Russian Federation
Considered alternative approaches to the vision of the role of the state in regulating the behavior of socially responsible business. Systematized the main problems from the standpoint of reconciling the interests of key stakeholders. Recommendations for improving the institutional controls to improve business competitiveness.
government regulation, competitiveness, model of corporate social responsibility, socially responsible business conduct, social programs, stakeholders.
На протяжении многолетней истории развития экономической науки вопрос о роли государства в обеспечении общего равновесия всегда был актуальным. Экономисты классической школы обосновали принцип нейтральности государства, согласно которому основным регулятором, обеспечивающим возможность роста и сбалансированности ресурсов, выступает рынок, а роль государства сводится к принятию определенных правовых норм и ограничивается невмешательством в экономику. В отличие от классической, в кейнсианской модели в качестве основополагающего выдвигался принцип координирующего вмешательства государства, утверждавший необходимость широко использовать инструменты налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики для увеличения объема государственных расходов в экономику.
Для понимания сути вопроса нельзя обойти вниманием определение государства, данное Гегелем: государство в качестве нравственного есть единственное условие достижения особенной цели и особенного блага, «по отношению к сферам частного права и частного блага, семьи и гражданского общества, государство есть, с одной стороны, внешняя необходимость и их высшая власть, природе которой подчинены и от которой зависят их законы и их интересы; но, с другой стороны, оно есть их имманентная цель, и его сила — в единстве его всеобщей конечной цели и особенного интереса индивидов, в том, что они в такой же степени имеют обязанности по отношению к нему, как обладают правами» [1, с. 98–103]. Согласно теории государства и права, механизм государственно-правового регулирования сводится, во-первых, к способам воздействия — это дозволения, запреты, позитивное принуждение и, во-вторых, к способам реализации, которые раскрываются через поведение людей при совершении или воздержании от действий, а возникающие таким образом правоотношения способствуют упорядоченности социальных отношений.
1. Hegel G.W.F. Philosophy of Law. Moscow, World Book Publ., 2009. (in Russian)
2. Baurina S.B., Bagramyan L.S., Bitieva J.H., Yevloyeva F.V. Innovative business model of the modern company. In: Innovacii: prospects, problems and progress: proceedings of the III international scientific-practical conference. 14.05.2015 g. Moscow, FSBEI HPE "REU them. G.V. Plekhanov", 2015, pp. 293-296. Available at// http://www.rea.ru/ru/org/cathedries/techmashkaf/Pages/science.aspx.
3. Belyaeva I.Y., Eskindarov M.A. Corporate social responsibility: administrative aspect. Moscow, KNORUS Publ., 2008.
4. Blagov Y.E. Corporate social responsibility: the evolution of the concept. St. Petersburg, Graduate School of Management Publ., 2010. (in Russian)
5. Ignatova L.N. Resource efficiency industrial corporation: analytical and administrative aspect. The labor and social-WIDE otnosheniya. 2007, I. 2, рр. 51-57. (in Russia)
6. Coase R. Problem of Social Cost. Moscow, Business Publ., 1993.
7. The basic performance indicators. Recommendations for ispolzova NIJ-corporate non-financial reporting. Available at: http://www.rspp.ru/simplepage/505.