ASSESSMENT OF AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX DEVELOPMENT IN THE SYSTEM OF SOCIO-ECONOMIC RELATIONS OF THE MUNICIPAL DISTRICT
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article presents an approach to assessing the development of agro-industrial complex in the system of socio-economic relations of a municipal district on the example of Khokholsky municipal district of the Voronezh region. The agro-industrial complex can act as a system-forming factor of the municipal territory and have a direct impact on the solution of socio-economic problems by activating the economic activity of the population. An important condition is the balance of such a relationship.

Keywords:
agro-industrial complex, municipal district, socio-economic development, balanced development
Text

Введение

Развитие экономики России напрямую зависит от социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, которые проводят политику, опирающуюся реализацию конкурентных преимуществ региона. Для Воронежской области одним из главных конкурентных преимуществ является развитие агропромышленного комплекса (АПК). Об этом свидетельствует:

- структура земельного фонда, в котором более 80% земель имеют сельскохозяйственное назначение, из них более 70% приходится на высокоплодородные черноземные почвы;

- традиционная приверженность населения к занятию сельскохозяйственным трудом;

- подготовка в регионе специалистов аграрного профиля, наличие научно-исследовательских институтов и опытных станций, проводящих исследования в сфере сельского хозяйства, функционирование семеноводческих и племенных хозяйств [1].

При этом из совокупности стратегических приоритетов развития Воронежской области, следует выделить повышение уровня и улучшение качества жизни населения и сбалансированное пространственное развитие региона.

По нашему мнению, осуществление названных приоритетов возможно только при социально-экономическом развитии сельских муниципальных районов, основой которых является агропромышленный сектор.

В Воронежской области 32 муниципальных района. Они отличаются природно-климатическими условиями, уровнем энергетической эффективности производства, уровнем социального развития территории. Проведенная комплексная оценка уровня развития агропромышленного комплекса  муниципальных районов Воронежской области, позволила объединить их в четыре рейтинговые класса: класс А – высокий уровень надежности; класс В – удовлетворительный уровень надежности; класс С – низкий уровень надежности; класс D – неудовлетворительный. [3]

Муниципальные районы проводят политику, результатом которой является формирование системы социально-экономических отношений, зависящей от эффективности взаимодействия ее экономических субъектов. При этом должен достигаться баланс между выгодой от деятельности хозяйствующих субъектов и пользой для общества. Только выполнение этого важного принципа позволит обеспечить высокий экономический и социальный эффект в развитии муниципального района.

В этой связи возрастает роль субъектов агропромышленного комплекса сельского муниципального района в оценке последствий их управленческих решений и действий с точки зрения социальной ответственности, несмотря на возможные противоречия с результативностью осуществляемой ими хозяйственной деятельности. Такой подход способствует решению социальных проблем с целью повышения благосостояния и улучшения качества жизни жителей муниципального района.

Таким образом, предприятия АПК являются основой формирования оптимальной структуры муниципального хозяйства и статей бюджета с учетом особенностей конкретного района. В то же время каждый хозяйствующий субъект АПК имеет собственную направленность функционирования, свои технологические решения и соответствующую им структуру ресурсов, что предопределяет необходимость поддержки муниципальных властей для решения хозяйственных проблем как на межотраслевом, так и на межтерриториальном уровне. Координация хозяйствующих субъектов АПК с муниципальными органами местного самоуправления должна обеспечивать достижение стратегических целей развития района и реализацию интересов всех сторон экономических отношений, обеспечивая сбалансированное развитие отраслей экономики района, повышение уровня жизни населения через решение социальных проблем [2].

References

1. Strategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya Hohol'skogo municipal'nogo rayona na period do 2035 goda. URL: https://hoholadm.e-gov36.ru/content/imagedoc/files/Strategiya%20Hohol'skiĭ%20raĭon%2015_11_2018.pdf (data obrascheniya: 15.01.2024)

2. Kudosh E.V. Sovershenstvovanie metodiki ocenki konkurentosposobnosti regionov // Journal of new economy. 2017. №4 (72). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-metodiki-otsenki-konkurentosposobnosti-regionov (data obrascheniya: 19.01.2024).

3. Podmolodina, I. M. Razvitie APK municipal'nogo rayona kak faktor obespecheniya prodovol'stvennoy bezopasnosti strany / I. M. Podmolodina, I. A. Davydenko // Aktual'nye napravleniya nauchnyh issledovaniy XXI veka: teoriya i praktika. – 2024. – T. 12, № 1(64). – S. 108-119. URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/82154/view#online (data obrascheniya: 05.10.2024).

4. Model'nyy instrumentariy ocenki urovnya razvitiya APK regiona / O. A. Chernova, V. I. Kochurko, V. V. Klimuk, G. I. Starokozheva // Ekonomika: vchera, segodnya, zavtra. – 2016. – № 6. – S. 168-179. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27149543 (data obrascheniya: 05.10.2024).


Login or Create
* Forgot password?