employee
St. Petersburg, St. Petersburg, Russian Federation
employee
St. Petersburg, Russian Federation
The article, using empirical material, examines the problem of temporal characteristics of non-normative adolescents. The questions are revealed about whether the non-normativity of adolescents is interconnected with their tendency to certain types of deviant behavior, as well as whether there are differences in the types of temporality of adolescents who have different features of non-normativity and behavioral deviations inherent in it. The respondents were 197 teenagers (among them 100 girls and 97 boys aged 15 to 16 years), all citizens of Russia, students of secondary schools. The following questionnaires were used: “Normativity. Intelligence. Regulation”, “Tendency to deviant behavior”, “Subjective assessment of time orientation”, “Time scenario of personality” and “Subjective attitude towards time scale”. As a result of the study, three groups of adolescents were identified - normative, non-normative-creative (emotional) and non-normative-reproductive (calculating). It has been established that normative adolescent express resource temporality - a plastic attitude to time, a permissive time scenario and a resource focus on the present and future. Non-normative-creative (emotional) adolescents have an infantile-fixed temporality - an indifferent attitude to time, an infantile-permissive time scenario and a fixed time focus on the present, reduced volitional control of emotional reactions, a tendency to overcome norms and rules and aggressive behavior. Non-normative-reproductive (calculating) adolescents have a neurotic-fixed temporality - time dependence, a prohibitive time scenario and a fixed time focus on the past, a tendency to overcome norms and rules and delinquent behavior. In practical terms, the transformation of temporality can be one of the promising areas of psychological support for adolescents, in order to prevent and prevent their deviant behavior.
temporality, adolescents, social non-normativity, attitude to time, time scenario, orientation, deviant behavior
Подростковый возраст является одним из самых интересных в плане формирования личности, и вместе с этим – самым противоречивым в плане ее проявления. В этом контексте обращает на себя внимание такая характеристика подростков как социальная нормативность – ненормативность. Они с одной стороны стараются следовать установленным нормам, а с другой стороны нередки случаи «отхода» от них, например в ненормативном творчестве или различных поведенческих девиациях. К этому добавим и темпоральный аспект. Так, одни подростки ценят свое время, стараются максимально использовать его для достижения личностно значимых результатов, или наоборот – безразлично относиться к своему времени, воспринимая его как нечто неограниченное, считая, что они «везде и все успеют». Подростки могут застревать в своем прошлом, анализируя свой опыт, обиды, разочарования, достижения; могут устремляться в будущее, желая достичь большего, считая, что лучшее – впереди. Другие же сосредоточены на решении актуальных задач, не беря в расчет прошлый опыт и не задумываясь о будущем.
Полагаем, что существует связь между темпоральностью подростков с их психологическими особенностями, в том числе социальной нормативностью – ненормативностью. Суть в том, что темпоральность личности является отражением ее существования во времени и осмысления времени. Соответственно, темпоральность является индикатором психологических особенностей и поведения подростков.
В научно-практическом плане вопросы социальной нормативности раскрывались в исследованиях С.В. Духновского [7], В.С. Ерохина [9], В.А. Жилиной, К.М. Креписова [10] и др. Нормативность преимущественно рассматривается в контексте изучения девиантного поведения, чему посвящены исследования Е.В. Ветровой, А.В. Никишкина, В.М. Ветрова [2], Ю.А. Клейберг [12], Н.В. Майсак [14], В.Д. Менделевича [15] и др.
Вопросы темпоральных особенностей личности описаны в работах К.А. Абульхановой, Т.Н. Березиной [1], Е.И. Головахи, А.А. Кроника [3], С.В. Духновкого [8], Е.В. Забелиной [11], В.Г. Петровской [16], В.Н. Ярской, А.А. Калайджян [17] и др.
Обращает внимание что при изучении темпоральных особенностей подростков, в том числе и с отклоняющимся поведением, акцент ставился на оценку их временной перспективы. Так, Ю.Н. Гут, М.К. Кабардов исследовали временную перспективу на этапе профессионального самоопределения личности [4], Т.Н. Денисова провела сравнительное исследование отношения ко времени у благополучных и девиантных подростков [5], Ю.А. Кулешовой, О.С. Погребной описаны особенности временной перспективы у подростков с девиантным поведением и нормально развивающихся сверстников [13] и др.
Таким образом, несмотря на наличие исследований, проблема темпоральных особенностей социально-ненормативных подростков нуждается в дополнительном теоретическом, эмпирическом анализе и обобщении. В этом плане актуальными является поиск ответов на следующие вопросы: взаимосвязана ли социальная ненормативность со склонностью к определенным видам отклоняющегося поведения? Существуют ли различия в типах темпоральности личности подростков, обладающих различными особенностями ненормативности с присущими ей поведенческими девиациями? Ответы на поставленные вопросы выступили основной целью нашего исследования.
При проведении исследования мы использовали представление о социально-ненормативной личности и ее особенностях [7], а также теоретические положения концепции темпоральности личности [8].
Под социальной ненормативностью будем понимать «пренебрежение к соблюдению принятых социальных норм и правил поведения, отсутствие внутренних запретов на нарушение норм поведения и деятельности. Нормативные ценности, правила поведения воспринимаются личностью как ограничение, а их соблюдение – как «потеря свободы», поэтому проявляется желание игнорировать или нарушать их» [7, с.154]. На основании сочетания нормативности (ненормативности), интеллектуальных способностей (репродуктивных / креативных) и контроля поведения (рассудочного / эмоционального) выделяем пять типов ненормативной личности: 1) ненормативный, креативно-эмоциональный, 2) ненормативный, креативно-рассудочный, 3) ненормативный, репродуктивно-рассудочный, 4) ненормативный, репродуктивно-эмоциональный, 5) ненормативный, смешанный [7].
Темпоральность представляет собой сочетание временного сценария, отношения ко времени, его функций, и временной направленности личности, которое определяет ее созидательный или деструктивный характер. Под временным сценарием будем понимать жизненный план субъекта, сформированный на основе наличия «запретов» и «разрешений» в прошлом, настоящем и будущем получаемых от других людей и / или даваемых самому самому-себе на проявление своей индивидуальности, реализацию желаемой для себя активности. Временная направленность личности, выражается в ориентации на прошлое, настоящее, будущее или их сочетании, которая может носить ресурсный или фиксированный характер, определяя повседневную активность субъекта по достижению желаемых и/или необходимых для себя целей. Отношение ко времени – это его восприятие и использовании в качестве ресурса для решения задач, возникающих в повседневной жизни, а также для проявления своей индивидуальности, своего личностного развития и саморазвития. Видами отношения ко времени выступают: временная пластичность, пристрастность и индифферентность [8].
Описанные положения послужили теоретическим обоснованием нашего исследования, наиболее значимые результаты которого будут представлены ниже.
Материалы и методы
Респондентами выступили 197 подростков (среди них 100 девочек и 97 мальчиков в возрасте от 15 до 16 лет), все граждане России, обучающие в средних общеобразовательных школах городов Курган, Ханты-Мансийск и Санкт-Петербург, прошедшие обследование анонимно и по просьбе психолога и с согласия родителей. В обследовании использовали комплекс авторских методик:
– опросник «Нормативность. Интеллект. Регуляция» (НИР-п). В исследовании использовали подростковую версию методики, направленную на оценку регулятивных особенностей подростка, включающую в себя такие параметры как: социальная нормативность (ненормативность), интеллектуальные способности (репродуктивные − креативные), а также контроль поведения (рассудочный − эмоциональный).
– опросник «Субъективная оценка временной направленности» (ВН), предполагающий оценку ориентации субъекта на прошлое, настоящее и будущее и определение ее как «фиксированную» либо «ресурсную». Чем выше балл, тем больше оценки отклоняются в сторону временной фиксации, средние и пониженные значения говорят о временном ресурсе [8].
– шкала «Временной сценарий личности» (ВС), позволяющая определить ведущий у субъекта разрешающий либо запрещающий временной сценарий, на основе оценки своего прошлого, настоящего и будущего времени.
– методика «Шкала субъективного отношения к времени» (ОКВ-Т), в рамках которой, в зависимости от выраженности итогового показателя оценивается отношение респондента ко времени в континууме временная индифферентность (равнодушие) – пластичность (гибкость) – пристрастность (зависимость) [6].
Кроме авторских психодиагностических методик в исследовании также использовали опросник «Склонность к отклоняющемуся поведению» (СОП), разработанная А.Н. Орел [цит. по: 12], позволяющая выявить такие формы девиантного поведения как агрессивное, аддитивное, делинквентное, самоповреждающее и саморазрушающее, проходящие на непатологическом уровне, в сочетании со склонностью к преодолению норм и правил и оценкой волевого контроля эмоциональных реакций. В обследовании применяли версию опросника для мальчиков и для девочек отдельно.
В качестве статистических методов применяли: анализ первичных статистик, корреляционный и сравнительный анализ. Перед проведением сравнительного анализа для каждой переменной был рассчитан статистический критерий нормальности Колмогорова-Смирнова. Уровень значимости p по всем переменным выше 0,05. Это позволило сделать вывод о нормальном распределении и определить в качестве метода параметрический критерий t-Стьюдента для независимых выборок. Обработка результатов проводилась при помощи программного пакета «SPSS 23.0».
Результаты исследования
Укажем что по результатам использованных методик, достоверных различий между подростками мужского и женского пола установлено не было. На основании чего было принято решение объединить их в одну выборку.
На основании выраженности показателя «социальная нормативность», в сочетании с показателями «интеллектуальные способности» и «контроль поведения» (по методике «НИР»), обследованные подростки были разделены на три группы: социально-нормативную, ненормативно-репродуктивную и ненормативно-креативную. Результаты, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Выраженность показателей регулятивной сферы у подростков с разным уровнем социальной нормативности
Шкалы методики «НИР» |
Нормативные (n=103) |
Ненормативно-креативные (n=47) |
Ненормативно-репродуктивные (n=47) |
Интеллект |
47,4±4,4 (6) |
37,2±4,3 (3) |
56,5±4,6 (8) |
Контроль поведения |
40,5±4,7 (5) |
33,5±3,8 (4) |
53,1±3,5 (7) |
Примечание: в скобках указаны стандартные значения – стэны
Из таблицы 1, видим, что параметры регулятивной сферы в группах подростков с разным уровнем социальной нормативности отличны друг от друга. При описании особенностей каждой группы будем придерживаться наших представлений о классификации социальной ненормативности [7].
Первая группа – социально-нормативные подростки (показатели по шкале «нормативность» 58,1 – выражены на повышенном уровне и находятся в диапазоне 7 стэнов; в данную группу вошло 103 субъекта). Обследованные данной группы гибко сочетают и творческие и репродуктивные интеллектуальные способности, обладают вариативностью в осмыслении похожих (одинаковых) жизненных ситуаций; регуляция поведения обеспечивается за счет взаимодополняемости рассудочного и эмоционального контроля за ним что говорит о развитости когнитивной и эмоциональной сферы.
Вторая группа – ненормативно-креативные подростки (показатели по шкале «нормативность» 36,5 – выражены на низком уровне и находятся в диапазоне 3 стэнов; в данную группу вошло 47 обследованных). Выражены креативные интеллектуальные способности – у обследованных имеет место непереносимость контроля и опеки, в состоянии творческого подъема могут нарушать правила и договоренности, невнимательность к деталям и мелочам (показатель «креативные интеллектуальные способности»). В регуляции поведения преобладает эмоциональный компонент (эмоции доминируют над рассудком в принятии решений) что может проявляться в импульсивности, эмоциональной возбудимости, сниженной эмоциональной устойчивости. Данную группу подростков можно обозначить как «эмоциональные».
Третья группа – ненормативно-репродуктивные подростки (показатели по шкале «нормативность» 35,9 – выражены на низком уровне и находятся в диапазоне 3 стэнов; в данную группу вошло 47 респондентов). У обследованных выражены репродуктивные интеллектуальные способности – стремятся к поиску закономерностей, упорядочиванию поступающей информации, в сочетании с отчуждённостью и зажатостью в поведении. Доминирует рассудочный контроль поведения – что может проявляться в прагматичности, расчетливости, хитрости и осторожности, в сочетании с жестким самоконтролем своего поведения и дистантности во взаимодействии с окружающими. Данную группу подростков можно также обозначить как «расчетливые».
Результаты корреляционного анализа позволили установить значимые взаимосвязи показателя «социальная нормативность» (по методике НИР) с показателями по шкалам «склонность к преодолению норм», «склонность к аддиктивному поведению», «склонность к агрессивному поведению», «склонность к делинквентному поведению», а также «волевой контроль эмоциональных реакций» (по методике СОП). Значения коэффициентов корреляций находятся в диапазоне от -0,44 до -0,55, при р≤0,01. Полученные данные говорят о том, что выраженность социальной нормативности взаимосвязана с девиантым поведением подростков. Так, снижение социальной нормативности, сопровождается снижением волевого контроля, повышая выраженность зависимого, агерссивного и делинквентного поведения. И наоборот, чем более выражена нормативность подростка, тем менее выражена склонность к различным видам отклоняющегося поведения.
Далее, с использованием данных, полученных по методике «Склонность к отклоняющемуся поведению» (СОП) были выявленные доминирующие склонности к поведенческим девиациям в группе нормативных, ненормативно-креативных (эмоциональных) и ненормативно-репродуктивных (расчетливых) подростков. Результаты, представлены в таблице 2.
Таблица 2
Выраженность показателей склонности к отклоняющемуся поведению у подростков с разным уровнем социальной нормативности
Шкалы методики «СОП» |
Нормативные (n=103) |
Ненормативно-креативные (n=47) |
Ненормативно-репродуктивные (n=47) |
Склонность к преодолению норм и правил |
7,9±2,4 (46) |
11,9±2,1 (59) |
11,0±2,1 (59) |
Склонность к аддиктивному поведению |
10,1±2,5 (48) |
12,1±3,0 (53) |
12,9±2,7 (53) |
Склонность к самопровреждающему и саморазрушающему поведению |
9,4±2,2 (45) |
9,6±2,4 (45) |
9,8±2,3 (45) |
Склонность к агрессии и насилию |
10,9,0±2,2 (46) |
16,3± 2,9* (60) |
13,4±3,1 (53) |
Волевой контроль эмоциональных реакций |
7,8±2,4 (48) |
10,9±2,2* (58) |
7,5±2,0 |
Склонность к делинквентному поведению |
7,3± 2,1 (46) |
8,6±2,3 (48) |
13,2±2,6* (59) |
Примечание: * – различия достоверно выше на уровне р≤0,05; в скобках указаны стандартные значения – Т-баллы
Результаты, представленные в таблице 2 показывают следующее. В группе нормативных подростков показатели по шкалам методике «Склонность к отклоняющемуся поведению» выражены на пониженном и среднем уровне (при переводе сырых значений с стандартные, они находятся в диапазоне до 50 Т-баллов). На основании чего делаем заключение что у социально-нормативных подростков отсутствует выраженная склонность к тому или иному виду девиантного поведения.
Из таблицы 2 видим, что показатель «склонность к преололению норм и правил» выражен на высоком уровне (в диапазоне 59 Т-баллов) как в группе ненормативно-креативных (эмоциональных), так и в группе ненормативно-репродуктивных (расчетливых) подростков. Соответственно, непринятие и отрицание общепринятых норм и ценностей, восприятие их как условий, ограничивающих свободу, наличие неконформных тенденций является общим для данных категорий подростков.
Группа ненормативно-креативных (эмоциональных) подростков отличается сниженным контролем эмоциональных реакций и склонность к агрессивному поведению (данные показатели по методике «СОП» выражены на повышенном уровне – в диапазоне 57-59 Т-баллов и достоверно выше, чем в других обследованных группах). В группе ненормативно-репродуктивных (расчетливых) подростков, наряду со склонностью к преодолению норм и правил, на повышенном уровне (в диапазоне 58 Т-баллов) выражена склонность к делинквентному поведению, как готовность к совершению правонарушения, пренебречь правовыми нормами для достижения желаемого и / или необходимого. Укажем что показатель по шкале «склонность к делинквентному поведению» в данной группе подростков достоверно выше, чем в других обследованных группах.
Далее обратимся к рассмотрению темпоральных особенностей нормативных, ненормативно-креативных (эмоциональных) и ненормативно-репродуктивных (расчетливых) подростков. В рамках сравнительного анализа будем использовать показатели по шкалам «Отношение ко времени» (ОКВ) и «Временной сценарий» (ВС), а также опросника «Временная направленность личности» (ВН). При описании результатов будем придерживаться теоретических положений разрабатываемой нами концепции темпоральности личности [8]. Полученные результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3
Временной сценарий, направленность и отношение ко времени у подростков с разным уровнем социальной нормативности
Отношение ко времени сценарий и направленность |
Нормативные (n=103) |
Ненормативно-креативные (n=47) |
Ненормативно-репродуктивные (n=47) |
Отношение ко времени |
44,5±3,5 (5) |
33,1±3,7 (3) |
56,4±3,9 (8) |
Временной сценарий |
75,7±5,4 (7) |
86,1±6,2 (9) |
49,3±4,7 (4) |
Направленность на прошлое |
23,4±5,5 (4) |
22,6±3,2 (3) |
29,3±4,2 (8) |
Направленность на настоящее |
30,3±4,1 (6) |
36,1±3,9 (8) |
25,1±3,6 (5) |
Направленность на будущее |
26,1±3,7 (5) |
23,5±3,3 (4) |
25,4±3,5 (5) |
Примечание: в скобках приведены стандартные значения – стэны
Данные таблицы 2 говорят о следующем. Так, у нормативных подростков выражено гибкое отношение ко времени (показатель по шкале ОКВ находится на среднем уровне) в сочетании с разрешающим временным сценарием (показатель по шкале «ВС» выражен на повышенном уровне) и ресурсной временной направленности (показатель по шкале «прошлое» находится на пониженном уровне, «настоящее» на повышенном и «будущее» – на среднем). Согласно нашей концепции [8] сочетание данных показателей является индикатором «ресурсной темпоральности» данной группы обследованных подростков.
В группе ненормативно-креативных подростков преобладает равнодушное отношение ко времени (показатель по шкале «ОКВ» – на низком уровне), инфантильно-разрешающий временной сценарий (показатель по шкале «ВС» – на высоком уровне) и фиксированная направленность на настоящее (данный показатель по методике «ВН» – на высоком уровне, тогда как показатель «прошлое» и «будущее» – на низком и среднем соответственно). Сочетание данных показателей позволяет говорить о данной категории подростков как обладающих «инфантильно-фиксированной темпоральностью».
Ненормативно-расчетливые подростки отличаются временной зависимостью (показатель по шкале «ОКВ» выражен на высоком уровне), запрещающим временным сценарием (показатель по шкале «ВС» – на пониженном уровне), фиксированной направленностью на прошлое (данный показатель по методике «ВН» находится на высоком уровне, тогда как показатель «настоящее» и «будущее» – на среднем). Используя наше представление о темпоральности личности [8], сочетание данных показателей будет свидетельствовать о невротично-фиксированной темпоральности у данной группы подростков.
Таким образом, в ходе исследования нашло свое эмпирическое подтверждение наше предположение о том, что подростки с разным уровнем социальной нормативности и ее характеристиками обладают различными темпоральными особенностями и склонностью к девиантному поведению.
Выводы:
1. В зависимости от выраженности нормативности и ее особенностей, выявлены три группы подростков: нормативные, ненормативно-креативные (эмоциональные) и ненормативно-репродуктивные (расчетливые). Установлено, что подростки с разными особенностями нормативности имеют различия в темпоральных особенностях, таких как отношение ко времени, временной сценарий и временная направленности.
2. Установлено, что общим для ненормативнх подростков является склонность к преодолению норм и правил. Подростки ненормативно-креативной (эмоциональной) группы отличаются сниженным волевым контролем эмоциональных реакций и агрессивным поведением. Тогда как ненормативно-репродуктивные (рассудочные) подростки имеют склонность к делинквентному поведению, как готовности пренебрегать и нарушать правовые нормы.
3. Установлено, что у нормативных подростков выражена ресурсная темпоральность – пластичное отношение ко времени, разрешающий временной сценарий и ресурсная направленность на настоящее и будущее.
4. Ненормативно-креативные (эмоциональные) подростки обладают инфантильно-фиксированной темпоральностью – равнодушным отношением к использованию своего времени, инфантильно-разрешающим временным сценарием (отсутствием или недостаточной выраженностью критичности в оценке своих возможностей) и фиксированной временной направленностью на настоящее, актуальный момент жизни. Это может выражаться в сниженном волевом контроле эмоциональных реакций, склонности к преодолению норм и правил, а также агрессивном поведении.
5. Ненормативно-репродуктивные (расчетливые) подростки обладают невротично-фиксированной темпоральностью – временной зависимостью, запрещающим временным сценарием и фиксированной временной направленностью на прошлое. Им свойственна склонность к преодолению норм и правил и делинквентное поведение.
В завершение отметим, что полученные данные дополняют разрабатываемую нами концепцию темпоральности личности и расширяют возможности ее использования применительно к подростковому возрасту, а также в психологии девиантного поведения. Трансформация темпоральности может выступать одним из перспективных направлений психологического сопровождения подростков, в целях профилактики и превенции их отклоняющегося поведения.
1. 1. Abul'hanova K.A., Berezina T.N. Vremja lichnosti i vremja zhizni [Personal time and life time]. SPb.: Aletejja Publ., 2001. 304 p.(in Russian)
2. Vetrova E.V., Nikishkin A.V., Vetrov V.M. Reasons for the formation of deviant behavior. Gosudarstvennaja sluzhba i kadry [Public service and personnel], 2021, №. 5. pp.197-199. (in Russian). DOI:https://doi.org/10.24411/2312-0444-2021-5-197-199.(in Russian)
3. Golovaha E.I., Kronik A.A. Psihologicheskoe vremja lichnosti [Psychological time of personality]. Kiev, Naukova Dumka Publ., 1984. 207 p.(in Russian)
4. Gut Yu.N., Kabardov M.K. Osobennosti vremennoy perspektivy lichnosti na etape professional'nogo samoopredeleniya [Features of the time perspective of the individual at the stage of professional self-determination] // Nauchnyy rezul'tat. Pedagogika i psihologiya obrazovaniya. [Scientific result. Pedagogy and psychology of education] 2019. T.5, №3. pp. 85-97. DOI:https://doi.org/10.18413/2313-8971-2019-5-3-0-7(in Russian)
5. Denisova T.N. Otnoshenie ko vremeni u blagopoluchnyh i deviantnyh podrostkov [Attitude to time among prosperous and deviant adolescents. Penitenciarnaja nauka]// Penitenciarnaya nauka.[Penitentiary science], 2010. №10. pp.46-50(in Russian)
6. Duhnovskiy S.V. Shkala «Otnoshenie k vremeni» [Attitude to Time]: psihometricheskaya harakteristika i vozmozhnosti ispol'zovaniya // Lichnost': resursy i potencial. [Personality: resources and potential] 2021. № 4 (21). pp.59-66 (in Russian)
7. Duhnovskiy S.V. Social'no-nenormativnyy sotrudnik: problema klassifikacii i ocenka [Socially deviant employee: problem of classification and assessment] // Rossiyskiy deviantologicheskiy zhurnal. [Russian deviantological journal] 2023. №3 (2). pp.189-194 (in Russian)
8. Duhnovkiy S.V. Tipy temporal'nosti lichnosti: ocenka i perspektivy i ispol'zovaniya [Types of personality temporality: assessment and prospects and uses] //Rossiyskiy deviantologicheskiy zhurnal. [Russian deviantological journal], 2023. №4 (3) (in Russian).
9. Erohin V.S. Social'naya normativnost' i personal'naya identifikaciya: sootnoshenie ponyatiy i prakticheskaya realizaciya [Social normativity and personal identification: the relationship of concepts and practical implementation] // Manuskript [Manuscript] 2020. №5. pp.125-129 https://doi.org/10.30853/manuscript.2020.5.23 (in Russian)
10. Zhilina V.A., Krepisov K.M. Osobennosti issledovaniya normativnosti social'nogo bytiya v razlichnyh ontologicheskih sistemah // [Features of the study of the normativity of social existence in various ontological systems] Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofskie nauki. [Bulletin of the Chelyabinsk State University. Philosophical Sciences] 2021. №11 (457). pp.5-10. DOIhttps://doi.org/10.47475/1994-2796-2021-11101(in Russian)
11. Zabelina E.V. Vremya v vospriyatii sovremennoy molodezhi: otrazhenie kul'tury postmodernizma. Gumanitarnye nauki. [Time in the perception of modern youth: a reflection of the culture of postmodernism. Humanitarian sciences] 2018. №4. pp.17-23 (in Russian).
12. Kleyberg Yu.A. Social'naya psihologiya deviantnogo povedeniya: uchebnoe posobie dlya vuzov. [Social psychology of deviant behavior: a textbook for universities]. Moscow, 2004. pp.141-154 (in Russian).
13. Kuleshova Yu.A., Pogrebnaya O.S. Sravnitel'nyy analiz vremennoy perspektivy u podrostkov s deviantnym povedeniem i normal'no razvivayuschihsya sverstnikov [Comparative analysis of time perspective in adolescents with deviant behavior and normally developing peers] // Vestnik nauki i obrazovaniya. [Bulletin of Science and Education] 2019. № 24 (78). pp.97-101 (in Russian).
14. Maysak N.V. Problema sistematizacii devinatnogo povedeniya [The problem of systematization of deviant behavior] // Astrahanskiy medicinskiy zhurnal. [Astrakhan Medical Journal], 2011. №2. pp .85-89 (in Russian).
15. Mendelevich V.D. Psihologiya deviantnogo povedeniya: uchebnoe posobie. [Psychology of deviant behavior: textbook]. Sankt-Peterburg, St. Petersburg: Rech', 2005.(in Russian).
16. Petrovskaya V.G. K voprosu o psihologicheskom vremeni zhizni podrostkov [On the question of the psychological life time of adolescents.]// Mir Nauki, Kul'tury, Obrazovaniya. [World of Science, Culture, Education], 2020. №3 (82). pp.84-87,(in Russian).
17. Yarskaya V.N., Kalaydzhyan A.A. Psihologicheskiy diskurs temporalizma [Psychological discourse of temporalism] // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii.[Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2016. №4 (72). pp.232-236, (in Russian).