employee
Far Eastern Fire and Rescue Academy - branch of St. Petersburg University of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia (Department of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines, assistant professor)
employee
Vladivostok, Vladivostok, Russian Federation
The formed professional self-awareness of cadets determines their successful professional activities in the future. One of the important indicators of professional self-awareness is the image of the profession, which is formed during the process of studying at a university through the acquisition of new knowledge about the profession, the process of internalization of the professional role and seeing oneself in the context of the image of one’s profession. In this study, the main emphasis is on studying changes in the ideas of cadets of the Far Eastern Fire and Rescue Academy of the Ministry of Emergency Situations of Russia about the profession of a firefighter at different stages of training. To study the cadets' ideas about the firefighter profession, a semantic differential scale was developed aimed at determining the image of the profession. Changes in the structure of cadets' professional self-awareness were identified. For junior students, the characteristics of stability, prospects for career growth, demand in the distant future, prestige, modernity, satisfaction, emotionality, and interest are of great importance. In senior years, the idea of a profession is more specific, characterized by technological and practical features, such as “multilateral”, “diverse”, “technical”, “managing”, “meaningful”, “dirty”, “connected with people”, “unemotional”.
professional self-awareness, professional development, image of the profession
Введение. Актуальность изучения профессионального самосознания курсантов МЧС России обусловлена успешностью овладения обучающимся профессией и профессиональной деятельностью. Сенситивным периодом формирования профессионального самосознания курсантов является период обучения в вузе. Одним из показателей уровня профессионального самосознания в процессе обучения в вузе является профессиональный типаж-стереотип, как персонифицированный образ самой профессии или обобщенный образ типичного профессионала [13, С. 124-127]. На разных этапах профессионального становления происходит расширение профессионального самосознания за счет освоения новых признаков профессии, процесса интериоризации профессиональной роли и видения себя в контексте образа своей профессии.
Краткий обзор литературы. Понятие образа мира было введено еще А.Н. Леонтьевым, с целью описания интегральной системы значений человека [8]. Образ мира, по П.В. Серкину, построен на основе категорий, имеющих значение для личности в процессе реализуемой субъектом деятельности [10]. Категории могут быть представлены в форме чувств, представлений об объективной действительности на основе социальных и культурных норм субъекта деятельности [11].
Образ профессии – это представление человека о выбранной профессии и его отношение к ней, которое содержит в себе субъективные представления специалиста, знания о конкретной профессии, отношение к ней, профессионально-важные качества личности, профессиональное общение [7]. Под образом профессии понимается представление человека о его профессиональной деятельности, о себе, как о профессионале данной сферы, знания о профессии, отношение к ней и стремление стать профессионалом.
В психологической литературе образ профессии выступает в качестве субъективной модели человека, на основе которой формируется представление о профессиональной деятельности и образ самосознания. По мнению Е.А. Климова визуализация образа не обязательна, он может быть в форме любой субъективной реальности [5]. Процесс создания образа профессии можно отождествить с формированием образа-идеала будущей профессии, который в свою очередь будет являться основой для становления такого сложного личностного образования, как профессиональное самосознание.
Кроме того, образ профессии, как отмечает О.Г. Ксенда, связан с конкретными людьми-профессионалами, наблюдая за которыми мы формируем представление о конкретных профессиональных ценностях.
В отличие от гражданских вузов, подготовка курсантов МЧС России в ведомственных вузах отличается повышенными требованиями к обучающимся, в связи с тем, что в дальнейшем их профессиональная деятельность будет связана с факторами, угрожающими их жизни: ликвидацией и локализацией чрезвычайных ситуаций. Во всем мире профессия пожарного считается одной и самых опасных, угрожающих жизни и здоровью специалистов [16].
Изучением профессионального самосознания, психологической готовности курсантов МЧС России выполнять профессиональные обязанности МЧС России занимались Е.Ю. Косман (2005), В.В. Михайлова (2008), М.М. Крупчак (2009), В.О. Солнцев (2010), Ю.В. Козлова (2011), М.А. Сибирко (2012), М.А. Балабанов (2012), И.Ю. Буланов (2014), О.Б. Полушина (2019), И.А. Прокудин (2019), А.А. Земскова (2020) и др.
Структурными компонентами профессионального самосознания, по мнению А.А. Деркача и О.В. Москаленко (2000), являются когнитивный компонент, реализующийся в самопознании, мотивационный, эмоциональный и операциональный.
Когнитивный компонент профессионального самосознания является отправной точкой для его формирования еще на этапе профориентации. Человек производит сознательную оценку себя, своих способностей, соотносит себя с профессионалами. Представление о своей сущности и общественной ценности, знания личностью себя и отношение к себе способствуют развитию процесса самоакутализации – мотивационному компоненту профессионального самосознания. В исследовании Шубина В.А. выявлены мотивы выбора профессии: по личному желанию (29,5%); по семейной традиции (15,7 %); по совету друзей или знакомых (12,9 %); курсантов выбрали профессию пожарного по совету родителей (12%) [12, С. 85-93]. Основными причинами выбора профессии выступили героичность профессии, осознание ее значимости и необходимости (29,6 %), возможность проявить свои способности (13,8 %), оплата труда (11,4 %), общественное признание (11,1 %), возможность получения жилой площади, прописки (11 %) [12].
По мнению О.Ю. Демченко, с каждым годом обучения у курсантов возрастает положительное отношение к профессии и повышается осознание её востребованности, уверенность в правильности её выбора [3, С. 97-102]. В самоописаниях курсантов наибольшую значимость представляют характеристики профессиональной идентичности (14,9 % от всей выборки), оценки, связанные с принадлежностью к служебной деятельности (11,4 %). Наименьшую значимость в самоописаниях курсантов имеют характеристики, определяющие принадлежность к учебно-образовательной деятельности (9,6 %) и осознание профессионально-важных качеств (6,3 %), что, по мнению автора, является следствием начального этапа профессионального становления [3].
В работе А.А. Земсковой, А.Н. Бачуриной определены взаимосвязи между критериями самоотношения и показателями мотивации к учебной и служебной деятельности: «при высоких показателях саморуководства и низких значениях внутренней конфликтности личности наблюдается повышение внутренних индивидуально-значимых мотивов; при высоком уровне самопринятия и отсутствии отрицательных эмоций в сторону своего «Я» увеличиваются показатели внешних положительных мотивов» [4, С. 156-163].
Исследование А.А. Земсковой, А.Н. Бачуриной показало, что мотивация к служебной деятельности у курсантов может также и снижаться в процессе обучения [4, С. 156-163]. Переломным периодом явился 2-ой и 3-й курс обучения. Возможно, это связано с тем, что служебная деятельность строго регламентирована приказами, уставами, распоряжениями, основана на принципе единоначалия, где действуют особые формы наказания (наряды по службе, наряды на хозяйственные работы и другие виды взысканий) [4, С. 156-163]. Результаты исследовании О.Б. Полушиной также подтвердили, что на третьем курсе обучения у курсантов наблюдается кризис профессионального самосознания – их представление о специфике деятельности военнослужащего не согласуется с самооценкой профессионально-важных качеств [8]. О.Ю. Демченко также выявила, что в самооценке курсантов («Я как специалист») на протяжении всех лет обучения сохраняется устойчивая тенденция к снижению «доверительного отношения к другим людям или нейтрализации доверия к ним» [3].
М.Н. Грибова в своем исследовании выявила основные показатели успешной профессиональной социализации курсантов вузов МЧС России: осмысленное усвоение ценностей профессии, способность приспособиться к условиям профессиональной деятельности, отождествление себя с профессией и профессиональным сообществом, степень мотивированности выбора профессии, склонность к данной профессиональной деятельности [2]. И.А. Прокудин, Ю.Г. Хлоповских в своем исследовании отметили, что что изменения профессионального самосознания происходит уже на этапе учебно-профессиональной деятельности: в зависимости от эмоциональной окрашенности и адекватности профессионального самосознания будет зависеть успешность будущей служебной деятельности [9].
Сформированное представление об образе профессии пожарного у курсантов МЧС России включено в когнитивный компонент профессионального самосознания, является основой мотивационного компонента, влияющего на успешную профессиональную социализацию. Исследование образа профессии у курсантов МЧС России обусловлено необходимостью расширения представлений об особенностях содержания профессионального самосознания и повышения мотивации для успешного усвоения знаний, умений и навыков.
Цель исследования — изучение представления о профессии пожарного курсантами МЧС России на разных этапах профессионального становления.
Материалы и методы исследования. Исследование проводилось на базе Дальневосточной пожарно-спасательной академии МЧС России. В исследовании приняли участие курсанты 1-5 курсов, обучающихся по специальности «Пожарная безопасность», из них: курсанты 1-го курса в количестве 55-ти человек, 2-го – 53, 3-го – 35, 4-го – 35, 5-го – 38. Общее число обследованных курсантов составило 216 человек.
В данном исследовании использовались следующие методы: специализированный семантический дифференциал для оценки представления профессии; методы математической статистики (критерий U-Манна-Уитни).
Для изучения представлений профессии пожарного курсантами на разных этапах обучения разработана семантическая дифференциальная шкала, направленная на определение образа профессии. В эмпирической части исследовательской работы сопоставили особенности группового семантического пространства испытуемых (курсантов), обучающихся на разных курсах – их оценки профессии пожарного.
Результаты исследования и их обсуждение.
Оценку различий представлений курсантов, обучающихся на разных курсах, качеств их профессии, произвели с помощью метода математической обработки данных: непараметрический статистический U-критерий Манна-Уитни.
Результаты исследования показали, что представление об образе профессии у курсантов 1 и 2 курса почти идентично, за исключением 1-ой шкалы (таблица 1). Курсанты 1 курса считают данную профессию менее коммуникабельной, чем обучающиеся 2 курса (P < 0,05). Коммуникабельность в профессии означает, что у человека, который будет работать в этой деятельности, будет появляться необходимость взаимодействия и контакта с людьми, общения. Возможно, курсанты 2-го курса уже успели познакомится с профессиональными и психологическими особенностями деятельности пожарного, которая характеризуется общением с пострадавшими, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а также общением внутри своего коллектива, то их оценки по шкале «коммуникабельный» оказались выше, чем у 1-го курса.
Таблица 1 – Различия в представлении профессии пожарного среди 1 и 2 курса по шкале «коммуникабельная – некоммуникабельная».
Шкала семантического дифференциала |
1 курс |
2 курс |
P< (значимость различий) |
M±σ |
M±σ |
||
Коммуникабельная –некоммуникабельная |
5,9±1,3 |
6,4± 0,8 |
0,05 |
Анализ различий компонентов семантического дифференциала 1 и 3 курса, а также 2 и 3 курса (таблица 2) позволил выявить отличия по 3 шкалам: «осмысленная» (P <0,05), «связанная с людьми» (P <0,001) и «творческая» (P <0,01). Понимание курсантами в течении обучения особенностей своей профессии, прежде всего, ведет к её осмыслению, какие потребности и мотивы преследуют их в выборе данной профессиональной сферы, а также осмысление ценностей и смыслов. Придание осмысления своей профессиональной деятельности курсантами 3 курса статистически значимо выше, чем курсантами 1-го курса.
Таблица 2 – Различия в представлении профессии пожарного между курсантами разных курсов по шкалам семантического дифференциала.
Курсы |
Шкалы семантического дифференциала |
|||||
Осмысленная – бессмысленная |
Р < |
Связанная с людьми – не связанная с людьми |
Р < |
Творческая – нетворческая |
Р < |
|
M±σ |
M±σ |
M±σ |
||||
1-ый 3-ий |
6,5±0,8 |
0,05 |
6,8 ± 0,9 |
0,001 |
3,9±2,0 |
0,01 |
6,7±1,0 |
5,6±1,2 |
4,9±1,5 |
||||
2-ой 3-ий |
6,5±0,9 |
– |
6,7±1,1 |
0,001 |
3,9±1,8 |
0,01 |
6,7±1,0 |
5,6±1,2 |
4,9±1,5 |
В целом профессиональную деятельность пожарных можно охарактеризовать как период непрерывного несения службы личным составом караула или дежурной смены, включая их активное участие в тушении пожаров. Курсанты на практических занятиях и на производственной практике в основном сталкиваются с техническими особенностями профессии. Возможно, это явилось причиной характеристики курсантами 3-го курса своей профессии, как менее связанной с людьми, в отличие от 1-го и 2-го курса, считающего взаимодействие с людьми одной из важнейших задач специалистов.
Большой интерес представляет то, что курсанты 3-го курса, в отличие от 1-го и 2-го, считают свою профессию более творческой. Можно предположить, что профессии пожарного больше творчества придаёт понимание курсантами внезапности и новизны каждой опасной ситуации, в которой может оказаться специалист, что требует порой от него нестандартных решений.
Выявлены различия по 19-ти шкалам семантического дифференциала между 1, 2 и 5 курсом (таблица 3): «односторонняя» (Р<0,05), «удовлетворяющая» (Р<0,05), «высокооплачиваемая» (Р<0,05), «престижная» (Р < 0,01), «интересная» (Р < 0,05), «одобряемая» (Р<0,05), «однообразная» (Р < 0,05), «развивающая» (Р < 0,05), «эмоциональная» (Р<0,01), «перспективная» (Р<0,05), «связанная с людьми» (Р<0,05), «современная» (Р<0,05), «человечная» (Р<0,05), «чистая» (Р<0,05), «хорошая» (Р<0,05), «освоенная» (Р<0,05).
Шкалы «коммуникабельная – некоммуникабельная», «техническая – нетехническая», «востребованная –невостребованная» (Р <0,05) различаются у 2-го и 5-го курсов.
Пожарные МЧС России принимают непосредственное участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Профессия пожарного наполнена экстремальными условиями труда — работа в необычной среде (при высокой температуре, сильной концентрации дыма, в ограниченном пространстве), с постоянной угрозой жизни и здоровью [15], большими физическими нагрузками, высоким темпом работы, высокой ответственностью каждого сотрудника при относительной самостоятельности действий и решений по спасению жизни людей, наличием неожиданных и внезапно возникающих препятствий, осложняющих выполнение боевой задачи.
Таблица 3 – Различия в представлении профессии пожарного курсантов разных курсов по шкалам семантического дифференциала.
Шкалы семантического дифференциала |
Курсы |
P < |
Курсы |
P < |
||
1-ый |
5-ый |
2-ой |
5-ый |
|||
M±σ |
M±σ |
M±σ |
M±σ |
|||
Односторонняя –многосторонняя |
4,4±2,1 |
5,5±1,8 |
0,05 |
4,4±2,1 |
5,4±1,6 |
0,05 |
Удовлетворяющая – неудовлетворяющая |
5,7±1,5 |
4,9±1,6 |
0,05 |
5,7±1,4 |
4,9±1,6 |
0,05 |
Высокооплачиваема –низкооплачиваемая |
6,9±0,3 |
6,7±0,8 |
0,05 |
6,9±0,3 |
6,7±0,8 |
0,01 |
Престижная – непрестижная |
5,8±1,7 |
4,8±1,8 |
0,01 |
5,7±1,6 |
4,8±1,8 |
0,01 |
Интересная – неинтересная |
6,4±0,8 |
5,7±1,7 |
0,05 |
6,5±0,9 |
5,7±1,7 |
0,001 |
Одобряемая – неодобряемая |
6,5±0,9 |
5,3±1,8 |
0,05 |
6,5±1,0 |
5,3±1,8 |
0,001 |
Однообразная – многообразная |
4,4±2,1 |
5,5±1,8 |
0,05 |
4,4±2,1 |
6,5±1,0 |
0,01 |
Развивающая – не развивающая |
5,9±1,4 |
5,1±1,7 |
0,05 |
6,0±1,3 |
5,1±1,7 |
0,05 |
Эмоциональная – неэмоциональная |
6,7±0,7 |
5,5±2,0 |
0,01 |
6,7±0,6 |
5,5±2,0 |
0,001 |
Перспективная – бесперспективная |
5,9±1,3 |
5,1±1,6 |
0,05 |
6,0±1,2 |
5,1±1,6 |
0,01 |
Связанная с людьми – не связанна с людьми |
6,8±0,9 |
6,1±1,6 |
0,05 |
6,7±1,1 |
6,1±1,6 |
– |
Современная – несовременная |
5,7±1,5 |
5,0±1,6 |
0,05 |
5,8±1,4 |
5,0±1,6 |
0,05 |
Человечная – бюрократическая |
6,4±0,9 |
5,8±1,5 |
0,05 |
6,5±1,0 |
5,8±1,5 |
0,01 |
Чистая – грязная |
5,3±1,6 |
5,9±1,5 |
0,05 |
5,3±1,3 |
5,9± 1,5 |
0,01 |
Хорошая – плохая |
6,1±1,4 |
5,5±1,4 |
0,05 |
6,1±1,4 |
5,5±1,4 |
0,05 |
Освоенная – неосвоенная |
6,0±1,0 |
5,3±1,4 |
0,05 |
6,0±1,4 |
5,3±1,4 |
0,01 |
Коммуникабельная – некоммуникабельная |
5,9±1,4 |
5,9±1,1 |
– |
6,4±0,8 |
5,9±1,1 |
0,05 |
Техническая – нетехническая |
5,7±1,4 |
6,2±1,2 |
– |
5,6±1,6 |
6,2±1,2 |
0,05 |
Востребованная –невостребованная |
6,4±1,0 |
6,3±1,0 |
– |
6,5±1,3 |
6,3±1,0 |
0,05 |
В связи с тем, что курсанты 5-го курса имеют больше теоретических знаний и практического опыта, имеют более полное представление об опасностях и специфики данной профессии, в отличие от 1-го и 2-го курса, о чем свидетельствуют результаты математического анализа семантического дифференциала. Широкое представление об особенностях профессии пожарного, позволило курсантам 5-го курса наделить её такими характеристиками, как «многосторонняя», «многообразная», «техническая», «грязная».
Восприятие профессии курсантами, обучающимися на 1-ом и 2-ом курсе, обусловлено периодом профессионального самоопределения и мотивами выбора профессии, такими как, пример и советы близких родственников, уважаемых людей, возможность для служебного роста и достижение достаточно высокого служебного положения, а также улучшение материального положения [4, С. 156-163]. Возможно, именно это повлияло на различие в оценках профессии. Таким образом, у курсантов 1-го и 2-го курсов по шкалам «престижная», «современная», «интересная», «одобряемая», «высокооплачиваемая», «развивающая», «перспективная», «востребованная» выше средние значения, чем у 5-го курса.
Недостаточность удовлетворённости профессией у курсантов 5-го курса, возможно, обусловлено высоким риском возникновения эмоционального выгорания, а именно стрессом, вызванным особым периодом итоговой государственной аттестации в процессе обучения. На старшем курсе, подходя к итогу интенсивной профессионализации, у курсантов может возникнуть неуверенность в возможностях дальнейшей самореализации.
Отличительным компонентом между 2-м и 4-м курсами является «эмоциональность» (Р < 0,05). Между 3-м и 4-м различия представлены по шкалам «исполняющая – руководящая», «связанная с людьми – не связанная с людьми», «творческая – нетворческая» (таблица 4).
Таблица 4 – Различия в представлении профессии пожарного курсантов разных курсов по шкалам семантического дифференциала.
Курсы |
Шкалы семантического дифференциала |
|||||||
Эмоциональная – неэмоциональная |
Р < |
Связанная с людьми – не связанная с людьми |
Р < |
Исполняющая – руководящая |
Р < |
Творческая – нетворческая |
Р < |
|
M±σ |
M±σ |
M±σ |
M± σ |
|||||
2-ой 4-ый |
6,7±0,6 |
0,05 |
6,7±1,1 |
– |
5,3±1,8 |
– |
3,9±1,8 |
– |
6,0±1,6 |
6,5±1,4 |
5,1±2,1 |
4,2±1,7 |
|||||
3-ий 4-ый |
6,4±0,9 |
– |
5,6±1,2 |
0,001 |
4,3±2,2 |
0,05 |
4,9±1,5 |
0,05 |
6,0±1,6 |
6,5±1,4 |
5,1±2,1 |
4,2±1,7 |
Переходя на следующий курс обучения, у курсантов расширяется представление о профессии пожарного. На старшем курсе их представление о профессии больше характеризуется шкалой «руководство», чем исполнительностью. Многие из выпускников станут начальниками караулов, деятельность которых будет направлена на управление личным составом дежурных смен [14, С. 127], участвующих в тушении пожара и проведении аварийно-спасательных работ (АСР), а также привлеченными к тушению пожара и проведению АСР силами и средствами. Возможно, поэтому 4-ый курс подчеркивает важность в их профессии такой характеристики, как «связь с людьми».
В зависимости от обстановки на пожаре им необходимо будет принимать решения, например, о создании оперативного штаба пожаротушения; об определении частей территории на месте пожара, на которых сосредотачиваются силы и средства подразделений, объединенные поставленной задачей и единым руководством, и создании на них участков тушения пожара и секторов тушения пожара. Курсанты 4-ого курса считают профессию свою менее творческой и эмоциональной, возможно, ввиду того, что деятельность пожарных регламентирована уставом, приказами и прочими руководящими документами.
Математический анализ позволил выявить также отличия в представлении образа профессии пожарного между 3-м и 5-м курсами, а также между 4-м и 5-м (таблица 5).
Различие в шкалах «творческая», «интересная», «эмоциональная», «осмысленная», «личностная значимая», «техническая», «связанная с людьми» возможно, связано с тем, что база практических знаний и работы с людьми у старшего курса выше. Курсанты за время обучения успевают пройти практику в должности пожарного, начальника караула, из чего следует, что теоретические и практические знания о профессии становятся шире, следовательно, и представление о профессии будет полноценней, конкретней.
Таблица 5 – Различия в представлении профессии пожарного курсантов разных курсов по шкалам семантического дифференциала.
Шкалы семантического дифференциала |
Курсы |
P < |
Курсы |
P < |
||
3-ий |
5-ый |
4-ый |
5-ый |
|||
M±σ |
M±σ |
M±σ |
M±σ |
|||
Односторонняя – многосторонняя |
5,4±2,1 |
4,4±2,1 |
0,05 |
5,5±1,8 |
4,4±2,1 |
0,05 |
Творческая – нетворческая |
4,9±1,5 |
4,0±1,9 |
0,05 |
4,2±1,7 |
4,0±1,9 |
– |
Интересная – неинтересная |
6,1±1,8 |
5,7±1,7 |
0,05 |
6,3±1,2 |
5,7±1,7 |
– |
Одобряемая – неодобряемая |
6,4±1,1 |
5,3±1,8 |
0,01 |
6,1±1,6 |
5,3±1,8 |
0,05 |
Однообразная – многообразная |
5,7±2,0 |
4,4±2,1 |
0,01 |
5,6±1,9 |
4,4±2,1 |
0,05 |
Развивающая – не развивающая |
6,1±1,3 |
5,1±1,7 |
0,05 |
6,0±1,5 |
5,1±1,7 |
0,05 |
Эмоциональная – неэмоциональная |
6,6±0,9 |
5,5±2,0 |
0,01 |
6,0±1,6 |
5,5±2,0 |
– |
Значимая – малозначимая |
6,6±1,1 |
6,2±1,5 |
0,05 |
6,5±1,1 |
6,2±1,5 |
– |
Осмысленная – бессмысленная |
6,7±1,0 |
6,3±1,3 |
0,001 |
6,5±0,9 |
6,3±1,3 |
– |
Лично значимая – незначимая |
6,2±1,0 |
5,6±1,4 |
0,05 |
6,5±1,1 |
5,6±1,4 |
– |
Техническая – нетехническая |
5,6±1,6 |
6,3±1,4 |
0,01 |
5,4±2,1 |
6,3±1,4 |
– |
Связанная с людьми – не связанная с людьми |
5,6±1,2 |
6,1±1,6 |
0,001 |
6,5±1,4 |
6,1±1,6 |
– |
Нормальная – ненормальная |
6,3±1,4 |
5,5±1,6 |
0,01 |
5,9±1,5 |
5,5±1,6 |
– |
Человечная – бюрократическая |
6,0±1,9 |
5,8±1,5 |
0,05 |
6,4±1,1 |
5,8±1,5 |
0,05 |
Хорошая – плохая |
6,1±1,5 |
5,5±1,4 |
0,05 |
6,4±1,2 |
5,5±1,4 |
– |
Освоенная – неосвоенная |
6,1±1,2 |
5,3±1,4 |
0,01 |
6,1±1,1 |
5,3±1,4 |
0,01 |
Высокооплачиваемая –низкооплачиваемая |
3,9±1,8 |
6,7±0,8 |
– |
6,7±0,8 |
6,7±0,8 |
0,05 |
Современная – несовременная |
5,6±1,5 |
5,0±1,6 |
– |
5,8±1,4 |
5,0±1,6 |
0,05 |
Чистая – грязная |
5,4±1,6 |
5,9±1,5 |
– |
5,2±1,6 |
5,9±1,5 |
0,05 |
Хорошая – плохая |
6,1±1,2 |
5,5±1,4 |
– |
6,4±1,2 |
5,5±1,4 |
0,001 |
Широкая – узкая |
5,6±1,7 |
5,6±1,4 |
– |
6,2±1,0 |
5,6±1,4 |
0,05 |
Различие шкал одобряемости, значимости, нормальности, человечности, возможно, связано с тем, что обучающиеся старших курсов имели опыт помощи регионам Дальнего востока и непосредственно оказывали помощь пострадавшим, оказавшимся в экстремальных условиях жизнедеятельности.
Заключение. Таким образом, можно предположить, что в процессе профессионального становления происходят значительные изменения в структуре их профессионального самосознания. В течение обучения в вузе значительно изменяется образ профессии: для младших курсов большое значение имеют характеристики стабильности, перспективы карьерного роста, востребованности в отдалённом будущем, престижности, современности, удовлетворенности, эмоциональности, интереса. На старших курсах представление о профессии конкретнее, характеризуется технологическими и практическими особенностями, такими как «многосторонняя», «многообразная», «техническая», «руководящая», «осмысленная», «грязная», «связанная с людьми», «неэмоциональная».
1. Volodina K.A. Formirovanie obraza professii u studentov v ramkah kompetentnostnogo podhoda / K. A. Volodina. [Formation of the image of a profession among students within the framework of competence status] / K. A. Volodina. - Text: direct // Young scientist. - 2014. - No. 14 (73). pp. 244-247, (in Russia)
2. Gribova, M.N. Osobennosti professional'noy socializacii kursantov vuzov gosudarstvennoy protivopozharnoy sluzhby MChS Rossii [Features of socialization of university cadets of the state fire service of the Ministry of Emergency Situations of Russia: abstract of thesis. ... candidate of psychological sciences]: 19.00.03 / Gribova Marina Nikolaevna; [Place of protection: Moscow. state region University]. - Moscow, 2014. - 26 p.(in Russia)
3. Demchenko, O.Yu. Kognitivnye osobennosti professional'nogo samosoznaniya kursantov GPS MChS Rossii [Cognitive features of professional self-awareness of cadets of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia] // Discussion. 2013. No. 2 (32). pp. 97-102. (in Russia)
4. Zemskova, A.A. Vzaimosvyaz' mezhdu samootnosheniem i motivaciey k uchebnoy i sluzhebnoy deyatel'nosti u kursantov MChS Rossii [The relationship between self-attitude and motivation for educational and service activities among cadets of the Russian Ministry of Emergency Situations ] // A.N. Bachurina, N.A. Kravtsova // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta GPS MChS Rossii [Bulletin of the St. Petersburg University of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia (electronic magazine)[elektronnyj zhurnal] Issue No. 2, 2020. - P. 156-163. - URL: https://vestnik.igps.ru, pp. 156-163,(in Russia)
5. Klimov, E.A. Psihologiya professional'nogo samoopredeleniya. [Psychology of professional self-determination.] / Textbook aid for students higher ped. textbook establishments. - M.: Izdatel'skij centr [Publishing center] “Academy”, 2004. - 304 p.(in Russia)
6. Kolesnikova, V. V. Specifika izucheniya obraza mira voennosluzhaschih / [Specificity of studying the image of the world of military personnel] / V.V. Kolesnikova, D.V. Leiman, N.L. Fofanova // Pedagogika, psihologiya, obshchestvo: aktual'nye voprosy : Sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, Cheboksary [Pedagogy, psychology, society: current issues: Collection of materials of the All-Russian scientific-practical conference with international participation, Cheboksary, December 01, 2020. - Cheboksary: Limited Liability Company “Publishing House “Sreda”, 2020. P. 298-304,(in Russia)
7. Maklakov, A.G. Obschaya psihologiya: Uchebnik dlya vuzov.[General psychology: Textbook for universities] - SPb.: Piter, 2008. - 583 p.(in Russia)
8. Polushina, O. B. Dinamika professional'nogo samosoznaniya kursantov voennogo instituta voysk nacional'noy gvardii [Dynamics of professional self-awareness of cadets of the Military Institute of National Guard Troops] / O. B. Polushina // Nauchnoe mnenie [Scientific opinion] - 2019. - № 7-8. pp. 108-111.(in Russia)
9. Prokudin, I. A. Professional'noe samosoznanie kursantov vedomstvennoy obrazovatel'noy organizacii: suschnost', struktura, dinamika [Professional self-awareness of cadets of a departmental educational organization: essence, structure, dynamics] / I. A. Prokudin, Yu. G. Hlopovskih // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Problemy vysshego obrazovaniya.[ Bulletin of Voronezh State University. Series: Problems of higher education] - 2019. - № 4. pp. 60-63.(in Russia)
10. Serkin V.P. Pyat' opredeleniy ponyatiya «Obraz mira» [Five definitions of the concept “Image of the World”] // Vestnik MGU. [Bulletin of Moscow State University] Ser 14. Psihologiya. - 2006. pp. 11-19.(in Russia)
11. Serkin V.P. Obraz mira i obraz zhizni [World image and lifestyle] . - Magadan: Izd-vo SMU [Publishing house SMU] , 2005. pp. 68-153.(in Russia)
12. Shubin, V.A. Faktory professional'noy socializacii kursantov vuzov gosudarstvennoy protivopozharnoy sluzhby MChS Rossii // Izvestiya VUZov. Povolzhskiy region. Obschestvennye nauki. 2010. № 3. C. 85-93
13. Enns, E. A. Osobennosti formirovaniya professional'nogo samosoznaniya v period professional'nogo obucheniya [Features of the formation of professional self-awareness during the period of vocational training] / E. A. Enns. - Tekst : neposredstvennyy // Aktual'nye voprosy sovremennoy psihologii : materialy II Mezhdunar. nauch. konf. (g. Chelyabinsk, fevral' 2013 g.). - T. 0. - Chelyabinsk : Dva komsomol'ca, [Current issues in modern psychology: materials of the II International. scientific conf. (Chelyabinsk, February 2013). - T. 0. - Chelyabinsk: Two Komsomol members,] 2013. - pp. 124-127. - URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/81/3499/ (data obrascheniya: 29.09.2023).(in Russia)
14. Thurnell-Read T., Parker A. Men, masculinities and firefighting: Occupational identity, shop-floor culture and organisational change, Emotion, Space and Society, Volume 1, Issue 2, 2008, P. 127-134
15. Jacobsson, A., Backteman Erlanson, S., Brulin, C., & Egan Sjolander, A. Promoting and Hindering Health and Well-Being in Firefighter Discourse. 10 (4). 2020. https://journals.sagepub.com/doi/epub/10.1177/2158244020979170
16. Duran, F., Woodhams, J. & Bishopp, D. An Interview Study of the Experiences of Firefighters in Regard to Psychological Contract and Stressors. Employ Respons Rights. 2018. P. 203-226.