Russian Federation
UDK 33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
GRNTI 06.00 ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
GRNTI 06.75 Экономические проблемы организации и управления хозяйством страны
OKSO 38.00.00 Экономика и управление
OKSO 38.05.01 Экономическая безопасность
BBK 6 ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
BBK 65 Экономика. Экономические науки
BISAC BUS BUSINESS & ECONOMICS
the article presents the results of a study of a set of problems related to topical issues of ensuring economic security based on the formation and development of technological sovereignty. The indicators of foreign trade of the Russian Federation by various groups of product nomenclatures are analyzed. The dynamics of foreign trade indicators of high-tech goods of the Russian Federation with other countries of the world has been studied. The components of national technological sovereignty are determined. The factors determining the formation and development of the country's technological sovereignty have been identified
economic security, technological sovereignty, development, investment
Проблематика технологического суверенитета в течении длительного времени не являлась приоритетной. Технологический суверенитет означает способность страны разрабатывать и использовать свои технологии, не завися от иностранных поставок или технологических компаний. В условиях усиленной и ускоренной глобализации, когда страны шли по пути специализации и развития своих конкурентных преимуществ, формирование собственных технологических компетенций по широкому кругу направлений не рассматривалось, как приоритетное направление осуществление расходов. После 2014 г., когда в отношении нашей страны были вновь объявлены санкции, проблематика развития собственных производственных технологий актуализировалась. Был объявлен и реализован целый ряд государственных программ и проектов, связанных с импортозамещением.
В России были предприняты определенные шаги для укрепления технологической независимости, такие как поддержка отечественных производителей программного обеспечения, создание национальных центров обработки данных и поддержка отечественных технологических компаний. Эти меры были призваны уменьшить зависимость страны от иностранных технологий и обеспечить безопасность в информационной сфере.
В реальности, государственная политика импортозамещения, начатая в 2014 г., имела определенный результат в производстве продовольствия. При этом стоит отметить, что увеличение агропромышленного и пищевого производства осуществлялось с использованием иностранного оборудования, комплектующих, упаковочных материалов и др. товаров.
Проблематика формирования и развития технологического суверенитета на национальном, Отраслевом и региональном уровнях получила развитие в работах таких ученых, как Паньшин И.В. [1], Петров М.Н., Филиппов Я.С. [2], Авдеева И.Л., Азиева З.И., Утевская А.П. [3], Петрова Т.А., Быкова Н. [4], Мощелков Е.Н. [5], Курочкин Д.В., Ельшин Л.А. [6], Кундиус В.А., Сергиенко О.В. [7], Алиев О.М. [8], Шинкевич А.И., Галимулина Ф.Ф., Башкирцева С.А. [9], Модебадзе Н.П., Пшихачев Ж.Т., Дзуганов Э.А. [10].
После 2022 г., когда окончательно оформилась группа недружественных нашей стране государств, которые проявили целый ряд агрессивных и враждебных действий (не только в экономической, но и в военной сфере), проблема отказа от иностранных технологий и поиск форматов генерации собственных решений в данной сфере – приобрели стратегическое значение.
В период 2000 – 2010 г.г. Российская Федерация ежегодно увеличивала высокотехнологичный импорт (Рисунок 1). По мнению европейских дипломатов (Ж. Боррель) до 45% таких поставок шло из стран Европейского союза. На Китай приходилось до 11%. При этом, экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью сокращался, достигнув 2% в 2020 г.
Рисунок 1 – Показатели внешней торговли Российской Федерации различными группами товарных номенклатур (2002 – 2018 г.г.)
В тоже время, согласно данных официальной статистики в 2019 г. до 44% высокотехнологического импорта в Россию осуществлялось из Китая, который в свою очередь ввозил из нашей страны до 28% российского высокотехнологичного экспорта (Рисунок 2). На наш взгляд, при анализе расхождений двух вышеперечисленных оценок следует учитывать тот факт, что многие европейские производители разместили значительную часть своих мощностей в Китае и оттуда осуществляли свои экспортные поставки в Россию. А также то, что различные специалисты по-разному оценивают технологичность продукции и к высоким переделам включают различные типы товаров.
Рисунок 2 – Внешняя торговля высокотехнологичными товарами Российской Федерации с другими странами мира, млрд. долл. США (2015 – 2019 г.г.)
Несмотря на все вышеперечисленное, очевидным является факт роста импортной зависимости нашей страны от иностранных технологических решений. В качестве примера и наиболее характерной ситуации приведем иностранных автопроизводителей, покинувших Россию и вышедших из специальных инвестиционных контрактов. После того, как они оставили свои производства, ни один из российских машиностроителей не смог осуществлять запуск данных промышленных проектов. Для этого пришлось привлекать иностранных партнеров (преимущественно из Китая), которые фактически заместили партнеров из недружественных государств. Наша страна на протяжении длительного времени обладала полным циклом выпуска практически всех образцов машиностроительной продукции. В настоящее время мы испытываем затруднение в выпуске отечественных автомобилей с ДВС в условиях отсутствия доступа к иностранным комплектующим.
Технологический суверенитет следует рассматривать, как комплексный и многогранный концепт, охватывающий различные аспекты обеспечения страной собственных технологических ресурсов и возможностей. Составляющие технологического суверенитета (Рисунок 3) могут включать в себя ряд взаимосвязанных элементов, которые в совокупности формируют базу для обеспечения независимости в вопросах обеспечения экономического роста. Стратегии по его укреплению могут различаться в зависимости от особенностей экономики, внутренней политики и социокультурной среды каждой конкретной страны.
Рисунок 3 – Составляющие технологического суверенитета страны
Формирование и развитие технологического суверенитета подвержено воздействию различных факторов, которые включают в себя экономические, политические, социокультурные и технологические аспекты. В числе основных факторов, влияющих на формирование и развитие технологического суверенитета следует выделить следующие (Таблица 1)
Таблица 1 – Факторы, определяющие формирование и развитие технологического суверенитета страны
Факторы |
Экономическая характеристика |
Экономическая политика |
Экономические стратегии, такие как инвестиции в исследования и разработки, стимулирование инноваций, создание благоприятного налогового климата и поддержка предприятий в сфере технологий |
Научно-технический потенциал |
Уровень развития национальной научной и технологической базы, наличие квалифицированных специалистов и научных кадров |
Глобальные тенденции и конкуренция |
Понимание того, как страна позиционируется в мировой экономике и конкурирует в мировом технологическом пространстве оказывают влияние на стратегии по развитию собственных технологических ресурсов |
Инновационная активность |
Способность страны к генерации и внедрению инноваций, а также готовность к рецепции и восприятию новых технологий |
Образование и культура |
Высокий уровень образования и развития научно-технической сферы, особенно в области фундаментальной науки и разработки прикладных технологий. Национально-культурные факторы, такие как инновационное мышление и открытость к новым идеям, также играют важную роль |
Законодательство и политическая воля |
Существование эффективного законодательства, поддерживающего национальное технологическое развитие, и политическая воля для его реализации |
Информационная безопасность |
Защита отечественных технологий от кибератак, шпионажа и других угроз в области информационной безопасности |
Государственная поддержка и финансирование |
Активная государственная поддержка в форме финансирования, субсидий, стимулов и других мер |
Проблематика формирования и развития технологического суверенитета нашей страны актуальна не только по причине необходимости преодоления санкционного давления недружественных государств, а также обеспечения устойчивого экономического роста с темпами, опережающими среднемировые. В современных условиях обострения глобального противостояния, которое перешло из политико-дипломатической плоскости в гибридную военную форму (со значительным потенциалом деградации военной обстановки в целом ряде регионов мира), критически важным является наличие потенциала самостоятельного обеспечения национальных экономик, являющихся объектами агрессивного воздействия. Очевидно, что в условиях формирования новых политико-экономических и военных блоков, ядром новых интеграционных объединений смогут выступить те страны, которые будут формировать собственную технологическую зону, способную конкурировать с другими интеграционными объединениями. Помимо этого, ядерными технологиями такого рода зон станут прежде всего оборонно-промышленные технологии, позволяющие обеспечивать странам-членам блоков свою безопасность. Именно в этих условиях мы и рассматриваем особую актуальность развития тематики национального технологического суверенитета.
1. Pan'shin I.V. Obespechenie tehnologicheskogo suvereniteta i dostizhenie tehnologicheskogo liderstva - imperativ innovacionnogo razvitiya Rossii // Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2023. № 8 (157). S. 171-178
2. Petrov M.N., Filippov Ya.S. Tehnologicheskiy suverenitet: osnovnye principy koncepcii nacional'noy nauchno-tehnologicheskoy bezopasnosti // Voprosy innovacionnoy ekonomiki. 2023. T. 13. № 3. S. 1185-1198
3. Avdeeva I.L., Azieva Z.I., Utevskaya A.P. Razvitie tehnologicheskogo predprinimatel'stva dlya obespecheniya tehnologicheskogo suvereniteta Rossiyskoy Federacii // Estestvenno-gumanitarnye issledovaniya. 2023. № 2 (46). S. 10-16
4. Petrova T.A., Bykova N. Himicheskaya otrasl' kak drayver dostizheniya tehnologicheskogo suvereniteta // Standarty i kachestvo. 2023. № 6. S. 64-68
5. Moschelkov E.N. Geopoliticheskoe protivostoyanie Rossii i zapada: novye realii i problema ekonomiko-tehnologicheskogo suvereniteta // Rossiyskiy ekonomicheskiy zhurnal. 2023. № 4. S. 24-37
6. Kurochkin D.V., El'shin L.A. Suschnost' kategorii «Tehnologicheskiy suverenitet regiona» v sovremennyh ekonomicheskih realiyah // Global'nyy nauchnyy potencial. 2023. № 9 (150). S. 173-175
7. Kundius V.A., Sergienko O.V. Opredelyayuschie faktory dostizheniya tehnologicheskogo suvereniteta v APK // Nikonovskie chteniya. 2023. № 28. S. 45-51
8. Aliev O.M. Finansovye istochniki razvitiya Rossii i obreteniya tehnologicheskogo suvereniteta // Finansy i kredit. 2022. T. 28. № 12 (828). S. 2798-2824
9. Shinkevich A.I., Galimulina F.F., Bashkirceva S.A. Ukreplenie tehnologicheskogo suvereniteta rossii na osnove kooperacii v epohu global'nyh ekonomicheskih preobrazovaniy // RISK: Resursy, Informaciya, Snabzhenie, Konkurenciya. 2023. № 3. S. 66-73
10. Modebadze N.P., Pshihachev Zh.T., Dzuganov E.A. Tehnologicheskiy suverenitet // RISK: Resursy, Informaciya, Snabzhenie, Konkurenciya. 2023. № 4. S. 26-30