Russian Federation
Kazan, Kazan, Russian Federation
. In the context of a sharp decline in the country’s budget revenues and an increase in its expenses, it is very important to organize the effective use of available resources, including financial ones. Therefore, it is very important to organize a system for regulating the use of budget funds through the system of organizing public procurement. Many enterprises consider this sector of activity economically profitable for themselves, since public procurement is associated with the provision of quality services in the healthcare sector, the agricultural sector and the social sphere, is a motivator of innovative development, a lever to combat environmental pollution, and also provides a factor in sustainable development. Starting in 2020, government procurement was transferred to electronic format. In a study conducted by the Institute of State and Municipal Management of the National Research University Higher School of Economics, which was published on December 20, 2021, an anonymous survey revealed that most representatives of business structures participating in public procurement encounter corruption during the competitive procedures. Based on the results of the analysis, it was revealed that open competition in electronic form and procurement from a single supplier (performer, contractor) are the most susceptible to corruption. And the best from the point of view of anti-corruption is an electronic auction, since it takes place in real time, which creates public control over the auction. As a result of the research, directions for openness and accessibility of information on public procurement for all interested parties, automation of the process of selecting a winner in a limited time without the influence of the customer with the participation of artificial intelligence were proposed. This will help increase the level of economic security of Russia in the field of public procurement.
economic security, public procurement, crime prevention, electronic platforms, auction, Unified Information System
Введение. В век развития технологий цифровой экономики, хозяйствующие субъекты постоянно совершенствуются и наибольшую популярность приобретают электронные каналы связи, в том числе и в сфере торговли, а, именно, электронные торговые площадки [1, 2, 3]. Преимущества данного вида торговли налицо: сосредоточение в одном месте заинтересованных субъектов, доступность в ознакомлении с условиями закупки и требованиями к участникам, прозрачность процедуры выбора и критериев отбора победителей, дистанционный формат торгов, электронный формат подачи документов, доступность результатов, что, в целом, способствует экономии времени и денег субъектов сделки, повышает эффективность сделки [4, 5]. Такие электронные площадки могут использоваться как коммерческими организациями, государственными заказчикам, компаниями с государственным участием, а также физическими лицами, включая ИП.
Государственные закупки составляют значительную часть экономической деятельности в части ВВП во многих развитых и развивающихся странах. В России государственные закупки также представляют огромный бизнес-рынок. Правительства по всему миру тратят значительные суммы на покупку товаров, услуг и инфраструктурных проектов с целью достижения наилучших экономических результатов и рационального государственного управления, от чего зависит достижение приоритетных целей в экологической, экономической и социальной сферах [6, 7]. Многие предприятия считают для себя экономически выгодным этот сектор деятельности, поскольку государственные закупки связаны с оказанием качественных услуг в сфере здравоохранения, энергетики и социальной сфере, являются мотиватором инновационного развития, рычагом противодействия загрязнению окружающей среды (так называемые «зеленые» государственные закупки), а также обеспечивающим фактором устойчивого развития [8].
Государственные закупки - это процесс, посредством которого государственные органы (предприятия) приобретают необходимые товары (работы, услуги), покупая их у субъектов хозяйствования, посредством выбора наиболее эффективного экономического предложения. Поскольку государственные учреждения, при этом, используют деньги налогоплательщиков, необходимо уделять особое внимание данной сфере и подходить к этому ответственно.
В исследовании, проведенном Институтом государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ, которое было обнародовано 20.12.2021 года, видно, что ключевой проблемой государственных закупок является коррупция (табл. 1) [9]. Данное исследование базировалось на анонимном опросе множества российских компаний. Как отмечали представители бизнес-структур при анонимном опросе, с коррупцией компании сталкиваются в процессе прохождении конкурсных процедур.
Таблица 1 - Результаты исследования
Показатель |
Сумма |
Сумма взяток при государственных закупках |
6,6 трлн рублей ~ 35,3% доходной части бюджета страны |
Средний размер взятки |
22,5% от стоимости контракта |
В настоящее время эффективность использования бюджетных средств тесно связана с использованием информации, технологий и автоматизации закупок, поэтому в рамках государства достижение эффективности использования бюджетных средств напрямую зависит от эффективного государственного управления.
Важную роль государственные закупки играют в сфере агропромышленного комплекса. Целью государственных закупок в агропромышленном комплексе является обеспечение эффективного и прозрачного распределения государственных ресурсов при одновременной поддержке роста и устойчивости сельскохозяйственного сектора.
Министерство сельского хозяйства осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вся информация о закупках размещается на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети интернет.
Сельскохозяйственная продукция пользуется постоянным спросом у государственных заказчиков. Среди госзакупок сельскохозяйственной продукции наибольшая часть традиционно приходится на однолетние культуры (рис. 1).
однолетние культуры (01.1), многолетние культуры (01.2), прочие растительные материалы (01.3), закупка животных продуктов (01.4)
Рис. 1. Структура госзакупок сельскохозяйственной продукции [10].
Процесс выполнения национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации» является одним из ключевых областей в сфере управления государственными закупками [11]. Одним из кардинальных решений компьютеризации институциональных закупок является создание и развитие Единой информационной системы (ЕИС). Это уникальная площадка на официальном сайте в цифровом формате, где собирается, группируется по определенным признакам большой объем информации для субъектов государственных закупок [12]. Цифровизация закупочных процедур повышает степень контроля за осуществлением государственных закупок, не прибегая к выездным проверкам, а также позволяет принимать объективные решения в короткие сроки по необоснованным жалобам тех, кто не участвовал в тендере с целью предотвращения злоупотреблений правилами обжалования закупок [13].
Также внедрение цифровых технологий может стать стратегическим направлением повышения экономической безопасности в сфере государственных закупок в сельском хозяйстве [14, 15, 16].
Цифровые технологии, такие как платформы электронных закупок и блокчейн, могут повысить прозрачность всего процесса закупок. Блокчейн, например, может обеспечить неизменяемую и прозрачную запись транзакций, обеспечивая целостность процесса закупок и снижая риск коррупции.
Создание электронных торговых площадок или платформ для закупок сельскохозяйственной продукции может более эффективно связывать покупателей и продавцов. Эти платформы могут обеспечить централизованный центр для информации, переговоров и транзакций, способствуя более конкурентному и динамичному рынку.
Цифровые технологии могут улучшить видимость цепочки поставок, позволяя заинтересованным сторонам отслеживать перемещение товаров с фермы на стол. Такая видимость имеет решающее значение для обеспечения безопасности цепочки поставок сельскохозяйственной продукции [17, 18].
Использование мобильных технологий может улучшить доступность для заинтересованных сторон, участвующих в государственных закупках. Фермеры, поставщики и государственные чиновники могут использовать мобильные приложения для участия в процессах закупок, получения обновлений в режиме реального времени и доступа к информации на ходу.
Внедрение цифровых технологий может стимулировать инновации в сельскохозяйственном секторе. Это включает в себя использование технологий точного земледелия, устройств Интернета вещей и аналитических данных для оптимизации методов ведения сельского хозяйства и повышения производительности.
Цель статьи заключается в предложении направлений открытости и доступности информации о государственных закупках для всех заинтересованных лиц, автоматизация процесса выбора победителя в ограниченные сроки без влияния заказчика с участием искусственного интеллекта. Это поможет повысить уровень экономической безопасности России в сфере государственных закупок
Условия, материалы и методы. В процессе исследования использовали системный подход, метод систематизации и обобщения данных. Информационной базой для работы послужили законодательные и нормативно-правовые акты, публикации зарубежных и отечественных специалистов в развития технологий цифровой экономики как направление повышения уровня экономической безопасности России в сфере госзакупок, материалы научно-практических конференций и научных журналов.
Результаты и обсуждения. Начиная с 2020 года все участники государственных закупок имеют возможность участвовать в них только после процедуры регистрации в ЕИС, причем последующая перерегистрация не требуется. Для хранения сведений обо всех зарегистрированных участниках завели едином реестр с последующей отметкой в едином государственном реестре ЮЛ и ИП. В июле 2022 года было внесено ряд изменений, которые должны были улучшить процесс государственных закупок. Например, вся документация была переведена в электронный формат, тем самым упростился документооборот, а также уменьшился срок оплаты, и изменились процедуры закупок.
Процедура государственных закупок осуществляться посредством ЕИС или же цифровых площадок. Восемь площадок было зафиксировано в Федеральном законе от 05.04.2013г. № 44 – ФЗ: Сбербанк-АСТ, АГЗРТ, ЕЭТП, РТС-Тендер, Национальная электронная площадка, Российский аукционный дом, ЭТП ГПБ и ТЭК-Торг. Однако, в этот перечень следует включить еще одну электронную площадку, на которой проводят торги государственного оборонного заказа – ЭТП АСТ ГОЗ. Повысилась квота участия среднего и малого бизнеса до 25% совокупного годового объема закупок, причем они конкурируют между собой без участия крупного бизнеса, что повышает их шансы на получение контракта.
В последнее время упростилась процедура участия в электронных торгах, ЭТП помимо того, что обеспечивают прозрачность и безопасность закупок, создают благоприятные условия для работы, как организаторов, так и участников. В частности, заявить о своем участии в торгах можно в электронном формате при наличии сертификата электронной подписи, а также, сократились до трех конкурентных способов государственных закупок и закупка у единого поставщика (исполнителя, подрядчика). Остались следующие конкурентные способы государственных закупок: конкурс, аукцион и запрос котировок в электронной форме (рис. 2).
Рисунок 2- Способы государственных закупок
Чтобы стать участником конкурентных торгов на специальных электронных площадках, достаточно зарегистрироваться в ЕИС, открыть специальный счет и быть обладателем цифровой электронной печати. При заключении контрактов особое внимание следует обращать на следующие моменты: во- первых, наличие конфликтов интересов при закупке (наличие близко родственных связей между заказчиком и участником закупки); во-вторых, наличие личной заинтересованности руководителя заказчика и т.д. (возможность получения выгоды для третьих лиц); в-третьих, создание условий, нарушающих конкуренцию среди исполнителей [19, 20].
Согласно статистике, которая ведется ЕИС (рис. 3) при осуществлении государственных закупок в соответствии с ФЗ-44 преобладают следующие способы закупок:
- электронный аукцион,
- открытый конкурс в электронной форме,
- закупка у единого поставщика (исполнителя, подрядчика).
Проанализируем эти три способа с точки зрения коррупционной составляющей. Наименее подвержен коррупции способ электронного аукциона, поскольку аукцион происходит в режиме реального времени и интервалы между предложением новой цены оставляют всего 4 минуты.
Электронный аукцион – 4,04 трлн руб., открытый конкурс в электронной форме
– 2,9 трлн руб., закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) – 1,44 трлн руб., запрос котировок в электронной форме – 163,03 млрд руб., способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленный Правительством Российской Федерации в соответствии со ст. 111 Федерального закона № 44-ФЗ – 14,24 млрд руб., иные способы – 7,93 млрд руб.
Рисунок 3 - Статистика способов государственных закупок по ФЗ-44
Процесс проведения открытого конкурса предполагает большие возможности для заказчика, поскольку он обладает полной информацией о возможностях исполнителей, при этом сами исполнители в дальнейшем никак не могут повлиять на сам процесс и изменить свои условия. В отличие от аукциона, окончательное решение принимает заказчик, ориентируясь не только на низкую цену, но и на другие качественные параметры.
С учетом большой свободы действий при выборе подрядчика повышается вероятность фаворитизма, откатов и коррупции. Увеличивается вероятность манипуляции с условиями контракта [21]. Перед объявлением открытого конкурса заказчик может установить условия наличия у исполнителей каких-нибудь особенностей, присущих только заранее известной компании. Тогда он прописывает их в требованиях и количество участников автоматически уменьшается, что негативно сказывается на эффективности использования бюджетных средств.
Однако если заказчик, распоряжаясь общественными деньгами, является коррумпированным, то он делает компании предложение либо заключить договор с учетом взятки, либо вообще не заключать [22]. Такая ситуация имеет место, например, когда закупщик приглашает компанию, так или иначе связанную с ним (например, компанию, которой управляют его бывшие одноклассники, родственники или коллеги). Компания дает взятку в обмен на публичный контракт по определенной цене. Для реализации этой сделки заказчик манипулирует условиями контракта, и оформляет закупку у единого поставщика (исполнителя, подрядчика). Тем самым он наносит урон обществу и экономике страны, снижая эффективность использования бюджетных средств и, следовательно, понижая уровень экономической безопасности страны [23, 24].
Эти выводы подтверждаются статистическими исследованиями, которые ведутся ЕИС (рис. 4).
Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) – 3,2 трлн руб., Иные способы – 2,15 трлн руб., конкурс – 1,36 трлн руб., аукцион – 660, 32 млрд руб., запрос предложений – 235,24 млрд руб., запрос котировок - 178,59 млрд руб.
Рисунок 4 - Статистика способов государственных закупок по ФЗ-223
В соответствии с данными при осуществлении государственных закупок по ФЗ-223 (ЭТП для закупок коммерческих компаний) доминирует закупка у единого поставщика (исполнителя, подрядчика), и как было отмечено ранее, это самый подверженный коррупции способ осуществления государственных закупки [25].
Вывод. Использование аукционов будет сдерживать коррупцию только при условии открытости и доступности информации для всех заинтересованных лиц, что будет являться лучшим инструментом контроля со стороны всех субъектов процедуры государственных закупок. При этом закупочные аукционы будут проводиться в сжатые сроки, победителя смогут выбирать автоматически без участия заказчика по объективным характеристикам, заложенным в программу компьютера.
Еще одним сдерживающим коррупцию фактом является недопущение конфликтов интересов, которое достигается жесткой проверкой участников тендера и лиц, участвующих в распределении госзаказов. В таких ситуациях единственно верным и действенным решением является проверка круга аффилированных лиц заказчиком путем информационного взаимодействия ЕИС государственных закупок с иными информационными системами – автоматическая проверка аффилированных лиц.
1. Styrin EM, Dmitrieva NE, Sinyatullina LKh. [State digital platforms: from concept to implementation]. Voprosy gosudarstvennogo i munitsipalnogo upravleniya. 2019; 4. 31-60 p.
2. Ganieva IA, Bobrov NE. [Digital platforms in Russian agriculture: legal aspect of implementation]. Dostizheniya nauki i tekhniki APK. 2019; Vol.33. 9. 83-86 p. - DOIhttps://doi.org/10.24411/0235-2451-2019-10918.
3. Mikhaylova LV. [Cluster approach in the development of small agribusiness entities]. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2023; Vol.18. 1(69). 125-130 p. - DOIhttps://doi.org/10.12737/2073-0462-2023-125-130.
4. Markova VD. [Business models of companies based on platforms]. Voprosy ekonomiki. 2018; 10. 127-135 p. - DOIhttps://doi.org/10.32609/0042-8736-2018-10-127-135.
5. Vorona A, Kopteva L, Trushevskaya A. The Eurasian economic union: Trends and prospects for development in digital economy. [Internet]. E3S Web of Conferences 210. 13025(2020) DOIhttps://doi.org/10.1051/e3sconf/202013025. Available from: https://www.e3s-conferences.org/articles/e3sconf/pdf/2020/70/e3sconf_itse2020_13025.pdf
6. Klychova GS, Zakirova AR, Yusupova AR, Klychova AS. [Main directions of assessing corporate social responsibility of business]. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2018; Vol.13. 3(50). 129-133 p. - DOIhttps://doi.org/10.12737/article_5bcf579e4860c0.23941805.
7. Ziganshin BG, Klychova GS, Zakirova AR. [Main directions of social development formation mechanism of an agricultural enterprise]. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2019; Vol.14. 3(54). 155-161 p. - DOIhttps://doi.org/10.12737/article_5db98dd5ab2ea1.73901024.
8. Klychova GS, Zakirova AR, Yusupova AR. [Application of digital technologies to reduce the carbon footprint in livestock farming]. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2022; Vol.17. 1(65). 122-128 p. - DOIhttps://doi.org/10.12737/2073-0462-2022-122-128.
9. Degotkova I. Experts estimated the average size of kickbacks in government procurement. [Internet]. RBK.RU: ekonomika. 2021; [cited 2023, February 25]. Available from: https://www.rbc.ru/economics/20/12/2021/61bc5d059a794770833e7b51.
10. Analytical digest “Purchases of agricultural products”. [Internet]. University Roseltorg. [cited 2023, February 25]. Available from: https://uni.roseltorg.ru/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D1%83%D0%BF%D0%BA%D0%B8%20%D1%81%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B7%D1%8F%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8_2023.pdf.
11. Svirina MV. [Digital economy as the basis for the country’s economic security]. Sovremennaya nauka. Moscow: YuNITI-DANA. 2021; 5. 70-72 p.
12. Federal Law of 04.05.2013 No. 44-FZ “On the contract system in the field of procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs” Rossiiskaya gazeta. 80. 12.04.2013; SPS KonsultantPlyus. 2022.
13. Mikhaylova EN. [Review of violations in the field of procurement - 2020 (part 4)]. Sovetnik v sfere obrazovaniya. 2020; 5. 57-72 p.
14. Korotkikh YuS, Tyugai KL. [Digital technologies in the agro-industrial complex as a way to increase the efficiency of agricultural organizations]. Ekonomika selskogo khozyaystva Rossii. 2022; 6. 33-37 p. - DOIhttps://doi.org/10.32651/226-33.
15. Kolesnikov AV, Domozhirova O. [Opportunities for digital technologies development in the agro-industrial complex of Russia]. APK: ekonomika, upravlenie. 2020; 1. 27-35 p. - DOIhttps://doi.org/10.33305/201-27.
16. Kolesnikov AV, Stepanyan TM, Panko YuV, Komov MS, Latysheva NA, Storozhenko OM. Problems of innovative development financing. International transaction journal of engineering management & applied sciences & technologies 2019; 6. 85-97 p.
17. Shestakov RB, Dokalskaya VK, Savkin VI. [Increasing labor efficiency in the digital economy: opportunities and limitations for agribusiness]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2023; Vol.16. 4(79). 233-239 p. - DOIhttps://doi.org/10.53914/issn2071-2243_2023_4_233.
18. Zaporozhtseva LA, Izmaylov MK, Arbenina EA, Leonova NV. [Digitalization of the agricultural sector of the Central Federal District: problems and solutions]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2023; Vol.16. 3(78). 178-188 p. - DOIhttps://doi.org/10.53914/issn2071-2243_2023_3_178.
19. Dyatlova AF. [Methodological aspects of audit in the field of public procurement of goods, performance of work and provision of services]. Uchenye zapiski Rossiiskoy akademii predprinimatelstva. 2018; Vol.17. 3. 38-47 p.
20. Cheremisov SA, Naumov YuG. [Procurement and bidding procedures: challenges]. V sbornike: Ekonomicheskaya bezopasnost: pravovye i ekonomicheskie aspekty. Sbornik statey Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. 2022; 136-143 p.
21. Knyazeva IYu. [Threats to the economic security of suppliers in the public procurement market]. Materialy X Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (posvyashchennoy 115-letiyu Universiteta). 2022; 252-256 p.
22. Lagutin V. [Do not lead the customer into temptation. The Ministry of Finance proposes to strengthen the fight against conflicts of interest in the procurement sector]. Informatsionno-analiticheskoe izdanie “Byulleten operativnoy informatsii “Moskovskie torgi”. 2017; 9. 54-55 p.
23. Svirina MV, Malyi VS. [Cybercrime as a threat to the economic security of the state]. Sbornik konferentsii: Sovremennye problemy obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti khozyaystvuyushchego subkta. Moscow: Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V.Ya.Kikotya. 2022; 218-222 p.
24. Klychova GS, Ostaev GYa, Zakirova AR. Economic Security: A critical approach to assessing the effectiveness of the resource potential of business. Lecture notes in networks and systems. 2023; Vol.510-2. 1425-1436 p. - DOIhttps://doi.org/10.1007/978-3-031-11051-1_146.
25. Izgarova A. I., Rogova E. M., Bakhareva O. V. The relationship of information about ESG investments and stock returns: a case of large Russian companies // The Manager. 2023. Vol. 14. No. 3. pp. 17-29. DOIhttps://doi.org/10.29141/2218-5003-2023-14-3-2.
26. [Federal Law of July 18, 2011 No. 223 “On the procurement of goods, works, services by certain types of legal entities]. Rossiyskaya gazeta. 159. 22.07.2011; SPS KonsultantPlyus. 2022.