Unfavorable emotional states disrupt the optimal course of mental functions, form negative features and personality traits that are inadequate to social requirements. They worsen the effectiveness of actions, weaken physical and mental health. In the case when negative conditions are caused by extreme conditions of activity, the development of means of their prevention and regulation is of particular importance. The most significant is the activation of the trigger mechanism for rethinking important aspects of life and creating a positive emotional state for the formation of such mental states that, due to a special internal restructuring of the personality, will contribute to the most optimal use of all mental capabilities of the individual. The purpose of this study, based on theoretical and empirical study of the problem, as well as practical activities, is to determine the effectiveness of the art therapy method (intuitive drawing) in the system of correction of negative mental states of employees of special units of the Ministry of Internal Affairs who participated in hostilities on the territory of the Donetsk People's Republic. The author adheres to the hypothesis that the method of intuitive drawing is effective in use as a method of correcting negative mental states. Allows you to explore the unconscious processes of personality and can contribute not only to the regulation of negative psycho-emotional states, but also relaxation.
intuitive drawing, trauma, art therapy, negative state, resource
Введение. Информация о воздействии травматических переживаний фиксировалась на протяжении столетий. Психологическая травма – процесс, возникающий вследствие воздействия на человека события, включающего объективную или субъективную угрозу смерти, представляющий опасность физической либо психической целостности личности [3].
Признаки психологической травмы:
- Наличие события, которое оценивается как сильный удар
- Навязчивость воспоминаний
- Вовлеченность, слияние с ситуацией
- Остановка развития личности
- Реализация жизненных сценариев, направленных на саморазрушение (употребление психоактивных веществ, аутоагрессия).
Психическая травма (травматический стресс) по А.И. Копытину [6]:
Травматический стресс – дестабилизирующее воздействие на личность стрессоров, имеющих более выраженный, экстраординарный характер по сравнению с повседневными трудностями. Однократное или повторяющееся психотравмирующее событие с невозможностью удовлетворения значимых потребностей, угрожающее жизни и безопасности или приводящее к нарушению сложившейся системы отношений. Л. Терр выделяет однократные и хронические (комплексные) психотравмы, которые угрожают жизни человека, вызывают чувства беспомощности, бессилия и разрушают здоровье [16]. Г. Ушаков определяет психическую травму как внутренний психический конфликт, который появляется на соматически ослабленной (измененной) почве, в первую очередь у преморбидно расположенных к психогениям лиц [8]. Ф. Рупперт говорил о том, что травма – это «витальное переживание дисбаланса между угрожающими обстоятельствами и индивидуальными возможностями, мешающими их побороть, сопровождающееся чувством беспомощности и незащищенности и вызывающее длительное потрясение в понимании себя и мира» [14, с.79].
При рассмотрении процесса развития психологической травмы вследствие длительного пребывания в травмирующей ситуации, следует рассматривать весь процесс, не ограничиваясь какой-то его частью, стремление учесть весь процесс от начала травмирующей ситуации до полного восстановления (или развития патологии) позволяет нам выделить как минимум три периода:
Период I – начальный период, или период попадания в долговременную психотравмирующую ситуацию, иначе говоря, период первичных реакций и является на первых порах реакцией на краткосрочную травму. Соответственно, также можно выделить все стадии в развитии этого периода травмы (витальных реакций, острого психоэмоционального шока, психофизиологической демобилизации, разрешения).
Период II – период пребывания в долговременной психотравмирующей ситуации, или период адаптации. Характерные для этой стадии проявления в значительной мере определяются тем, каким именно способом происходит адаптация. Зачастую приспособление происходит все-таки к экстремальным ситуациям, вызывающим повышенное напряжение всех функций и слишком долгое пребывание в подобной ситуации может вести к истощению всех ресурсов.
Травматическое событие упорно проживается одним из способов:
- вторгающиеся воспоминания (образы, мысли, повторяющиеся сновидения о событии)
- действия или чувства (оживший опыт, иллюзии, галлюцинации, флешбеки)
- выраженный дистресс на ключевые раздражители
- физиологические реакции на вышеперечисленные симптомы.
Доминируют диссоциативные симптомы:
- дереализация
- деперсонализация
- диссоциативная амнезия (неспособность вспомнить важный аспект события)
- субъективное ощущение эмоциональной зависимости/притупление или отсутствие реагирования.
Упорное избегание стимулов:
- мыслей, чувств, разговоров о травме
- избегание деятельности, мест, людей, напоминающих о травме
Устойчивые симптомы физиологической гиперактивности (отсутствующие до травмы), выраженные в следующих проявлениях:
- трудности засыпания
- раздражительность, вспышки гнева
- трудности концентрации внимания
- повышение бдительности
- повышение готовности к реакции бегства
- отсутствие усталости, потребности в отдыхе.
Период III – возвращение или так называемое освобождение. Возвращение к «нормальным» условиям жизни для человека, который адаптировался к «ненормальным», является стрессовым, а в некоторых случаях – и травматичным. В отличие от многих других стрессовых ситуаций, стресс, переживаемый человеком при возвращении к обычной жизни, может не осознаваться, маскироваться чувством радости и эйфории, которые затем сменяются астенией, подавленностью, а также чувством разочарования, раздражением и гневом. Динамика психологических проявлений, вызванных травмой представлена на рис. 1.
Анализируя работу, которая проводилась многими исследователями, в области психологической травмы, можно сделать вывод, что постстрессовые состояния развиваются на ранних этапах как «нормальные реакции на экстремальные ситуации». Это означает, во-первых, их временный, потенциально обратимый характер, (по мнению Е.К. Краснушкина, о психозе, обусловленном психической травмой, можно говорить лишь тогда, когда реакцией на психическую травматизацию выступает болезненная форма расстройства психики и поведения. Психогенные заболевания не сопровождаются деструктивными изменениями в тканях мозга, поэтому большинство случаев обратимы) и, во-вторых, возможность укрепления защитных механизмов личности, пережившей травму в результате целенаправленного «психологического вмешательства» [7]. Но в этом вопросе может мешать целый ряд стереотипов, и самый главный из них – мнение о том, что психологическая помощь оказывается лишь в кабинете психолога. На самом деле речь должна идти о построении и функционировании целостной системы оказания психологической помощи, элементами которой являются самопомощь, а значит, этому возможно и необходимо научить.
Для достижения максимального результата при проведении психосоциальной реабилитации очень важны соблюдение следующих условий:
1. Своевременность. Реабилитация должна начинаться сразу же после окончания боевых действий, даже если эта пауза в служебно-боевой деятельности временная.
2. Ориентация специалистов по работе с личным составом на признание высокой значимости выполненных ими задач и высокую оценку их служебно-боевой деятельности, проявленных при этом лучших боевых качеств, даже если общий итог боевых действий имел неуспешный характер.
3. Создание атмосферы заботы, психологической поддержки бойцов со стороны командиров.
Мероприятия общей психосоциальной реабилитации должны проводиться структурами по работе с личным составом в комплексе со специальными мероприятиями психологической, медицинской, социальной реабилитации, проводимыми подготовленными психологами, медиками, социальными работниками.
После пережитых жизненных катаклизм, страх и боль становятся составными элементами личности, которые обычно отбрасываются человеком, не уделяя им должного внимания, потому что они не соотносятся с его картиной жизни или не дают ему возможности продвигаться дальше к поставленным целям. И если личность перестанет их отрицать, а вместо этого станет их ценить, как незаменимый жизненный опыт, то появиться возможность прийти к более конструктивным формам поведения. Внимательное отношение к своим «ранам» ведет к исцелению и выходу из кризиса.
Принципы успешности терапии психологической травмы.
Пе рвый принцип – создание ощущения безопасности и возможности самораскрытия. Способствование внутреннему исследованию и поиску ресурсов.
Второй принцип – работа с психологической травмой всегда начинается с поиска ресурсов. Ресурсы – это позитивное целостное самоощущение, включая телесное ощущение, позволяющее личности сохранять свою устойчивость и целостность.
Ресурсы могут быть внешними и внутренними. К внешним ресурсам относятся увлечения, поддержка близких людей; к внутренним – смыслы, образы, воспоминания. Благодаря развитию и использованию внутренних ресурсов у личности пробуждается способность к саморегуляции.
Согласно третьему принципу, работа с травмой предполагает создание определенных границ травматического переживания, или так называемого «контейнирования». «Контейнирование» образуется благодаря осознаванию, отслеживанию и озвучиванию негативных телесных ощущений, которые соответствуют травматическим симптомам (сжатие, напряжение, дискомфорт, тремор и т.д.). Для восстановления межличностных связей необходимо находить ресурс в конкретных эпизодах пространства и времени: в деталях, в отношениях с окружающими; в возможностях получить опору и поддержку; в возможности обратиться за помощью; в активной конфронтации с окружением (при необходимости). Некоторые психологические процессы мобилизуются арт-терапией. Происходит активизация сознания позитивными эмоциями, надеждой на будущее, на обретение поддержки. Кроме того, арт-терапия способствует уменьшению тревожности и депрессии. Во время процесса рисования происходит новое смыслообразование, оздоровление психики, открывается «путь в будущее».
Цель применения арт-терапевтического метода интуитивного рисования в работе с участниками боевых действий содержит несколько коррекционных аспектов, среди которых: последовательное прохождение этапов переживаний через возврат к наиболее ярким травматическим событиям и их «переживание». Выявление неудовлетворенной потребности. Возможность перейти из эго-состояния «здесь и сейчас» в период травматизации, найти ресурсы для самоподдержки. Посмотреть на негатив прошлого и трансформировать его в позитив (нейтральный образ), тем самым реализуя важные этапы выхода из кризиса: понимание ситуации, принятие травмы прошлого, ресурсирование, открытие новых возможностей, раскрытие потенциала.
Гипотеза исследования. Арт-терапевтический метод интуитивного рисования эффективен в системе коррекции негативных психических состояний сотрудников специальных подразделений полиции МВД, участвовавших в боевых действиях на территории Донецкой Народной Республики.
Методология и методы исследования. Методологическую основу исследования составили научные идеи по теме исследования социально-адаптивных возможностей человека восстанавливаться после психологических травм (А.Г. Караяни, И.В. Сыромятников [5], Е.В. Снедков [15]).
Существенное значение в разработке проблемы имели теоретические труды, связанные с вопросами методов влияния на негативные психические состояния, в том числе и их регуляцию (В.Н. Мясищев [1], Н.Д. Левитов [9], С.Л. Рубинштейн [13], А.О. Прохорова [11], Л.П. Гримак [2]. Научные исследования, посвященные психологической помощи личности в кризисных, экстремальных ситуациях (Н.В. Тарабрина, Е.О. Лазебная [4], В.Г. Ромек [12]).
В качестве основополагающих рассматривались научные идеи оказания психологической помощи при психологической травме (Н.В. Дмитриева [3], Ф. Рупперт [14], Е.Ю. Петрова [10]).
Методы исследования. Теоретические методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, обобщение, систематизация полученной информации. Эмпирические методы: формирующий эксперимент (проведение коррекционных тренинговых занятий, беседа, личностно-ориентированное консультирование); наблюдение, тестовые методики.
В исследовании были использованы: психодиагностический тест (ПДТ) Л. Т. Ямпольского; личностный опросник «НПН-А» (нервно-психическая неустойчивость – акцентуации), разработанный К. Н. Поляковым, А. Н. Глушко; опросник «Личная и социальная идентичность» (А. А. Урбанович); опросник травматического стресса (ОТС) для диагностики психологических последствий (И. О. Котенев); методика «Духовный кризис» Л. В. Шутовой, А. В. Ляшук; методика изучения субъективной картины будущего (изучение временной перспективы Ф. Дж. Зимбардо).
Обработка результатов тестирования проводилось с помощью методов статистики. Были обобщены первичные результаты в случайном порядке разделенных двух групп; применен t-критерий Стьюдента для определения статистической значимости различий средних значений двух независимых, а после проведения эксперимента – двух зависимых выборок; осуществлена интерпретация качественных данных аналитического сравнения. Статистическая обработка данных проводилась с использованием пакета прикладных программ IBM SPSS statistics 23.
Результаты и обсуждение. Статистически значимых различий по исследуемым параметрам в двух группах до проведения эксперимента не выявлено. После проведения эксперимента с помощью сравнительного статистического анализа средних результатов психодиагностического изучения сотрудников можно утверждать, что психическое и эмоциональное состояние сотрудников, участвовавших в эксперименте с использованием метода интуитивного рисования, оценивается как более стабильное и уравновешенное, в сравнении с эмоциональным состоянием сотрудников, не охваченных коррекционной работой. Об этом свидетельствуют эмпирические результаты, полученные в ходе проведения психодиагностического теста М. Т. Ямпольского. Диагностируется снижение уровня тревожности и возбудимости, а также уровня депрессии и психической неуравновешенности (различия значимы р < 0,05). Анализ данных, полученных при использовании личностного опросника «НПН-А» (нервно-психическая неустойчивость – акцентуации) указывают на то, что выраженность таких показателей как «нервно-психическая неустойчивость» и «психастения» у представителей экспериментальной группы значительно снизились (различия значимы р < 0,05). По результатам опросника травматического стресса для диагностики психологических последствий (ОТС): «сверхбдительность» (различия значимы р < 0,05); «преувеличенное реагирование» (р < 0,05); «депрессия» (р < 0,05); «общая тревожность» (р < 0,05); «вина выжившего» (р < 0,05); «оптимизм» (р < 0,05)).
Отмечены и значимые различия в позитивной оценке восприятия себя и окружающего мира, сотрудников, участвовавших в эксперименте, в ходе анализа результатов методики «Личностная и социальная идентичность» (Урбанович,1998,2001)). Различия значимы по следующим шкалам: «моя служба», «мой внутренний мир», «мои отношения с окружающими», «мое будущее», «я и общество, в котором я живу» (различия значимы р < 0,05).
Выводы: Анализируя проведенную работу, можно отметить, что полученные результаты во многом подтверждают тот факт, что метод интуитивного рисования эффективен в системе коррекции психического состояния личности. Сотрудники, принимавшие участие в эксперименте, указывали, что в процессе рисования для них не существовали понятия «правильно» и «неправильно», «красиво» и «некрасиво», они чувствовали радость и получали удовольствие. При этом у них не получалось прятать от себя свои чувства, тревоги, проблемы, переживания, сомнения и желания, которые они выражали с использованием цветовой гаммы, основных и дополнительных элементов, создавая символическую картину своего внутреннего мира.
1. Aleksandrov A. A. Ot ortodoksal'nogo psihoanaliza k patogeneticheskoy psihoterapii [From orthodox psychoanalysis to pathogenetic psychotherapy] V. N. Myasischeva // Integrativnaya psihoterapiya / Recenzent - d.m.n., prof. B. D. Karvasarskiy. - [Integrative psychotherapy / Reviewer - Doctor of Medical Sciences, Prof. B. D. Karvasarsky. - St. Petersburg. etc.: Peter] SPb. i t.d.: Piter, 2009. - pp. 74-107. - 352 p.(in Russian).
2. Grimak L. P. Rezervy chelovecheskoy psihiki: vvedenie v psihologiyu aktivnosti [Reserves of the human psyche: an introduction to the psychology of activity] / L. P. Grimak. - Moskva: Politizdat, [Moscow: Politizdat] 1987. - 284 pp, (in Russian).
3. Dmitrieva N.V., Afanasikova E.V. Psihologicheskaya i psihicheskaya travma. Teoriya i praktika psihoterapii. Sankt-Peterburg, Izdatel'stvo VVM [Psychological and mental trauma. Theory and practice of psychotherapy. St. Petersburg, VVM Publishing House] , 2022. - 190 pp.(in Russian).
4. Zelenova M. E. Psihologicheskie osobennosti posttravmaticheskih stressovyh sostoyaniy u uchastnikov voyny v Afganistane [Psychological characteristics of post-traumatic stress conditions in participants of the war in Afghanistan] / Zelenova M. E., Lazebnaya E. O., Tarabrina N. V. // Psihol. zhurn.[Psychol. magazine] - 1997. - № 2. - pp. 34-49.(in Russian).
5. Karayani A. G. Prikladnaya voennaya psihologiya: uchebno-metod. posobie dlya vuzov [Applied military psychology: educational method. manual for universities] / A. G. Karayani, I. V. Syromyatnikov. - SPB: Piter, 2006. - 480 pp.- (Uchebnoe posobie) [Tutorial], (in Russian).
6. Kopytin, A.I. Sistemnaya art-terapiya [Systemic art therapy] / A.I.Kopytin. - SPb. i dr.: Piter, 2001. - 216 p. - (Praktikum po psihoterapii) [(Workshop on psychotherapy)],(in Russian).
7. Krasnushkin E. K. Izbrannye trudy.[Selected works] - M.: «Medgiz», 1960. - 608 pp.(in Russian).
8. Lakosina N.D., Ushakov G.K. Uchebnoe posobie po medicinskoy psihologii. M.: «Medicina», [Textbook on medical psychology. M.: “Medicine”], 1984. 272 p.(in Russian).
9. Levitov N.D. Problema psihicheskih sostoyaniy // Voprosy psihologii [The problem of mental states // Questions of psychology] - 1955. - №2. - p. 16-26.(in Russian).
10. Petrova E.Yu. Travma. Materialy k avtorskomu seminaru po rabote s posledstviyami shokovoy travmy i ekstrennoy situacii. - SPb.: Integrativnyy institut geshtal't treninga, [Injury. Materials for the author’s seminar on working with the consequences of shock trauma and emergency situations. - St. Petersburg: Integrative Institute of Gestalt Training] 2018.(in Russian).
11. Prohorov A. O. Praktikum po psihologii sostoyaniy / Pod red. prof. [Workshop on the psychology of states / Ed. prof.] A. O. Prohorova. - SPb: Rech', 2004, (in Russian).
12. Romek V.G. Psihologicheskaya pomosch' v krizisnyh situaciyah /[Psychological assistance in crisis situations] V.G. Romek, V.A. Kontorovich, E.I. Krukovich. - Spb: Rech', 2004. - 256 p.(in Russian).
13. Rubinshteyn S. L. «Principy i puti razvitiya psihologii» [“Principles and ways of development of psychology”] M., 1959 - 354 pp.(in Russian).
14. Ruppert F. Travma, svyaz' i semeynye rasstanovki. - M.: Institut konsul'tirovaniya i sistemnyh resheniy,[Trauma, connection and family constellations. - M.: Institute of Consulting and System Solutions,] 2010.(in Russian).
15. Snedkov E.V. Boevaya psihicheskaya travma (kliniko-patogeneticheskaya dinamika, diagnostika, lechebno-reabilitacionnye principy): Avtoref. dis. ... d-ra. med. nauk. [Combat mental trauma (clinical and pathogenetic dynamics, diagnostics, treatment and rehabilitation principles): Abstract of thesis. dis. ... dr. med. Sci.] - SPb., 1997. - 48 pp.(in Russian).
16. Terr L.C. Childhood traumas: an outline and overview // America Journal of Psychiatry. 1991. Vol. 148. P. 10-20