The article analyzes the phenomenon of psychological stability of employees of the penitentiary system as a determinant of the success of their professional activities. Psychological stability of personality is an interdisciplinary category and traditionally refers to the basic, a priori professional and personal characteristics. It is emphasized that currently research on psychological stability is analyzed in the context of occupational health, psychological safety, socio-psychological adaptation, protective mechanisms of personality, coping behavior (coping with stress behavior), emotional stability, resilience and vitality of personality, psychological well-being and quality of life, etc. Psychological stability is defined as a basic personal property, which ensures the security, safety and integrity of mental activity and socialization of a person in various types of activities (gaming, educational, professional) in the framework of interaction with the external environment. Studies of the psychological stability of employees of the penitentiary system in the context of stress tolerance, psychological safety, professional burnout, resilience, professional and personal identity are considered from the perspective of identifying psychological predictors, using techniques of psychocorrective work and conducting correctional and developmental activities, which reflects the relevance and significance of the analysis of this important professional quality. A high degree of psychological stability of employees of the penitentiary system, in conditions of official activity, will be the key to the success and reliability of performing official tasks of both an everyday and non-standard, extreme nature. It can be assumed that psychological stability as a professionally important quality will be spelled out in the professional standards of employees of the penal correction system, taken into account when developing professionograms and describing the characteristics of professions.
psychological stability, professionally important quality, stress tolerance, psychological safety, resilience, vitality, professional burnout, professional and personal identity, psychocorrective work, an employee of the penal enforcement system, success of professional activity
Введение. Психологическая устойчивость личности является междисциплинарной категорией и рассматривается в различных научных отраслях психологического знания: общей психологии, психологии, личности, психологии профессиональной деятельности, социальной психологии и др. Поэтому данный психологический конструкт традиционно относят к основным, априорным профессионально-личностным характеристикам. Ретроспективный анализ исследований понятия «психологическая устойчивость» позволяет сделать вывод о том, что впервые данный вопрос стал предметом анализа ученого-исследователя, ученицы Л.С. Выготского, доктора психологических наук, профессора Л.И. Божович в рамках доклада на XVIII Психологическом конгрессе еще в 1966 году [9]. Активный рост исследований психологической устойчивости в советское время наблюдался в 80-х гг. XX века в психологии воинской деятельности, где данное профессионально важное качество выступало ориентиром и критерием профессиональной пригодности при проведении процедур профессионального отбора на должности военной службы [2, 3].
Отметим, что в зарубежной психологии исследования психологической устойчивости носили прикладной характер, которые брали свое начало также в военной психологии. По мнению P. Bartone, психологическая устойчивость является комплексным личностным свойством в условиях военного стресса, которое проявляется в поведенческом, когнитивном и эмоциональных аспектах. При выполнении служебной деятельности в стрессогенных ситуациях психологическая устойчивость у солдат и офицеров может проявляться в повышенной адаптации, сниженном восприятии к физической боли и эмоционально-насыщенным событиям в жизни, что, в свою очередь, способствует снижению риска проявления посттравматических стрессовых расстройств в связи с постоянным участием в военно-боевых действиях и перманентным воздействием стресс-факторов на психику [19].
Сегодня, в первой четверти XXI века, исследования психологической устойчивости приобрели еще более разноплановый характер и анализируются в контексте профессионального здоровья, психологической безопасности, информационно-психологической безопасности и кибербезопасности, социально-психологической адаптации, защитных механизмов личности, копинг-поведения (совладающего со стрессом поведения), эмоциональной стабильности, жизнестойкости и жизнеспособности личности, психологического благополучия и качества жизни и др. [4, 10, 13, 15].
Содержание предыдущих исследований, описание выявленных противоречий. В целом психологическую устойчивость можно определить как базовое личностное свойство, благодаря которому обеспечивается защищенность, сохранность и целостность психической деятельности и социализация личности в различных видах деятельности (игровой, учебной, профессиональной) в рамках взаимодействия с внешней средой [9].
Традиционно феномен психологической устойчивости рассматривается исследователями с позиции парадигмы полюсности, где на одном полюсе находится «высокая стабильность функционирования», на противоположном – «низкая стабильность функционирования (изменчивость)». Такой формат рассмотрения изначально в некоторой степени ограничивает возможность комплексного анализа психологической устойчивости, полагая, что устойчивость личности связывается только со стабильностью психического функционирования [7].
Психологическая устойчивость – достаточно разноплановая личностная характеристика и ее анализ связывается не только с аспектами биологической и социально-психологической адаптации и преодолением воздействий внешних стресс-факторов. Исследования показывают, что одним из компонентов психологической устойчивости может выступать ценностно-смысловая составляющая и рефлексивность, обеспечивающие направленность личности, ее мировоззрение и отношение к жизненным ситуациям [7, 18]. Кроме того, психологическая устойчивость может выступать, в определенном смысле, и нравственным стержнем личности, обеспечивающим совокупность духовно-нравственных взглядов и морально-этических норм, на которые «опирается» человек в ходе социализации [17].
В организациях разных сфер и видов деятельности организационный стресс может проявляться в различной форме, но так или иначе это связано с дополнительной напряженностью психической активности субъекта труда и необходимостью совладать с возникающими стрессовыми ситуациями. При этом, в большинстве случаев, для поддержания необходимого уровня стрессоустойчивости и сохранения оптимального личностного адаптационного потенциала значимы такие параметры индивидуальности, как мотивационный комплекс и ценностно-смысловая сфера [6].
Устойчивость личности к внешним воздействиям обеспечивает ее психологическую безопасность. Особенно значим вопрос личной психологической безопасности в рамках выполнения профессиональной деятельности, при решении трудовых задач и выстраивании профессиональных межличностных взаимоотношений. В целом психологическая безопасность способствует формированию определенных моделей поведения личности и способов воздействия на стрессогенные ситуации. Личность в состоянии безопасности формирует для себя зону ближайшего развития, способна наметить ориентиры концепции своей жизни, реализует на высоком уровне свои способности и профессионально-личностный потенциал, поддерживает и сохраняет ресурсы профессионального здоровья [4].
Исследования Н.А. Цветковой показывают, что наиболее значимыми предикторами психологической устойчивости сотрудников уголовно-исполнительной системы выступают такие профессионально-личностные характеристики, как «контроль» и «вовлеченность». В контексте профессионализма выявленные параметры значимы для выполнения успешной служебной деятельности, обеспечивают возможность контролирования взаимодействий с людьми и оказывания воздействия на профессиональные ситуации. Но обратная сторона заключается в том, что превалирующее действие контроля над ситуациями, по сравнению с вовлеченности в рабочие процессы, может отражаться в проявлении жесткости и жестокости по отношению в окружающим (спецконтингет, коллеги) и проявлением личной доминанты собственных потребностей без согласования с системой ценностей организации. Учет данных личностных параметров сотрудников психологической службой уголовно-исполнительной системы может быть реализован путем проведения коррекционно-развивающих мероприятий с прицелом на выявленные «мишени» и формированием при этом дополнительных профессионально-личностных компетенций [16].
Регулирование психологической устойчивости личности, а именно, эмоционального состояния, возможно реализовывать таким методом, как воздействие с использованием техник нажатия или постукивания на акупунктурные точки. Эксперимент, проведенный на выборке курсантов, обучающихся в Академии ФСИН России, с использованием специального электропунктурного оборудования, показал положительные результаты: в экспериментальной группе курсантов показатели общего самочувствия, личностной активности, работоспособности повысились, что указывает на возможность использования данного метода для восстановления психоэмоционального фона и поддержания психического здоровья [14].
Низкий уровень психологической устойчивости может способствовать проявлению симптомов профессионального выгорания у сотрудников уголовно-исполнительной системы. И дополнительными личностными переменными, которые могут ускорить проявление характеристик эмоционального выгорания, являются внешний локус контроля (ориентация интерпретировать события жизни внешними обстоятельствами, а не своими достижениями и уверенностью в собственных силах), эмоциональные сдвиги (постоянная изменчивость настроения, раздражительность по отношению к себе и окружающим, негативный эмоциональный фон в личном и профессиональном пространстве жизни) [1, 12].
С психологической категорией «психологическая устойчивость» и отношением к жизни в целом коррелируют аспекты профессионально-личностной идентичности сотрудников уголовно-исполнительной системы, которые проходят службу в условиях жесткой регламентации и ситуациях подчинения. Ведомственная пенитенциарная система накладывает определенный профессиональный отпечаток на ценностно-смысловую и мотивационную сферу сотрудников. Результаты исследований говорят о том, что в целом недостаточный уровень психологической устойчивости, рассогласование ценностей может быть связано с мотивацией на избегание неудач в служебной деятельности, дистанциированием и поведенческим избеганием от проблем, низким уровнем эмоциональной стабильности в профессиональных взаимоотношениях [5].
В научной психологической литературе нередко можно встретить исследования жизнестойкости и жизнеспособности, по смыслу и содержательно близкие к психологической устойчивости личности. За рубежом акцент делают на понятии «жизнестойкость личности», под которым понимается сформировавшийся стиль поведения личности в течение жизни, истоки которого закладываются еще в детстве, приобретает достаточную стабильность проявлений во взрослом возрасте и проявляет изменчивость при воздействии определенных факторов внешней среды [20]. В российской психологии говорят о важности и социальной значимости проблемы жизнеспособности человека в контексте проживания осмысленной жизни, раскрытия профессионально-личностного потенциала и способностей, самореализации, экзистенциального смыслового наполнения своей жизни, построения гармоничных и доверительных отношений с людьми в ходе социализации и личностного развития [15]. Проведение исследования жизнестойкости сотрудников ФСИН России как одного из компонентов адаптивности и психологической устойчивости личности показало, что в целом показатели вовлеченности, контроля, принятия риска (параметров жизнестойкости) находятся ближе к средним значениям нормы, но нередко встречаются и сотрудники уголовно-исполнительной системы с низкими показателями жизнестойкости, что позволяет говорить о повышенном психолого-педагогическом внимании со стороны руководства и психологической службы к данной проблематике [8].
Проблема повышения жизнестойкости, в русле анализа психологической устойчивости, важна с позиций самореализации субъекта труда в профессии, раскрытия личных способностей, достижения успешности выполнения профессиональной деятельности. Жизнестойкость курсантов образовательных организаций высшего образования ФСИН России, как показывает исследования и практика, является значимой личностной характеристикой, которая обеспечивает достаточно высокую работоспособность и конкурентноспособность не только в учебной, но в будущей служебной деятельности, позволяя преодолевать различного рода трудности [11].
Выводы. Сегодня, в эпоху цифровой трансформации общественных процессов, информатизации профессиональной деятельности, изменения содержания различных видов труда в принципе требования к социализации, социально-психологической адаптации, профессионально важным качествам специалистов, конечно, тоже видоизменяются. И существующие исследования психологической устойчивости сотрудников уголовно-исполнительной системы убедительно показывают актуальность и значимость анализа данного профессионального важного качества. Психологическая устойчивость личности – это многоаспектный феномен, обеспечивающий социально-психологическую и профессиональную адаптацию личности и ее целостность при взаимодействии с факторами внешней социальной среды. Высокая степень психологической устойчивости сотрудников уголовно-исполнительной системы, в условиях служебной деятельности, будет являться залогом успешности и надежности выполнения служебных задач как повседневного, так и нестандартного, экстремального характера. Можно полагать, что психологическая устойчивость как профессионально важное качество будет прописана в профессиональных стандартах сотрудников уголовно-исполнительной системы, учитываться при разработке профессиограмм и описании признаков профессий.
1. Aleksandrov B.V., Mejer YU.A. Osobennosti professional'nogo vygoraniya sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy: psihologicheskij aspect [Features of professional burnout of employees of the penal correction system: psychological aspect] // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of the Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2023, no. 4 (100), pp. 212-220. (in Russian) DOI: https://doi.org/10.35750/2071-8284-2023-4-212-220; EDN: https://elibrary.ru/PALAVD
2. Balamut A.N., Malyh YU.N. Harakteristika professional'noj stressoustojchivosti sotrudnika ugolovno-ispolnitel'noj sistemy v osobyh usloviyah deyatel'nosti [Characteristics of professional stress tolerance of an employee of the penal enforcement system in special working conditions]. Aktual'nye psihologo-pedagogicheskie problemy v deyatel'nosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy. Sbornik nauchnyh statej po itogam kruglogo stola; pod obshchej red. S.V. Marishina [Current psychological and pedagogical problems in the activities of the penal system. Collection of scientific articles based on the results of the round table; under the general editorship of S.V. Marishin]. Vologda: Vologodskij institut prava i ekonomiki Federal'noj sluzhby ispolneniya nakazanij Publ., 2018, pp. 34-38. (in Russian) EDN: https://elibrary.ru/ZHUWMP
3. Bulygina V.G., Dubinskij A.A., Belyakova M.YU. Prognoz adaptivnosti sotrudnikov silovyh struktur v usloviyah modelirovaniya stressa [Predicting the adaptability of law enforcement personnel under stress modeling conditions]. Psihologiya. Psihofiziologiya [Psychology. Psychophysiology], 2020, Tom 13, no. 4, pp. 77-86. (in Russian) DOI: https://doi.org/10.14529/jpps200409; EDN: https://elibrary.ru/DGCCOP
4. Bysyuk A.S. Psihologicheskaya bezopasnost' inzhenerov-metrologov [Psychological safety of metrological engineers]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psihologiya [Bulletin of Tver State University. Series: Pedagogy and Psychology], 2011, no. 2, pp. 201-207. (in Russian) EDN: https://elibrary.ru/OPUZUZ
5. Vlasyuk E.N. Osobennosti proyavleniya krizisa identichnosti u sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossijskoj Federacii [Peculiarities of the manifestation of the identity crisis among employees of the penal system of the Russian Federation]. Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Bulletin of the penal system], 2024, no. 9 (268), pp. 45-49. (in Russian) DOI: https://doi.org/10.51522/2307-0382-2024-268-9-45-49; EDN: https://elibrary.ru/DDNWUV
6. Vol'vich YU.K. Psihologicheskie resursy ustojchivosti lichnosti k stressu v organizaciyah raznyh sfer i vidov deyatel'nosti: dis. … kand. psihol. nauk [Psychological resources of personality's resistance to stress in organizations of different spheres and types of activity: dissertation of the candidate of psychological sciences]. Krasnodar: Kubanskij gosudarstvennyj universitet Publ., 2018. 266 p. (in Russian) EDN: https://elibrary.ru/KIYHVO
7. Grishina N.V., Kostromina S.N. Processual'nyj podhod: ustojchivost' i izmenchivost' kak osnovaniya celostnosti lichnosti [Procedural approach: stability and variability as the foundations of personality integrity]. Psihologicheskij zhurnal [Psychological Journal], 2021, Tom 42, no. 3, pp. 39-51. (in Russian) DOI: https://doi.org/10.31857/S020595920014166-8; EDN: https://elibrary.ru/YNEIIV
8. Grudkin F.S., SHmeleva E.A., Kislyakov P.A. Professional'naya zhiznestojkost' sotrudnikov FSIN: svyaz' s psihologicheskim blagopoluchiem i stilyami sovladaniya [Professional resilience of employees of the Federal Penitentiary Service of Russia: connection with psychological well-being and coping styles]. Fizicheskoe vospitanie v usloviyah sovremennogo obrazovatel'nogo processa. Sbornik materialov VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj 50-letiyu fakul'teta fizicheskoj kul'tury, SHuya, 26 aprelya 2024 goda [Physical education in the context of the modern educational process. Collection of materials of the VI International Scientific and Practical Conference dedicated to the 50th anniversary of the Faculty of Physical Culture, Shuya, April 26, 2024]. SHuya: Ivanovskij gosudarstvennyj universitet; SHujskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet Publ., 2024, pp. 488-491. (in Russian) EDN: https://elibrary.ru/SJBWMO
9. Darvish O.B. Psihologicheskaya ustojchivost' kak bazovaya harakteristika lichnosti [Psychological stability as a basic characteristic of personality]. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 2008, no. 7, pp. 362-370. (in Russian) EDN: https://elibrary.ru/PFUQNP
10. Zarakovskij G.M. Kachestvo zhizni naseleniya Rossii: psihologicheskie sostavlyayushchie: monografiya [The quality of life of the Russian population: psychological components: monograph]. M.: Smysl Publ., 2009. 319 p. (in Russian) EDN: https://elibrary.ru/QXZSDT
11. Kornilova T.V., Kuleshov D.O. Osobennosti zhiznestojkosti i smyslozhiznennyh orientacij kursantov vedomstvennyh obrazovatel'nyh organizacij [Features of resilience and life-meaning orientations of cadets of departmental educational organizations]. Penitenciarnaya nauka [Penal science], 2023, Tom. 17, no. 3 (63), pp. 318-324. (in Russian) DOI: https://doi.org/10.46741/2686-9764.2023.63.3.010; EDN: https://elibrary.ru/DKIMSY
12. Mortina M.A. Emocional'noe vygoranie kak forma professional'noj deformacii u sotrudnikov penitenciarnyh uchrezhdenij [Emotional burnout as a form of professional deformation in prison staff]. Etos: estestvennoe i iskusstvennoe sovershenstvovanie cheloveka. Materialy IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Tver', 3-4 aprelya 2019 goda [Ethos: natural and artificial human improvement. Proceedings of the IV International Scientific and Practical Conference, Tver, April 3-4, 2019]. Tver': Tverskoj gosudarstvennyj tekhnicheskij universitet Publ., 2019, pp. 174-177. (in Russian) EDN: https://elibrary.ru/RYBPOA
13. Mortina M.A., Antonovskij A.V. O psihologicheskoj ustojchivosti sotrudnika ugolovno-ispolnitel'noj sistemy v usloviyah cifrovizacii [On the psychological stability of an employee of the penal system in the context of digitalization]. Psihologiya stressa i sovladayushchego povedeniya: ustojchivost' i izmenchivost' otnoshenij, lichnosti, gruppy v epohu neopredelennosti. [Psychology of stress and coping behavior: stability and variability of relationships, personalities, and groups in an era of uncertainty. Proceedings of the VI International Scientific Conference, Kostromskoj gosudarstvennyj universitet Publ., 2022, pp. 419-422. (in Russian) EDN: https://elibrary.ru/UQWOAD
14. Sekach M.F., Aleksandrov B.V., Kechil D.I. Samoregulyaciya emocional'noj stabil'nosti kursantov obrazovatel'noj organizacii Federal'noj sluzhby ispolneniya nakazanij Rossii [Self-regulation of emotional stability of cadets of the educational organization of the Federal Penitentiary Service of Russia]. Social'nye i gumanitarnye nauki na Dal'nem Vostoke [Social sciences and humanities in the Far East], 2023, Tom 20, no. 4, pp. 141-151. (in Russian) DOI: https://doi.org/10.31079/1992-2868-2023-20-4-141-151; EDN: https://elibrary.ru/DUBRUU
15. Trushina O.V., Ryl'skaya E.A., Pogorelov D.N. ZHiznesposobnost', ekzistencial'naya ispolnennost' i cennostnye orientacii lichnosti [Vitality, existential fulfillment, and value orientations of the individual]. YAroslavskij pedagogicheskij vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], 2024, no. 1 (136), pp. 109-120. (in Russian) DOI: https://doi.org/10.20323/1813-145X_2024_1_136_109; EDN: https://elibrary.ru/RFQWLS
16. Cvetkova N.A. Prediktory psihologicheskoj ustojchivosti sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Predictors of psychological stability of employees of the penal system]. Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Bulletin of the penal system], 2025, no. 2, pp. 43-50. (in Russian) EDN: https://elibrary.ru/QFAUPF
17. CHudnovskij V.E. K voprosu o psihologicheskoj sushchnosti ustojchivosti lichnosti [On the question of the psychological essence of personality stability]. Voprosy psihologii [Questions of psychology], 1978, no. 2, pp. 23-34. (in Russian) EDN: https://elibrary.ru/ZYROFV
18. YAs'ko B.A., Omel'chenko N.V., Babichkova E.S. Kognitivnye resursy psihoemocional'noj ustojchivosti lichnosti v zatrudnennyh usloviyah zhiznedeyatel'nosti [Cognitive resources of a person's psycho-emotional stability in difficult living conditions]. Rossijskij psihologicheskij zhurnal [Russian Psychological Journal], 2024, Tom 21, no. 1, pp. 225-253. (in Russian) DOI: https://doi.org/10.21702/rpj.2024.1.12; EDN: https://elibrary.ru/DZFMZK
19. Bartone P.T. Resilience under military operational stress: Can leaders influence hardiness? [Resilience under military operational stress: Can leaders influence hardiness?]. Military Psychology [Military Psychology], 2006, Vol. 18 (Suppl.), pp. 131-148. (in English) DOI: https://doi.org/10.1207/s15327876mp1803s_10
20. Kobasa S.C, Maddi S.R., Kahn S. Hardiness and health: A prospective study [Hardiness and health: A prospective study]. Journal of Personality and Social Psychology [Journal of Personality and Social Psychology], 1982, Vol. 42, no. 1, pp. 168-177. (in English) DOI: https://doi.org/10.1037//0022-3514.42.1.168



