from 01.01.2023 until now
The Charitable Foundation for Mental disabilities "Unity"
Moscow, Russian Federation
Russian Federation
BBK 74 Образование. Педагогическая наука
The article provides an overview of the concept of a multisensory environment and analyzes its possibilities for sensory-integrative education of first-graders at the stage of adaptation and younger schoolchildren from displaced families . The theoretical and methodological grounds for conducting an experiment in schools in Moscow and the Moscow region are considered in connection with the increasing number of first-graders who have problems at the stage of adaptation, and younger schoolchildren from displaced families who have problems integrating into a new socio-cultural environment for them. An overview of modern foreign and domestic research on the mental and physical development of children and factors contributing to learning difficulties is presented. The differences and unifying points are analyzed from the perspective of modern research in the field of sensory-integrative approach to understanding the lack of competence of teachers in working with younger displaced schoolchildren and first-graders at the stage of adaptation. One of the aspects of the psychological well-being of students in the educational process is the early identification and overcoming of learning difficulties in primary school. In conclusion, the authors consider the main problems and possibilities of organizing psychological and pedagogical support for the learning process in primary school based on an integrative approach (the concept of a multi-sensory environment), including through the training of specialists in this field to work with younger schoolchildren.
the concept of Snoezelen-MSE, professional development of teachers, the stage of adaptation, first-graders, displaced children, primary school
Наше исследование берет начало в практике деятельности эрготерапевтов и специальных педагогов Snoezelen-MSE в работе с первоклассниками на этапе адаптации и младшими школьниками из семей переселенцев в Чехии, городе Прага, в нейро-реабилитационной клинике Аксон.
Работа заключалась в создании специального пространства и занятий в нём с детьми для того, чтобы не только восстановить утраченные в связи с длительным стрессом функции их организма (восстановление режима дня: питания, сна и т. д.), восстановить психические процессы, но и предвосхитить желание обучаться новым навыкам. С 2023 года исследование продолжилось в городе Курск, на базе Красного Креста, где проводились специальные занятия для группы младших школьников и индивидуальные занятия с ними. Целью этих занятий было восстановление психофизического состояния детей после переселения на безопасную территорию в условиях специальной военной операции. После 6 месяцев регулярных занятий в специально-организованной среде дети успешно интегрировались в новую среду в школе.
Одна из первых дефиниций Снузилен- мультисенсорная среда, которая была введена на сайтах международной ассоциации специалистов – пространство, которое может создавать диаметрально противоположные эффекты в зависимости от цели и состояния клиента. Оно может быть релаксирующим (приглушенный свет, пузыри в колбе, теплая вода, водная постель) и активизирующим (батут, стимулирующие звуки и запахи, колючие поверхности, прохладный воздух, вода). Также специальное пространство может усиливать восприятие, снижать чувство страха и тоски, усиливать чувство уверенности и безопасности, содействовать социализации и развитию отношений, приносить радость, создавать возможности для комплексного развития.
Термин «клиент» из данной терапевтическо-реабилитационной сферы в настоящее время постепенно переносится в образовательную, где под клиентом понимается обучающийся, а под специалистом – педагог (в данном исследовании – начальной школы). Опираясь на собственный опыт и опыт работы других Cнузилен-педагогов, мы предполагаем, что использование концепции Снузилен в педагогике сегодня является актуальным для указанных выше категорий обучающихся. В связи с этим целью нашего исследования является апробация данной концепции в педагогике начальной школы.
Уже в семидесятых годах в Нидерландах появились первые мультисенсорные комнаты. Имеются ввиду комнаты, которые созданы для поддержки восприятия органов чувств (слух, зрение, осязание, обоняние, проприоцепция3 и вкус). Они были созданы для пациентов с нарушениями восприятия, имеющими такие диагнозы, как деменция, аутизм, гиперактивность.
Самостоятельный концепт Снузилен появился на основе теории двух американских психологов – Клеранда и Кларка (1966 год), которые основали "Сенсорный кафетерий". Они опубликовали исследование, проведенное в этом пространстве. Его целью была поддержка и развитие коммуникативных возможностей людей с пороками развития, гиперактивностью, нарушением поведения, длительным стрессом, депрессией и аутизмом, так как в обычной жизни такая категория людей не социализирована. Было произведено изменение поведения благодаря выбранным стимулам органов чувств. Так, людям были предоставлены зрительные, слуховые, кинестетические, осязательные и другие стимулы в комнатах, приспособленных соответствующим образом. Это должно было стать первым опытным шагом к коррекции развитию личности. Результатом стал положительный опыт коммуникации в группе и с родными из семьи.
Из этого исследовательского материала изначально исходили Эд Вергейл и Ян Гулсеге, голландские специалисты, которые в условиях государственной помощи развили сенсорную активность, как спонтанную свободную активность людей с тяжелыми ментальными и комбинированными нарушениями. Именно проблематика работы со сложными случаями (пороки развития, аутизм, стресс, отклоняющееся от нормы поведение) была вдохновением к созданию первых специальных комнат, которые глобально отличались от обычного пространства, в котором они постоянно двигались и жили. Главной мыслью и целью в этом голландском учреждении было улучшение коммуникационного канала между клиентом с его проблемой и специалистом.[3] Это привело к улучшению самочувствия пациентов, отмене некоторых медицинских препаратов и возможности социализироваться среди здоровых людей.
Понятие «snoezelen» было образовано двумя вышеупомянутыми авторами из комбинации голландских понятий: «snuffelen» и «doezelen», -которые можно перевести как «чувствовать» (в смысле обонятельных ощущений) и «релаксировать». В русском языке для этого выражения пока нет адекватного эквивалента, поэтому обычно используется оригинальный термин «snoezelen». С 2012 года было принято название «концепт snoezelen-MSE», возникшее после присоединения к данной деятельности американских и австралийских сообществ специалистов, работающих в такой же философии, но использующие синоним «MSE», означающий «мультисенсорную среду», «мультисенсорное пространство». Это изменение принесло международной организации ряд прекрасных и узнаваемых специалистов таких как профессор Пол Пальяно, Энтони Мак-Кравитц, Анна-Мария Гонсалес Галли и другие.
Эд Вергейл и Ян Гулсеге начали с того, что поставили так называемую "сенсорную палатку", в ней были установлены приспособления для развития чувствительных стимулов (главным образом зрительных, слуховых и обонятельных). После первого успеха презентации комнаты эти воспитатели начали создавать специальные комнаты, так как появился большой интерес к этому методу. Получив предложение от профессора Мавритуса Эйгендала (Maurits Eijgendaal) направить практическую работу специалистов- реабилитологов для людей с ограниченными возможностями главным образом на развитие их сенсорных чувств. После множественных презентаций в Нидерландах появился под их руководством центр Snoezelen. Суть проводимых в данном центре занятий заключалась в том, что благодаря пробуждению в клиентах положительного эмоционального состояния (радости) и желания к совместному взаимодействию (трудотерапия, эрготерапия, психотерапия, релаксация, обучение) в такой атмосфере на основе доверия происходит естественное развитие личности.
Постепенно подобные методы стали применяться в отношении обучающихся, имеющих различные физические или поведенческие отклонения. Отличительными особенностями взаимодействия педагогов с детьми в реализации Снузилен-концепции являются следующие:
- активность обучающегося прежде всего ориентирована на процесс, без особой направленности на результат;
- занятие проводится в оригинальном, создаваемом педагогом сенсорном Снузилен-пространстве;
- в рамках Снузилен-концепции используются мультисенсорные и компенсационные виды активности, которые предлагаются обучающемуся с целью его мотивировать, развить, замедлить или активизировать, в зависимости от индивидуальных задач развития.
Методика была принята представителями ISNA-MSE (International Snoezelen Association - Multisensory Environment). Международная Snoezelen ассоциация- мультисенсорная среда в 2012 году на форуме в Алабаме, в США. Он прошел при участии ведущих представителей концепции Snoezelen-MSE (Эд Вергейл – основатель; Ян Гилсеге сооснователь; Мавритус Эйгендал – президент ISNA-MSE; Пол Пальяно, Криста Мертенс, Сандра Форнес) на котором совместно представители Алабамского университета работали над новой методикой Снузилен.
Последовательность действий в методике Snoezelen-MSE детально преподается будущим педагогам в Институте Snoezelen-MSE (Чехия) так, чтобы после прохождения базового курса педагоги понимали и разбирались в её практическом применении.
Специальная мультисенсорная среда Снузилен определена как динамическое пространство интеллектуального содержания, созданное на чутком, доверительном отношении между клиентом, опытным специалистом и контролируемым пространством, в котором предлагается много стимулов для органов чувств. Снузилен руководствуется этическими принципами обогащения качества жизни. Этот общий концепт можно применять в терапии, в образовании и в мероприятиях для досуга, он реализуется в специально предназначенном для этого пространстве. Специальное пространство подходит для всех детей, особенно для детей со специальными потребностями, в том числе, для детей с нарушениями аутистического спектра и ОВЗ.
Популярность концепции Снузилен постоянно растет, и это может улучшить систему помощи и воспитания не только в государственных учреждениях, но и в частных центрах, и на дому. Концепция мультисенсорных комнат появилась в Нидерландах, а затем распространилась по всему миру. После множества исследований была официально подтверждена для разных категорий людей – с медицинскими диагнозами, а также с проблемами поведения и при длительном стрессе.
Нужно учитывать и риски, о которых уже сегодня знаем, а именно, что неструктурированная и непродуманная работа, неправильное использование пространства и непрофессиональность ведет к ухудшению состояния, стимульной дезориентации или даже к перегрузке ощущений клиента. Человек начинает сам ухудшать свое состояние (болезнь, стресс, плохое поведение). Работа в мультисенсорных комнатах должна быть ясная и осмысленная, комнату нельзя захламлять как «склад». Работа в Снузилен должна иметь свою последовательность и цель. С момента своего возникновения концепт Snoezelen пережил много изменений. Во всем мире специалисты, которые имеют квалификацию Снузилен-педагога, воспринимают его по-разному. Это может быть дополнительной активностью во время других целенаправленных занятий, а может составлять отдельный вид терапевтической и воспитательной деятельности.
Снузилен-концепт сейчас может быть определен как интегративный подход, применяемый специалистами в рамках разных видов активности с целью активной стимуляции через световые, звуковые, тактильные, обонятельные и вкусовые стимулы. Сутью этого концепта является предоставление клиенту/обучающемуся индивидуальной сенсорной стимуляции в специально созданном пространстве, что при правильно поставленных целях может способствовать развитию когнитивных функций головного мозга, логических и абстрактных процессов мышления и памяти.
В рамках продолжения нашего исследования мы хотим использовать концепцию Снузилен для повышения квалификации педагогов в работе с младшими школьниками на этапе их перехода в первый класс, при стрессовых ситуациях (в случаях с переездом), а так же младших школьников- билингвов (дети владеющие двумя языками). В том числе одной из задач является научное обоснование необходимости выделения данного направления в деятельности школьного педагога в качестве значимого в работе с определёнными категориями детей, наряду с основными видами деятельности.
В целом по региону города Москвы, по данным работающих здесь психологов и нейропсихологов, отмечается отсутствие Снузилен помощи первоклассникам на этапе адаптации и младшим школьникам из семей переселенцев. Важным аспектом является факт неготовности учителей начальной школы к определению механизмов затруднений в обучении и к пониманию связи данных проблем с недостаточностью сенсорного развития, к осуществлению гибкого учебного процесса с такими детьми, имеющими, в связи с этим особые образовательные потребности.
В основе занятия, согласно концепции Снузилен, лежат индивидуальные задатки, знания и умения обучающегося, его жизненные приоритеты, предпочтения, потребности, желания, его возможности социализации и культурного включения. Педагог Снузилен использует современные техники и методы, которые развивают умения и знания, полностью ориентированные на обучающегося, с целью удовлетворения физических, эмоционально-психических и душевных потребностей.
Таким образом, обобщая, мы можем сказать, что цель и суть Снузилен заключается в стремлении педагога понять и помочь воплотить настоящие потребности, предпочтения обучающегося и его желание сконцентрироваться и выполнить задание, получив удовлетворение и радость, или расслабиться, прийти к спокойному психическому состоянию.
Самой большой и бесспорной пользой Снузилен является его многофункциональность, которая отличает его от других подобных методов. Специально созданное педагогом положительно настроенное пространство можно использовать как для релаксации, так и для активизации, для познания, взаимодействия и выполнения поставленных целей.
Одной из задач нашего исследования является анализ необходимых педагогу, работающему в концепции Снузилен, дополнительных компетенций.
Для начала обозначим принципиально важные качества такого педагога.
Педагог должен быть внимательным и чутким, иметь специальную восприимчивость по отношению к ребёнку. Термин «специальная восприимчивость» обозначает главным образом умение распознать клиента/ обучающегося, как организм, его проприоцепцию. Также он должен иметь повышенное внимание к его особенностям и конструктивные установки к ним, эмоциональный интеллект - качества, необходимые для распознавания глубинных социальных потребностей клиента/ обучающегося. Педагог Снузилен должен обладать эмпатией. Следующим важным элементом является активная форма слушания. Основным является желание заниматься распознаванием состояния клиента/ обучающегося и при этом не транслировать свое состояние ему. Также очень важной способностью является терпеливость, умение отличить то, что клиент/ обучающийся говорит, от того, что он хочет сказать и что ему действительно нужно для улучшения состояния. Необходимо уметь тестировать способности, определять ресурсы для развития таланта клиента/ обучающегося, находя правильные виды активности для их развития [3].
Педагог в Снузилен должен быть компетентной и ответственной личностью. Одним из базовых правил работы в Снузилен является то, что клиент/ обучающийся ничего не должен, ни к чему не принуждаем и ему практически все (кроме травматизма) позволено. Это правило является самым главным для педагога, оно неизменно в Снузилен. Педагог должен приспособить свои цели и методы к обучающемуся или клиенту таким образом, чтобы реакция выполнения наступала всегда в радости.
Согласно нашей гипотезе, необходимо обучение практикующих педагогов начальной школы концепции Снузилен, в результате чего, как мы предполагаем, на качественной диагностической основе будет осуществлена полная интеграция младших школьников в эффективный образовательный процесс. Как показывает практика, продолжительность процесса интеграции индивидуальна, но обычно в условиях Снузилен-пространства при наличии подготовленных педагогов укладывается в один учебный год. Для описания полного перечня необходимых дополнительных компетенций педагога начальной школы, способного работать согласно концепции Снузилен, необходимо проведение специального исследования. А затем апробация обновленной модели такой деятельности в условиях начальной школы для соответствующих категорий обучающихся.
1. Bozhovich, L. I. Lichnost' i eë formirovanie v detskom vozraste: monografiya [Personality and its formation in childhood: monograph] / L. I. Bozhovich. - Moskva: Prosveschenie, 1968. - 464 pp. – (Psihologicheskoe issledovanie) [Psychological research].(in Russian)
2. Vygotskiy, L. S. Myshlenie i rech': monografiya [Thinking and speech: monograph] / L. S. Vygotskiy; pod redakciey V. Kolbanovskogo – Moskva: Poligrafkniga, [Polygraphbook] 1934. - 362 pp.- (Psihologicheskoe issledovanie)[Psychological research].(in Russian)
3. Elagina, M. G. Krizis 7 let i podhod k ego izucheniyu [The 7-year crisis and an approach to its study] / M. G. Elagina // Novye issledovaniya v psihologii i vozrastnoy fiziologii [New research in psychology and developmental physiology] . - 1989.- № 1 – pp. 37–42(in Russian)
4. D'yachenko, O. M. Puti aktivizacii voobrazheniya doshkol'nikov: uchebnoe posobie [Ways to Activate the Imagination of Preschoolers: A Tutorial] / O. M. D'yachenko. - Moskva: VINITI, 1996. - 197 pp. - (Professional'noe obrazovanie) [Professional education].- ISBN 5-88919-007-5.(in Russian)
5. Razvitie social'nyh emociy u detey doshkol'nogo vozrasta : Psihol. issled. [Development of social emotions in preschool children: Psychological research.] / [A. V. Zaporozhec, Ya. Z. Neverovich, A. D. Kosheleva i dr.]; pod red. A. V. Zaporozhca, Ya. Z. Neverovich; NII doshk. vospitaniya APN SSSR. [Research Institute of Preschool Education] - Moskva : Pedagogika [Pedagogy], 1986. - 172,[2] p.(in Russian)
6. Kravcova, E. E. Psihologicheskie problemy gotovnosti detey k obucheniyu v shkole [Psychological problems of children's readiness for school] / E. E. Kravcova; NII doshk. vospitaniya APN SSSR.[Research Institute of Preschool Education] - Moskva : Pedagogika [Pedagogy], 1991. - 150,[2] p. - (Obrazovanie. Ped. nauki. Ped. psihologiya)[Education. Pedagogical sciences. Pedagogical psychology].; ISBN 5-7155-0381-7.(in Russian)
7. Manuylov, Yu. S. Sredovoy podhod v vospitanii [Environmental approach in education] – 2-e izd., pererab. – Moskva; N. Novgorod: Izd-vo Volgo-Vyatskoy akademii gosudarstvennoy sluzhby, [Publishing House of the Volga-Vyatka Academy of Public Administration] 2002. – 157 pp. - ISBN 5-85152-230-5.(in Russian)
8. Filatova, R.[3] Využití kompenzačních pomůcek v praxi. Skriptum pro kurz Využití kompenzačních pomůcek v praxi. Frýdek Místek: Institut Snoezelen-MSE konceptu [Ispol'zovaniye kompensatsionnykh sredstv na praktike. Stsenariy kursa Ispol'zovaniye kompensatornykh sredstv na praktike. Fridek Mistek: Kontseptsiya Instituta Snuzelen-MSE], 2014. - pp 66. - ISBN 978-80-260-6333-9.