METHODOLOGICAL FRAMEWORK AS A MEANS OF DESIGNING EDUCATIONAL PRODUCTS
Abstract and keywords
Abstract (English):
Frameworks are one of the most relevant tools for designing educational products today. Despite the various sources devoted to the definition of the framework, it should be noted that there is no unified understanding of this concept. In the Russian educational field, the framework is used as a tool for solving various kinds of tasks. The working concept of a "Methodological framework" is to define it as a ready-made methodological tool that allows you to systematically solve highly specialized tasks in the design of educational products. The paper describes the stages of designing a methodological framework, which includes the following steps: preparatory, basic and final. Research objectives to be solved: to formulate the concept of a methodological framework for use in the design of an educational product; to give a comparative characteristic between a methodological framework and a methodological recommendation; to describe the main elements of a methodological framework taking into account a systematic approach; to demonstrate the results and advantages of using a methodological framework. The article describes the experience of implementing a methodological framework within the framework of the "Creative Workshop Framlab" in the format of a telegram group with more than 455 participants. The conclusions made make it possible to contribute to the practice of using a methodological framework for designing educational products, as well as to the development of domestic pedagogical design.

Keywords:
pedagogical design, learning tools, educational solutions, educational product, design of educational experience, adult education, methodological tool
Text

Введение

В условиях стремительного развития технологий и непрерывных изменений в сфере разработки программного обеспечения, фреймворки становятся незаменимым инструментом для обеспечения эффективности и структурированности проектов. Фреймворк, выступая в роли надежной основы, не только ускоряет процесс создания приложений, но и повышает уровень их поддержки, гарантируя надежность и стабильность в долгосрочной перспективе. От повышения производительности до соблюдения стандартов безопасности, фреймворки играют ключевую роль в успехе проектов и удовлетворении запросов пользователей.

В настоящее время «существует огромное количество фреймворков разной степени популярности и производительности. Производительность фреймворка напрямую влияет на эффективность работы приложения, созданного с помощью данного фреймворка, что в свою очередь влияет на результаты компании, которая работает с данным приложением. Бенчмаркинг позволяет однозначно определить эффективность использования того или иного PHP фреймворка, что влияет на качество создаваемого продукта с использованием фреймворка. Проблема оценки эффективности работы фреймворков заключается в том, что после анализа существующих общедоступных трудов автором не было обнаружено исследований, проводившихся с условием его повторяемости» [9].

Фреймворки помогают достичь единообразия используемых парадигм и инструментов. В тоже время – это абстракция, которая предоставляет готовые унифицированные инструменты для решения определенного набора задач в процессе разработки [15].

Зайцева А.Е. пишет о том, что Фреймворк – «это структура, представляющая собой набор готовых компонентов, библиотек, абстракций и правил разработки, предназначенных для облегчения процесса создания программного обеспечения. В своей сущности фреймворк предоставляет базовый каркас, внутри которого разработчики могут строить приложения, следуя стандартизированным принципам» [6].

Ряд ученых определяют Фреймворк (англ. Framework – «каркас», «структура») как «динамически пополняемую библиотеку языка программирования, в которой собраны его базовые модули. В ряде направлений деятельности, фреймворки создаются для упрощения процессов разработки приложений, сайтов, сервисов. Чтобы не писать модуль в приложении с нуля, гораздо проще обратиться к готовым шаблонам фреймворков, которые и формируют рабочую среду разработчика» [1].

Фреймворк (с англ. framework «каркас, структура») это «заготовка, готовая модель в программировании для быстрой разработки, на основе которой можно написать собственный код. Он задает структуру, определяет правила и предоставляет необходимый набор инструментов для создания проекта. В основном фреймворки используются в веб-разработке» [13].

Для чего необходим фреймворк? Выделим несколько позиций:

  • «Фреймворки представляют собой заготовки и модели в программировании для быстрой разработки.
  • Они задают структуру, определяют правила и предоставляют инструменты для создания проектов.
  • Фреймворки используются в основном в веб-разработке.
  • Фреймворки отвечают за стабильность программы, работу с базами данных и файловой системой.
  • Фреймворки используются для создания крупных проектов, простых сайтов и приложений с будущей разработкой.
  • Фреймворки позволяют правильно выстроить бизнес-логику и создавать различные типы проектов.
  • В веб-фреймворках используются архитектура Model-View-Controller (MVC) для разделения проекта на логические части» [13].
  • Существуют различные типы фреймворков, включая бэкенд-фреймворк, фронтенд - фреймворк и фулстек - фреймворк.

Главный вывод, который можно сделать, на наш взгляд: «‎Фреймворки становятся неотъемлемым звеном в цепи успешной разработки».

Зайцев А.Е., в своей статье, определяет цели внедрения фреймворков:

  • «ускорение разработки (фреймворки предоставляют готовые модули и инструменты, что ускоряет процесс создания приложений);
  • стандартизация (фреймворки устанавливают стандарты разработки, обеспечивая единообразие в коде и архитектуре приложений);
  • безопасность (фреймворки предоставляют встроенные механизмы безопасности, снижая риски, связанные с уязвимостями);
  • облегчение обслуживания (стандартизированный код упрощает процессы поддержки, обновлений и масштабирования приложений)» [6].

Архитектура почти всех фреймворков «основана на декомпозиции нескольких отдельных слоев (приложения, модули и т. д.) проекта. Это означает, что можно расширять функциональность приложения исходя из потребностей и использовать измененную версию вместе с кодом фреймворка или задействовать сторонние приложения.  Такая гибкость является одним из ключевых преимуществ использования фреймворков» [16].

Из вышеописанного понятно, что наибольшее применение фреймворк получил в разработке различных веб приложений, но есть примеры использования фреймворков в образовании и управлении проектами, среди них UNESCO ICT Competency Framework for Teachers (ICT-CFT). Этот фреймворк помогает в формировании ИКТ-компетентностей у учителей, что способствует улучшению образовательного процесса и доступу к достоверной информации [11].

Также актуально использование фреймворков в создании проектов, одним из наиболее применяемых является Scrum. Этот фреймворк применяется для управления проектами не только в сфере разработки ПО, но и в других отраслях, таких как маркетинг, производство и образование. Scrum – это один из самых популярных Agile-фреймворков, который используется для гибкого управления проектами. Он позволяет командам работать более эффективно и адаптивно, используя итеративный подход для достижения целей проекта.

Что касается методического фреймворка (далее «МФ»), то в основу разработки положена возможность создавать алгоритмы, которые помогают повышать эффективность разрабатываемых образовательных продуктов за счет экономии времени.

Методический фреймворк интегрирует в себе:

  • потребности целевой аудитории в роли участников методической мастерской;
  • знания и опыт составителя методического фреймворка эксперта-методолога Осипова Михаила;
  • верифицированные экспертом источники информации в виде научных статей, журналов, книг и т.д.

 

Получение результатов.

Нами описан опыт реализации МФ в рамках функционирования «Креативной мастерской Фреймлаб» в формате телеграм-группы с количеством участников более 455 человек.

Методические фреймворки, разрабатываемые в телеграм-группе «Креативной мастерской Фреймлаб» (автором которой является Осипов М.А.), представляют собой готовые методические инструменты для широкого круга проектировщиков образовательных продуктов (методологов, методистов, разработчиков курсов, педагогов и др. участников) для решения ими определенных задач, например, разработки: тестовых заданий, алгоритма проведения брифинга с экспертом образовательного ресурса, раскадровки слайдового курса, разработки дневника рефлексии студента и др..

Другими словами, методический фреймворк мы определили, как готовый методический инструмент, который позволяет системно решать узкоспециализированные задачи при проектировании образовательных продуктов. Он задает структуру и определяет последовательность, предоставляя необходимый набор возможных решений для ускорения разработки образовательных продуктов.

На рисунке 1 представлены этапы проектирования методического фреймворка.

Рисунок 1.  Этапы проектирования методического фреймворка

 

Структура методического фреймворка состоит из трех последовательных шагов (этапов). 

Шаг 1. Подготовительный. Этап включает сбор потребности в разделах методического фреймворка за счет актуализации проблем и задач по теме методического фреймворка среди участников методической мастерской. На этапе озвучивается проблематика и собираются от участников-практиков их основные запросы, сложности, пожелания к будущему методическому фреймворку.

Шаг 2. Основной. Этап включает создание методического фреймворка автором (экспертом). Автор на основе личного опыта, анализа литературы, статей и пр. научных материалов, в совокупности с запросами участников мастерской составляет содержание фреймворка на заданную тему.

Основной этап является наиболее объемным и трудозатратным и состоит из основного и дополнительного материалов:

а) Основной материал содержит описательную часть фреймворка по разработанной теме и включает: глоссарий, краткое описание, основную часть и список информационных источников.

б) Чат с участниками мастерской. Чат создан на базе месенджера и является открытой площадкой для обсуждения. Его цель состоит в том, чтобы отвечать на вопросы участников мастерской, которые принимают в ней участие, помогая адаптировать фреймворк под свои задачи.

в) Видеоинструкция. Видео-запись с подробным объяснением как применять фреймворк в работе. Её цель состоит в том, чтобы автору методического фреймворка подробно объяснить для участников каждую часть фреймворка, используя при этом примеры в качестве личного экспертного опыта.

г) Рекомендации для практики. Это текстовой документ, который содержит описание фреймворка с разбором практических решений. Цель рекомендаций состоит в том, чтобы проектировщики обучения после изучения методического фреймворка и видеоинструкции могли перед переносом на практику применить фреймворк в смоделированных ситуациях или условиях. Рекомендации состоят из вводной информации, основной части и задания.

Шаг 3. Коррекционный. Этап содержит апробирование методического фреймворка участниками методической мастерской. Участники мастерской получают готовый фреймворк и апробируют его на своем опыте, предоставляя обратную связь автору фреймворка. Автор, учитывая обратную связь, вносит улучшения в работу. Тем самым, фреймворк является не только теоретическим продуктом, но и востребованным методическим решением с позиции практики.

Что касается источников для формирования наполнения шагов, то ими являются:

  • на первом шаге знания и опыт участников;
  • на втором шаге знания и опыт составителя (эксперта), знания и опыт участников, заимствованные источники информации в виде научных статей, журналов, книг и т.д.;
  • на третьем шаге знания и опыт участников.

Сравнение методических рекомендаций и методического фреймворка.

На сегодняшний день наиболее популярным источником инструкций для разработчиков образовательных продуктов можно считать методические рекомендации, которые широко применяются всеми участниками образовательного процесса.

Методические рекомендации методическое издание, содержащее комплекс кратких и четко сформулированных предложений и указаний, способствующих внедрению в практику наиболее эффективных методов и форм обучения и воспитания [10].

Методические рекомендации в обучении представляют собой систематизированный набор инструкций и советов, направленных на улучшение процесса преподавания и обучения. Они создаются с целью помочь педагогам и учащимся более эффективно достигать образовательных целей и задач. Поскольку, методическая рекомендация и методический фреймворк являются важными инструментами проектирования образовательного продукта мы провели их сравнительную оценку (Таблица 1.) для понимания сходства и отличий, выделив 5 основных критериев, которые используются при их составлении, это:

  • структурирование учебного процесса; 
  • выбор методов и приемов обучения;
  • адаптация к конкретным темам и условиям;
  • оценка и контроль знаний;
  • интеграция современных технологий.

 

Таблица 1. Сравнительный анализ методических рекомендаций и методического фреймворка

Критерии

Методические рекомендации

Методический фреймворк

Структурирование учебного процесса

предоставляют четкие инструкции по структурированию уроков и образовательных программ;

 

помогают определить последовательность подачи материала и распределение времени на различные виды деятельности;

 

как вид методической продукции включают:

- титульный лист;

- аннотацию;

- сведения об авторе (авторах);

- пояснительную записку;

- содержание;

- списка информационных источников;

- приложения (при необходимости).

 

представляет собой структурированную систему методов, подходов, техник и инструментов, которая определяет порядок действий и обеспечивает логическую последовательность в решении конкретной задачи при создании образовательного продукта. Это своего рода карта, которая помогает проектировщику не заблудиться в мире образования и довести проект до успешного завершения.

 

отражает практические инструкции и алгоритмы, которые можно брать и сразу использовать на практике. Например, в методическом фреймворке «Дневник рефлексии студента» пошагово расписаны этапы разработки дневника, а во фреймворке «‎‎Брифинг эксперта»   алгоритм содержательного наполнения учебного занятия

 

имеет определенную последовательную структуру и состоит из:

  • титульного листа;
  • содержания;
  • глоссария;
  • краткого описания основной части;
  • списка информационных источников

Выбор методов и приемов обучения

содержат советы по выбору наиболее эффективных методов и приемов обучения, которые соответствуют целям и содержанию курса (включает описание различных педагогических техник, таких как лекции, семинары, практические занятия, проектная работа и пр.)

предлагает разработанные алгоритмы решения для различных методов и приемов обучения с готовыми алгоритмами и инструкциями по практическому использованию

Адаптация к конкретным темам и условиям

содержат примеры и шаблоны, которые являются в большей мере стандартизированными к конкретным темам и условиям обучения

содержит примеры и шаблоны, которые являются гибкими, адаптируемыми к конкретными темам и условиям обучения

Оценка и контроль знаний

содержатся методы и инструменты для оценки усвоения материала учащимися, такие как тесты, контрольные работы, критерии оценивания и формы обратной связи, что помогает преподавателям более точно оценивать результаты обучения и корректировать свои подходы

содержит определенные алгоритмы, советы, инструкции и по решению конкретной задачи, с которой сталкивается проектировщик обучения во время создания образовательного продукта

Интеграция современных технологий

включают инструкции по использованию современных технологий и интерактивных инструментов в образовательном процессе, что способствует вовлечению учащихся и повышению эффективности обучения

опирается как на опыт и знания его составителя и заимствованные источники информации в виде научных статей, журналов, книг и т.д., так и учитывает популярные проблемы и задачи, с которыми сталкивается целевая аудитория разработчиков образовательных продуктов

Не уменьшая важность методических рекомендаций, мы подчеркиваем значимость методического фреймворка как эффективного решения на образовательном рынке.

В продолжении нашего сравнения, рассмотрим в чём заключаются основные преимущества методического фреймворка перед методической рекомендацией?

На основе применения разработанных методических фреймворков в мастерской мы пришли к выводам, что методический фреймворк:

  • закрывает основные потребности целевой аудитории в роли участников методической мастерской;
  • основывается на знаниях и опыте составителя методических фреймворков эксперта-методолога Осипова Михаила;
  • включает верифицированные источники информации в виде научных статей, журналов, книг и т.д.;
  • содержит дополнительные ресурсы, которые помогают его пользователю более эффективно решать задачи во время проектирования обучения;
  • способствует созданию единых методик и подходов к обучению в проектных командах, что повышает согласованность создания образовательного продукта;
  • является комплексным решением в педагогическом дизайне, поскольку содержит не только алгоритмы, но и единое терминологическое поле, которое значительно экономит время на образовательных проектах.

И самое важное преимущество в том, что методический фреймворк – это гибкий методический инструмент, содержание которого может быть изменено по инициативе пользователя в роли проектировщика обучения.

Обсуждение результатов.

В методической мастерской разработаны методические фреймворки, которые успешно реализованы в работе практиками обучения:

  • «Брифинг эксперта (содержательная концепция занятия)»;
  • «Алгоритм разработки учебных кейсов для занятий»;
  • «Алгоритм разработки тестовых заданий»;
  • «Раскадровка слайдового курса»;
  • «Дневник рефлексии студента».

В таблице 2 мы сопоставили некоторые разработанные фреймворки и их результаты для широкого круга лиц разрабатывающих образовательные решения.

 

Таблица 2.  Краткое описание фреймворков и их практических результатов

Название методического фреймворка

Цель фреймворка

Результаты участников мастерской (проектировщиков обучения)

«Брифинг эксперта (содержательная концепция занятия)»

Ускорение коммуникации

с экспертом по разработке учебного занятия курса

Внедрение алгоритма работ взаимодействия с экспертом образовательного курса

 

Ускорение формирования содержания учебных занятий, где задействован тематический эксперт

 

Установление прозрачных процедур коммуникации между проектировщиком курсов обучения и экспертом с самого начала коммуникации по образовательному проекту

«Алгоритм разработки учебных кейсов для занятий»

Ускорение создания учебных

кейсов для оценки ЗУНов или компетенций студентов после прохождения

занятия/ий курса обучения

Внедрение алгоритма разработки кейсов для оценки ЗУНов или компетенций студентов

 

Ускорение разработки кейсов во время создания курсов обучения

«Алгоритм разработки тестовых заданий»

Ускорение создания

педагогических тестов для оценки знаний студентов.

 

Внедрение алгоритма разработки разных типов тестовых заданий (от одиночного выбора до установления соответствий)

 

Ускорение разработки тестовых задания во время создания курсов обучения

«Дневник рефлексии студента»

Ускорение создания

дневника рефлексии студента

Внедрение алгоритма разработки дневника рефлексии студента

 

Ускорение разработки дневника рефлексии студента

 

На текущий момент подготавливается к выпуску методический фреймворки «Дорожная карта студента (Students Journey Map»).

Круг аудитории, которая использует разработанные методические фреймворки достаточно широк. Проведенный анализ участников группы показывает, что интерес в использовании методического фреймворка возникает у следующих категорий (в % соотношении): методист – 27,07% преподаватель (ст. преподаватели ВУЗов, доценты, школьные учителя) – 22,92%, образовательный методолог – 22,92%, руководитель (методического отдела/направления) – 12,5%, корпоративный тренер – 4,17%, другие категории (специалисты по обучению, менеджеры и пр.) – 10,42%.

Анализ секторов применения показывает следующие результаты: наибольший интерес в секторе EdTech – 43.14%, примерно одинаковый процент заинтересованности в корпоративном – 27.45% и академических (ВУЗы) – 21.57% секторах, небольшой по сравнению с предыдущими, но также интересующийся инновационными разработками в обучении показал детский сектор (частные компании, школы, СУЗы) – 7.84%.. Еще один критерий опроса, проводимого нами в группе, показал, что практический опыт в профессии участников составляет от 1 года до 10 лет, что показывает о пользе использования методических фреймворков независимо от стажа работы разработчика.

На сегодняшний день авторские методические фреймворки, разработанные в «Креативной мастерской Фреймлаб», используют более 100 проектировщиков образовательных продуктов. От тех, кто применяет методические фреймворки, регулярно поступает положительная обратная связь, что ещё раз подчеркивает их эффективность, результативность и запрос от целевой аудитории.

 

Выводы.

Методический фреймворк как средство проектирования образовательного продукта позволяет:

  • системно решать узкоспециализированные задачи при проектировании образовательных продуктов;
  • повысить эффективность разработки образовательных продуктов благодаря сокращению временных ресурсов;
  • обеспечить надежность через использование проверенных подходов для создания образовательных продуктов.

Методический фреймворк способствуют развитию отечественного педагогического дизайна, обеспечивая более структурированный и эффективный подход к созданию образовательных продуктов.

References

1. Baydybekov, A.A. Sovremennye freymvorki dlya razrabotki web-prilozheniy [ Modern frameworks for web application development] / A.A. Baydybekov, R.G. Gil'vanov, I.A. Molodkin // Intellektual'nye tehnologii na transporte. [Intelligent technologies in transport]– 2020. – № 4(24). – pp. 23-29. (in Russian)

2. Bugaev, A.S. Vozmozhnosti freymvorka Spring dlya postroeniya korporativnyh sistem i ego integraciya drugimi freymvorkami [The capabilities of the Spring framework for building enterprise systems and its integration with other frameworks] / A.S. Bugaev // Mezhdunarodnyy nauchnyy zhurnal Internauka.[International scientific journal Internauka] – 2017. – № 10. – pp. 28-31. (in Russian)

3. Vatolin, N.S. Tehnologiya sozdaniya shablona dlya CMS Joomla s ispol'zovaniem freymvorka UiKit [Template creation technology for Joomla CMS using UiKit framework]/ N.S. Vatolin, V.Yu. Grushevskaya // Aktual'nye voprosy prepodavaniya matematiki, informatiki i informacionnyh tehnologiy. [Current issues in teaching mathematics, computer science and information technology] – 2015. – № 1. – pp. 77-81.(in Russian)

4. Donskoy, I.S. Osobennosti ispol'zovaniya freymvorka bootstrapselect pri razrabotke veb-prilozheniy [Features of using the bootstrapselect framework when developing web applications] / I.S. Donskoy, T.A. Kramarenko // Cifrovizaciya ekonomiki: napravleniya, metody, instrumenty: Sbornik materialov III vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii, Krasnodar, [Digitalization of the economy: directions, methods, tools: Collection of materials of the III All-Russian scientific and practical conference, Krasnodar, January 18–23, 2021.]. – Krasnodar: Kubanskiy gosudarstvennyy agrarnyy universitet imeni I.T. Trubilina, 2021. – pp. 279-281.(in Russian)

5. Zagarskih, A. S. Freymvork dlya bystroy razrabotki geoinformacionnyh problemno-orientirovannyh sred [Framework for rapid development of geoinformation problem-oriented environments] / A.S. Zagarskih, T.N. Churov // Informacionnye tehnologii v nauke, upravlenii, social'noy sfere i medicine: Sbornik nauchnyh trudov Mezhdunarodnoy nauchnoy konferencii, [Information technologies in science, management, social sphere and medicine: Collection of scientific papers of the International scientific conference, Tomsk, April 29 – 02 2014 / National Research Tomsk Polytechnic University]/ Tomsk: Nacional'nyy issledovatel'skiy Tomskiy politehnicheskiy universitet, 2014. – pp. 83-85.(in Russian)

6. Zayceva, A.E. Plyusy i minusy ispol'zovaniya freymvorkov [Pros and Cons of Using Frameworks]/ A.E. Zayceva // Luchshaya issledovatel'skaya stat'ya 2024: sbornik statey V Mezhdunarodnogo nauchno-issledovatel'skogo konkursa, [Best Research Article 2024: Collection of Articles of the V International Research Competition], Penza, January 30, 2024. – Penza: Nauka i Prosveschenie (IP Gulyaev G.Yu.), 2024. – pp. 27-29.(in Russian)

7. Korolenko, I.A. O freymvorkah Vue, Svelte, Solid i Lit dlya razrabotki klientskih veb-prilozheniy [About Vue, Svelte, Solid and Lit frameworks for developing client-side web applications] / I.A. Korolenko // Inzhenernyy vestnik Dona [Engineering Bulletin of the Don]. – 2023. – № 11(107). – pp. 785-791.(in Russian)

8. Oleshkov, M. Yu. Sovremennyy obrazovatel'nyy process: osnovnye ponyatiya i terminy [Modern educational process: basic concepts and terms] / M.Yu. Oleshkov, V.M. Uvarov // Kratkiy terminologicheskiy slovar' / M-vo obrazovaniya Rossiyskoy Federacii, Nizhnetagil'skaya gos. social'no-ped. akad., Kaf. rus. yaz. Kaf. metodiki tehnologii i predprinimatel'stva; [Brief Dictionary of Terminology / Ministry of Education of the Russian Federation, Nizhny Tagil State Social and Pedagogical Academy, Department of Russian Language, Department of Methodology, Technology and Entrepreneurship;]– Moskva : Kompaniya Sputnik+, 2006. – 189, [1] p.; 21 sm.(in Russian)

9. Petrov, N. V. Sravnitel'nyy analiz proizvoditel'nosti PHP freymvorkov [Comparative Performance Analysis of PHP Frameworks] / N.V. Petrov // Naukosfera. Tehnicheskie nauki. [Sci-Fi. Technical sciences] – 2022. – №3(1.). – pp.138-142. http://nauko-sfera.ru/ (data obrascheniya 12.05.2024).(in Russian)

10. Sovremennyy obrazovatel'nyy process: osnovnye ponyatiya i terminy : [kratkiy terminologicheskiy slovar'] /[Modern educational process: basic concepts and terms: [brief terminological dictionary] M-vo obrazovaniya Rossiyskoy Federacii, Nizhnetagil'skaya gos. social'no-ped. akad., Kaf. rus. yaz. Kaf. metodiki tehnologii i predprinimatel'stva ; [Ministry of Education of the Russian Federation, Nizhny Tagil State Social and Pedagogical Academy, Department of Russian Language, Department of Methodology, Technology and Entrepreneurship] [Oleshkov M. Yu., Uvarov V. M.]. - Moskva : Kompaniya Sputnik+, 2006. - 189, [1] p.; 21 sm.(in Russian)

11. Struktura ikt-kompetentnosti uchiteley. rekomendacii yunesko. [Structure of teachers' ict competence. unesco recommendations]Elektronnyy resurs: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214694.pdf ( data obrascheniya 23.06.2024)(in Russian)

12. Tat'yankin, V.M. Osobennosti proektirovaniya web-prilozheniya s ispol'zovaniem freymvorka Laravel [Features of designing a web application using the Laravel framework] / V.M. Tat'yankin // Nauchnoe i obrazovatel'noe prostranstvo: perspektivy razvitiya: sbornik materialov XI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii, [Scientific and educational space: development prospects: collection of materials of the XI International scientific and practical conference], Cheboksary, 16 yanvarya 2019 goda. – Cheboksary: Obschestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu "Centr nauchnogo sotrudnichestva "Interaktiv plyus",[Limited Liability Company "Center for Scientific Cooperation "Interactive Plus"] 2019. – pp. 199-201.(in Russian)

13. Freymvork. Elektronnyy resurs: [Framework. Electronic resource] ttps://blog.skillfactory.ru/glossary/framework/ (data obrascheniya 12.07.2024).(in Russian)

14. Integratsiya sistemy diagnostiki promyshlennogo oborudovaniya i sistem upravleniya aktivami predpriyatiya s ispol'zovaniyem freymvorka FIWARE [Integration of the system of diagnostics of industrial equipment and enterprise asset management systems using FIWARE framework] / D. Kechik, I. Davydov, Ya. Hierasimuk [et al.] // Vestnik Polotskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya S. Fundamental'nyye nauki. [Herald of Polotsk State University. Series C. Fundamental Sciences]. – 2021. – No. 4. – P. 20-28.

15. Riehle D. Proyektirovaniye karkasa [Framework Design]: A Role Modeling Approach. riehle.org, 2000. Elektronnyy resurs: URL: riehle.org/computer-science/research/dissertation/diss-a4.pdf. (data obrascheniya 23.05.2024).

16. Veb-freymvorki: kak nachat'[ Web Frameworks: How To Get Started] [Veb-freym-vorki: vvedenie dlya novichkov], Tproger. Opublikovano onlayn[ Tproger. Published online] at 02 Aug 2018. Available at: https://tproger.ru/translations/web-frameworks-how-to-get-started (accessed 03 Aug 2020).

Reviews
1. Methodological framework as a means of designing educational products Authors: Iskhakov Eduard Robertovich


Login or Create
* Forgot password?