Russian Federation
BBK 7 КУЛЬТУРА. НАУКА. ПРОСВЕЩЕНИЕ
BBK 74 Образование. Педагогическая наука
The article examines the experience of the Faculty of Humanities and its Center for Cognitive Psychology at the University of Technology in involving students in research and applied scientific projects through cooperation and integration of the humanities and technology departments of the University. The ideas of the transformation of the country's educational system and the change of its methodological, pedagogical and technological guidelines in response to modern challenges and risks are analyzed, primarily for the younger generation in need of social adaptation and deeper natural science and humanitarian training for professional and personal growth. The attempts to substantiate the definition of "convergent education" are analyzed. All of them are based on an understanding, to one degree or another, of an interdisciplinary methodological approach to the formation of educational programs, in order to overcome the highly professional training of specialists and avoid formalizing the content of educational material, taking into account the productive interaction of the fundamental component of humanitarian and professional knowledge, the use of modern methods of automation of various types of information activities using information and computer technologies (algorithmization of learning, information modeling). In general, the convergence of education is defined as a process of learning and upbringing, which is a consequence of the implementation of the modern educational paradigm aimed at understanding, rather than memorizing, education for change, the ability to withstand stress, live in a digital world, preserving humanity, sociability and collectivism, ensuring teamwork, preservation and development of the humanitarian and intellectual component "in the context of the interpenetration of sciences and technologies in the implementation of the convergence of real and virtual communications. The scientific and methodological basis for the development of convergent education at the first stage was the development of scientific and pedagogical practices. This can include the management of students' research activities (R&D), involving them in the development and implementation of various projects of scientific laboratories and centers of departments and faculties. The article summarizes some of the experience of the Center for Cognitive Psychology of the Faculty of Social Sciences and Humanities - SGT (until 2022 – ISGT– Institute) of the Federal State Educational Institution of Higher Education "K.G. Razumovsky Moscow State Technical University (PKU)", which was actively involved in the process of cluster formation in the conditions of the university's transformation into an innovative expert–analytical platform, the formation of an expert-educational cluster of excellence "NBICS-technologies of the food industry".
faculty of humanities, strategy of initiated programs; formation of health culture; FoodNet; conferences, methodological approaches to personality research, cognitive psychology; modeling of nutrition processes.
Актуальность
Ускорившиеся темпы научно-технического прогресса привели к конвергенции разного рода технологий и, как результат, формированию новых научных направлений и новых наук. В частности, с учетом достижений в области когнитивной психологии, педагогики, достижений в разработке исследований в области искусственного интеллекта, нейронаук и нанотехнологий складывается новая наука о разуме человека – когнитология. С учетом достижений выше перечисленных научных направлений «складывается новый вид конвергенции НБИКС-конвергенция, где «С» – социальные гуманитарные технологии, способные, как утверждают специалисты, поставить на новую высоту гуманитарное знание – психологию, социологию, политику, педагогику» [1; 6; 9; 11; 17].
В условиях трансформации университета в инновационную экспертно-аналитическую площадку, «формирования экспертно-образовательного кластера превосходства «NBICS-технологий пищевой индустрии» учитывалось ускорение научно-технического прогресса за счет взаимного влияния и взаимопроникновения технологий, в результате конвергенции возникновения новых научных направлений и новых наук, в частности – когнитологии – новой науки о разуме человека. С учетом достижений в области когнитивной психологии, педагогики, исследований в области искусственного интеллекта, достижений нейронаук и нанотехнологий складывается новый вид конвергенции НБИКС-конвергенция, где «С» – социальные гуманитарные технологии, способные, как утверждают специалисты, поставить на новую высоту гуманитарное знание – психологию, социологию, политику, педагогику [15].
«Стратегия» института социально-гуманитарных технологий (с сентября 2022 – факультет - ФСГТ), принятая в мае 2021 года, подтвердила одно из перспективных направлений в области научно-образовательного и производственно-технологического партнерства Центра когнитивной психологии факультета: участие в работе Экспертно-аналитической площадки для приоритетных направлений пищевой индустрии на основе NBIC-технологий, созданной на базе университета. Эта стратегия явилась переутверждением ранее принятых планов и их реализации в течение предыдущих трех лет.
В сентябре 2018 года на заседании ученого Совета института социально-гуманитарных технологий был утвержден «План фундаментальных научных исследований на 2021-2030 гг.» (научный руководитель – профессор С.Е. Шишов). В его основе были учтены стратегические направления развития университетской науки, обращенной на разработку проблематики и внедрения задач персонализированного питания как одного из ведущих направлений научной и учебно-образовательной деятельности университета.
Тематический план НИР Центра был синхронизирован с тематическими планами ФНЦ пищевых систем им. В.М. Горбатова, ВНИИХП, ВНИМИ, ВНИИРО» и с внесением корректировок переутвержден на заседании Совета (протокол № 1 от 05 сентября 2019). В план вошло задание коллективу факультета на разработку инициированных тем.
Это задание учитывало итоги работы форума «Психология питания» (март 2019). Форум прошел совместно с «Психологическим Центром «Дом» (Шишкова С.Ю.). Были учтены и рекомендации Всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогические подходы к формированию культуры персонализированного питания» на базе МГУТУ 05-06 июня 2019 года.
В октябре 2019 года по итогам вышеназванной конференции работал научно-методологический семинар с международным участием (Казахстан), где были подведены итоги конкретных разработок исследовательских программ по заданному направлению в тесном сотрудничестве с лабораторией ПНИЛ (Конструирование и внедрение продуктов и рационов персонализированного питания (Сидоренко Ю.И.); кафедрой «Оптимизация процессов организации общественного питания» (Куликов Д.А.). Программы форумов, конференции и семинаров, круглых столов обсуждены и одобрены на заседаниях-семинарах Лаборатории ПНИЛ, сотрудники которой принимали активное участие во всех мероприятия Центра.
Цели стратегического проекта содержали ряд задач, учитывающих формирование узнаваемости бренда МГУТУ при обсуждении проблем психологии питания, активного участия в фундаментальных и прикладных научных исследованиях по заказам Правительства Российской Федерации и пищевых отраслей экономики. Попытка укрепления бренда МГУТУ была осуществлена в русле FooDNet Национальной Технологической Инициативы. Команда ИСГТ приняла участие в разработке конкурсного проекта Стартапа «StudFood» «Управляй своей едой». Идея проекта – организация доступного и здорового питания для студентов силами студентов; обеспечение здорового регулярного питания с учетом пищевых предпочтений в доступном ценовом сегменте; продвижение традиционной русской кухни; организационное производство силами студентов технологического Мега-института; прописаны преимущества: приобретение стажа студентами технологами, создание пищевого конструктора, дешевая рабочая сила, собственный рынок потребителей, мобильное приложение, возможность расширять профессиональные компетенции студентов. Были определены перспективы проекта. Команда ИСГТ заняла 2-е место в конкурсе проектов «Точки кипения» октября 2019 года. Эффективность этого проекта предполагала и обеспечение практики для будущих специалистов и экономическую составляющую в целом для университета.
Шаги по реализации инициированных программ укрепили сотрудничество с «Психологическим Центром «Дом» еще двумя форумами «Психология питания» в марте 2020 и мае 2021 гг. В работе форумов активное участие приняли студенты и магистранты как гуманитарного факультета, так и кафедр технологического Мега-института, которые под руководством ученых Лаборатории ПНИЛ подготовили доклады об участии в фундаментальных и прикладных научных исследованиях по заказам Правительства Росийской Федерации и пищевых отраслей экономики. В свою очередь, преподаватели кафедры «Педагогика и психология профессионального образования» ответили взаимностью: по решению ученого Совета института СГТ (протокол № 8 от 08.06.2019) был издан по итогам конференции (05-06.06.2019) сборник научных статей – Персонализированное питание: состояние и перспективы / По материалам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Психолого-педагогические подходы к формированию культуры персонализированного питания» в рамках XIII Всероссийского Форума «Здоровье нации – основа процветания России». Москва, Гостиный двор, ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)». – 2020. – 210 с. [14; 16].
Потребность вести здоровый образ жизни закладывается в семье и развивается в школе. Формирование культуры здоровья представляет собой сложный педагогический процесс, осуществление которого, чаще всего, подразумевает изменение уже сложившихся предпочтений и привычек в питании, отношения к сохранению здоровья [7; 18; 20].
В этой связи в Тематическом плане НИР Центра когнитивной психологии было учтено, что питание человека является одним из параметров «человеческого измерения», поэтому исследовательская тематика проекта представлена как некий «антропологический проект», позволяющий в свете последних достижений науки в области исследования генетических особенностей и особых подходов к питанию, так называемому персонализированному питанию будущего, суть которого сводится к учету генетических особенностей отдельно взятого человека для определения его оптимально здорового рациона питания, выявить психологические аспекты здорового образа жизни [3].
Междисциплинарный, полифункциональный и системный подходы к исследованию личности и к ее трансформации с учетом всех факторов – внешних и внутренних, социокультурных и медицинских, психофизиологических – на общем, типологическом и индивидуальном уровнях позволил расширить границы исследовательской тематики. Это открывает перспективу дальнейшего изучения и разработки путей формирования культуры пищевого поведения и представления гармоничного образа тела человека, в том числе исследования готовности социума к возможности перехода к персонализированному питанию [5; 8].
Важно было выявить эффективные и естественные методики работы психики для получения и обработки информации. В соответствии с этой задачей, целью когнитивной психологии питания является понимание и моделирование процессов познания, формулировка алгоритма работы мозговых функций с целью формирования культуры здорового питания. А разработка когнитивного подхода к обучению принципам здорового питания, основанного на положениях когнитивной психологии и предусматривающего в процессе обучения опору на принцип сознательности, учет различных когнитивных стилей, характерных для обучающихся конкретной группы, учебных стратегий, которыми они при этом пользуются. Это, в свою очередь, требовало подготовки специалистов-коучей. Для системы ДПО группой авторов (Шафажинская Н.Е., Аралова Е.В., Шмелева С.В., Шишкова С.Ю, Писаревский К.Л., Артемьева С.И.) была разработана Программа по профессиональной переподготовке «Коуч по персонализированному питанию» (504 час.) для обучения специалистов по работе коучинговыми технологиями по построению персонализированного питания. Программа предполагала целевую аудиторию психологов, врачей, тренеров, фитнес-инструкторов, диетологов, коучей, массажистов, косметологов и всех, кто занимается здоровым питанием. Специалистами кафедры были записаны видеолекции для дистанционной формы обучения. Программа была представлена участникам майского 2021 г. Форума «Психология питания».
Методы когнитивной психологии питания используется при ведении людей с расстройствами пищевого поведения, так как имеются проблемы когнитивного характера (связанные с мышлением). Одна из характерных проблем — убеждение, что самооценка человека основывается на фигуре, размерах тела и/или весе. Здесь важна пропагада здорового образа жизни с точки зрения усиленного внимания к физической активности [13; 19].
Центр руководствовался усилением внимания общества к состоянию здоровья подрастающего поколения, в том числе и поручения Президента РФ, и рекомендациями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) «О правилах здорового питания для школьников» (15.09.2020), (здоровое питание в школах – энергия для самореализации ребенка).
Дальнейшее сотрудничество Центра когнитивной психологии расширяло число участников проекта Проблемной научно-исследовательской лабораторией «конструирование и разработка продуктов и рационов персонализированного питания», с Психологическим Центром «Дом» (Шишкова С.Ю.); Первым Московским государственным медицинским университетом имени И. М. Сеченова; Институтом психологии РАН (Ушаков Д.В.); Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова (Леонова А.Б.); Федеральным исследовательским центром питания, биотехнологии и безопасности пищи; Медико-биологическим факультетом Российского национального исследовательского медицинскиого университета имени Н.И. Пирогова (МБФ РНИМУ им. Н.И. Пирогова); ООО «Центр клинической и прикладной психологии» г. Владивосток (Кадыров Р.В.); Экспериментальными площадками: СОШ г. Конаково Тверская обл. (Булгакова О.Ю.); СОШ г. Сочи (Кузнецова М.В.); СОШ (г. Одинцово) для продолжения работы по реализации Плана фундаментальных исследований в направлении «Персонализированное питание детей и молодежи: психолого-педагогические аспекты», акцентировав внимание на исследовании качества персонализированного питания обучающихся в системе среднего и высшего образования. Для реализации намеченной цели – проведения диагностической работы – выстраивались задачи: разработка диагностического инструментария под проблему определения психологических особенностей здорового питания человека; формирования батареи тестов на выявление психологических особенностей здорового питания человека; проведение диагностических исследований (с использованием информационных технологий); проведение анализа полученных результатов [2; 4; 10; 12].
Обсуждение
Данный блок исследовательской программы был направлен на диагностику и выявление психологических составляющих, определяющих подход личности в выборе здорового питания. К ним относятся: психологическая установка, мотивация, ценностные ориентации личности. В реализации намеченной цели в планах коллектива НИР планировалась разработка и апробирование собственных методик, которые могли бы выявить особенности взаимосвязи между психологической установкой и выбором здорового питания. Итогом реализации программы 2022 г. должна была стать публикация аналитических материалов и статей по проведенной диагностике и подготовка заявки на грант.
Исследовательская деятельность Центра учитывала, что основная идея когнитивной психологии в сфере питания сводится к тому, что все знания, полученные человеком, преобразуются в схемы или так называемые шаблоны, которые хранятся в памяти и извлекаются оттуда по мере необходимости. Создание шаблона позволяет ускорить ответ на последующее аналогичное воздействие. Однако, это не статичные схемы, а динамичные, и изменяются они благодаря тому, что человек получает новые знания, так как познавательная деятельность происходит непрерывно. Ведь именно знания позволяют извлечь опыт из ситуации или принять верное решение. Таким образом, появляются новые схемы и обновляются старые.
Неслучайно, в этой связи, набор на бакалаврскую и магистерскую программы «Психология» при повышении проходного и пороговых баллов. Сотрудничество лаборатории с Психологическим Центром «Дом», повышало студенческую активность в исследовательской и публикационной деятельности.
Современная психология питания развивается в контексте технологического прогресса как общества, так и когнитивных функций отдельного человека. И другим важным фактором становления психологии питания — становится стремительное развитие методов исследования мозга. Фокус исследований в психологии питания смещается в сторону изучения эволюции психики как социокультурного феномена, в том числе в связи с проблематикой здорового питания, исследования которой постепенно выходят на передний план как в психологии, так и в нейронауках. Замысливалось открытие новой лаборатории совместно с психологическим центром Дом, что позволяло планировать продолжение активного вовлечение студентов в исследовательскую деятельность, с выходом на участие в международных публикациях.
Планировалось создание новых англоязычных магистерских программ, двойных дипломов с университетами Казахстана, Китая и др. странами АТЭС открывало возможность сотрудничества вуза по обмену студентами. В планах мыслилось открытие образовательного трека «Когнитивная психология питания» на уровне бакалавриата в рамках бакалаврской программы «Психология» с целью подготовки специалистов в области lifelong learning.
Выводы
Развитие направлений на стыке психологии, нейронаук и компьютерных наук может получить воплощение в рамках англоязычных магистерских программ «Cognitive psychology of nutrition», что могло бы повлечь перевод бакалаврской и магистерских программ «Cognitive psychology of nutrition» на технологию «Bite-size learning» с усилением прикладного характера обучения.
Развитие технологий и сокращение жизненного цикла профессий привели к устареванию классической модели образования «школа-университет». Ей на смену пришла концепция «bite-size learning» — фокусное и динамичное обучение в минимальные промежутки времени в комфортном для себя ритме. Истоки этого метода уходят в исследования работы человеческого мозга. Как известно, новая информация воспринимается лучше всего в течении первых 20 минут, а максимальный уровень концентрации приходится на первые 5-8. Попытки поиска инновационных подходов в улучшении учебного процесса оправданы потребностью общества в непрерывном росте образовательного потенциала личности. Разработки новых технологий обучения необходимы для расширения творческих навыков, обогащения интеллектуального потенциала, всетороннего развития современного человека.
Bite-size learning можно назвать одним из наиболее удачных подходов, решающих проблему рассеянного внимания обучающихся. При учебе «малыми порциями» создаются модули длинной до 15 минут с использованием различных инструментов (видео, блоги, игры) и тестов. На выходе человек получает конкретную и целевую информацию, тем самым значительно экономит собственное время. Кроме того, все модули можно изучать повторно, а объединенные вместе они могут использоваться для знакомства с обширными темами и давать более развернутое представление об изучаемом предмете лучше, чем традиционные линейные презентации. Еще один плюс – для прохождения курса можно использовать не только рабочий компьютер, но и обычный смартфон.
Осмысление конкретного опыта позволяет заключить: подобная практика расширяет возможности по включению студентов в исследовательские и прикладные проекты, в том числе через открытие новых научно-учебных лабораторий, где студенты смогут решать фундаментальные исследовательские задачи и выполнять прикладные проекты. Анализ социальных и культурных аспектов сотрудничества, интеграция гуманитарных и технологических кафедр университета в нашем конкретном случае позволяет утверждать важность междисциплинарных элементов конвергентного образования в ходе дальнейшего взаимодействия гуманитарных и технолггических (технических) кафедр в современном вузе осуществляя углубление целостного подхода к организации современной исследовательской практики студенчества.
1. Alekseeva I.Yu., Arshinov V.I., Chekletsov V.V. "Technolanders" against "posthumans": NBICS-revolution and future human development. Voprosu filosofii [Questions of philosophy]. 2013 – No. 3. – P. 12-21. [Electronic resource] (in Russian)
2. Artemyeva S.I., Shmeleva S.V. The problem of personalized nutrition today and tomorrow // Personalized nutrition: state and prospects / Based on the materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation "Psychological and pedagogical approaches to the formation of a culture of personalized nutrition" within the framework of the XIII All-Russian Forum "National Health – the basis of Russia's prosperity". Moscow, Gostiny Dvor, Moscow State Budgetary Educational Institution of Higher Education named after K.G. Razumovsky (PKU). – 2020. – pp.10-15.(in Russian)
3. Artemyeva S.I., Zhuravleva E.V., Plekhanova E.V. Student health and motor activity. Nauchnue issledovaniya I razrabotki. Socialno-gumanitarnue issledovaniya I tehnologii [Scientific research and development. Socio-humanitarian research and technology]. – № 1(34). – 2021. – P. 65-68.(in Russian)
4. Aivi A.E., Aivi M.B., Saimen-Downing L. Psihologicheskoe konsultirovanie I psihoterapiya. Metody, teorii I tehniki. Prakt. Ruk-vo [Psychological counseling and psychotherapy. Methods, theories and techniques: Pract. hand-in]. - M., 1999.(in Russian)
5. Vachkov I.V. Metaforicheskiy trening. – 2-e izd. – M.: «Os-89» [Metaphorical training. - 2 nd ed. - Moscow: "Axis-89" Publ.], 2006.(in Russian)
6. Gladding S. Psihologicheskoe konsultirovanie [Psychological counseling. - St. Petersburg: Peter Publ.], 2002.(in Russian)
7. Gusakov B., Danilchenko T. Convergence of technologies: a look into the future. Nauka I innovacii [Science and innovation] 2018. – № 9(187). – P. 56-61.(in Russian)
8. Dubrovinskaya E.I., Karpinskaya N.I. Karpinsky A.A. Modern approaches in the fight against obesity. Nauchnue issledovaniya I razrabotki. Socialno-gumanitarnue issledovaniya I tehnologii [Scientific research and development. Socio-humanitarian research and technology]. – № 1(34). – 2021. – P. 69-73.(in Russian)
9. Eliseev O.P. Praktikum po psihologii lichnosti [Workshop on the psychology of personality]. - SPB., 2003. p. 265. (in Russian)
10. Kovalchuk M.V., Naraykin O.S., Yatsishina, E.B. Convergence of sciences and technologies – a new stage of scientific and technical development. Voprocu filosofii [Questions of philosophy]. 2013 – No. 3. – P. 3-11. (in Russian)
11. Kozlov V.V. Psihotehnologii izmenennuh sostoyaniy soznaniya. – M.: Izd-vo Instituta Psihoterapii, 2005 [Psychotechnologies of altered states of consciousness. - Moscow: Publishing house of the Institute of Psychotherapy, 2005]. - P. 12-15.(in Russian)
12. Krichevsky G.E. Introduction to NBICS technologies. NBICS-Nauka. Tehnologii [NBICS-Nauka. Technologies. 2018. - No. 1]. - P. 25-52.(in Russian)
13. Labkovskaya G.S. Intensivnue interaktivnue psihotehnologii, transpersonalnaya psihologiya I duhovnoe celitelstvo [Intensive integrative psychotechnologies, transpersonal psychology and spiritual healing] [Electronic resource]. - URL: http://www.terton.ru/biblioteka.html (date of circulation: January 25, 2013). (n Russian)
14. Maltseva T.V. Vnutrilichnostnue konfliktu I puti ih preodoleniya [Intrapersonal conflicts and ways to overcome them: Textbook. – Ruza], 2012. (in Russian)
15. Maltseva T.V. Practices of transpersonal psychology in the training forms of work with cadets in the mainstream of the integrative transmitting model. Vestnik ekonomicheskoy bezopasnosti [Vestnik ekonomicheskoi bezopasnosti. - 2016. - No. 1]. - P. 328-333 (in Russian)
16. Matveeva S.V., Mayorova A.N., Mayorova E.A. Integration of natural science and humanitarian education as a factor of professional and personal formation of students of universities of humanitarian orientation. [Baltic Humanitarian Journal. – 2018. – Vol. 7. – № 2(23)]. – P. 292-296 (in Russian)
17. Personalized nutrition: status and prospects. Po materialam Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii s mezshdunarodnum uchastiem «Psihologo-pedagogichesie podhodu k formirovaniu kultury personalizirovannogopitaniya» v ramkah 13 Vserossiyskogo Foruma «Zdorovie nacii – osnova procvetaniya Rossii». Moskva, Gostinuy dvor [ Based on the materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation "Psychological and pedagogical approaches to the formation of a culture of personalized nutrition" within the framework of the XIII All-Russian Forum "National Health – the basis of Russia's prosperity". Moscow, Gostiny Dvor, K.G. Razumovsky Moscow State Technical University (PKU)]. – 2020. – 210 p.(in Russian)
18. Robert I.V. Konvergentnoe obrazovanie: istoki i perspektivy [Convergent education: origins and prospects] Nauki o cheloveke: gumanitarnue issledovaniya [Human Sciences: Humanitarian Studies. - 2018]. – P. 64-67.
19. Yulina G.N. Adaptation of students to the principles and norms of healthy lifestyle in conditions of uncertainty in the situation of the COVID-19 pandemic. Nauchnue issledovaniya I razrabotki. Socialno-gumanitarnue issledovaniya I tehnologii [Scientific research and development. Socio-humanitarian research and technology. 2021– № 2(35)]. – P. 59-67.(in Russian)
20. Goltsov A.V., Shmeleva S.V., Udodov A.G., Alifirov A.I., Romanova A.V. Physical "I" at disabled people with a late lesion musculoskeletal system [Prensa Medica Argentina. 2018. T. 104, № 3]. - C. 1000289.(in Russian)
21. Rabadanova R.S.; Bogatyreva S.N.; Artemyeva S.I.; Aralova E.V.; Polozhentseva, I.Yu., Pisarevsky K. Key Features of Human Nutrition Behavior. Revista Inclusiones Vol: 7 num Especial Enero-Marzo. 2020: 170-181. [REVISTA INCLUSIONES] ISSN 0719-4706 VOLUMEN 7 – NÚMERO ESPECIAL – ENERO/MARZO 2020;(in Russian)