The article studies the current ways of introducing elements of human resource planning into tourism and service enterprise development strategies. The author considers the specifics and peculiarities of the tourism and service business and identifies the major lines of application as well as the workability of corporate and HRplanning in reference to small- and medium-sized enterprises operating in the focus areas. Special stress is laid on the contribution ofmarketing research, pursuing prospective lines of tourism and service enterprise development and introducing elements of HRplanning to delivering the targeted results. The author regards the basic stages and methods of personnel planning as employed by tourism and service enterprises in terms of occupation, skill and qualification. The article may serve the scientific, special and teaching purposes of those studying the problem of HR planning in the context of tourism and service business.
corporate and human resource planning, retail demand forecasting, multicultural firms, hotel brands, skill and qualification composition
В современных условиях значительно возрастает актуальность использования элементов кадрового планирования в развитии предприятий и организаций туризма и сервиса. Во многом это направление научно-поисковой и прикладной деятельности соответствующих профильных экспертов и специалистов обусловлено возрастающей конкуренцией в сфере туризма и сервиса, необходимостью более тщательно и взвешенно оценивать перспективные возможности развития с учетом прогнозирования потребительских запросов населения, уровня его доходов, повышения качества и рациональности управленческих решений в туристских организациях. Проблема поиска методов построения эффективной системы управления не может обойти стороной вопросы кадрового менеджмента, в том числе основанного на использовании рациональных приемов и форм применения кадрового планирования и прогнозирования [2, с. 16].
Учитывая многогранность туристской и сервисной деятельности, постоянно возникающие риски в условиях возрастающей конкуренции на рынке туристских и сервисных услуг, на первый план выходят вопросы своевременного осмысления возможных угроз и грядущих опасностей, распознавания и реализации новых направлений развития предприятия или организации. Обнаружение и использование таких возможностей — главная задача планирования, в том числе в сфере кадрового менеджмента.
Особую актуальность корпоративное планирование, в том числе кадровое, приобретает в сфере туризма и сервиса, где необходимо комплексно и эффективно увязать постоянно развивающиеся запросы потребителей с перспективными возможностями фирм и корпораций [3, с. 214].
Учитывая специфику предприятий туризма и сервиса, кадровое планирование тесно связано с проводимой на этих предприятиях маркетинговой деятельностью, которая фактически и определяет стратегические направления развития туристской и сервисной деятельности.
1. Aleksandrova A.Yu. Mezhdunarodnyy turizm M.: Aspekt-Press, 2008.
2. Arifullin M.V., Morozova L. S. Puti povysheniya effektivnosti gostinichnykh uslug: Monografiya. M.: izd-vo MATGR, 2010.
3. Vinogradova M.V., Panina Z.I. Organizatsiya i planirovanie deyatel'nosti predpriyatiy sfery servisa. M.: Dashkov i K, 2006.
4. Zhukova M.A. Menedzhment v turistskom biznese M.: Knorus, 2006.
5. Netrebin Yu.Yu. Sovremennoe sostoyanie sistem upravleniya zagorodnymi kollektivnymi sredstvami razmeshcheniya turistov Moskovskoy oblasti//«Servis plus». 2011. № 1. S. 71-76.
6. Pugachev V.P. Planirovanie personala organizatsii. M.: Izd-vo MGU, 2011.
7. Tyutrina M.A. Formirovanie strategii razvitiya predpriyatiya na osnove ispol'zovaniya rezervov vneshney sredy. Dis.... kand. ekon. nauk. SPb., 2002.
8. Upravlenie personalom organizatsii / Pod red. A.Ya. Kibanova. M.: Tsifra-M., 2012.
9. Ekonomika i organizatsiya turizma: mezhdunarodnyy turizm / Pod red. I.A. Ryabovoy, Yu.V. Zabaeva, EA. Drachevoy. M.: Knorus, 2010.