FORMATION OF LEXICAL SKILLS IN TEACHING ENGLISH AT UNIVERSITIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA USING LEXICAL GAMES
Abstract and keywords
Abstract (English):
Professional communication is characterized, first of all, by the presence of a special language, that is, a special vocabulary used by specialists in a particular field of activity when communicating. In this regard, it is necessary to pay special attention to the process of forming lexical skills when teaching English. A common method of working at all stages of the formation of lexical skills is lexical games. The use of lexical games in teaching any foreign language, including English, plays a special role in learning ESP (English for specific purposes). An example of one of these lexical games is the game "Jeopardy", the essence of which is revealed in this study. The purpose of the study is the theoretical substantiation of the process of formation of lexical skills in teaching English in universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the development of exercises aimed at the formation of lexical skills using lexical games. The subject of the study is the peculiarities of the use of lexical games in the formation of lexical skills in English in universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The practical significance of the research consists of materials that can be used in foreign language (English) classes language in higher educational institutions of a legal orientation, including in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs.

Keywords:
professionally oriented training, formation of lexical skills, teaching English, stages of formation of lexical competence, a system of exercises for the development of lexical skills, semantics, lexical games
Text

Профессионально-ориентированное обучение направлено на усвоение специальной терминологии по изучаемой специальности, то есть усвоение специальной лексики, которая используется специалистами той или иной сферы деятельности. Профессионально-ориентированное обучение на английском языке предполагает устную и письменную коммуникацию на английском языке на профессиональные темы, чтение и перевод юридической литературы по специальности на английском языке, изучение профессиональной лексики и терминологии [4; с.194].

Процесс формирования лексических навыков имеет свои тонкости и особенности в зависимости от специальности или направления подготовки, но механизмы работы схожи.    

А.Н. Щукин выделяет другой ряд тесно связанных между собой этапов, способствующих формированию лексической компетенции:

  • ознакомление с новой лексикой;
  • объяснение значения слова (семантизация);
  • формирование лексических навыков и умений;
  • формирование лексических умений и их включение в речевую деятельность;
  • контроль уровня владения лексическими средствами общения [5; с.131].

Н. Д. Гальскова и Н.И. Гез в системе упражнений для развития лексических навыков выделяют две подсистемы – подготовительные и речевые упражнения [1; с.300].

Н. Д. Гальскова и Н. И. Гез подразделяют подготовительные упражнения, обеспечивающие первичное закрепление лексики на следующие виды упражнений [1;с.302]:

  1. Упражнения, направленные на дифференциацию и идентификацию включают в себя [1; с.302]:
  • Задания на определение слова, относящегося или не относящегося к одной теме, синонимическому ряду, к одной словообразовательной модели.

Например,

Odd one out:

manslaughter, murder, kidnapping, assassination;

a criminal, a police officer, an offender, a law-breaker, a perpetrator.

  • Задания на нахождение в тексте антонимов или синонимов к словам, написанных заранее на доске.

Например,

Give opposites using your topical vocabulary:

petty crime, misdemeanor, to keep law, to send to prison, ineligible.

  • Задания на соотнесение синонимов или антонимов.

Например:

                  Match the synonyms:

 

  1. Pistol
  2. Precisely
  3. Defendant
  4. Repeat offender
  5. To create
  6. To discover
  1. Accused
  2. Exactly
  3. To find
  4. Weapon
  5. Recidivist
  6. To devise

 

Или

Match the opposites:

 

  1. Improbable
  2. Innocence
  3. First offender
  4. To exclude
  5. Reliable
  1. Unreliable
  2. Legal
  3. Hardened criminal
  4. Guilt
  5. To include

 

  • Задания на определение ситуации, в которой могут быть использованы поиски речевых формул, слов, клише.

Например,

Read the words and phrases and decide in what situation we can use them: favor, trouble, to give a hand, to ask for, to spare, to apply. (The situation is appealing for help).

  1. Имитация с преобразованием включают в себя [1; с.302]:
  • Задания на повторы предложений, окончания реплик, учитывая содержание предыдущего предложения.

Например,

Complete the dialogue with the missing phrases.

  • I’d like to report a crime.
  • Somebody pickpocketed me. He stole my purse.
  • In the Central Park, near the pond.
  • About 2pm.
  • Okay. Thanks.
  • Задания на перевод реплик диалогов.

Например,

Translate the dialogue and act it out.

Ann: Officer! Officer!

Police officer: Доброе утро, мадам. Чем могу быть полезен?

Ann: Yes, please, officer.

Police officer: В чем проблема, мадам?

Ann: It’s Dennis. He’s lost.

Police officer: Как он выглядит?

Ann: Oh, yes… he’s young and good-looking with white hair and blue eyes … and black spots.

Police officer: Пятна? Ваш сын болен?

Ann: Oh … er… I’m sorry. He’s my dog.

  • Задания – ответы на вопросы, придерживаясь определенного образца.

Например,

Excuse me, officer. I need some help, please. – Yes, sure. What’s the matter?

  1. Упражнения, направленные на развитие словообразовательной и контекстуальной догадки, включают в себя [1;с.303]:
  • Задания на определение значения незнакомых слов, образованных от известных корней и аффиксов.

Например,

Translate the word chains:

punish – punishment – punishable – punished – punishing;

fraudfraudsterfraudulentfraudulently.

  • Задания на определение значений интернациональных слов, сходных с семантическими эквивалентами родного языка.

Например,

Read and translate the following international words without a dictionary: complex, structure, cooperation, identification, police, department, officer, organization, assistance, priority, activity, bureau, strategy, constitution, system, arrest, location, commander.

  • Задания на определение слов на основе их значений.

Например,

Read the definitions and name the corresponding word from the box.

warrant, burglary, safety, riot, rank

  1. The crime of breaking into and entering a building with intent to steal.
  2. A violent protest by a crowd of people.
  3. Someone’s position in an organization or in society.
  4. A document written by a judge that gives the police permission to do something, for example, to search a house or to arrest someone.
  5. The fact that something is safe to use or to do.
  • Задания на определение значения глаголов.

Например,

Pay attention to the difference of the verbs: to interrogate – to interview; to defend – to protect.

  1. Упражнения для обучения прогнозированию включают в себя [1;с.303]:
  • Задания на составление словосочетаний с данными существительными (прилагательными, глаголами).

Например,

Match the columns; make as many word combinations as possible:

 

locate

solve

destroy

physical clues

the crime

informant

 

  • Задания на заполнение пропусков словами или словосочетаниями, подходящими по смыслу.

Например:

Read and translate the phrases into English.

  • Can you describe the suspect?
  • How tall is he?
  • Can you describe his build?
  • What color is his hair?
  • What was he wearing?
  • Has he any distinctive marks?
  • What else do you remember?
  • Thank you for the information.
  1. Упражнения, направленные на расширение и сокращение предложений (диалогических единств, текстов), включают в себя [1; с.303]:
  • Задания на расширение описаний с опорой на картинки и вербальные опоры.

Например,

Compare the images of the criminals and their identikits.

  • Задания на расширение предложений по образцу, указанному ниже с употреблением новых слов.

Например,

Give the male and female names of your close and distant relatives. Example: Your mother’s or your father’s parent is your grandmother or grandfather.

  1. Упражнения, направленные на эквивалентные замены, включают в себя [1; с.303]:
  • Задания на замену подчеркнутых слов синонимами или антонимами.

Например,

Replace the underlined word in each sentence with a word which is either more suitable or more polite.

He told me he met a handsome girl at the disco last night.

I think she is hoping she’ll meet a few beautiful men at the tennis club.

Или

Choose the best explanation for the following phrases:

If you brandish a shotgun:

  1. you fire the gun repeatedly;
  2. you point it at someone
  3. you keep a shotgun hidden under your clothes

A previous conviction is:

  1. something you used to believe
  2. a past crime you were guilty of
  3. something you did that you regret
  • Задания на замену реплик диалогов, оставляя ответ положительным и др.
  1. Упражнения, направленные на расширение ассоциативных связей, включают в себя [1; с.304]:
  • Задания на составление или расширение списка лексических единиц по определенной тематике.

Например,

Write phrases that you can use when applying for help.

  • Задания на продолжение ассоциограммы с определенным словом.

Например,

Compose the list with all the positions of police officers.

(Investigator, district police officer, detective, traffic inspector, juvenile inspector, dog handler, crime scene technician).

Стоит упомянуть, что из приведенных выше видов подготовительных упражнений, согласно классификации Н.Д. Гальсковой и Н.И. Гез, для дальнейшей работы будут использованы не все. За основу будут взяты только три из них: упражнения, направленные на дифференциацию и идентификацию, на развитие словообразовательной и контекстуальной догадки и упражнения для обучения прогнозированию [1; с.302].

Ниже будут представлены упражнения для формирования и развития лексических навыков по теме «Crime and Punishment» [3]. Стоит обратить внимание, что курсанты уже владеют необходимым минимумом профессионально-ориентированной лексики. Кроме того, работа над формированием лексических навыков длится не одно занятие и рекомендовано комбинировать разные виды речевой деятельности при изучении данной темы.

Итак, первый этап подразумевает ознакомление с новыми лексическими единицами. Для этого выполняется упражнение на развитие такого вида речевой деятельности как чтение, ведь, как известно, навыки и умения взаимосвязаны. В таком случае курсанты под руководством своего преподавателя читают текст «Crime» (Приложение 1) и выделяют для себя незнакомые лексические единицы. В рамках этого этапа и происходит ознакомление с ней.

К незнакомой лексике относятся следующие лексические единицы:  kidnapping, mayhem, larceny, arson, embezzlement, forgery, bribery, perjury, bigamy, treason, riot, obscenity, obstruction of police, felony, misdemeanour, administrative infraction, felon, misdemeanant, jury.

Второй этап – семантизация – раскрытие значения слова. В данном случае наиболее подходящий вариант использовать  беспереводные способы семантизации –  определение (дефиниция), определение значения слова на основе контекстуальной догадки, определение значения слова на основе его внутренней формы. Например, определение (дефиниция) может использоваться при объяснении следующих слов:

  • Kidnapping – a crime of carrying away a person by force with a demand for ransom
  • Mayhem – willful deprivation of a body part resulting in the impairment of a person’s fighting ability.
  • Larceny – the unlawful taking of personal property.
  • Arson – the willful burning of property especially with criminal intent.
  • Embezzlement – the illegal transfer of money or property for personal use.
  • Forgery – the crime of falsely and fraudulently making or altering a document.
  • Bribery – the act or practice of giving or taking money given or promised in order to influence.
  • Bigamy – the act of entering into a marriage with one person while still legally married to another.
  • Treason – the betrayal of a trust.
  • Riot – a violent public disorder.
  • Obscenity – the quality or state of being so excessive as to be offensive.
  • Jury – a committee for judging.

Определение значения слова на основе контекстуальной догадки будет продуктивно для семантизации следующих лексических единиц: felony, misdemeanour, administrative infractions (A felony is the term for a “very serious” crime, whereas misdemeanours are considered to be “less serious” offences. Infractions are the least serious offences). Определение значения слова на основе его внутренней формы (словообразовательные элементы) – felon, misdemeanant.

Кроме того, ввести новую лексику можно при помощи обучающего видео «How to Speak about Crime and Punishment in English» на платформе YouTube. В таком случае раскрытие значения лексических единиц происходит при помощи беспереводного способа – определения (дефиниции). Например, в видео даются следующие дефиницииkidnapping – abducting someone and holding a person captive, often for ransom; larceny – stealing something.

Третий этап – формирование лексических навыков и умений – связан с выполнением подготовительных упражнений обеспечивающих первичное закрепление профессионально-ориентированной лексики. Могут быть использованы следующие виды упражнений:

  1. Упражнения, направленные на дифференциацию и идентификацию [1; с.302]:
    1. Odd one out:
  • manslaughter,  murder, kidnapping, assassination;
  • pickpocket, shoplifter, killer, thief;
  • criminal, police officer, offender, law-breaker;
  • theft, burglary, terrorism, embezzlement;
  • law-abiding citizen, robber, kidnapper, assassinator.
    1. Organize the words into two groups – crimes and offences.

 

illegal parking

bigamy

rape

speeding

mayhem

perjury

forgery

arson

theft

drunken or careless driving

driving a car without an insurance certificate

 

  1. Упражнение в развитии словообразовательной и контекстуальной догадки [1; с.303]:

Translate the word chains:

  • murder – murderer – murderess – murderous;
  • punish – punishment – punishable – punished – punishing;
  • grave – aggravate – aggravated – aggravating;
  • just – justice – unjust;
  • perjury – perjurer – perjure.
  • arson – arsonist – commit arson;
  • kidnappingkidnapperkidnap.
  1. Упражнение для обучения прогнозированию [1; с.303]:

Match the adjectives with the nouns in columns. You may use the adjective more than once.

 

severe

dangerous

skilled

grave

wanted

armed

murderer

punishment

detective

driving

crime

criminal

 

Четвертый этап – формирование лексических умений и их включение в речевую деятельность – способствует использованию лексических единиц в ситуациях общения путем выполнения речевых упражнений. В связи с этим, курсантам предстоит прочитать текст «Crime» с последующим «вычленением» той продуктивной лексики из контекста с которой обучающиеся были ранее ознакомлены с соблюдением трехступенчатой модели обучения чтению (предтекстовой, текстовой и послетекстовой этапы). Стоит отметить, что формирование и развитие умений и навыков не может протекать изолировано. Пример речевого упражнения нацеленного на формирование лексической компетенции:

Retell the text according to the following plan:

  1. The main types of crimes.
  2. Distinctions between felonies, misdemeanours and administrative infractions.
  3. Collateral consequences of felonies and misdemeanours. 

Кроме того, по данной теме может быть использована лексическая игра «Jeopardy», сделанная по типу телевизионной передачи «Своя игра». «Jeopardy» способствует развитию коммуникативной компетенции обучающихся, формированию и развитию лексических навыков, развитию умения говорения, а также развитию умения работать в команде. В игре принимают участие 2 команды по 5-6 человек. Суть игры заключается в ответах на вопросы по определенным темам юридической специальности и получении баллов. Каждая команда отвечает на вопросы различной стоимости, пытаясь опередить друг друга по количеству баллов. Каждый вопрос темы имеет свою стоимость (Таблица 1), при неверном ответе, соответственно, эти баллы вычитаются из общего числа баллов:

Таблица 1

Types of crimes

100

200

300

400

500

Categories of crimes

100

200

300

400

500

The Corpus Delicti

100

200

300

400

500

Agree or disagree

100

200

300

400

500

Начинается игра с выбора первой командой одного из 20 вопросов. Вопрос зачитывается преподавателем, и командир команды может нажать на кнопку и дать ответ на него, если любой из участников команды знает ответ, в том числе и он сам. Стоит уточнить, что обучающиеся в группе примерно с одинаковым уровнем владения языка, поэтому не принимающих участие в игры нет.  В случае правильного ответа стоимость вопросы прибавляется к общему количеству баллов, и эта команда выбирает следующий вопрос. Если в течение 15 секунд на вопрос никто не отвечает, то преподаватель объявляет правильный ответ, а следующий вопрос выбирает та команда, которая выбирала и предыдущий вопрос. Игра продолжается до тех пор, пока не будут разыграны все вопросы. Вопросы по вышеупомянутым категориям могут выглядеть так:

  1. Types of crimes:
  • What types of crimes do you know?
  • What is the difference between “murder” and “manslaughter”?
  • What crime should get the greatest punishment?
  • Are you for or against capital punishment?
  • What types of punishment do you know?
  1. Categories of crimes:
  • What categories of crimes do you know?
  • What is the difference between “jail” and “prison”?
  • What additional penalties can felons receive in the USA?
  • What categories of crimes are there in Canada, Australia, the UK?
  • Give the examples of crimes of each category.
  1. The Corpus Delicti:
  • What are the elements of corpus delicti?
  • What is an object of a crime? What is an immediate object of a crime? Give the examples.
  • What is a crime? Give the definition.
  • Who is a subject of a crime? At what age do persons committing crimes become criminally responsible?
  • In what cases are persons committing crimes NOT criminally responsible?
  1. Agree or disagree:
  • “Society prepares the crime, the criminal commits it”. Explain your choice.
  • “Whoever profits by the crime is guilty of it”. Explain your choice.
  • “Petty laws breed great crimes”. Explain your choice.
  • “The first and the worst of all frauds is to cheat oneself”. Explain your choice.
  • “Every unpunished murder takes away something from the security of every man’s life”. Explain your choice.

Победу одерживает та команда, которая наберет большее количество баллов.

Выше приведенные упражнения направлены на дифференциацию и идентификацию, на развитие словообразовательной и контекстуальной догадки, на обучение прогнозированию, а также включают в себя речевые упражнения с соблюдением всех этапов работы над лексическим материалом. Данные упражнения могут быть использованы на протяжении всего периода работы над формированием лексических навыков у курсантов неязыкового вуза.

Вывод

Таким образом, были разработаны упражнения, нацеленные на формирование и развитие лексических навыков при обучении английскому языку в вузах системы МВД России с использованием лексических игр с использованием трех видов подготовительных упражнений – упражнения, направленные на дифференциацию и идентификацию, на развитие словообразовательной и контекстуальной догадки, упражнения на обучение прогнозированию, а также  с использованием речевых упражнений [1;  с.302]. В процессе разработки упражнений были учтены четыре этапа формирования лексической компетенции, основываясь на классификации А.Н. Щукина [5; с.131].  Необходимо помнить, что речь идет об обучении профессионально-ориентированной лексике в образовательных организациях системы МВД России.

Основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод о том, что формирование любого навыка, в том числе и лексического, требует систематичности, которая достигается путем регулярного выполнения ряда упражнений.

Итак, в результате проведенной работы, удалось разработать упражнения, а также сделать вывод о том, что при работе над формированием лексических навыков во время обучения английскому языку в вузах системы МВД России следует соблюдать строгую последовательность методических действий, что позволит достигнуть высоких результатов в образовательном процессе. 

References

1. Gal'skova, N.D. Teoriya obucheniya inostrannym yazykam. Lingvodidaktika i metodika: uchebnoe posobie dlya studentov lingv. un-tov i fak. in. yaz. vyssh. ped. ucheb. zavedeniy [Theory of teaching foreign languages. Lingvodidactics and methodology: a teaching aid for students of lingu. universities and faculties of foreign languages ​​of higher pedagogical educational institutions] / N.D. Gal'skova, N.I. Gez. – Moskva: Akademiya, 2006. – 336pp.(in Russian)

2. Kravchuk, L.S. O roli inostrannogo yazyka v formirovanii professional'noy kompetencii sotrudnika policii [On the role of a foreign language in the formation of professional competence of a police officer] / L.S. Kravchuk, I.N. Navrockaya, V.D. Zemlyakov. – Nauchnyy recenziruemyy zhurnal «Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl'» [Scientific peer-reviewed journal "Historical and socio-educational thought"]. Tom 7 №6 chast' 2, 2015. – pp. 275-278.(in Russian)

3. Kupriyanchik, T.V. Angliyskiy yazyk dlya yuristov: uchebnik [English for Lawyers: Textbook] / T.V. Kupriyanchik, E.B. Povarisova, N.A. Chetveruhina. – Irkutsk: FGKOU VO VSI MVD of Russia, 2016. – 300pp.(in Russian)

4. Pashkovskaya, N.D. Formirovanie leksicheskogo navyka pri obuchenii inostrannomu yazyku studentov yuridicheskoy special'nosti [Formation of lexical skills in teaching foreign languages ​​to students of legal specialty] / N.D. Pashkovskaya. – Pedagogicheskie nauki: Sputnik +.[Pedagogical Sciences: Sputnik] №6, 2009. – pp. 193-196.(in Russian)

5. Schukin, A.N. Metodika prepodavaniya inostrannyh yazykov: uchebnik [Methods of Teaching Foreign Languages: Textbook] / A.N. Schukin, G.M. Frolova. – Moscow: Akademy, 2015. – 289pp.(in Russian)

Reviews
1. Formation of lexical skills in teaching English in universities of the Russian Ministry of Internal Affairs using lexical games Authors: Zemzereva Valentina


Login or Create
* Forgot password?