются и сотрудники по программам переподготовки в целях приобретения ими компетенции, необходимой для осуществления нового вида оперативно-служебной деятельности и получения новой квалификации, и по программам повышения квалификации в целях совершенствования имеющейся и (или) приобретения новой компетенции, необходимой для осуществления оперативно-служебной деятельности и (или) повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации по замещаемой должности;
Общество и государство нуждаются в высококвалифицированных специалистах и создают условия для полноценного развития личности специалиста. Казанский юридический институт МВД России – один из ведущих вузов МВД России, готовит квалифицированные кадры для органов внутренних дел. В институте созданы все необходимые условия для образовательного процесса на высоком уровне в соответствии с современными требованиями к профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел, серьезное внимание уделяется воспитанию обучающихся в духе традиций МВД России, всестороннему развитию их личности.
Обучение на факультете профессиональной подготовки в Казанском юридическом институте МВД России характеризуется как личностно-ориентированное образование. В частности, это предполагает «построение образовательного процесса (его содержательных и процессуальных компонентов), нацеленного на развитие опыта выполнения человеком специфических личностных функций: мотивации, целеполагания, смыслоопределения, ценностной ориентации, рефлексии, свободы выбора, нравственной ответственности, духовности, диалогичности, эмпатии, самостоятельности, автономности, креативности и др.» [7, с.59].
Для достижения обозначенных целей в образовательном процессе используются современные психолого-педагогические технологии [12], изучаются особенности моделирования криминальных ситуаций и использования активных методов обучения, таких как деловая игра, кейс-метод, для формирования навыков применения физической силы, специальных средств, для выполнения профессиональных задач в стандартных и нестандартных ситуациях служебной деятельности, в том числе ситуациях риска.
В эмпирическом исследовании приняли участие 30 человек, в возрасте от 20 до 39 лет, из них 19 мужчин и 11 женщин. Для исследования испытуемые были разделены на две группы по 15 человек в зависимости от характера служебной деятельности - на сотрудников полиции общественной безопасности и сотрудников внутренней службы МВД России. В состав исследуемой группы слушателей общественной безопасности входят сотрудники полиции дежурных частей, патрульно-постовой службы, участковых уполномоченных, инспектора по делам несовершеннолетних. Группа слушателей внутренней службы, принявшая участие в исследовании, включает специалистов финансовой части, тылового и кадрового подразделения, материального обеспечения.
Уровень социально-психологической адаптации определяли по методике Р. Даймонда и К. Роджерса [8]. Данная методика предназначена для диагностики комплекса психологических проявлений, сопровождающих процесс социально-психологической адаптации. Материал представлен 101 утверждением. Данная методика измеряет следующие показатели: адаптивность/дезадаптивность; принятие себя/непринятие себя; принятие других/не принятие других; эмоциональный комфорт/ эмоциональный дискомфорт; внутренний контроль /внешний контроль; доминирование/ведомость; эскапизм.
Для того чтобы выявить проблемы, затрудняющие процесс адаптации слушателей факультета профессиональной подготовки к прохождению обучения в КЮИ МВД РФ, нами было проведено анкетирование слушателей.
Материалы и методы
Материалом нашего основного исследования, в том числе, в его перспективе, являются актуальные проблемы и факты, закономерности и механизмы социально-психологической адаптации к учебно-служебной деятельности слушателей факультета профессиональной подготовки КЮИ МВД России, теоретические подходы и эмпирические исследования по заявленной теме.
Функциональный подход мы используем в нашей работе для понимания особенностей профессионального общения и поведения сотрудника органов внутренних дел в контексте его активной профессиональной и личностной адаптации к условиям служебной деятельности, к ситуациям профессионального общения. Лишь полноценная адаптация как основная функция психики способна обеспечить самореализацию личности в своем труде, как главную потребность человека. Соответственно, если сотрудник будет получать радость и удовлетворение в своем труде, он реализует свои возможности и способности, совершенствует свои профессиональные познания и опыт, работает не по шаблонам, а оценивая каждую задачу как особенную, имеющую значение для него и других. Дезадаптивность личности провоцирует внутриличностные и межличностные конфликты, стереотипизацию деятельности и общения, потерю интереса к работе, эмоциональное выгорание. Конфликт в ситуации взаимодействия сотрудника с гражданином также нами рассматривается в контексте адаптивной функции, когда сотрудник выбирает конструктивный либо деструктивный способ взаимодействия и стиль поведения.
Принцип детерминизма, используемый в нашем исследовании, позволяет понять соотношение факторов, влияющих на социально-психологическую адаптацию слушателей к учебно-служебной, а в дальнейшем к профессиональной деятельности.
Принцип единства сознания и деятельности является важным для изучения содержания и характера изменений в когнитивных, личностно-смысловых проявлениях обучающихся сотрудников.
Принцип развития в исследовании социально-психологической адаптации способствует пониманию закономерных тенденций динамики личности субъекта учебно-служебной деятельности.
Результаты исследования
Исследования проводили в два этапа - в первый месяц обучения в КЮИ МВД России и в завершающий (четвертый) месяц обучения.
На основании полученных данных проведенной диагностики выявлены низкий, средний и высокий уровни сформированности социально-психологической адаптации слушателей.
Анализ исследуемых данных в первый месяц обучения показал следующие результаты (табл.3 и рис.1). По интегральным показателям интерпретации методики слушатели группы полиции общественной безопасности имели значения ниже нормы по шкалам: «принятие других» - 32,4, «эмоциональная комфортность» - 39,0. Средние значения были по шкалам: «адаптация» - 58,2%, «самопринятие» -54,5%, «интернальность» -36,1. Высокое значение – 62,5% составило по шкале «стремление к доминированию».
Интегральные показатели у слушателей группы сотрудников внутренней службы показали следующие результаты. Две шкалы имели низкие значения: «принятие других» - 34,6, «эмоциональная комфортность» - 30,2. Средние значения отмечены по шкалам: «адаптация» - 42,1%, «самопринятие» - 55,9%, «интернальность» - 38,9, «стремление к доминированию» - 50,0%.
Таблица 3. Параметры социально-психологической адаптации в начале учебно-служебной деятельности
№ |
Название шкал |
Норма |
Полиция общественной безопасности МВД России |
Сотрудники внутренней службы МВД России |
||||||
параметры |
интегральный показатель; (норма) |
параметры |
интегральный показатель; (норма) |
|||||||
низкий |
средний |
высокий |
низкий |
средний |
высокий |
|||||
1 |
адаптивность |
68-136 |
- |
68 |
- |
49,6% (40-60) |
24 |
- |
- |
42,1% (40-60) |
дезадаптивность |
68-136 |
- |
69 |
- |
33 |
- |
- |
|||
2 |
принятие себя |
22-42 |
- |
30 |
- |
54,5% (40-60) |
- |
33 |
- |
55,9% (40-60) |
непринятие себя |
14-28 |
- |
25 |
- |
- |
26 |
- |
|||
3 |
принятие других |
12-24 |
- |
12 |
- |
32,4 % (40-60) |
- |
15 |
- |
34,6% (40-60) |
не принятие других |
14-28 |
- |
- |
30 |
- |
- |
34 |
|||
4 |
эмоциональный комфорт |
14-28 |
- |
16 |
- |
39,0% (40-60) |
13 |
- |
- |
30,2% (40-60) |
эмоциональный дискомфорт |
14-28 |
- |
25 |
- |
- |
- |
30 |
|||
5 |
внутренний контроль |
26-52 |
- |
30 |
- |
36,1% (26-52) |
- |
33 |
- |
38,9% (26-52) |
внешний контроль |
18-36 |
- |
- |
38 |
- |
- |
37 |
|||
6 |
доминирование |
6-12 |
- |
11 |
- |
50,0% (40-60) |
- |
9 |
- |
48,6% (40-60) |
ведомость |
12-24 |
- |
22 |
- |
- |
19 |
- |
Рис.1. Распределение уровней социально-психологической адаптации респондентов в зависимости от характера служебной деятельности
Анализ исследуемых данных в завершающий (четвертый) месяц обучения показал следующие результаты (табл.4 и рис.2). К четвертому месяцу обучения параметры интегральных показателей у двух исследуемых групп значительно увеличились.
У слушателей полиции общественной безопасности отмечается увеличение параметров по всем шкалам: «адаптация» увеличилась на 13,9%, «самопринятие» - 5,1%, «принятие других» - 19,5%, «эмоциональная комфортность» - 19,1%, «интернальность» - 15,3%, «стремление к доминированию» - 15,3%.
У слушателей сотрудников внутренней службы также выявлено увеличение параметров по всем шкалам: «адаптация» увеличилась на 16,2%, «самопринятие» - 2,4%, «принятие других» - 15,1%, «эмоциональная комфортность» - 27,2%, «интернальность» - 10,9%, «стремление к доминированию» - 12,9%.
Таблица 4. Параметры социально-психологической адаптации в конце учебно-служебной деятельности
№ |
Название шкал |
Норма |
Полиция общественной безопасности МВД России |
Сотрудники внутренней службы МВД России |
|||||||
параметры |
интегральный показатель; (норма) |
параметры |
интегральный показатель; (норма) |
||||||||
низкий |
средний |
высокий |
низкий |
средний |
высокий |
||||||
1 |
адаптивность |
68-136 |
- |
110 |
- |
63,5 % (40-60) |
- |
98 |
- |
58,3% (40-60) |
|
дезадаптивность |
68-136 |
- |
63 |
- |
- |
70 |
- |
||||
2 |
принятие себя |
22-42 |
- |
34 |
- |
59,6% (40-60) |
- |
35 |
- |
58,3% (40-60) |
|
непринятие себя |
14-28 |
- |
23 |
- |
- |
25 |
- |
||||
3 |
принятие других |
12-24 |
- |
18 |
- |
51,9% (40-60) |
- |
19 |
- |
49,7% (40-60) |
|
не принятие других |
14-28 |
- |
20 |
- |
- |
23 |
- |
||||
4 |
эмоциональный комфорт |
14-28 |
- |
25 |
- |
58,1% (40-60) |
- |
27 |
- |
57,4% (40-60) |
|
эмоциональный дискомфорт |
14-28 |
- |
18 |
- |
- |
20 |
- |
||||
5 |
внутренний контроль |
26-52 |
- |
40 |
- |
51,4% (26-52) |
- |
39 |
- |
49,8% (26-52) |
|
внешний контроль |
18-36 |
- |
27 |
- |
- |
28 |
- |
||||
6 |
доминирование |
6-12 |
|
17 |
65,3% (40-60) |
- |
|
16 |
61,5% (40-60) |
||
ведомость |
- |
12-24 |
18 |
- |
- |
20 |
- |
Рис.2. Распределение уровней социально-психологической адаптации респондентов в зависимости от характера служебной деятельности
Таким образом, к концу обучения все слушатели (респонденты) факультета профессиональной подготовки, переподготовки повышения квалификации КЮИ МВД России успешно адаптировались к учебно-служебной деятельности.
Обсуждение и заключение
Обсуждения результатов по интегральным показателям теста:
1. Шкала «Адаптация».
По шкале «адаптация» слушатели двух групп имели средние значения, однако у слушателей группы сотрудников внутренней службы значения были ниже (на 7,5%), но в пределах нормы. Так, у слушателей двух групп уровень приспособления к новой обстановке с принятием требований и правил общества расположен в пределах нормы.
2. Шкала «самопринятие».
Степень удовлетворенности слушателей личностными характеристиками, имеет средние значения, то есть показатель адекватного восприятия себя находится в норме.
3. Шкала «принятие других».
Неадекватное, критичное восприятие слушателями окружающих людей выявлено у слушателей по данной шкале, которые имеют показатели ниже нормы. Возможно, это связано со сменой привычной обстановки (домашней, рабочей) на проживание и обучение с людьми разного возраста (от 20 до 40 лет) и семейного положения.
4. Шкала «Эмоциональная комфортность».
Степень эмоционального отношения слушателей к окружающим явлениям имеет низкие значения, которые проявляются в негативных эмоциональных состояниях, подавленности, неуверенности. У группы слушателей сотрудников внутренней службы данные значения ниже на 8,8%, чем у слушателей полиции общественной безопасности. Низкие параметры эмоциональной комфортности, возможно, являются следствием неадекватного восприятия слушателями окружающего их общества по шкале «принятие других» и нежелании подчиняться в межличностных отношениях, что выражено по шкале «Стремление к доминированию».
5. Шкала «Интернальность».
Предрасположенность слушателей двух групп к форме локуса контроля
находятся на среднем уровне. Это говорит о том, что слушатели принимают ответственность и адекватное понимание за происходящие события в своей жизни.
6. Шкала «Стремление к доминированию».
Уровень стремления к лидерству у всех слушателей имеют средние значения, проявляя гибкость или жесткость в зависимости от ситуации.
По результатам проведенного анкетирования слушателями факультета профессиональной подготовки отмечены следующие факторы затрудняющие процесс учебно-служебной адаптации:
- отрыв от семьи и близких;
- повышенная тревожность, волнение и страх за семью;
- смена привычного круга общения;
- приспособление к совместному проживанию с людьми разного возраста (от 20 до 40 лет);
- необходимость ограничения свободы и выполнение физических нормативов в неподготовленном зрелом возрасте,
- необходимость отработки занятий, пропущенных во время несения службы в нарядах;
- недостаточным количеством времени на самостоятельную подготовку к семинарским и практическим занятиям.
Выводы
Анализ социально-психологической адаптации слушателей в первом месяце обучения показал наличие низких, средних и высоких показателей.
Слушатели группы полиции общественной безопасности по интегральным показателям превосходят (параметры выше) группу слушателей сотрудников внутренней службы. Возможно, это связано с экстремальными условиями деятельности правоохранительных органов: работа с антисоциальным окружением; конфликтные условия; исполнение служебных обязанностей сверх установленной продолжительности рабочего дня и в темное время суток; дефицит времени для оценки ситуации и принятия правомерного решения; недостаток достоверной информации или перегрузка информацией; высокая эмоциональная напряженность и т.д. Имея опыт с неблагоприятными факторами служебной деятельности, сотрудники правоохранительных органов оказались психологически устойчивее к смене обстановки.
Сотрудники внутренней службы, обеспечивая внутренние хозяйственные функции в рамках организации, а именно работая непосредственно в помещении с личным составом, были менее подготовлены к резкой перемене условий деятельности.
Так, общий адаптивный уровень в первый (начало) и в четвертый (конец) месяцы обучения показал средний и высокий результаты. Это говорит о том, что слушатели факультета профессиональной подготовки успешно адаптировались к условиям обучения в КЮИ МВД России.
По интерпретации методики Р. Даймонда и К. Роджерса именно развитие таких психологических качеств как самопринятие, принятие других, доминирование помогают адаптации проходить легко.
Таким образом, эффективность учебно-служебной деятельности слушателей факультета профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации КЮИ МВД России зависит от индивидуальных психологических особенностей личности и комплексной работы психологов, курсовых офицеров, кураторов учебных взводов, профессорско-преподавательского состава института по обеспечению комфортных условий для усвоения обучающимися знаний, формированию умений и навыков эффективного разрешения оперативно-служебных задач. Она возрастает в процессе решения учебно-служебных задач, то есть в процессе выполняемой деятельности происходит дальнейшее формирование качеств, неявно задействованных в обычном режиме служебной деятельности и актуализированных в ходе учебной деятельности. В то же время наиболее сильные стороны личности обучающегося, обеспечивающие, как правило, высокие результаты на службе, упражняются и совершенствуются в процессе профессионального обучения.
1. Denisov N.L. Faktory, vliyayuschie na adaptaciyu k usloviyam uchebnoy sredy studentov grazhdanskogo i kursantov voennogo vuzov: dis. … kand. med.nauk. [Factors influencing the adaptation to the conditions of the educational environment of civil students and cadets of military universities: dis. … cand. medical sciences ] Tomsk, 2010.126 p.(in Russia)
2. Duhnovskiy S.V. Mezhlichnostnye otnosheniya sub'ektov obrazovatel'nogo processa i ih kompleksnaya diagnostika [Interpersonal relations of the subjects of the educational process and their complex diagnostics ] // Vestnik prakticheskoy psihologii obrazovaniya.[Bulletin of Practical Psychology of Education] - 2014. - Tom 11. - № 3. - p. 90-98.(in Russia)
3. Zhigalova E.A. Adaptaciya kursantov k sluzhebnoy i uchebnoy deyatel'nosti vysshih uchebnyh zavedeniy MVD Rossii [Adaptation of cadets to the service and educational activities of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia] // Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii. [Bulletin of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia] 2014.№4(71). / URL:https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-kursantov-k-sluzhebnoy-i-uchebnoy-deyatelnosti-vysshih-uchebnyh-zavedeniy-mvd-rossii (Data obrascheniya 20.05.2023).(in Russia)
4. Zemcova E.M. Adaptaciya kursantov k obucheniyu v voennom vuze sredstvami prepodavatel'skogo kursa fiziki: dis. … kand. ped. nauk. Ul'yanovsk, [Adaptation of cadets to training in a military university by means of a teaching course in physics: dis. … cand. ped. Sciences] 2005.303 p.(in Russia)
5. Il'ina O.I. Modelirovanie tehnologiy psihologicheskogo prosvescheniya i psihoprofilaktiki v rabote psihologa obrazovatel'noy organizacii [Modeling of technologies of psychological education and psychoprophylaxis in the work of a psychologist of an educational organization] / O.I. Il'ina, I.V. Nosko, S.N. Bushkova.-Vladivostok: Izdatel'stvo Dal'nevostochnogo federal'nogo universiteta, [Publishing House of the Far Eastern Federal University] 2022.- 64 p.-URL:https://www.dvfu.ru/science/publishing-activities/catalogue-of-books-fefu/.(in Russia)
6. Mal'ceva T. V. Podhody k preodoleniyu vnutrilichnostnyh konfliktov u sotrudnikov organov vnutrennih del [Approaches to overcoming intrapersonal conflicts among employees of internal affairs bodies ] // Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya. [Applied legal psychology] 2014. № 1. p. 72-76.(in Russia)
7. Organizaciya uchebnogo processa v obrazovatel'nyh organizaciyah vysshego obrazovaniya MVD Rossii [Organization of the educational process in educational institutions of higher education of the Ministry of Internal Affairs of Russia ] /N.V.Hodyakova [i dr.]; pod red. N.V.Hodyakovoy. - M.: Akademiya upravleniya MVD Rossii, [Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia] 2023. - 152 p.(in Russia)
8. OsnickiyA.K.Opredelenie harakteristik social'noy adaptacii [Determination of the characteristics of social adaptation] /A.K. Osnickiy // Psihologiya i shkola. [Psychology and School] - 2004. - № 1. - p.43-56.(in Russia)
9. Psihologiya adaptacii lichnosti. Analiz. Teoriya. Praktika [Psychology of personality adaptation. Analysis. Theory. Practice ] / A. A. Rean, A. R. Kudashev, A. A. Baranov. - SPb.: Praym-EVROZNAK, [St. Petersburg: Prime-EUROZNAK] , 2006. - 479 p.(in Russia)
10. Savinkov S.N. Psihologicheskaya sluzhba v obrazovanii: uchebnoe posobie dlya vuzov [Psychological service in education: a textbook for universities] / S.N. Savinkov.- Moskva: Izdatel'stvo Yurayt, [Yurayt Publishing House] 2023.-169 s.- (Vysshee obrazovanie)[(Higher education] .- Tekst: neposredstvennyy.[Text: direct.](in Russia)
11. Urazaeva G.I. Professional'naya deformaciya sotrudnikov policii v aspekte emocional'nogo vygoraniya: social'no-psihologicheskie usloviya, mehanizmy, osobennosti, faktory [Professional deformation of police officers in the aspect of emotional burnout: socio-psychological conditions, mechanisms, features, factors ] // Vestnik Kazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii.[Bulletin of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia] - 2014. - 2(16). - p.14-20.(in Russia)
12. Urazaeva G.I. Social'no-psihologicheskiy trening professional'nogo obscheniya sotrudnikov policii: uchebno-metodicheskoe posobie [Socio-psychological training of professional communication of police officers: teaching aid ] / G.I.Urazaeva. - Kazan': KYuI MVD Rossii [KUI of the Ministry of Internal Affairs of Russia,], 2017. - 400 p.(in Russia)
13. Chaldini R. Psihologiya vliyaniya [Psychology of influence ] / R.Chaldini. - M.: LitRes, 2022. - 416 p.(in Russia)
14. Shelepova M.A. Pedagogicheskie usloviya professional'noy adaptacii buduschih sledovateley v vuze MVD Rossii: dis. … kand. ped. nauk [Pedagogical conditions for the professional adaptation of future investigators at the university of the Ministry of Internal Affairs of Russia: dis. … cand. ped. Sciences] - SPb. - 2004.- 195 p.(in Russia)
15. Erikson E. Detstvo i obschestvo [Childhood and society ] / E.Erikson. - SPb.: Izdatel'stvo Piter, [Peter Publishing House] 2019. - 448 p.(in Russia)