Moskva, Moscow, Russian Federation
The paper discusses the issue of how to achieve planned meta-object training outcomes of primary school students, namely, to develop generalpurpose educational activities, in terms of the requirements, introduced by the Federal State Educational Standard of Primary General Education. Difficulties encountered by schoolchildren when mastering general-purpose educational activities are described, as well as specifics of organizing the educational process, aimed at forming and enhancing cognitive, communicational and regulative educational activities, given the specific features of subjects taught in the primary school.
Federal State Educational Standard of Primary General Education, general-purpose educational activities, lesson structure, semantic reading, testing and assessment.
Почему необходимо еще раз вернуться к разговору о Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО), в частности таком его требовании, как сформированность универсальных учебных действий? Начальная школа работает по ФГОС уже четыре года, но проблем с внедрением стандарта не уменьшается.
Прежде всего это связано с тем, что стандарт второго поколения весьма жестко ориентирован на понятия и термины, которые до его принятия в дидактике и методиках обучения младших школьников активно не использовались. Надо отметить, что за годы внедрения стандарта учителя освоили незнакомую терминологию и стали ей пользоваться, но при этом многие педагоги массовой школы пока не могут ответить на вопросы, связанные с конкретной деятельностью по реализации требований стандарта к формированию универсальных учебных действий (УУД):
- какова их номенклатура и характеристика каждого учебного действия;
- как сочетать работу по формированию предметных и метапредметных планируемых результатов;
- каково место УУД в структуре урока и др.
Данная статья — попытка помочь учителю понять, на что нужно обратить внимание при организации учебного процесса, чтобы успешно достичь метапредметных результатов обучения.
1. Zhurova L.E. Besedy s uchitelem: metodika obucheniya. 1 klass [Interviews with teachers: learning methodology. Grade 1]. Moscow, Ventana-Graf Publ., 2004.
2. Gal’perin P.Ya. Psikhologiya myshleniya i uchenie o poetapnom formirovanii umstvennykh deystviy [Psychology of thinking and the teaching of stage formation of mental actions]. Issledovaniya myshleniya v sovetskoy psikhologii [Research thinking in Soviet psychology]. Moscow, Nauka Publ., 1966.
3. Kabanova-Meller E.N. Uchebnaya deyatel’nost’ i razvivayushchee obuchenie [Training activities and developing training]. Moscow, Znanie Publ., 1981.
4. Asmolov A.G. Kak proektirovat’ universal’nye uchebnye deystviya v nachal’noy shkole: ot deystviya k mysli [As universal design learning activities in elementary school, from action to thought]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2008.
5. Matyushkin A.M. Problemnye situatsii v myshlenii i obuchenii [Problem situations in thinking and learning]. Moscow, Pedagogika Publ., 1972.
6. Federal’nyy gosudarstvennyy obrazovatel’nyy standart nachal’nogo obshchego obrazovaniya [The federal state educational standard of primary education]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2009.
7. Fridman L.M. Psikhologiya detey i podrostkov [The psychology of children and adolescents]. Moscow, Institut psikhoterapii Publ., 2004.
8. El’konin D.B. Psikhologicheskie usloviya razvivayushchego obucheniya [Psychological conditions of developing training]. Obuchenie i razvitie mladshikh shkol’nikov [Training and development of junior schoolchildren]. Moscow, Pedagogika Publ., 1970.
9. Yakimanskaya I.S. Pedagogicheskaya psikhologiya. Osnovnye problem [Educational psychology. Main problems]. Moscow, Voronezh, NPO «MODEK» Publ., 2008.