Zelenograd, Russian Federation
Didactic materials are presented helpful for primary-school teachers to hold after-school extra-curricular talks with pupils in order to enrich knowledge, received at the lessons on the subject “The World Around US”. Special attention is given to cultivated textile plants native of the Old World and of the New World and introduced to the local soil. Such information will give pupils general ideas about how technical plants have been cultivated and currently used to produce fabrics, which form the basis for the modern textile industry.
extra-curricular activities, club activities, species of wild-growing plants, species of cultivated crops, introduction.
ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Одна из ключевых задач содержательной части курса «Окружающий мир» - формирование у младших школьников целостной научной картины мира на основе приобретения новых знаний и расширения представлений о месте человека в мире и взаимодействии с ним. Иными словами, целевой установкой курса является формула: «Вглядись в этот мир».
Курс «Окружающий мир» содержит четыре раздела. Особенно важен и интересен раздел «Значение природы в жизни человека». Он обобщает темы, связанные с растениями и животными, близок социальному опыту детей и способствует расширению их кругозора. Рассматривая на уроках окружающие предметы, дети убеждаются в том, что большинство созданных человеком вещей состоит из природных материалов, причем многие из них являются растениями: дома, мебель, ткани, обувь и др. Так у детей на личностном уровне формируется понимание роли растений в жизни человека, необходимости их разумного использования и сохранения.
Особенностью курса «Окружающий мир» является интегрированный подход, который помогает развивать у детей познавательный интерес к изучению всех его разделов, в том числе раздела «Природа в жизни человека». Выдающийся отечественный педагог В.А. Сухомлинский утверждал, что деятельность, связанная с активным познанием природы, позволяет глубже и осмысленнее воспринимать окружающий мир.
Решить задачи курса «Окружающий мир» исключительно в рамках учебной деятельности трудно. Поэтому в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта целесообразно задействовать время внеклассной работы. Например, на занятиях в кружках можно использовать дополнительную информацию, проводить с детьми беседы об истории земледелия, культивирования человеком многих ценных для него растений. Это стимулирует интерес школьников к предмету, помогает осмыслить роль человека в природе, длительный путь становления его культуры.
1. Verzilin N.M. Rasteniya v zhizni cheloveka. - M.: Pedagogika-Press, 1995.
2. Geyvn P., Evert R., Aykkhorn S. Sovremennaya botanika. - V 2 t. - T.2 / per. s angl. - M.: Mir, 1990.
3. Golovkin B.N. Rasskazy o rasteniyakh-pereselentsakh. - M.: Prosveshchenie, 1984.
4. Ivchenko S.I. Zanimatel´no o botanike. - M.: Molodaya gvardiya, 1969.
5. Lavrova S.V. Zanimatel´naya botanika dlya malyshey. - M.: Belyy gorod, 2012.
6. Rokhlov V.S., Teremov A.V., Petrosova R.A. Zanimatel´naya botanika. - M.: Ast-Press, 1998.
7. Smirnov A.V. Mir rasteniya: rasskazy o kul´turnykh rasteniyakh. - M.: Molodaya gvardiya, 1988.
8. Federal´nyy gosudarstvennyy obrazovatel´nyy standart nachal´nogo obshchego obrazovaniya. Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 06.10.2009 g. № 373 (s izmeneniyami ot 26.11.2010 g. № 1241, ot 22.09.2011 g. № 2357).
9. Yakovlev G.P., Aver´yanov L.V. Botanika dlya uchitelya. - V 2 ch. - Ch. 2. - M.: Prosveshchenie, 1997.