ON THE QUESTION OF THE PRACTICE OF APPLICATION OF POLITICAL AND EDUCATIONAL WORK IN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
Organization of political and educational work in extreme and special conditions of service is a complex and responsible process. Understanding the importance of this activity and the effective use of appropriate methods and tools are an integral part of ensuring national security and stability in society. This article examines the most pressing problems facing the law enforcement system and arising in the constantly improving realities associated with the emergence of special conditions of service and the possibility of conducting political and educational work in these conditions. The article also touches upon the issue and problems of the lack of methods for conducting political and educational work with personnel in special conditions, as well as issues of legal consolidation of some mechanisms for working in these conditions. The issue of the significance of special and extreme conditions, which to this day remain unfixed in the conceptual and categorical apparatus of the legislator, is considered. The object of the study is the process of organizing political and educational work with personnel in special conditions. The subject of this study will be the content and methods with the help and on the basis of which the methodology for conducting political and educational work is formed. The purpose of examining this issue will be to analyze the practice of applying political and educational work in the Russian Federation's Internal Affairs Bodies in order to identify its current problems, effective methods and areas for improvement by developing a memo on organizing political and educational work with the personnel of the Internal Affairs Bodies in special service conditions.

Keywords:
Special conditions; educational work; political and educational work; personnel; employees of the Internal Affairs Directorate, temporary detention facilities, patriotic education, personal example of the leader, special conditions, extreme conditions
Text

Введение

Политико-воспитательная работа в органах внутренних дел (далее - ОВД) Российской Федерации является одним из ключевых факторов поддержания высокой морально-психологической устойчивости сотрудников, их профессионализма и преданности делу. В современных условиях, с учетом усложняющейся криминогенной обстановки, роста террористических угроз и информационных войн, роль политико-воспитательной работы становится еще более значимой. В условиях экстраординарных ситуаций правоохранительным органам приходится сталкиваться с уникальными вызовами, требующими специальных подходов к политико-воспитательной работе. Ее организация играет важную роль в обеспечении безопасности, поддержании общественного порядка и мобилизации личного состава и общества в целом.

В статье мы рассмотрим основные аспекты организации политико-воспитательной работы в экстремальных и особых условиях службы, а также ее значение в обеспечении безопасности и поддержании стабильности в обществе.

В качестве теоретико-правовых источников подготовки данного исследования выступили: Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ (ред. от 26.02.2024, с изм. от 12.10.2023) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Приказ МВД России от 27 августа 2024 года № 500 (последняя редакция) «Об утверждении Положения о порядке организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации», Приказ МВД России от 1 февраля 2018 года №50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации» (с изм. от 30 января 2023), а также различные научные статьи и учебные пособия.

Результатом данного рассмотрения вопроса является выведение методической памятки по организации политико-воспитательной работы с личным составом ОВД в особых условиях службы, поскольку такие условия – являются отклонением от нормальных и требуют повышенной социальной защиты и нормативного закрепления законодателями.

Научная новизна

 Новые реалии жизни трактуют нам новый образ жизни. В феврале 2022года произошли резкие изменения, касающиеся всех сфер общественной жизни: создание новых нормативных актов, изменение некоторых порядков и устоев, введение Военного положение на некоторых территориях Российской Федерации. С крупномасштабными межгосударственными конфликтами, в которые информационно, политически, экономически, патриотически и нравственно втянуто все население страны, за последние несколько десятилетий мы столкнулись впервые. Экстремальные и особые условия в связи со сложностью реализации служебной деятельности требуют особого подхода, особого правового закрепления.

Практическая значимость

Вопрос о совершенствовании правовых, патриотических, высоконравственных государственных и иных знаний у личного состава никогда не стоял так остро, как сейчас - в нынешних реалиях жизни. Поэтому практическая значимость исследования – восполнение теоретической базы и устранение пробелов в теме организации политико-воспитательной работы в особых условиях службы, а также разработка рекомендаций и методов проведения политико-воспитательной работы в особых условиях службы.

Выводы

Политико-воспитательная работа в особых условиях службы – это сложный и требующий тщательной подготовки процесс, который ведется по всем направлениям деятельности кадров, во всех подразделениях в нескольких видах. Ее классификация, форма, методика и содержательность во время экстремальных условиях зависит от характера возникновения этих условий. А так, как особые условия – это особая обстановка, ставящая под угрозу жизнь здоровье прежде всего граждан, то является одним из приоритетных направлений деятельности [7].

В самом начале для устранения пробелов в понятийно-категориальном аппарате хотелось бы дать определение ключевым терминам.

Поскольку четкой формулировки определения особые условия в нормативно-правовых актах нет, приведем понятие согласно Федеральному Закону от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», особыми условиями службы в ОВД признаются: «период действия военного положения или чрезвычайного положения, период проведения контртеррористической операции, специальных и иных определенных Президентом Российской Федерации операций и выполнения задач в области территориальной обороны, в условиях вооруженного конфликта, при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций, при пресечении массовых нарушений общественного порядка и угроз общественной безопасности и в иных подобных, критических по степени опасности и последствиям для граждан, общества и государства особых условиях природного, биологического, техногенного или социального характера допускаются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, на период действия особых условий изменение режима служебного времени сотрудника органов внутренних дел, возложение на него дополнительных обязанностей, командирование его в другую местность, временный перевод его в другое подразделение без изменения характера службы в органах внутренних дел и установление иных особых условий и дополнительных ограничений без согласия сотрудника».

Экстремальные условия службы – «чрезвычайные обстоятельства или выходящая за рамки обычного обстановка, в которой осуществляется жизнедеятельность людей. Наиболее часто экстремальные условия возникают в период боевых действий, стихийных бедствий, неблагоприятных климатических и гидрометеоусловий, катастроф (аварий) и т. д. Как правило, Экстремальные условия связаны с тяготами и лишениями, опасностью для жизни и здоровья людей, с отрицательным физическим и психологическим воздействием на организм человека. К основным характеристикам относятся интенсивность, внезапность возникновения, продолжительность действия» [4].

Согласно Приказа МВД Политико-воспитательная работа (далее – ПВР) – «представляет собой комплекс мероприятий, направленных направлена на формирование личности сотрудника как гражданина, патриота и профессионала, а также на закрепление в его сознании соответствующих знаний, ценностных ориентиров, взглядов, убеждений, установок и чувств».

Морально-психологическое обеспечение в ОВД включает в себя следующие виды:

  1. Политико-воспитательную работу.
  2. Культурно-просветительскую работу.
  3. Психологическую работу.
  4. Морально-психологическую подготовку.
  5. Работу по поддержанию служебной дисциплины и законности.
  6. Социальную работу.
  7. Морально-психологическое обеспечение в особых условиях.

Среди которых сегодня одним из важнейших видов является ПВР, позволяющая формировать определенные качества у сотрудников, для готовности к действиям по выполнению оперативно-служебных задач в экстремальных ситуациях и особых условиях деятельности. В настоящее время потребность в ПВР особенно стала актуальна в связи с началом специальной военной операции (далее – СВО) 24 февраля 2022 г. на территориях Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей, целью которой является защита независимости и прав на самоопределение народов, проживающих на этой исторически русской земле, а также обеспечение геополитической и экономической безопасности граждан Российской Федерации и всего Русского мира. Сотрудники в составе подразделений временной дислокации на сопредельных и вновь присоединенных территориях, находясь в непосредственной близости с линией фронта и зонами повышенной террористической опасности, осуществляют свою служебную деятельность в этих условиях. Как и у любых других людей, у сотрудников полиции в экстремальных условиях деятельности могут проявляться негативные психоэмоциональные состояния, сомнения в выбранной профессии, желание преступить закон, непонимание ситуации и пробелы в знании законодательства, симптомы посттравматического стрессового расстройства. В связи с этим возникает острая необходимость в организации со стороны руководящего состава органов и подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – МВД России), ответственных сотрудников осуществления качественной политико-воспитательной работы с личным, направленной на формирование у сотрудников государственно-патриотического мировоззрения, высоких гражданских, профессиональных и психологических качеств, обеспечивающих морально-психологическую готовность к выполнению служебных обязанностей в любых условиях.[3, с. 6-10].

«Согласно Приказа МВД России от 27 августа 2024 года № 500 (последняя редакция) «Об утверждении Положения о порядке организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» (Далее – Приказ МВД России), что основными направлениями политико-воспитательной работы являются:

  1. Патриотическое воспитание;
  2. Профессиональное воспитание;
  3. Правовое воспитание;
  4. Духовно-нравственное воспитание;
  5. Этическое воспитание.

Поскольку особые условия – это чаще всего непредсказуемые или внезапно возникшие ситуации, а значит требующие тщательной подготовки и сосредоточения основных усилий на доведении и разъяснении личному составу:

«Государственной политики, направленной на защиту основ конституционного строя Российской Федерации и достижение национальных целей развития.

Особенностей общественно-политической обстановки, решений высшего руководства страны, Министра внутренних дел Российской Федерации, направленных на обеспечение законности и правопорядка.

Актуальных вопросов противодействия преступности, задач, стоящих перед органами внутренних дел, с учетом оперативной и криминогенной обстановки, складывающейся в стране и регионе.

Основ укрепления культурно-исторического, межконфессионального и межнационального единства народов России, защиты исторической правды в отношении фактов и событий отечественной истории и истории органов внутренних дел.

Примеров совершения сотрудниками подвигов, их мужественных и решительных действий, положительного опыта служебной деятельности ».

Политико-воспитательная работа в ОВД многогранна и направлена на формирование у сотрудников государственно-правового мировоззрения, патриотизма и ответственности за судьбу Отечества, глубокого понимания государственной политики в сфере обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности, чувства гордости за профессию и верности присяге. Она также способствует развитию нравственной мотивации к добросовестному труду, повышению профессионального мастерства и общей культуры, противодействует распространению деструктивной идеологии и формирует устойчивость к информационному давлению, а также поощряет участие в проектах гражданского общества и воспитывает у сотрудников строгое соблюдение законодательства.

Важнейшим моментом для понимания организации политико – воспитательной работы является определения субъекта деятельности. Таким образом, опираясь на Приказ МВД России субъектами политико-воспитательной работы являются руководители (начальники), заместители руководителей (начальников) органов, организаций, подразделений МВД России, курирующие работу с личным составом, руководители (начальники), сотрудники подразделений морально-психологического обеспечения (подразделений по работе с личным составом), руководители (начальники) структурных подразделений органов, организаций, подразделений МВД России, а также иные должностные лица, на которых возложены функции морально-психологического обеспечения. А в образовательных организациях МВД России субъектами политико-воспитательной работы также являются профессорско-преподавательский (преподавательский) состав, начальники факультетов, курсов, их заместители, командиры взводов, их заместители, командиры отделений.

Руководители ОВД выполняют огромное количество разнонаправленных задач, связанных, как с профессиональной специализацией служебной деятельности подчинённого подразделения, так и с чисто управленческими задачами по руководству вверенным личным составом. Указанная разнонаправленность управленческой деятельности руководителей ОВД затрудняет изучение их личностно-профессиональных компетенций и требует дополнительной проработки с учётом общей специфики деятельности. В свою очередь развитие личностно-профессиональных компетенций руководителей ОВД позволяет им успешно осуществлять управленческую деятельность как в повседневных, так и особых условиях службы, идя в ногу со временем и отвечая постоянно возникающим новым вызовам, что во многом определяет эффективность оперативно-служебной деятельности подчинённого подразделения и ОВД в целом [5].

ПВР с личным составом в особых условиях должна включать не только ее отдельные виды и формы направления государственной политики, основы укрепления ценностных ориентиров, но и в зависимости от сложившихся особых или экстремальных условий - характер задач, необходимых к выполнению, анализ правовой базы, характеризующий саму ситуацию, меры личной безопасности, информацию с контекстом на мотивацию, высокие моральные и нравственные ценности, повышение морального духа сотрудников [1, с.75- 77].

Таким образом можно выделить следующую классификацию ПВР в зависимости от характера сложившихся условий:

1. Особенности проведения ПВР при введении военного или чрезвычайного положения.

2. Особенности проведения ПВР при контртеррористических, специальных и иных операциях.

3. Особенности проведения ПВР при вооруженных конфликтах.

4. Особенности проведения ПВР при ликвидации последствий различных факторов.

5. Особенности проведения ПВР при пресечении массовых нарушений общественного порядка и угроз общественной безопасности.

6. Особенности проведения ПВР в иных подобных, критических по степени опасности и последствиям для граждан, общества и государства особых условиях природного, биологического, техногенного или социального характера [7, 24-26].

Для каждой классификации должна быть разработана методика проведения ПВР, согласно которой будут учитываться необходимые знания, для качественно выполнения сотрудниками своих должностных обязанностей, а также прав при введении особого правового режима или же ограничении их.

Таким образом, исходя из социально-политической ситуации, актуальных потребностей самой системы органов внутренних дел Российской Федерации и условий протекания службы личного состава, чья деятельность постоянно связана с ситуациями повышенного риска для жизни и здоровья, существует острая потребность в организации и осуществлении качественной воспитательной работы с личным составом в целях недопущения информационной безграмотности сотрудников, подмене их ценностей, путем дезинформации, пробелов в законодательстве и иных случаях [2, 9].

Так, хотелось бы акцентировать внимание, на наиболее частых вопросах организации ПВР с личным составом ОВД в особых условиях службы и предложить некоторые рекомендации по организации ПВР в особых условиях.

Рекомендации по организации политико-воспитательной работы с личным составом МВД в особых условиях службы:

Введение к рекомендациям:

Политико-воспитательная работа с личным составом МВД как в повседневных, так и в особых условиях службы - это сложный и многогранный процесс, требующий специального подхода. Современное воспитание — это процесс планомерного всестороннего формирования личности и коллектива в соответствии с целями, задачами и поставленными перед воспитателем. Он включает:

⁃        систему идеологических воздействий на сознание и поведение воспитуемых;

⁃        организацию их жизни и деятельности;

⁃        обеспечение правильных взаимоотношений между воспитателями и воспитуемыми и между воспитуемыми как членами коллектива;

⁃        заботу о здоровье, развитии физических сил, удовлетворении разумных материальных и духовных потребностей воспитуемых;

⁃                 формирование у них потребности и умения самовоспитания.

Все эти компоненты процесса воспитания составляют единую целостную систему, комплексно реализуемую в целенаправленной активной деятельности. Учитывая современные геополитические условия в мире, осознавая актуальность ценностно – смысловых аспектов на современном этапе, считаем, что особое внимание необходимо уделять политико-воспитательной работе, для формирования общего мировоззрения сотрудников органов внутренних дел. Для оптимизации и упрощения процесса выбора форм и методов ведения воспитательной работы по данному направлению, считаем целесообразным предложить рекомендативный инструментарий. Данные рекомендации предназначены для руководителей, сотрудников для подразделений по работе с личным составом и психологов МВД, чтобы помочь им организовать эффективную политико-воспитательную работу, способствующую повышению морально-психологической устойчивости сотрудников, укреплению патриотизма и профессионализма.

Основные принципы:

Актуальность: Воспитательные методы и способы воздействия должны соответствовать реальным условиям службы, актуальной психологической обстановке и решать поставленные задачи и проблемы вверенного личного состава, удовлетворять потребности сотрудников.

Индивидуальный подход: необходимо учитывать личностно – профессиональные качества каждого сотрудника, его мотивацию, жизненный и служебный опыт, психологическое состояние и семейные обстоятельства.

Комплексность: целесообразно сочетать различные формы и методы работы: лекции, беседы, дискуссии, показ видеоматериалов, тренинги, спортивные мероприятия, культурные мероприятия, психологические консультации, работу с семьями.

Взаимодействие: необходимо создавать актуальную систему взаимодействия между руководством, сотрудниками для подразделений по работе с личным составом, психологами, общественными организациями, семьями сотрудников.

Основные направления для проведения политико - воспитательной работы:

1. Идеологическая работа:

  • Пропаганда государственной политики и законодательства. Целесообразны на постоянной основе, ежедневные беседы с личным составом в рамках инструктажей перед заступлением на службу для выполнения оперативно – служебных задач. Данная работа должна быть направлена на повышение уровня осведомленности о политических и социальных вопросах на современном этапе. Формирование системы взглядов, концепций, ценностей для основополагающего и фундаментального функционирования государства, а также на повышение общего морального и боевого духа сотрудников ОВД. Для понимания нетерпимости к насаждаемой чужеродной идеологии и необходимости борьбы с врагом. На высоком уровне должен применяться метод убеждения, чтобы в значительной мере, метод
  • Повышение патриотизма и гражданского сознания. Проводите беседы, лекции, показы видеоматериалов о защите Родины, истории органов внутренних дел, героических сотрудниках и настоящих патриотах совей страны.
  • Профилактика экстремизма и терроризма. Необходимо на постоянной основе информировать о современных признаках возможной экстремистской и террористической деятельности, о способах борьбы и методах противодействия.
  • Пропаганда морально-этических норм. Для достижения данной цели необходимо использовать мотивационные беседы , необходимо делать акцент на самовоспитании сознательной дисциплины и законности, ответственность за принадлежность к профессии, самоотверженность, милосердие и коллективизм, как основных направлений российских духовно – нравственных ценностей.
  • Поднятие морального духа у сотрудников ОВД проходящих службу в особых условиях является ключевым аспектом успешного выполнения ими служебных задач. Высокий моральный дух способствует не только улучшению боевой эффективности всего подразделения, но и способствует укреплению взаимопомощи и командного духа внутри подразделения. Важно помнить, что моральное состояние сотрудников несущих службу в особых условиях напрямую влияет на их готовность к выполнению поставленных задач, что делает работу по его поднятию неотъемлемой частью общей системы политико-воспитательной работы в органах внутренних дел. Также важным является создание атмосферы поддержки и доверия, где каждый сотрудник чувствует свою значимость и необходимость в коллективе, понимает ключевое значение своей служебной деятельности для достижения общих целей. Данного момента невозможно добиться без личной примерности руководящего состава и ключевых фигур наставников обладающих авторитетом.

2. Психологическая поддержка:

  • Регулярную психологическую поддержку, осуществляемую на постоянной основе необходимо разделить на две подгруппы: для руководителей органов внутренний дел и подчиненных сотрудников. Целесообразно проводить работу комплексно, используя разработанные психологические программы для профилактики стрессов, профессиональной деформации и выгорания сотрудников органов внутренних дел с различным стажем служебной деятельности, развитию самоконтроля, укреплению психологической устойчивости.
  • Индивидуальные консультации. По запросу и при необходимости важнейшим аспектом психологической помощи является предоставление возможности индивидуальных консультаций с психологом.
  • Необходима организация времени отдыха и релаксации для психологической разгрузки и восстановления психологического здоровья.

3. Профессиональная подготовка:

  • Поддержание на должном уровне профессиональных навыков действий в особых условиях, изучению современными методов тактико – специальной подготовки, тактической медицины, мобилизационной подготовки.

4. Работа с семьями сотрудников:

  • Предоставьте семьям допустимую и актуальную информацию о службе их родственников и о мерах их общей и частной поддержки.
  • По необходимости предоставлять психологическую помощь семьям сотрудников в случае их психологической неустойчивости и возможной дестабилизации морального духа сотрудников из числа проходящих службу в особых условиях, посредством организации встреч и мероприятий. Возможно создать удобную в использовании платформу для взаимодействия между руководством и семьями сотрудников ОВД.

5. Использование современных технологий:

  • Интернет-ресурсы. Создайте специальные сайты и группы в социальных сетях для информирования и взаимодействия с сотрудниками.
  • Видеоконференции. Проводите видеоконференции с сотрудниками, расположенными в разных регионах.

При организации ПВР используйте следующие методы работы:

  • Самыми актуальными и понятными формами, конечно же,  на современном этапе, с учетом выполнения поставленных задач остаются – мини-лекции и беседы с руководителем, для ознакомления сотрудников с актуальной информацией, законодательством, морально-этическими нормами. Индивидуальная воспитательная работа в форме беседы, широко применяется в работе руководителей и сотрудников подразделений по работе с личным составом органов внутренних дел, психологов. Беседа часто выступает не только в качестве метода сбора информации, но и как средство информирования, разъяснения, убеждения, воспитания. Отличительной особенностью беседы является стремление раскрепостить собеседника, расположить его к себе. В такой атмосфере внимание и искренность собеседника значительно повышаются, а, значит, и воспитательное воздействие приобретает большее значение Беседа руководителя, как субъекта ПВР с подчиненным сотрудником имеет свои особенности, без учета которых эффективность всей проводимой воспитательной работы может быть нивелирована [8].
  • Проведение дискуссий на темы, вызывающие интерес или непонимание у сотрудников, чтобы стимулировать их активное мышление, а также предотвратить деструктивное воздействие информационной среды, для повышения их моральной готовности к выполнению возложенных задач.
  • Использование видеоматериалов художественного, документального и учебного характера, для наглядных демонстраций историй героев, обучения навыкам профессиональной деятельности, профилактики экстремизма и терроризма, а также для понижения психологической напряженности личного состава.
  • Целесообразно организовать спортивные мероприятия для поддержания физического и психологического развития сотрудников на должном уровне. Для пропаганды здорового образа жизни среди сотрудников, в том числе и посредством личной примерности.
  • Возможно организовать культурные мероприятия для психологической безопасности, здоровья и поддержания морального духа сотрудников органов внутренних дел в моменты свободные от выполнения возложенных оперативно – служебных задач.
  • Актуальным остается проведение коллективных и индивидуальных психологических консультаций для оказания плановой и экстренной психологической помощи сотрудникам и их семьям.

При оценке эффективности на постоянной основе считаем необходимым анализировать результаты проводимой работы, опрашивайте сотрудников и их семьи для сбора обратной связи, проводить мониторинг уровня морально-психологической устойчивости сотрудников, для своевременного внесения коррективов в проводимую работу при необходимости.

Заключение

Организация политико-воспитательной работы с личным составом МВД в особых условиях службы – это неотъемлемая часть обеспечения боеспособности и эффективности подразделений. Использование данных рекомендаций поможет повысить морально-психологическую устойчивость сотрудников, боевой дух, укрепить патриотизм и профессионально значимые качества, а также обеспечить эффективное выполнение задач в как в повседневных, так и особых условиях службы.

Важно помнить, что политико-воспитательная работа – это не отдельное направление, а неотъемлемая часть служебной деятельности.

Для сотрудников, проводящих работу по вышеуказанному направлению деятельности важнейшим аспектом будет умение критически мыслить, иметь высокий уровень коммуникативных навыков, способность работать в неопределенной и меняющейся обстановке, а также быть готовым к тяготам, лишениям и стрессогенным условиям службы.

Таким образом, в выводе можно сказать, что политико-воспитательная работа в ОВД – это комплексный и многогранный процесс, направленный на формирование у сотрудников всех сфер жизни, важнейшим из которой будет являться ценностно-смысловая сфера, как совокупность личных и социальных ценностей, убеждений и смыслов, мировоззренческих аспектов, которые определяют взгляды человека на мир, его поведение и взаимодействие с окружающей действительностью. Ее эффективность зависит от учета конкретных условий службы, индивидуальных особенностей сотрудников, а также от качества применяемых методов и форм работы. Современные вызовы и угрозы требуют от политико-воспитательной работы повышенной актуальности и гибкости в применении методов и технологий. Важно уделять особое внимание профилактике экстремизма и терроризма, формированию у сотрудников критического мышления и культуры работы с информацией.

Также хотелось бы отметить необходимость постоянного совершенствования системы политико-воспитательной работы в ОВД с учетом современных вызовов и угроз, а также с учетом актуальной социальной обстановки и социально – психологического климата в подразделениях.

Особое внимание следует уделить разработке и внедрению новых методов и технологий работы с самими субъектами политико – воспитательной работы, включая использование информационных и коммуникационных технологий, психологических программ личностно – профессионального роста и развития в качестве дальнейшего направления исследования в связи с острой необходимостью постоянного повышения профессионального уровня руководителей и специалистов, занимающихся политико-воспитательной работой.

References

1. Afov A.H., Taktiko-fizicheskie deystviya sotrudnikov MVD v ekstremal'nyh situaciyah. [Tactical and physical actions of the Ministry of Internal Affairs employees in extreme situations.] // Uspehi sovremennoy nauki i obrazovaniya. [Achievements of modern science and education] 2016. T. 1. № 3. pp. 90.(in Russian)

2. Bol'shakov E. A. - K voprosu ob informacionno-propagandistskoy rabote v podrazdeleniyah sistemy MVD Rossii i putyah ee sovershenstvovaniya [On the issue of information and propaganda work in the divisions of the Russian Ministry of Internal Affairs and ways to improve it] // Akademicheskaya mysl'. [Academic thought] – 2018.(in Russian)

3. Vozzhenikova O. S., Metelev A. V. Organizaciya rukovoditelem organa vnutrennih del rossiyskoy federacii psihologicheskoy podgotovki lichnogo sostava k ekstremal'nym usloviyam deyatel'nosti [Organization by the head of the internal affairs agency of the Russian Federation of psychological training of personnel for extreme conditions of activity]// Akademiya upravleniya MVD Rossii [Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia] // Uchebnoe posobie. – M. – 2023. – pp.76.(in Russian)

4. Zinchenko Yu.P., Kupriyanova I.D. // Voenno-psihologicheskiy slovar'-spravochnik. [Military-psychological dictionary-reference book] – 2016.(in Russian)

5. Lebedeva, M. E. Psihologicheskie faktory lichnostno-professional'nogo razvitiya rukovoditeley organov vnutrennih del: dissertaciya na soiskanie uchenoy stepeni kandidata psihologicheskih nauk [Psychological factors of personal and professional development of heads of internal affairs bodies: dissertation for the degree of candidate of psychological sciences] / Lebedeva Mariya Evgen'evna, 2023. – 198 p. – EDN UHWYPW.(in Russian)

6. Penionzhek E. V. Pedagogicheskie osnovy vospitatel'noy raboty v organah vnutrennih del: uchebnoe posobie [Pedagogical foundations of educational work in the internal affairs agencies: a teaching aid] / E. V. Penionzhek. Ekaterinburg: Ural. yurid. in-t MVD Rossii,[Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia] 2015. 118 pp.(in Russian)

7. Clyshalov I.V. — Osobye usloviya v deyatel'nosti organov vnutrennih del: podhody k ponimaniyu // [Special conditions in the activities of internal affairs bodies: approaches to understanding] Pravo i politika. [Law and Politics] – 2019. – № 5.(in Russian)

8. Smorodina, V. A. Lebedeva M.E. Beseda s rukovoditelem kak odna iz form individual'noy vospitatel'noy raboty / V. A. Smorodina, M. E. Lebedeva // Moral'no-psihologicheskoe obespechenie deyatel'nosti organov vnutrennih del: sovremennye podhody i perspektivy razvitiya : materialy vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii, [Conversation with the manager as one of the forms of individual educational work // Moral and psychological support of the activities of internal affairs bodies: modern approaches and development prospects: materials of the all-Russian scientific and practical conference] Saint-Peterburg, 14/12/ 2022 / Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskiy universitet Ministerstva vnutrennih del Rossiyskoy Federacii,[Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation] 2022. – pp. 270-273.(in Russian)

9. Metodicheskie rekomendacii po provedeniyu meropriyatiy moral'no-psihologicheskogo obespecheniya v organah vnutrennih del Rossiyskoy Federacii [Methodological recommendations for conducting moral and psychological support activities in the internal affairs bodies of the Russian Federation] // https://tf.mosu.mvd.rf/document/28929943 (data obrascheniya 20.10.2024).(in Russian)

Reviews
1. ON THE QUESTION OF THE PRACTICE OF APPLICATION OF POLITICAL AND EDUCATIONAL WORK IN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION Authors: Petrov Vladislav Evgen'evich


Login or Create
* Forgot password?