CHARACTERISTICS OF INSTRUMENTS FOR REGULATION OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGIONS
Abstract and keywords
Abstract (English):
In this paper, the methods of regional development management and economic activity of the region in the conditions of shifting phases of the economic cycle were assessed. The specified methods should also take into account the specifics of differentiation of intraregional development, focus on long-term development of industries of relative advantage. When forming the policy of development of backward regions, it is also necessary to take into account the possibility of managing the regional economy in crisis conditions. In order to reduce the impact of crisis factors of regional development, the authorities of the Russian Federation introduce a policy of economic zones: Special economic zones (SEZ) are territories with special preferential conditions for business and investors; Advanced development zones (ADZ) are territories with high potential for economic growth and development; Territorial development zones (TDZ) are also territories that have potential for economic development, but they are extremely underdeveloped. As a result, the author concluded that the most effective tools for improving the system of regional development management include: system transfers, target economic zones

Keywords:
regulatory instruments, socio-economic development, region, Russian corporation of depressed regions, decentralized sources of financing
Text

В настоящее время государство активно применяет разнообразные стратегии и механизмы для управления развития региона. Основные цели регионального регулирования:

- достижения в области образования, здравоохранения и других сферах;

- изменения в общественном сознании, культуре, регулирующих деловые отношения;

- увеличение объёмов производства, получение доходов и повышение уровня благосостояния населения;

- преобразования в социальных, институциональных и управленческих структурах.

Новые государственные методы контроля социально-экономического развития стали гораздо более совершенными. Данный факт относятся ко всем уровням управления. Систематизировать указанные инструменты попытались в своих исследованиях В. Закшевский, Г. Франовская, И. Хицков, М. Литовкин, Р. Нижегородцев, С. Резник, В. Воронина, В. Кругляков, Ю. Трещевский, В. Чекмарёв, И. Рисин, М. Табачников. Отметим, что данные ученые при исследовании оказывали большое внимание социальной сфере общества [1; 2; 3; 6; 7; 8].

Социально-экономическая система общества, как и любая система, состоит из элементов. Элементы образуют структуру системы и определяют её свойства и функции. Они взаимодействуют друг с другом и окружающей средой, обмениваются информацией, ресурсами, продуктами деятельности. В конце XIX в. Г. Спенсер сравнивал общество с живым организмом и выделял в нём различные подсистемы, которые выполняют определённые функции. Он утверждал, что эволюция — это не просто линейный процесс, а скорее чередование периодов роста и усложнения с периодами упрощения и интеграции. Согласно Спенсеру, интеграция — это процесс объединения отдельных элементов в более сложные структуры, которые становятся более организованными и эффективными. Дифференциация же — это процесс разделения и специализации функций внутри системы, который приводит к появлению новых форм и видов [3].

Перенося законы эволюции на развитие социально-экономических систем, академик А. Г. Гранберг подчёркивал, что эти системы развиваются под влиянием множества факторов, включая технологические изменения, политические и социальные процессы, а также взаимодействие между различными регионами и странами. Он утверждал, что для понимания развития социально-экономических систем необходимо учитывать их сложность и разнообразие, а также способность к адаптации и изменениям. Это позволяет лучше понять, как эти системы реагируют на различные внешние и внутренние воздействия и какие механизмы лежат в основе их развития. Гранберг также отмечал важность анализа исторических данных и тенденций, чтобы выявить закономерности и особенности развития социально-экономических систем [1].

Разница уровня социально-экономического развития региона возникает в результате разницы развития элементов данной системы. В связи с этим, дадим определение: внутрирегиональная дифференциация — это процесс, при котором внутри одного региона выделяются отдельные территории или группы населения с различными социально-экономическими показателями.

Указанное различие можно измерить согласно двум взаимосвязанным процессам – дифференциация развития национального экономического пространства и внутрирегиональной дифференциации развития.

Оценка развития экономических регионов — это сложный процесс, который включает в себя анализ множества показателей. Для оценки развития экономических регионов, на данный момент, наиболее обоснованной является подход методика Министерства экономического развития и торговли РФ [2], которые позволяет получить наиболее объективную картину состояния экономики региона и определить его потенциал для дальнейшего развития. В данной методике используются следующие показатели: инфраструктура, основные фонды, ресурсы, трудовые резервы:

Инфраструктура представляет собой комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов, обеспечивающих основу для функционирования предприятий и развития регионов. Она включает в себя три основных компонента: общехозяйственную, социальную и рыночную инфраструктуру.

Общехозяйственная инфраструктура обеспечивает базовые условия для жизнедеятельности населения и функционирования экономики региона. К ней относятся транспортные сети, системы энергоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также объекты связи и телекоммуникаций.

Согласно нашему мнению, для наиболее корректного анализа указанного процесса необходимо отдельно изучать методы управления институциональных структур. С учетом данного требования, систематизировать способы управления можно следующим образом:

  1. Сфера субсидий
  2. Сфера налогов и льгот;
  3. Сфера предоставления кредитов;
  4. Сфера установления нормативно-правовой базы.

Различие в показателях социально-экономического регионального развития является ключевой и актуальной проблемой Российской Федерации. Указанная ситуация сильно усугубляется, если оставить её без внимания. В связи с этим вопрос об смягчении кризисных ситуаций, возникший из-за указанной дифференциации является ключевым в разработке стратегии будущего развития государства.

На данный момент исследователи ищут новые подходы к развитию экономики регионов на уровне региона. Власти также стараются эффективнее управлять регионами, пробуют новые способы воздействия на территориальное развитие [5]. Новизна данных подходов заключается в учете внешних, мировых сил [9]; региональной конкурентоспособности согласно другим регионам; объединения в группы схожих территорий; приоритета инноваций [7].

Проблема выбора наиболее эффективных ориентиров регионального развития являются ключевой в реализации «антикризисного», стабильного развития. На данный момент существует регионы, в которых сложности отсталости на столько сильно обострены, что решение их возможно только в долгосрочной перспективе и с учетом их особых индивидуальных потребностей [4].

Депрессивные регионы — это территории, которые характеризуются низким уровнем социально-экономического развития и наличием проблем, препятствующих их устойчивому развитию. В таких регионах наблюдается снижение производства, высокий уровень безработицы, отток населения и другие негативные тенденции. Причины депрессивности регионов могут быть различными: Исторически сложившаяся специализация экономики, которая оказалась неэффективной в новых условиях; Снижение спроса на продукцию региона из-за изменения структуры потребления или появления новых технологий; Неблагоприятные природно-климатические условия, затрудняющие развитие сельского хозяйства и других отраслей экономики; Отсутствие инвестиций в экономику региона и т. д.

Для определения степени депрессивности региона используются различные методы и показатели, такие как уровень безработицы, объём производства, доходы населения и др. На основе этих данных можно выделить несколько типов депрессивных регионов: Регионы с высокой степенью износа основных фондов и устаревшей структурой экономики; Регионы, пострадавшие от структурных изменений в экономике, например, закрытия крупных предприятий; Регионы с неблагоприятными природными условиями, ограничивающими развитие экономики [10].

Помощь депрессивным регионам может осуществляться в различных формах: Создание новых рабочих мест и поддержка малого и среднего бизнеса; Развитие инфраструктуры и улучшение качества жизни населения; Привлечение инвестиций и развитие туризма; Поддержка образования и науки; Сотрудничество с другими регионами и странами.

Регионы можно разделить на стабильно развивающиеся и депрессивные по различным критериям, таким как экономические показатели, уровень безработицы, доходы населения, развитие инфраструктуры и другим.

Стабильно развивающиеся регионы обычно характеризуются высоким уровнем экономического роста. В таких регионах активно создаются новые рабочие места, привлекаются инвестиции, развивается производство и сфера услуг.

Депрессивные регионы, напротив, сталкиваются с экономическим спадом, высоким уровнем безработицы, снижением доходов населения и другими проблемами. Для вывода регионов из депрессивного состояния используются инструменты, направленные на стимулирование экономического роста:

По области применения:

  • Экономические инструменты: налоговые льготы, субсидии, кредиты, инвестиции в инфраструктуру.
  • Социальные инструменты: программы поддержки занятости, образования, здравоохранения.
  • Экологические инструменты: меры по охране окружающей среды, развитию «зелёной» экономики.

По сроку действия:

  • Краткосрочные инструменты: направлены на быстрое улучшение ситуации в регионе.
  • Среднесрочные инструменты: рассчитаны на более длительный период времени.
  • Долгосрочные инструменты: ориентированы на долгосрочное развитие региона.

По уровню воздействия:

  • Федеральные инструменты: реализуются на уровне государства.
  • Региональные инструменты: осуществляются на уровне региона.
  • Местные инструменты: применяются на уровне местного самоуправления.

По направлению воздействия:

  • Стимулирование экономического роста: создание новых рабочих мест, развитие инфраструктуры, поддержка малого и среднего бизнеса.
  • Улучшение качества жизни населения: повышение уровня доходов, развитие социальной сферы, улучшение экологической ситуации.
  • Развитие человеческого капитала: образование, здравоохранение, культура и спорт.

По типу финансирования:

  • Государственные инструменты: финансируются за счёт государственных средств.
  • Частные инструменты: финансируются частными инвесторами.
  • Смешанные инструменты: финансируются государством и частными инвесторами совместно (Рис.1).

 

 

Рис. 1. Инструменты регулирования социально-экономического развития регионов

 

В связи с этим, отметим, что методы регионально развития должны быть «гибкими» для всех уровней использования. Данные способы регионального воздействия необходимо применять одновременно, с учетом воздействия на разные сферы региона. Важно учитывать специфику каждого региона, его ресурсы, потенциал и потребности населения. Необходимо проводить анализ текущей ситуации, выявлять проблемы и перспективы развития, а также разрабатывать стратегии и программы, которые будут направлены на решение этих проблем и достижение поставленных целей.

Таким образом, для повышения эффективности системы управления развитием регионов необходимо использовать комплекс инструментов. Среди наиболее действенных можно выделить системные трансферты и создание целевых экономических зон.

 

 

References

1. Kruglyakova V. M. Razvitie tekstil'noy promyshlennosti v kontekste soglasovaniya nacional'noy, otraslevoy i regional'nyh strategiy / V. M. Kruglyakova, Yu. I. Treschevskiy, V. V. Bredihin // Izvestiya vysshih uchebnyh zavedeniy. Tehnologiya tekstil'noy promyshlennosti. – 2017. – № 1 (367). – S. 60–67.

2. Prognoz nauchno-tehnologicheskogo razvitiya Voronezhskoy oblasti po napravleniyu APK i pischevaya promyshlennost' do 2030 goda : monografiya / I. F. Hickov [i dr.]. – Voronezh : Izd-vo GNU NIIEO APK CChR Rossii, 2014. – 93 s.

3. Popod'ko G.I. Social'naya ustoychivost' regional'noy ekonomicheskoy sistemy: usloviya i principy formirovaniya. Saratov: KUBiK. 2012. 173 s.

4. Repushevskaya, O.A. Metodicheskiy podhod opredeleniya optimal'nyh strategiy regulirovaniya i sokrascheniya disproporciy v regional'nom razvitii /O.A. Repushevskaya. – Tekst: elektronnyy// Russian Journal of Management. – 2024. – T.12 – № 2. – S. 702-714. – URL: https://riorpub.com/ru/nauka/article/86025/view (0.81 p.l.)

5. Repushevskaya, O.A. Regional'naya differenciaciya social'no-ekonomicheskogo razvitiya: monografiya / O.A. Repushevskaya. M.: Izdatel'sko-torgovaya korporaciya «Dashkov i K°», 2024. – 388 s.

6. Risin I. E. Regional'naya klasternaya politika: konceptual'noe, metodicheskoe i instrumental'noe obespechenie : monografiya / I. E. Risin, Yu. I. Treschevskiy. – M. : Rusayns, 2015. – 168 s.

7. Risin I. E. Klyuchevye sfery i zadachi strategicheskogo upravleniya social'no-ekonomicheskim razvitiem regionov / I. E. Risin, Yu. I. Treschevskiy // Region : sistemy, ekonomika, upravlenie. – 2016. – № 4 (35). – S. 17–22.

8. Treschevskiy Yu. I. Sovremennaya praktika gosudarstvennogo regulirovaniya investicionnoy deyatel'nosti v sub'ektah RF: obschee i osobennoe / Yu. I. Treschevskiy, V. M. Kruglyakova // Sovremennaya ekonomika: problemy i resheniya. – 2010. – № 3 (3). – S. 32–43.

9. Upravlenie izmeneniyami v sovremennyh kompaniyah : monografiya / pod obsch. red. R. M. Nizhegorodceva, S. D. Reznika. – M. : INFRA-M, 2018. – 263 s.

10. Minakov, A.V. Problemy razvitiya cifrovoy ekonomiki regionov Rossii / A.V. Minakov, A.E. Suglobov. – Tekst: neposredstvennyy// Voprosy regional'noy ekonomiki. – 2022. – № 4 (53). – S. 63-72.


Login or Create
* Forgot password?