employee from 17.09.2015 until now
Moskva, Moscow, Russian Federation
In the article the author presents her conclusions drawn as a result of a research into the major internal and external environment factors affecting hotel business development in Russia. The author assesses the level of factor and identifies the ultimate challenges and impediments.
hotels, tourism, strategic analysis, development strategy, hotel management
Туризм и гостиничный бизнес являются достаточно динамичными видами деятельности (по прогнозам в 2030 году каждый день в мире будет совершаться около пяти миллионов поездок), поэтому важно понимать, какие факторы в перспективе будут оказывать на них наибольшее влияние.
В стратегическом анализе принято все факторы, оказывающие воздействие на тот или иной процесс, делить на факторы внешней среды и факторы внутренней среды. К факторам внутренней среды относятся те, на которые руководство гостиницы может влиять непосредственным образом, например, принимать решение о том, как именно проводить ремонт номерного фонда, какой персонал принимать на работу, какие стандарты обслуживания использовать и т. д. Факторы внешней среды, в свою очередь, делятся на факторы внешней среды косвенного и прямого воздействия. К последним относятся те, на которые руководство гостиницы напрямую влиять не может, но все-таки непосредственно с ними связано и каким-то образом может на них влиять. Например, к факторам внешней среды прямого воздействия относится степень лояльности гостей, которых можно заинтересовать скидками, льготами по карте постоянного клиента и т. д., что, впрочем, не гарантирует лояльности гостя при появлении на рынке более интересных предложений.
К факторам внешней среды косвенного воздействия относятся такие характеристики общества, на которые руководство гостиниц никак не может влиять, но которые могут оказывать решающее влияние на то, есть ли перспективы у данного бизнеса или он, скорее всего, станет убыточным, а возможно и противозаконным, как это стало с казино на большинстве территорий России. Рассмотрим вначале основные факторы внешней среды косвенного воздействия, которые оказывают наибольшее влияние на современное состояние и перспективы развития гостиничного бизнеса в нашей стране.
Изменения в стратегии развития страны и отдельных законодательных актах
Как видно из выступлений первых лиц государства и по принятым законодательным актам, туризм рассматривается как важное направление развития страны в целом и отдельных регионов в частности. Проведение крупномасштабных мероприятий дало существенный импульс развитию туризма в Казани, Сочи, Владивостоке, а также в других городах, в которых пройдет Чемпионат Европы 2018. Кроме того, активно развиваются особые ту-ристско-рекреационные зоны, туристские кластеры [3]. При этом сохраняется неравномерность в развитии гостиничного бизнеса: большинство гостиниц находятся в Москве и Санкт-Петербурге. Так, в столице на начало 2013 года работало 423 отеля с совокупной вместимостью около 90 тыс.человек. Из них 24 отеля под марками известных международных гостиничных брендов [2].
1. http://kommersant.ru/ - sayt izdatel'skogo doma «Kommersant''» (data obrashcheniya: 15.03.2013).
2. littp://proliotel.ru/ - portal pro gostinichnyy biznes (data obrashcheniya: 15.03.2013).
3. http://mssiatourism.ru/ - ofitsial'nyy sayt Federal'nogo agentstva po turizmu Ministerstva kul'tury Rossiyskoy Federatsii (data obrashcheniya: 11.03.2013).
4. http://www.frontdesk.ru/ - soobshchestvo professionalov gostinichnogo biznesa (data obrashcheniya: 17.03.2013).
5. http://www.vedomosti.ru/ - sayt gazety «Vedomosti» (data obrashcheniya: 14.02.2013).