graduate student
In the modern world, digital technologies are actively being introduced into all spheres of life, including education, but not all students are ready to study in a digital educational environment. The willingness of students affects the success of their studies. The components of readiness are diverse. The article presents the components of students' psychological readiness to study in a digital educational environment. The aim of the study is an empirical study of the components of students' psychological readiness to study in a digital educational environment. The components of students' psychological readiness for learning are highlighted based on the analysis of the works of domestic authors, diagnostic methods such as survey and testing are used. 120 students of Omsk State University of Railways and Communications of the Department of Automation and Control Systems took part in the study. The results of the study showed that not all components of psychological readiness for learning are formed in students, the results obtained can be used to create a program for adaptation and support of students in the formation of psychological readiness of students to study in a digital educational environment. The novelty of the research lies in the identification of components of psychological readiness for learning in a digital educational environment. The presented results in the article prove the need to study the psychological readiness of students to study in a digital educational environment as a factor of learning success.
digitalization, psychological readiness, digital educational environment
Введение. Глобальные изменения, происходящие в стране и в мире приводят к необходимости стремительного развития всех сфер общества, особенно промышленности. Отмечается острая потребность в квалифицированных кадрах, которые способны адаптироваться в изменяющихся условиях, а подготовка кадров начинается в процессе профессионального обучения. Особенно ценно для специалистов умение использовать современные технологии в различных сферах жизни, поэтому они активно внедряются и используются в образовании. Внедрение цифровизации в образовательные учреждения демонстрирует реализацию федеральных программ, отражающих направления развития образования. В частности, Указ Президента РФ «О Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017 – 2030 годы» (09.05.2017 г. № 203), Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (07.05.2018 г. № 204, Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (срок реализации: 2018 – 2025 гг.). Цифровизация является обобщенным понятием, в в указанных документах рассматривается понятие цифровой образовательной среды. Под цифровой образовательной средой (ЦОС), понимается «совокупность методов, форм и средств обучения, необходимые для подготовки высококвалифицированных кадров, имеющими цифровую грамотность и компетентность в цифровой среде». ЦОС включает в себя: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе электронных; совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, средства связи (смартфоны, планшеты), иное информационно-коммуникационное оборудование; ряд педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде [6].
Инновационные технологии позволяют решать множество образовательных задач, повышая качество обучения, интерактивность, вариативность. При этом современный образовательный процесс строится на субъектном подходе в отношении обучающихся, поэтому учитываются индивидуальные особенности студентов. Цифровая образовательная среда выступает в качестве фактора, который оказывает влияние на успешность обучения. Однако, не только грамотная организация образовательного процесса с использованием цифровых технологий и средств является залогом успешности студентов, но и их психологическая готовность к обучению. По мнению, С.Н. Кусакиной психотическая готовность к обучению определяется как культурно-обусловленная многокомпонентная функциональная система, способствующая включению в учебно-профессиональную деятельность, предназначенная для успешной адаптации в вузе [3].
Цель исследования - эмпирическое изучение компонентов психологической готовности студентов к обучению в цифровой образовательной среде.
Гипотеза исследования – у студентов старших курсов будут более высокие показатели психологической готовности к обучению в цифровой образовательной среде, по сравнению со студентами младших курсов.
На основе подходов к структуре психологической готовности следующих авторов Р.Д. Санжаева [5], М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович [5], А.А. Деркач [1], Н.Д. Левитов [4] и др. нами была сформирована модель психологической готовности, включающая следующие компоненты: индивидуально-типологический, ценностно-мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой, коммуникативный, поведенческий и технологический. На основе выделенных компонентов были подобраны методики диагностики психологической готовности студентов к обучению в цифровой образовательной среде (таблица 1).
Таблица 1 – Компоненты, показатели и методики диагностики психологической готовности студентов к обучению в цифровой образовательной среде
|
Компонент |
Показатель |
Методика |
|
Индивидуально-типологический |
Свойства нервной системы (интроверсия, экстраверсия, гибкость, уравновешенность) |
«Тип темперамента» Г. Айзенк. Самоактуализационный тест (САТ) Ю.Е. Алешиной (шкала гибкость) |
|
Ценностно-мотивационный |
отношение к обучению в вузе, интерес к обучению в цифровой образовательной среде, система ценностных ориентаций, мотивация |
Методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной. Тест смысложизненные ориентации А.Н. Леонтьева |
|
Когнитивный |
знания, необходимые для успешного обучения в цифровой образовательной среде вуза, интеллектуальные способности |
Самоактуализационный тест (САТ) Ю.Е. Алешиной (шкала познавательные способности, креативность). 16-ти факторный личностный опросник Р. Кеттелла (группа интеллектуальных свойств входят следующие факторы: B, M, N, Q1.) |
|
Эмоционально-волевой |
эмоциональная устойчивость; эмоциональная лабильность; способность мобилизоваться для выполнения учебных задач; самоконтроль |
16-ти факторный личностный опросник Р. Кеттелла (группа эмоциональных свойств C, I, H, F, O и Q4) |
|
Коммуникативный |
коммуникативные умения и навыки |
16-ти факторный личностный опросник Р. Кеттелла (группа коммуникативных свойств образуют следующие факторы: A, H, E, L, N, Q2). |
|
Поведенческий |
опыт учебной деятельности с применением информационных и цифровых технологий; опыт самообразования и саморазвития; опыт взаимодействия с участниками образовательного процесса |
16-ти факторный личностный опросник Р. Кеттелла (группа регуляторных свойств личности входят следующие факторы: Q3, G). Самоактуализационный тест (САТ) Ю.Е. Алешиной (шкала гибкость) |
|
Технологический |
умения и навыки получения, оценки, обработки и производства информации с помощью цифровых и информационных технологий |
Объединенный опросник для диагностики ориентированности цифровой образовательной среды образовательного учреждения на развитие личности учащегося Е.Е. Дмитриевой (в адаптации для студентов вуза) |
Методика исследования. Эмпирическое исследование проводилось на базе Омского государственного университета путей и сообщения, на кафедре «Автоматика и системы управления». В исследовании приняли участие студенты 1 курса в возрасте 17-21 год в количестве 75 человек. 2 курс возраст 18-21 год в количестве 24 человека. 3 курс в возрасте 20-24 года в количестве 30 человек и 4 курс возраст 21-24 года в количестве 31 человек. Методики диагностики по изучению компонентов психологической готовности студентов к обучению в цифровой образовательной среде, представлены в таблице 1.
Результаты исследования и их обсуждение.
В соответствии с выделенными компонентами, была проведена диагностика каждого из них. В таблице 2 представлены показатели индивидуально-типического компонента психологической готовности студентов технического профиля к обучению в цифровой образовательной среде.
Таблица 2 – Показатели индивидуально-типологического компонента психологической готовности студентов технического профиля к обучению в цифровой образовательной среде
|
Показатель |
1 курс |
2 курс |
3 курс |
4 курс |
|
Экстраверсия/интроверсия |
9,5 |
10 |
9,8 |
9,5 |
|
Нейротизм |
12,6 |
13 |
12,4 |
13,2 |
|
Гибкость |
12,5 |
12,4 |
13,3 |
13 |
Представленные результаты, показывают, что студенты кафедры «Автоматика и системы управления» преимущественно интровертивные, для них характерно спокойствие, замкнутость, у них нет острой потребности в общении, они предпочитают проводить свободное время наедине с собой, испытывают трудности в принятии решений нередко много сомневаются, для них не свойственны импульсивные действия. Различий между студентами 1, 2, 3 и 4 курса не выявлено.
По шкале нейротизм у студентов выявлен средний уровень стабильности, при этом 2 и 3 курс имеют более высокие показатели. Средний уровень стабильности указывает на то, что студенты не всегда могут справиться со своими эмоциями, следует учитывать влияние ситуативных факторов, также степень сдержанности зависит от эмоциональности события. Насколько оно имеет значение для человека, при этом на одно и тоже событие каждый студент может реагировать по разному, один будет проявлять эмоциональную стабильность, а другому будет сложно сдерживать эмоции.
По результатам диагностики мы видим более высокие показатели гибкости у студентов старших курсов, по сравнению со студентами младших курсов. Так, у студентов 1 и 2 курса показатели имеют средние значения, что свидетельствует о способности быстро приспосабливаться к изменяющимся условиями, однако стоит учитывать, что не всегда удается проявлять гибкость, так как нередко это связано с изменением ценностей и моделей поведения. Так как мы рассматриваем гибкость как индивидуально-типологический компонент психологической готовности, то мы рассматриваем ее как врожденное качество, которое не поддается изменениям. При этом у студентов старших курсов отмечаются более высокие показатели гибкости, они выше средних значений. Мы обуславливаем такие результаты особенностями выборки, а также влиянием жизненного опыта. В частности, процесс обучения предполагает взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса, следовательно, нужно проявлять гибкость, например, в общении с преподавателями для того, чтобы быть успешным в учебной деятельности.
Анализ результатов индивидуально-типологического компонента психологической готовности показал, что студенты имеют высокие показатели интроверсии, им не хватает эмоциональной устойчивости, студенты старших курсов более гибкие, по сравнению со студентами младших курсов.
Следующим компонентом психологической готовности к обучению является ценностно-мотивационный, результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Показатели ценностно-мотивационного компонента психологической готовности студентов технического профиля к обучению в цифровой образовательной среде
|
Показатель |
1 курс |
2 курс |
3 курс |
4 курс |
|
Приобретение знаний |
6,7 |
6,7 |
7 |
7 |
|
Освоение профессии |
5,9 |
6,4 |
4,8 |
4,8 |
|
Получение диплома |
3,7 |
4,6 |
3,2 |
2,9 |
|
Цели в жизни |
30 |
27,6 |
30,7 |
30,2 |
|
Процесс жизни |
29 |
27,6 |
28,3 |
28,2 |
|
Результат жизни |
24 |
22,2 |
24 |
23,8 |
|
Локус контроля Я |
20,1 |
19 |
19,5 |
18,9 |
|
Локус контроля Жизнь |
30 |
28,4 |
29,6 |
29 |
|
Осмысленность жизни |
133,3 |
124,6 |
132 |
129,9 |
По результатам диагностики у студентов всех курсов доминирует мотив приобретения знаний, который характеризуется познавательным интересом и стремлением к познанию нового. Мотив освоения профессии наиболее выражен у студентов 1 и 2 курса, при этом у студентов 3 и 4 курса значительно ниже, это может быть обусловлено разочарованием в специальности. Получение диплома наиболее выражено у студентов 2 курса, это может быть связано с тем, что на 2 курсе увеличивается количество предметов непосредственно связанных с будущей профессией, а также предусмотрена практика на предприятиях. Мотив получения диплома в больше степени выражен у студентов 2 курса. В меньшей степени - у студентов 4 курса. Снижение значимости мотива получения диплома у студентов последнего курса обучения может быть связано с тем, что существует некоторая неуверенность в своих знаниях, отсутствие опыта, поэтому фокус внимания сосредоточен на знаниях. Примерно одинаково выражен мотив получения диплома у студентов 1 и 3 курса.
Результаты диагностики смысложизненных ориентаций свидетельствуют о средних значениях у студентов всех курсов. При этом у студентов 1 курса наиболее выражена ориентация на результат. Выраженность данного показателя демонстрирует, что студенты довольны результатом жизни, при этом есть к чему-стремиться, так как не все доведено до логического завершения. У студентов 2,3 и 4 курса наиболее выражен показатель локус контроля Жизнь, студенты контролируют все, что происходит в их жизни, принимают ответственность за свои действия, рассчитывают на собственные возможности. Общая осмысленность жизни у студентов всех курсов имеет высокие значения, это характеризуется сознательным отношением к тому, что происходит в жизни студентов.
Таким образом, результаты ценностно-мотивационного компонента психологической готовности к обучению показали, что у студентов преобладает мотив получения знаний, также студенты 1 курса ориентированы на результат, а для студентов 2, 3 и 4 курса характерно проявление ответственности и контроля за свои действия. В целом, данный показатель свидетельствует о готовности студентов к обучению, так как они проявляют интерес к получению знаний, нацелены на результат, однако студентам 1 курса может не хватать решительности ответственности за свои действия, чтобы получить желаемый результат.
Далее представим результаты диагностики когнитивного компонента психологической готовности студентов к обучению.
Таблица 4 – Показатели когнитивного компонента психологической готовности студентов технического профиля к обучению в цифровой образовательной среде
|
Показатель |
1 курс |
2 курс |
3 курс |
4 курс |
|
Познавательные способности |
5,5 |
5,5 |
5,4 |
5,4 |
|
Креативность |
7 |
6,8 |
7,1 |
7 |
|
Интеллект |
7,8 |
7,9 |
7,5 |
7,7 |
|
Практичность/мечтательность |
2,8 |
2,2 |
3,2 |
3,5 |
|
Прямолинейность/дипломатичность |
2,5 |
2 |
3,2 |
3,7 |
|
Консерватизм/радикализм |
3,3 |
3,2 |
3,5 |
3,4 |
По результатам диагностики познавательных способностей студентов всех курсов выявлены средние показатели, что свидетельствует о наличии интереса к новому, однако этот интерес может касаться определенных сфер, предметов и т.д. Показатели креативности имеют средние значения, на всех курсах, это характеризуется тем, что студентам не всегда удается создавать что-то новое, для них в большей степени характерны действия по шаблону.
Показатели интеллекта достаточно высокие у студентов всех курсов, для них характерны абстрактное мышление, высокая способность к обучению и сообразительность.
Студентов всех курсов обучения можно охарактеризовать как практичных, для них важно поступать правильно, они способны проявлять практичность даже в стрессовых ситуациях. При этом у студентов 3 и 4 курса более высокие показатели практичности, по сравнению со студентами 1 и 2 курса.
Для студентов кафедры «Автоматика и системы управления» характерна прямолинейность, они могут показаться грубыми, для них характерна спонтанность. У студентов 4 курса выявлена склонность к сентиментальности, естественности, по сравнению со студентами других курсов.
Примерно одинаковые показатели выявлены у студентов по шкале консерватизм, для них характерна осторожность в отношении всего нового, сопротивляются всему новому, не готовы к изменениям.
Анализ результатов когнитивного компонента показал, что у всех студентов присутствует познавательный интерес, для них характерно действовать по шаблону. Решение творческих задач может вызывать трудности, также могут возникать проблемы, если нужно подумать нелогично, сформировать новый способ решения.
В таблице 5 представлены показатели эмоционально-волевого компонента.
Таблица 5 - Показатели эмоционально-волевого компонента психологической готовности студентов технического профиля к обучению в цифровой образовательной среде
|
Показатель |
1 курс |
2 курс |
3 курс |
4 курс |
|
Эмоциональность нестабильность/стабильность |
3,5 |
3,3 |
3,8 |
4 |
|
Сдержанность/экспрессивность |
3,7 |
3,7 |
3,3 |
3,5 |
|
Робость/смелость |
3,9 |
4 |
3,9 |
5 |
|
Жесткость/чувствительность |
2,8 |
2,5 |
3 |
3,3 |
|
Спокойствие/тревожность |
2,8 |
2,5 |
3,1 |
3,3 |
|
Расслабленность/напряженность |
5,9 |
3 |
2,9 |
3 |
По результатам диагностики отмечено, что студены 1,2 и 3 курса эмоционально нестабильны, для них характерны возбудимость, раздражительность, утомляемость. Эмоциональная нестабильность связана с нарушением сна, психосоматическими расстройствами. При этом у студентов 4 курса большая эмоциональная стабильность, но при этом они проявляют чувствительность в стрессовых ситуациях, часто могут расстроиться, если что-то не получается.
Студенты всех курсов проявляют сдержанность, осторожность, неторопливость, им сложно осуществлять быстрые действия, они склонны к пессимизму.
Для студентов 1, 2 и 3 курсов характерна робость, которая проявляется в сдержанности, застенчивости и неуверенности. Студенты 4 курса более уверенны в себе, решительны, это может быть обусловлено тем, что их обучение заканчивается, они получили профессиональные знания и умения, чувствует в себе уверенность.
По шкале жесткость/чувствительность у студентов всех курсов отмечена жесткость, которая проявляется в прямолинейности, практичности, субъективности, чувстве ответственности.
Результаты по шкале спокойствие/тревожность противоречат результатам по другим шкалам. Так как у студентов всех курсов выявлено спокойствие и невозмутимость, отсутствие тревожности в различных ситуациях, а ранее было выявлено, что они чувствительны к различным стрессовым ситуациям и эмоционально неустойчивы. Такое противоречие в результатах может иметь ситуативный характер, например, по некоторым вопросам студенты уверены в своих силах и они проявляют спокойствие, а также все зависит от степени эмоционального напряжения и личностной значимости ситуации.
Для студентов 2, 3 и 4 курса характерна расслабленность, могут лениться, что негативно сказывается на учебной деятельности. У студентов 1 курса более высокие показатели, которые в пределах границы расслабленности и спокойствия, но в сравнении с результатами других курсов видно отличие. Возможно, это обусловлено тем, что студенты 1 курса не адаптировались к новым условиям и испытывают напряженность.
Таким образом, у студентов младших курсов отмечена недостаточная эмоциональная устойчивость, в сложных ситуациях, им не всегда удается контролировать свои эмоции, если они расстроены, то могут быть категоричными, прямолинейными.
В таблице 6 представлены показатели коммуникативного компонента.
Таблица 6 - Показатели коммуникативного компонента психологической готовности студентов технического профиля к обучению в цифровой образовательной среде
|
Показатель |
1 курс |
2 курс |
3 курс |
4 курс |
|
Замкнутость/общительность |
3,2 |
3 |
3 |
3,4 |
|
Робость/смелость |
3,9 |
4 |
3,8 |
5 |
|
Доверчивость/подозрительность |
3,2 |
3 |
3,4 |
3,3 |
|
Прямолинейность/дипломатичность |
2,5 |
2 |
3,2 |
4,2 |
|
Конформизм/нонконформизм |
3 |
2,7 |
3,2 |
3,3 |
По результатам диагностики у студентов всех курсов отмечается замкнутость, для них характерна ригидность во взглядах, с трудом идут на компромисс, критично настроены. Студенты проявляют робость, неуверенность в себе, при этом у студентов 4 курса есть склонность к проявлению смелости и спонтанности по сравнению со студентами других курсов. У студентов всех курсов отмечено проявление доверчивости, не способны к конкуренции, но при этом адаптируемы. Для студентов 1, 2 и 3 курсов характерна прямолинейность, иногда в грубой форме могут выражать свое мнение, не проявляют чувствительности. Студенты 4 курса более тактичны, способны отстаивать свои интересы, используя хитрость. Для студентов характерна конформность, стремятся принимать совместные решения, не готовы принимать ответственность на себе.
Таким образом, у студентов недостаточно развит коммуникативный компонент психологической готовности к обучению, так как в общении им не хватает тактичности, не способны в мягкой форме выражать свои мысли, не уверены в себе, поэтому зависимы от мнения окружающих, слишком доверчивы.
Далее представим результаты диагностики поведенческого компонента психологической готовности студентов к обучению.
Таблица 7 – Показатели поведенческого компонента психологической готовности студентов технического профиля к обучению в цифровой образовательной среде
|
Показатель |
1 курс |
2 курс |
3 курс |
4 курс |
|
Нормативность поведения |
3 |
2,8 |
3,5 |
3,9 |
|
Самодисциплина |
2,9 |
2,7 |
3,2 |
3,3 |
|
Гибкость |
12,5 |
12,4 |
13,3 |
13 |
По результатам диагностики у студентов 1 и 2 курса низкие показатели нормативности поведения, для них характерно нарушение правил поведения, проявляют непринужденность. У студентов 3 и 4 курса отмечается стремление избегать соблюдение правил, не считают себя обязанными, свои интересы ставят на первое место. По результатам диагностики мы видим более высокие показатели гибкости студентов старших курсов, по сравнению со студентами младших курсов. Ранее мы описывали данный показатель, но в рамках поведенческого компонента отметим, что студенты старших курсов используют разнообразные модели поведения в зависимости от ситуаций, тем самым они более гибкие, чем студенты младших курсов.
Анализ поведенческого компонента психологической готовности к обучению показал, что студенты склонны к нарушению правил поведения, могут нарушать сроки выполнения заданий, не готовы нести ответственность за свои действия. Для студентов старших курсов характерна гибкость поведения, которая проявляется в использовании разных моделей поведения.
Изучение сформированности технологического компонента психологической готовности к обучению показал, что многие студенты проходили курсы узкой направленности, в частности, программирование, графический дизайн. Опрос показал, что в рамках обучения студенты пользуются электронным расписанием, сайтом университета, состоят в сообществах кафедры в социальных сетях, общаются в чатах группы. Ежедневно студенты пользуются электронным расписанием и чатом группы. 50% студентов 2 курса и 53% 3 курса не используют электронный дневник. 30% студентов 3 курса не используют сайт университета, Среди студентов 1 курса более разнообразные результаты, сложно выделить, что в большей степени не используют студенты. 31% студентов 4 курса не общаются с преподавателями в мессенджерах.
По мнению студентов 1 курса, преподаватели ежедневно используют Интернет-ресурсы для проведения занятий, по мнению студентов 2 и 4 курса преподаватели ежедневно используют Интернет-ресурсы или реже одного раза в неделю. Студенты 3 курса крайне редко используются Интернет-ресурсы преподавателями.
Все студенты отметили, что часто получают задания, выполнение которых предполагает использование Интернет-ресурсов. Все студенты используют электронные учебники в процессе обучения. Использование интерактивной доски, по мнению студентов, необходимо для того, чтобы разнообразить занятие.
Студенты отметили, что более 5 раз получали индивидуальные задания от преподавателя в личном кабинете. Студенты 1,2 и 3 курса считают, что университет удовлетворяет познавательные интересы обучающихся, а студенты 4 курса, считают, что не только познавательные интересы, но и потребности общества.
Студенты получали задания, которые были доступны всем пользователям сети. Все студенты состоят в сообществах факультета, кафедры. Отмечено, что студенты 1 курса имеют неполные или неточные представления о цифровой образовательной среде, так как связывают ее с дистанционным обучением, Интернетом, гаджетами, которые используются в процессе обучения. У студентов 2 курса обобщенные представления о цифровой образовательной среде, так как указывают на различные средства, среду, которая облегчает процесс обучения. Студенты 3 курса связывают цифровую среду с современными технологиями, доступностью и безопасностью знаний. Студенты 4 курса затруднились ответить на этот вопрос, но некоторые также как и студенты 3 курса указывали на использование различных современных технологий в обучении.
Проведенный опрос, показал, что студенты всех курсов владеют умениями и навыками получения информации с помощью цифровых технологий, способны ее обрабатывать, это проявляется в выполнении домашних заданий, во взаимодействии с участниками образовательного процесса с помощью цифровых технологий.
Выводы. Таким образом, у студентов не все компоненты психологической готовности сформированы, в частности, согласно результатам в рамках когнитивного компонента у студентов возникают трудности с решением творческих задач и решением нестандартных задач. В соответствии с результатами эмоционально-волевого компонента, студенты младших курсов недостаточно эмоционально устойчивы. У студентов недостаточно развит коммуникативный компонент психологической готовности к обучению, так как выявлены трудности коммуникации. Анализ поведенческого компонента психологической готовности к обучению показал, что студенты склонны к нарушению правил поведения, могут нарушать сроки выполнения заданий. При этом сформированы мотивационно-ценностный и технологический компоненты психологической готовности к обучению в цифровой образовательной среде. Полученные результаты свидетельствуют о том, что гипотеза подтвердилась частично.
1. Derkach A.A. Akmeologicheskie osnovy razvitiya professionala [Acmeological foundations of professional development]. Moscow: Publishing house of the Moscow Psychological and Social Institute; Voronezh: NPO "MODEK", 2004. – 750 p. (in Russian) EDN: https://elibrary.ru/QXHJPT
2. Dyachenko M.I., Kandybovich L.A. Psihologicheskie problemy gotovnosti k deyatel'nosti [Psychological problems of readiness for activity]. Minsk: BSU, 1976. – 176 p. (in Russian)
3. Kusakina S.N. Gotovnost' k obucheniyu v VUZe kak psihologicheskiy fenomen: avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni kandidata psihologicheskih nauk [Readiness for university studies as a psychological phenomenon: abstract of the thesis for the degree of candidate of psychological sciences]. Moscow, 2009. – 22 p. (in Russian) EDN: https://elibrary.ru/NKVSEN
4. Levitov N.D. O psihicheskih sostoyaniyah cheloveka [On mental states of a person]. Moscow: Prosveshchenie, 1964. – 424 p. (in Russian)
5. Levitov N.D. O psihicheskih sostoyaniyah cheloveka [On mental states of a person]. Moscow: Prosveshchenie, 1964. – 424 p. (in Russian) EDN: https://elibrary.ru/YNLUSB
6. Sanzhayeva R.D. Gotovnost' i ee psihologicheskie mehanizmy [Readiness and its psychological mechanisms] // Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Obrazovanie. Lichnost'. Obshchestvo [Bulletin of Buryat State University. Education. Personality. Society]. 2016. Issue 2. Pp. 6-16. (in Russian)
7. Federal'nyj proekt «Tsifrovaya obrazovatel'naya sreda» [Federal project «Digital educational environment»]. Available at: https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos/?ysclid=luzs9kp8wu706189609 (accessed 11 December 2024) (in Russian)



