IMPROVING THE CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF THE REGIONAL EQUALIZATION POLICY
Abstract and keywords
Abstract (English):
This paper compares the key ideas of regional policy for leveling regions based on various paradigms of its development. The concepts based on various approaches to regional development are considered. When forming regional policy in Russia, it is important to take into account the vast size of the country, cultural characteristics and traditions of the population, as well as the specifics of everyday life in different regions. For further effective functioning of the Russian economy, it is necessary to create a special classifier of theoretical systems that would be based on the individual characteristics of the regions. An analysis of the characteristics of the economic crisis through the prism of regional development leads to the conclusion about the need to distribute the powers of government bodies (both federal and local) in the structure of regional development management. Currently, the issue of carrying out structural reforms is one of the key aspects of the country's socio-economic development. The solution to this issue is actively discussed by government bodies and scientists. To stabilize the current situation in the domestic markets of the Russian Federation, it is necessary to formulate a strategy that would focus on building special characteristics of the regions

Keywords:
disproportions, mechanism, regional policy, regional development, socio-economic potential
Text

В текущей социально-экономической ситуации России, которая отличается высоким уровнем «турбулентности» крайне важно принять меры для стабилизации обстановки. При внедрении данных мер крайне важно согласовывать действия с регионами РФ. Согласно российскому научному сообществу, регионам необходимо ориентироваться на поддержку потребительского спроса населения и привлечения инвестиций.

В настоящее время вопрос о проведении структурных реформ является одним из ключевых аспектов социально-экономического развития страны. Решение данного вопроса активно обсуждается органами власти и учёными.

Россия столкнулась с новыми проблемами, для решения которых необходимо сформировать новые методы и иные инструменты к классификации условий и деятельности регионов. Также отметим, что указанные системы еще сильнее усложняются со включением фактора глобализации, добавляя новые внешние отношения.

Все участники единого экономического пространства РФ испытывают те же трудности, что и национальная экономика. Отдельно отметим трудности, которые связанные с конкурентоспособностью продукции РФ. 

Для стабилизации современной ситуации на внутренних рынках РФ необходимо сформировать стратегию, которая ориентировалась бы на выстраивание особых характеристик регионов. На текущий момент популярность в научном сообществе набрал способ поиска новых форм регионализации с помощью объединения ресурсов для развития [2]. В данных исследованиях ученые ориентируются на повышения уровня жизни населения, а также на региональный трудовой потенциал. Исследователи пришли к выводу, что развитию системы наиболее рационального и эффективного использования потенциала способствует формирование условий качества жизни населения.

Стратегия социально-экономического регионального развития является структурой целей и инструментов регионального социально-экономического развития. Большинство исследователей считают, что указанная стратегия должна быть направлена на максимальное использование особенностей каждого региона, которые сложились в результате ресурсных, культурных и хозяйственных условий. Ввиду данная факта, указанную стратегию можно классифицировать по масштабу применения, от определённой территории до всего экономического пространства РФ.

Согласно зарубежному опыту формирования стратегий социально-экономического регионального развития указанные стратегии также можно классифицировать по двум преимущественным способам управления хозяйства регионов - централизованный и децентрализованный.

Централизованный подход предполагает, что все ключевые решения принимаются на высшем уровне управления, а затем реализуются на местах. Этот метод обеспечивает согласованность действий и позволяет быстро реагировать на кризисные ситуации. Однако он может привести к снижению гибкости и замедлению процесса принятия решений.

Децентрализованный подход, напротив, предполагает передачу полномочий и ответственности на более низкие уровни управления. Это позволяет учесть местные особенности и потребности, а также повысить гибкость и адаптивность системы.

Отметим, что ранее исследователи-экономисты в 20 веке при формировании работ ориентировались на механистическое понимание развития. Данный подход характеризуется тем, что экономическое развитие рассматривается как процесс, основанный на жёстких причинно-следственных связях и управляемый объективными законами. В рамках механистического понимания развитие экономики рассматривается как результат действия внешних факторов, таких как технологии, ресурсы, капитал и рабочая сила. При этом не учитывается роль человеческого фактора, социальных институтов и культурных особенностей. Такой подход полезен для анализа экономических процессов на макроуровне, но он не учитывает все факторы, влияющие на развитие экономики. Отметим, что ранее, в условиях промышленной революции, экономический рост характеризовался исключительно количественными характеристиками. В связи с этим, сегодня понятия «экономическое развитие» и «экономический рост» не равны, так как экономическое развитие связывают с социальной сферой — повышение качества жизни людей [4].

Дополним, что экономическое развитие также различается тем, что оно предполагает инновационную деятельность в важных структурах деятельности. Еще одним важным качеством инновационной деятельности является то, что она способствует поэтапной адаптации структуры региона к изменениям внешней среды. В связи с этим, отметим, что это позволяет подготовиться системе к долгосрочному, стабильному развитию.

На данный момент экономисты уделяют внимание вопросам формирования принципов к развитию экономических структур, которые должны учитывать проблемы общественно-политической устойчивости, сфере инновационного развития, баланс между природой и человеком. Решение данного вопроса также приведет к значительным переменам в сфере общественных отношений. Таким образом, при формировании стратегии развития нужно учесть все факторы принципов регионального экономического развития [5].

Ключевые аспекты экономического развития регионов включают в себя: развитую инновационную деятельность на ключевых отраслях региона; сочетание узконаправленного и «широкого» бизнеса; особую самоадаптирующуюся структуру управления региона; согласованность частного бизнеса. На данный момент особую ценность имеют инструменты и меры регионального контроля, которые опираются на повышение стабильности экономической структуры региона при помощи повышения эффективности хозяйственной деятельности. Эти инструменты можно разработать с помощью настроенной системы ключевых приоритетов региона. Данные приоритеты должны ориентироваться на привлечение инвестиций в регион, а также в повышении конкурентоспособности продукции на внешних рынках [1].

Макроэкономические условия влияют на структуру региональных диспропорций, изменяя соотношение между различными факторами, что требует разработки новых подходов к управлению региональным развитием.

Определение основных направлений региональной экономической политики — главная составляющая системы управления социально-экономического регионального развития. В связи с этим необходимо отметить исследования, ориентированные на определения принципов установлению целей стратегии развития, как на уровне региона, так и на уровне всей национальной экономики России.

Исследователи В.Г. Полянский и А.Л. Гапоненко дают весьма исчерпывающее определение региональной стратегии. Они считают, что достижение согласованности единого национальной экономики возможно с помощью снижения уровня региональной дифференциации и с грамотным, наиболее оптимальным использованием особенностей экономики.

Исследователи В.Г. Введенский и Б.М. Штульберг придают особое значение стабильному развитию региона. Указанные исследователи считают, что региональная стратегия должна в первую очередь ориентироваться на общенациональные вопросы. Аналогичную точку зрения разделяют В.Н. Лексин и А.И. Швецов. В своих работах они установили роль комплексного подхода в региональном развитии [3; 10].

Таким образом, и экономические, и социальные задачи стоят в центре как региональной политики всей страны, так и территориальной политики отдельно взятого субъекта Российской Федерации. Указанные задачи можно классифицировать более детально:

Экономические задачи региональной экономики заключаются в создании условий для эффективного использования ресурсов, повышения конкурентоспособности продукции и обеспечения устойчивого развития регионов.

- Содействие развитию инфраструктуры, включая транспортную, энергетическую и информационную инфраструктуру;

- Создание взаимовыгодных связей между регионами.;

- Помощь в развитии региональных экономик с учётом их уникальных особенностей [9].

В предлагаемом проекте Концепции заметна тенденция отказа сглаживания социально-экономического развития регионов. В документе было прописано, что каждый регион должен самостоятельно определять приоритеты своего развития, исходя из своих уникальных особенностей и ресурсов. При этом регионы с более высоким уровнем социально-экономического развития должны выступать в качестве «локомотивов роста» для менее развитых территорий [8].

Концепция предполагала создание условий для развития межрегионального сотрудничества и обмена опытом между регионами, а также формирование системы поддержки регионов, находящихся в сложных социально-экономических условиях.

В рамках реализации Концепции планировалось разработать механизмы стимулирования инвестиций в экономику регионов, создания новых рабочих мест, развития инфраструктуры и повышения качества жизни населения. Также предполагалось развитие системы образования и здравоохранения, поддержка малого и среднего бизнеса, развитие туризма и культурных проектов. [7].

В таблице 1 приведены ключевые отличия концепций, которые базируются либо на политике выравнивания уровней развития регионов, либо на их поляризованном (сфокусированном) развитии.

Таблица 1

Анализ концепций политики выравнивания регионов, основанных на разных парадигмах развития

Критерии

Концепция фокусирования

Концепция выравнивания

Характеристика

Регионы-«локомотивы».

 

Усреднённый социально-экономический потенциал регионов

Контроль

Связанность «опорных регионов» с глобальной экономикой

Равномерное распределение капвложений

Административно-территориальное

деление

Система «опорных регионов».

 

Сохранение административно-территориальной структуры

 

Подводя итог, отметим, что согласно указанным концепциям разработки региональной стратегии, при реализации региональных инструментов управления необходимо ориентироваться на следующие проблемы: проблема развития инфраструктуры; проблема обеспечения инновационной деятельности; проблема согласованности научной сферы и сферы хозяйства [6]. Повышение конкурентоспособности региональной продукции на внешних рынках позволит достичь долгосрочного стабильного экономического развития. Стабильное экономическое развитие региона ориентируется на стабильный рост качества жизни населения, условия для развития человеческого потенциала, рациональности использования природных ресурсов, экологической безопасности.

 «Опорные» регионы играют ключевую роль в развитии экономики страны, обеспечивая стабильность и рост за счёт своего стратегического положения, ресурсов и инфраструктуры.

References

1. Repushevskaya, O.A. Assessment of the Economic Potential of Entrepreneurship and Modern Consumer Cooperation in the Modern Economy / O.A. Repushevskaya. – Tekst: elektronnyy.// Lecture Notes in Networks and Systemsthis link is disabled, 2022, 245, R. 237–248

2. Akoff R. Planirovanie v bol'shih ekonomicheskih sistemah. – M.: Sovetskoe radio, 1972. –223 s.

3. Bertalanfi L. fon. Obschaya teoriya sistem: kriticheskiy vzglyad // Issledovaniya po obschey teorii sistem. – M.: Progress, 1969. – S. 23 – 82.

4. Bogdanov A. A. Tektologiya: (Vseobschaya organizacionnaya nauka): v 2-h kn.– M.: Ekonomika, 1989. – Kn. 1. – 304 s.; Kn. 2. – 351 s.

5. Viner N. Kibernetika, ili Upravlenie i svyaz' v zhivotnom i mashine. – 2-e izd. – M.: Nauka; Glavnaya redakciya izdaniy dlya zarubezhnyh stran, 1983. – 344 s.

6. Minakov, A.V. Problemy razvitiya cifrovoy ekonomiki regionov Rossii / A.V. Minakov, A.E. Suglobov. – Tekst: neposredstvennyy// Voprosy regional'noy ekonomiki. – 2022. – № 4 (53). – S. 63-72.

7. Repushevskaya, O.A. Metodicheskiy podhod opredeleniya optimal'nyh strategiy regulirovaniya i sokrascheniya disproporciy v regional'nom razvitii /O.A. Repushevskaya. – Tekst: elektronnyy// Russian Journal of Management. – 2024. – T.12 – № 2. – S. 702-714

8. Repushevskaya, O.A. Regional'naya differenciaciya social'no-ekonomicheskogo razvitiya: monografiya / O.A. Repushevskaya. M.: Izdatel'sko-torgovaya korporaciya «Dashkov i K°», 2024. – 388 s.

9. Saibov B.B., Suglobov A.E. Razvitie institutov ustoychivogo razvitiya na predpriyatiyah APK na osnove ESG-koncepcii (na primere respubliki Tatarstan)/ Russian Journal of Management. 2024. T. 12. № 1. S. 75-88.

10. Suglobov, A.E. Quality in the system of modern entrepreneurship management: from the quality of labour to the quality of profit and the quality of life / A.E. Suglobov, A.V. Bogoviz, V.V. Mishchenko, D.R. Tutaeva. – Tekst: neposredstvenny`j// International Journal for Quality Research. – 2023. – T. 17. – № 3. – S. 1241-1252.


Login or Create
* Forgot password?