MONITORING PROBLEMS: IMPROVING WRITTEN SPEECH SKILLS IN TEACHING ENGLISH
Abstract and keywords
Abstract (English):
The aim of the research is to improve the technologies for monitoring written speech skills of students of non-philological faculties. The article focuses on modern methods for improving professionally oriented written speech skills in English. The experience of knowledge control in the formation of written speech skills is presented. The scientific novelty of the study lies in identifying and generalizing the psychological and pedagogical factors that influence the improvement of professionally oriented written speech skills. Particular attention is paid to the control and educational functions of monitoring in improving professionally oriented written speech skills of students of non-philological faculties. In conclusion, the article describes a model for using technologies for monitoring professionally oriented written speech skills in the process of improving the professional and communicative competence of students of non-philological faculties.

Keywords:
methodology, improving writing skills, knowledge assessment, skills, abilities, monitoring, control
Text

 

Актуальность. Во многих высших учебных заведениях мира проводятся научные исследования с целью контроля знаний студентов и повышения качества образования. В результате этих исследований разрабатываются новые подходы и современные технологии для оценки речевых навыков (чтения, письма, аудирования и говорения) у студентов, особенно на нефилологических направлениях. Применение современных методов в улучшении знаний студентов позволяет качественно улучшать работу преподавателей, что позволяет быстро выявлять недостатки в образовательном процессе и расширяет возможности для развития знаний и речевых навыков студентов. Из этого возникает необходимость разработки современных методов совершенствования письменно-речевых навыков [1,2]. Следовательно, необходимость исследования в этой области диктуется актуальностью письменно-речевых корреспонденций в обмене информацией в международных отношениях.

Улучшение системы образования в Узбекистане и совершенствование процесса изучения иностранных языков, безусловно, являются важными задачами, соответствующими требованиям сегодняшнего дня. Постоянное повышение квалификации учителей, внедрение новых обучающих технологий и применение инновационных подходов в учебном процессе способствуют развитию письменно-речевых навыков и умений. В обучении иностранным языкам вопросы развития профессионально направленных письменно-речевых умений приобретают особо важное значение в связи с расширяющимися международными экономическими и культурными отношениями между различными странами мира.

Применение современных технологий значительно упрощает процесс совершенствования письменно-речевых навыков. Например, с помощью интерактивных уроков и цифровых ресурсов студенты получают возможность оценивать свои знания и сформированность у них речевых навыков и умений. Это играет важную роль в повышении качества образования. Для повышения интереса обучаемых следует создать профессионально направленные речевые ситуации [3,4,5]. В целом реформирование образовательной системы и совершенствование процесса изучения иностранных языков с учетом профессиональной направленности в Узбекистане способствует подготовку конкурентоспособных кадров.

Методы. В исследовании были использованы теоретические (сравнительные, аналитические), диагностические методы (наблюдение, беседа, анкетирование), педагогический опыт-эксперимент, математико-статистический анализ и методы обобщения. Предмет исследования составляют содержание, формы, методы и средства совершенствования профессионально направленных письменно-речевых умений (ПНПРУ) студентов нефилологических направлений высших учебных заведений.

Задачи исследования: - изучить педагогические, психологические и методические основы улучшения письма и ПНПРУ у студентов-узбеков нефилологических факультетов;

  • уточнить виды контроля знаний студентов при развитии их ПНПРУ;
  • разработать модель использования методов улучшения ПНПРУ у студентов нефилологических факультетов и усовершенствовать её организационно-контекстуальные компоненты;
  • улучшить контроль ПНПРУ у студентов нефилологических направлений на основе ситуационных заданий, технологии S.T.A.R и других интерактивных тест-квестов.

            Научная новизна исследования заключается в следующем:

В исследовании изучены педагогические, психологические и методические основы мониторинга ПНПРУ у студентов нефилологических факультетов, включая такие аспекты, как мотивация, самооценка, независимость, уверенность в себе, стимулирование, системное планирование, индивидуализация и активизация речевого мышления. Развитие ПНПРУ у студентов было уточнено на основе мониторинга, осуществляемого преподавателем в отношении деятельности студента, взаимного мониторинга и самоконтроля.

Методика улучшения ПНПРУ у студентов нефилологических факультетов была усовершенствована через такие факторы, как размышление, коммуникация, самостоятельность в принятии решений с учетом лингводидактических, социолингвистических и прагматических психологических особенностей письменно-речевых умений. В развитии профессионально направленных письменно-речевых умений у студентов нефилологических факультетов формы мониторинга были улучшены на основе ситуационных заданий, технологии S.T.A.R и интерактивных тест-квестов.

Результаты исследования способствуют созданию теоретической основы для внедрения современных методов улучшения ПНПРУ у студентов узбеков. Они также могут быть использованы для проведения научных исследований в Ферганском государственном университете, Андижанском государственном университете и Андижанском государственном педагогическом институте. Исследование также открывает возможности для организации специальных курсов и семинаров в региональных центрах повышения квалификации, что будет способствовать повышению квалификации преподавателей и улучшению образовательного процесса.

Результаты исследования и их обсуждение. Концептуальные основы методики улучшения ПНПРУ у студентов в образовательном процессе.

Улучшение качества учебного процесса - ключевая задача высших образовательных учреждений на современном этапе развития общества. Мониторинг знаний, обучаемых играет важную роль в достижении образовательной цели. Преподаватель должен контролировать студентов с целью находить баланс между контролем знаний и письменно-речевыми умениями. Мониторинг при подготовке письменных задач помогает поддерживать дисциплину и порядок, однако следует учесть, что строгий контроль может снизить мотивацию студентов. Студентам нужно давать возможность принимать решения и проявлять самостоятельность. Преподавателю следует стимулировать письменные навыки самоконтроля и ответственность у студентов. Контроль в аудитории необходим для обеспечения продуктивной деятельности студентов, но должен осуществляться с уважением к ним и их индивидуальным характерам. Мониторинг качеств ПНПРУ в высшем образовании важен для обратной связи студентов по учебному процессу и определения их достижений. Он помогает студентам осмыслить свои сильные и слабые стороны, улучшить программы обучения и служит мотивацией для оценки прогресса.

Психолого-педагогические основы организации мониторинга основываются на психологических и педагогических факторах в образовательном процессе [6,7]. В обучении иностранным языкам мониторинг играет ключевую роль, поскольку он способствует оценке уровня знаний и это вовлечёт студентов к активной творческой деятельность.

В педагогическом и психологическом контексте контроля выделяются важные факторы, которые связаны с задачами образовательного процесса. К таким факторам относится адаптация учебного материала к индивидуальным потребностям студентов. Мониторинг улучшения ПНПРУ помогает преподавателям оценить эффективность усвоения знаний и скорректировать методы обучения. Психологические факторы, относящиеся к когнитивному и эмоциональному развитию, способствуют самооценке и само регуляции студентов. Однако следует проводить мониторинг корректно, чтобы избежать тревоги и стресса, создавая позитивную атмосферу для уверенности и мотивации. Следовательно, мониторинг служит для адаптации к учебному процессу и развитию знаний студентов. Однако реализация мониторинга должна быть осторожной, чтобы не вызывать негативные эмоции.

Важными психологическими факторами в методике улучшения ПНПРУ в преподавании иностранного языка являются:

1. Мотивационный фактор: Необходимо создать благоприятную атмосферу для студентов, чтобы поддерживать их мотивацию к достижению позитивных результатов, чтобы студенты чувствовали себя комфортно и свободно в письменной форме высказывали свои мысли и осознавали свои ошибки.

2. Фактор самооценки: методика улучшения ПНПРУ должна помочь студентам не только оценивать свои знания, а также находить свои слабые места, нуждающиеся в дополнительной поддержке и улучшении. Контроль также помогает преподавателям оценить эффективность своей работы и прогресс студентов. 

3. Фактор самостоятельности: Контроль студентов должен прежде всего стимулировать их самостоятельность в процессе изучения языка. Для этого необходимо организовать учебный процессе и учебные задачи таким образом, чтобы студенты имели возможность анализировать собственные ошибки и находить способы их исправления. Студентам необходимо знать, как самостоятельно, в письменном виде излагать информацию и использовать ее для своего обучения. С помощью мониторинга они должны осознать, что правильное использование письменно-речевых актов требует постоянного совершенствования.

4. Фактор уверенности: письменный мониторинг в учебном процессе играет важную роль в укреплении знаний и умений, а также уверенности студентов в своих способностях.

5.  Фактор стрессоустойчивости: для достижения хороших результатов в письменно-речевых актах необходимо, чтобы студенты позитивно относились к заданиям.

6. Ориентационный фактор на успех: методика улучшения ПНПРУ должна быть ориентирована на успех студентов, а не на критику их ошибок. 

Некоторые педагогические факторы, влияющие на организацию методики улучшения ПНПРУ в образовательном процессе, включают:

  1. Индивидуализацию. Такой подход к организации мониторинга позволяет преподавателю адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям обучаемых.
  2. Целеориентированность: Следует иметь четкие цели относительно проверки, что обеспечивает студентам ясность в понимании заданий в образовательном процессе.
  3. Планирование и структурирование: Планирование и структурирование играют важную роль в образовательном процессе, а также в формировании письменно-речевых умений. Правильная организация контроля позволяет студентам чётко осознать цели и задачи письменно-речевых актов.
  4. Определение критериев оценки. Обоснованные критерии оценки способствуют справедливости и объективности оценки, поскольку каждый студент будет оцениваться на основе одних и тех же параметров. Определение четких критериев оценки способствует созданию прозрачной системы оценивания. Это позволяет студентам осознать, какие умения и знания необходимы для получения высокой оценки.
  5. Формирование мотивации: Одним из важных факторов эффективности образовательного процесса является формирование интереса для поддержки мотивации у студентов. Преподавателю следует предпринять все возможные усилия для того, чтобы вдохновить студентов на стремление к прогрессу в образовательном процессе. Эти факторы способствуют созданию эффективных условий для мониторинга в образовательном процессе. 

В проверке результатов письменно-речевой деятельности студентов необходимы следующие три вида контроля: внешний, взаимный и самопроверка:

- внешняя проверка осуществляется преподавателем;

- взаимная проверка осуществляется студентами, они проверяют работу друг друга;

- самопроверка осуществляется самим студентом. Это поможет ему определить успехи и недостатки в работе.

В методической литературе выделяются пять ключевых форм контроля: фронтальная, групповая, индивидуальная, комбинированная и самоконтроль. По мнению большинства ученых методистов, по способу взаимодействия, исходя из критериев выполнения задания, также выделяются устные и письменные формы контроля [8,9].

Развитие профессионально направленных письменно-речевых умений посредством современных технологий контроля

Формирование ПНПРУ в преподавании и изучении английского языка, а также при подготовке современных специалистов является весьма важным в их будущей профессиональной деятельности, так как современным специалистам необходимо получать информацию из иностранных источников, а также обмениваться ею со своими зарубежными коллегами. В этом плане изучение английского языка предоставляет им большие возможности, так как на современном этапе развития общества английский язык стал языком международного общения.

Владение ПНПРУ обеспечивает студентам уверенность в общении на иностранном языке в сфере своих профессий. Благодаря этим навыкам они могут свободно излагать мысли на иностранном языке в письменной форме. В целом ПНПРУ являются неотъемлемой частью иноязычной коммуникативной компетенции студентов. Они позволяют им свободно и уверенно общаться на иностранном языке в письменной форме, успешно взаимодействовать с носителями этого языка и лучше понимать их культуру. Следует отметить, что чтение и письмо тесно связано. С помощью чтения студенты изучают новые слова, выражения и грамматические конструкции, которые они могут использовать при подготовке информации в письменной форме. Развитие ПНПРУ также требует от студентов анализа прочитанных текстов. В подготовке информации в письменной форме студенты должны знать основные правила грамматики, профессиональной лексики, а также уметь использовать разнообразные фразы, выражения и грамматические конструкции. Таким образом, развитие ПНПРУ в изучении английского языка тесно взаимосвязано и другими видами речевой деятельности. Например, письменная речь помогает закрепить грамматические и лексические навыки, развить коммуникативные и аналитические способности, а также стать более самостоятельными и организованными в использовании английского языка.

Как было отмечено выше, контроль играет важную роль не только в развитии ПНПРУ в преподавании английского языка, а также в подготовке профессионалов.

Во-первых, контроль помогает преподавателю определить начальный уровень студента и его потенциал для развития.

Во-вторых, контроль способствует выявлению трудностей в формировании ПНПРУ.

В-третьих, преимущество контроля в развитии ПНПРУ позволяет студентам осознавать свои успехи и недостатки. В целом, роль контроля в развитии ПНПРУ в преподавании английского языка следует учитывать в подготовке квалифицированных специалистов, так как она способствует определению начального уровня и потенциала студентов, выявлению их слабых мест и типичных ошибок, а также мотивации студентов в изучении профессиональных текстов и созданию систематического подхода к повышению профессиональной компетенции студентов.

В результате анализа образовательного процесса в подготовке кадров установлено, что в высших учебных заведениях Узбекистана для проверки и контроля уровня знаний на уроках иностранного языка используются три вида контроля, такие как текущий, промежуточный и итоговый. Также проводится индивидуальная самостоятельная работа. Проведенный опрос учителей нефилологических факультетов показывает, что для текущего контроля используются такие формы, как письменная работа и устный опрос, в то время как для промежуточного и итогового контроля используются тесты и письменной опрос. Учитывая недостатки используемых технологий контроля знаний студентов, нами предложено использовать ситуационно-основанные письменные задания в качестве технологии контроля ПНПРУ у студентов. Специфика ситуационных заданий носят ярко выраженный практико-ориентированный характер, а для их решения требуется ранее сформированные письменно-речевые навыки и умения. 

Модель использования технологий контроля ПНПРУ у студентов нефилологических факультетов

Цель преподавания английского языка на нефилологических направлениях заключается в формировании необходимых знаний и умений для успешного общения на международном уровне и повышения конкурентоспособности в профессиональной сфере. Для достижения поставленной цели преподавания английского языка на нефилологических направлениях необходимо иметь систему контроля знаний, которая тесно связана с учебным процессом и целями обучения. Существует тесная взаимосвязь между развитием компетенций и совершенствованием ПНПРУ. Проверка улучшения письменно-речевых навыков способствует формированию компетенций [10,11,12], определению слабых и сильных сторон обучаемых. Правильный контроль стимулирует студентов к изучению английского языка и повышению своих профессиональной уровни.

В процессе исследования обнаружено, что, согласно государственному стандарту, на уроках английского языка на нефилологических факультетах занятия организованы в соответствии с целью формирования знаний, навыков и умений. И формы контроля направлены к этой цели. Однако обнаружено несоответствие целей и технологий контроля.  На уроках развиваются навыки чтения, аудирования, письма и говорения, а на развитие профессионального словарного запаса студентов, а также современных технологий, контроля уделяется недостаточно внимания.

В ходе исследований нами разработана следующая модель контроля формируемых ПНПРУ:

  1. Уровень сформированности лингвистической компетенции. Он включает в себя формирование орфографических, фонетических, лексических и грамматических навыков и умений.
  2. Уровень сформированности умений выражать в письменной форме содержание прочитанного текста.
  3. Уровень сформированности умений выражать в письменной форме содержание услышанного аудио текста.
  4. Уровень сформированности профессионально-лексического словарного запаса.
  5. Уровень сформированности информации по заданной теме из иностранных источников.
  6. Подготовка текста доклада, относящегося к будущей специальности студентов неязыкового профиля.

Сформированная модель контроля ПНПРУ не только включает проверку знаний и умений, а также способствует развитию профессиональной лексики.

            Выводы. На основе изучения вопроса повышения профессионально-коммуникативной компетенции студентов нефилологических факультетов относительно формирования ПНПРУ в обучении английскому языку были сделаны следующие научно-практические выводы.

  1. В настоящее время существует потребность в специалистах, знающих иностранные языки, особенно английский язык, поскольку он в последнее время стал языком международного общения. В этом плане вопрос улучшения профессионально-коммуникативной компетенции студентов неязыковых вузов приобретает особо важное значение, так как от современного специалиста требуются знание и навыки коммуникативного общения со своими зарубежными коллегами и участия с докладами на различных международных научно-практических конференциях.
  2.  В этом плане формирование ПНПРУ у студентов неязыковых вузов является весьма важным вопросам, требующим позитивного решения.
  3. Решение данного вопроса требует совершенно нового подхода, основанного на использовании современных технологий обучения, новых, более эффективных методов и средств обучения, а также контроля усвоенных знаний и сформированных речевых навыков и умений. Выделяются две функции контроля: контролирующая и обучающая. В образовательном процессе внимание обычно уделяется контролирующим функциям, однако обучающая функция контроля также имеет весьма важное значение, так как она способствует формированию у студентов мотивации к профессиональной деятельности и активизирует их как во время занятий, так и во внеаудиторное время.  
  4. Контроль способствует поддержке дисциплины во время занятий, однако слишком строгий контроль снижает мотивированность студентов, поэтому целесообразно давать студентам возможность самостоятельно выражать свои мысли и определять свои недостатки. Самооценка является очень важным психологическим фактором. Если студенты сами осознают свои успехи и недостатки, у них появляется уверенность в своих силах и знаниях. При мониторинге преподавателям следует обратить внимание на такие психологические факторы, как мотивация, самостоятельность, самооценка, уверенность, стрессоустойчивость и ориентация на успех.
  5. Мониторинг знаний и сформированных речевых умений полезен и для преподавателей, и для студентов. С помощью мониторинга преподаватель определяет уровень знаний, умений и навыков у студентов, выявляет трудности, возникающие в процессе обучения, степень полезности используемых методов, форм и средств обучения с целью разработать более эффективные методы и формы обучения в будущем. Мониторинг полезен студентам для определения уровня своих знаний, своих возможностей и ошибок.
  6. Целесообразно применить комбинированные формы, методы и технологии контроля для эффективности развития ПНПРУ, способствующего формированию письменно-речевых компетенций   у студентов узбеков.  

Рекомендуется использование таких форм контроля и оценки, как интеграционные тесты, ситуационные задания, широко используемая за рубежном S.T.A.R. технология, а также цифровые технологии. 

References

1. Apushkina L.D., Zhukovskaya T.D. Puti obucheniya studentov akademicheskomu pis'mu: pravila formulirovaniya tezisa [Ways to teach students academic writing: Thesis statement rules] // Molodezhnyy vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury.[Youth Bulletin of the St. Petersburg State Institute of Culture] 2019. № 1 (11). pp. 177 – 180 (in Russian) DOI: https://doi.org/10.30725/2619-0303-2019-1-11-13; EDN: https://elibrary.ru/HDSDDO

2. Bahrieva Sh.D. Metody motivacii studentov v izuchenii russkogo yazyka kak inostrannomu [Methods of motivating students in learning Russian as a foreign language] // Kazanskaya nauka [Kazan Science] №12, 2023. pp. 26 – 28( in Russian) EDN: https://elibrary.ru/UDHLHJ

3. Kopytko V.N. Professional'no-orientirovannoe obuchenie inostrannomu yazyku studentov nelingvisticheskih vuzov [Professionally-oriented teaching of foreign languages ​​to students of non-linguistic universities] // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education] 2019. № 64. pp. 170 – 172 ( in Russian) EDN: https://elibrary.ru/QUJAOO

4. Markaryan K.A. Formirovanie professional'no-rechevoy kompetencii studentov pri obuchenii russkomu yazyku v tehnicheskom vuze: avtoreferat. Erevan [Formation of professional speech competence of students in teaching Russian language in a technical university: author's abstract. Yerevan] 2023. 22 pp. ( in Russian)

5. Obrazcov P.I., Vilenskiy M.Ya., Uman A.I. Tehnologii professional'no-orientirovannogo obucheniya v vysshey shkole: uchebnoe posobie [Technologies of professionally-oriented training in higher education: a teaching aid] M.: Pedagogicheskoe obschestvo Rossii [Pedagogical Society of Russia] , 2004. 144 pp.( in Russian)

6. Lyuft A.V. Osobennosti ispol'zovaniya pedagogicheskih tehnologiy v sisteme vysshego obrazovaniya v usloviyah distancionnogo obucheniya [Features of the use of pedagogical technologies in the system of higher education in the context of distance learning] // Mir universitetskoy nauki: Kul'tura, Obrazovanie [The World of University Science: Culture, Education] 2022. № 1. pp. 56 – 61. ( in Russian) DOI: https://doi.org/10.18522/2658-6983-2022-1-56-61; EDN: https://elibrary.ru/XGTOOV

7. Blonskiy P. P. Psihologiya i pedagogika. Izbrannye trudy. [Psychology and pedagogy. Selected works.] M.: Izd. Yurayt, 2024. URL: https://urait.ru/bcode/538013 ( in Russian)

8. Frolova G.M., Kuznecova G.A., Kurkina A.Yu. Osnovy metodiki prepodavaniya inostrannogo yazyka. [Fundamentals of foreign language teaching methods. Study guide.] Uchebnoe posobie. [ Texbook] M.: Prospekt. 2020. 80 p.( in Russian)

9. Danilina Yu.N. Problemy i perspektivy razvitiya innovacionnyh obrazovatel'nyh processov[Problems and prospects for the development of innovative educational processes] // Vestnik pedagogicheskih nauk. [Bulletin of Pedagogical Sciences] 2024. № 3. pp. 112–116 ( in Russian) DOI: https://doi.org/10.62257/2687-1661-2024-3-112-116; EDN: https://elibrary.ru/JPFGER

10. Petrov P.K, Sabitova N.G. Model' formirovaniya informacionno-kommunikacionnyh kompetenciy u studentov bakalavriata vuza [Model of formation of information and communication competencies in undergraduate students of the university] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. [Modern problems of science and education] 2015. № 2-1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17281 ( in Russian) EDN: https://elibrary.ru/UHXDJH

11. Hramcova N. G., Mayboroda T. Yu. Podhody k razvitiyu cifrovyh kompetenciy studentov yuridicheskih vuzov [Approaches to the development of digital competencies of law students] // Perspektivy nauki i obrazovaniya. [Prospects of Science and Education] 2019. № 1 (37). pp. 80–93.( in Russian) DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2019.1.6; EDN: https://elibrary.ru/YXRKEP

12. Arzumanova R.A., Gosteva Yu.N., Bokizhanova G.K. Formirovanie akademicheskoy gramotnosti u inostrannyh studentov-bilingvov v cifrovuyu epohu [Formation of academic literacy in international bilingual students in the digital era] // Modern Humanities Success. 2024. №3. pp. 60 – 64. DOI: https://doi.org/10.58224/2618-7175-2024-3-60-64; EDN: https://elibrary.ru/FFATRA

Reviews
1. Monitoring Problems: Improving Written and Speaking Skills in Teaching English Authors: Sepiashvili Ekaterina


Login or Create
* Forgot password?