The article attempts to reveal the principles of interactive training of internal affairs officers in the use of firearms as one of the complex areas of pedagogical activity. The relevance of the research topic is beyond doubt, as training internal affairs officers in the use of firearms is one of the priority tasks in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia. To successfully solve this task, it is advisable to understand the essence of personality-oriented education: to characterize interactive learning to solve existing problems in law enforcement; to specify the main key concepts (interactive learning, principles of interactive learning of internal affairs officers, regarding the use of firearms); to establish regularities in the course of interactive learning within the framework of the personal approach; to identify the key component of pedagogical activity (personality).The solution of the above tasks will increase the effectiveness of training of internal affairs officers in complex skills in the use of firearms. In the course of the study, a review and analysis of fundamental scientific works of such authors as V.V. Serikov. Serikov, A.V. Khutorsky, N.V. Khodiakova, T.S. Kupavtseva, O.A. Milkevich and others. The practical significance of this article will be in the use of its results by the teaching staff of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the framework of training sessions in the discipline of "firearms training", as well as the heads of shooting during the professional and physical training of territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
personal-developmental education, personality, interactive learning, principles of interactive learning, personal-developmental situations
Актуальность. На текущий момент, одним из национальных интересов в Российской Федерации выступает защита граждан от противоправных посягательств. Исходя из статистических данных применения огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел в Свердловской области, начиная с 2018 года неуклонно растет число фактов применения табельного оружия для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья. Так в 2024 году число таких фактов составило уже 10% от общего количества, что является самым высоким показателем за период c 2018 по 2024 год. Это говорит о возрастающей агрессивности правонарушителей по отношению к сотрудникам органов внутренних дел. В данном контексте обучение сотрудников органов внутренних дел применению огнестрельного оружия является приоритетным направлением в правоохранительной деятельности. Вопросы обучения применению огнестрельного оружия сотрудников органов внутренних дел в системе МВД России отнесены к руководителю стрельб, как главным субъектом организации и проведения занятий в рамках профессионально-служебной и физической подготовки. Стоит отметить, что в перечне обязанностей руководителя стрельб не входит прямая обязанность по обучению и воспитанию сотрудников органов внутренних дел в сфере огневой подготовки. Но если рассматривать деятельность руководителя стрельб с педагогической точки зрения, подразумевается, что он является педагогом, который стремится к тому, чтобы сотрудники органов внутренних дел приобретали необходимые знания, навыки и умения в процессе обучения. Не вызывает сомнений, то что мы ставим знак равенства между руководителем стрельб и педагогом. Это позволит нам решать не только «микро» задачи (прохождение итоговых занятий, получение классности и др.), а перейти к решению «макро» задач (обучить сотрудников органов внутренних дел решать оперативно-служебные задачи, связанные с применением огнестрельного оружия, воспитать в них «культуру» обращения с оружием и много другое). Согласно п. 5 статьи 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ педагогический работник обязан в своей деятельности применять эффективные формы и методы обучения, обеспечивающие: высокий уровень познавательной активности; самостоятельность и инициативу; раскрытие творческих способностей личности, ответственное отношение к профессиональной деятельности.
Проблема. Существующий подход к педагогическому процессу, направленному на обучение и воспитание действующих сотрудников органов внутренних дел применению огнестрельного оружия, не всегда приводит к достижению образовательных целей [3, c. 72]. Конечная цель заключается в разрешении служебных задач по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, защиты жизни и здоровья и т.д. Сотрудники органов внутренних дел проходят обучение применению огнестрельного оружия в рамках занятий по профессионально-служебной и физической подготовки в соответствии с действующим приказом МВД России от 2 февраля 2024 года № 44 “Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации”. Данный приказ строго регламентирует процесс подготовки, тем самым отражает традиционные формы проведения занятий, не учитывая развитие у обучающихся следующих способностей:
- творчества в решении задач;
- когнитивные функции;
- самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность;
- самообучения и самовоспитания.
Все вышеперечисленное наводит на мысль, что возникает не соответствие между тем, каким должен быть сотрудник органов внутренних дел (уверенным, хладнокровным, инициативным, прагматичным), и тем каким он является сейчас (не всегда, но чаще всего полная противоположность этим характеристикам, исходя из практического опыта проведения занятий по огневой подготовки). Обучение применению огнестрельного оружия должно трансформироваться в свете предъявляемых требований к сотрудникам органов внутренних дел, появлением инновационных педагогических средств (интерактивный боевой тир, оборудование виртуальной реальности и д.р.).
Методика исследования. Методологическая основа исследования включает: положения личностно-деятельностного подхода, предполагающего создание условий для развития гармоничной, нравственносовершенной, социально-активной через активизацию внутреннихрезервов, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности (В.В. Серикова, Н.В. Ходяковой, Т.С. Купавцева, О.А. Милькевичи др.);
В ходе научного исследования были задействованы следующие общие и частно-научные методы:
- теоретические–анализнаучныхисточниковпопроблемеисследования;синтез;абстрагированиеиконкретизация;обобщениеисистематизация;сравнениеимоделированиеучебно-воспитательногопроцесса,прогнозирование;
- эмпирические–педагогическоенаблюдение,исследовательскиебеседы,анализрезультатовучебнойипрактическойдеятельности.
Результаты исследования. Для того чтобы понять содержание рассматриваемого вопроса необходимо уточнить ключевые педагогические категории. Изучение личностно-развивающего образования (личностного подхода) началось в конце 20 века в тогда еще советском государстве. Основоположниками данного подхода являлись – В.И. Зягвязинский, Е.В. Бондаревская, А.В. Хуторской, В.В. Сериков, Н.А. Алексеев, И.С. Якиманская и др. В ходе своих научных изысканий, каждый ученый поразному понимал и определял личностно-развивающее образование. Так В.И. Зягвязинский рассматривает развивающее обучение как ведущее понятие в педагогическом процессе. Развитие человека, его личности, индивидуальности, смыслообразование и готовность к самореализации является главной целью в обучении и воспитании обучающихся. Е.В. Бондаревская ориентирует педагогическую теорию и практику на формирование субъективного опыта у обучающихся, включающего в себя: Личностную, индивидуально-творческую, аксиологическую, жизнетворческую, морально-этическую и гражданскую составляющие.
В основе концепции Н.А. Алексеева лежит идея рассмотрения личности обучающегося которую необходимо “активизировать” и “направить” на достижение образовательных целей. Он предлагает сконцентрировать свое внимание на личности обучающегося, его самобытности, уникальности, субъективности, неповторимости. При соблюдении этих условий педагог сможет достигнуть каких-либо определённых предметных результатов. В качестве фундамента личностно-развивающего образования А.В. Хуторской подчеркивает важность индивидуализации и демократизации образовательного процесса, в котором будет предоставлена свобода выбора смысла, содержания, цели, темпа, методов, средств, форм и критериев оценки обучения [9, c. 61
И.С. Якиманская понимала личностно-развивающее образование через призму интерактивности педагогического процесса. Так ею было предложена технология преобразования, обучающегося из объекта учебной деятельности в субъект. Ключевыми условиями обучения становятся – индивидуальная избирательность обучающегося к содержанию, виду, и форме учебного материала, его мотивации, а также в стремлении самостоятельно использовать полученные знания по собственной инициативе.
В.Н. Липницкая в своей научной работе охарактеризовала интерактивное обучения, как инновационный метод в личностно-ориентированной парадигме. С помощью него педагог задаёт установку обучающемуся на осуществление поисковой деятельности «Я этого еще не знаю, мне надо это знать».
Убеждаясь в том, что ядром личностно-ориентированного обучения является личность обучаемого [5, c. 192], стоит ответить на вопрос – что представляет собой личность обучающегося? Ответ на этот вопрос содержится в научных работах как отечественных, так и зарубежных ученых. С педагогической точки зрения, мы понимаем личность как способность человека по собственной воле занимать определённую позицию, осуществлять определение цели, выбор мотивов поведения [1, c. 152]. Исходя из этого определения, можно утверждать, что, если личность – это способность, значит она поддается развитию, тем самым возможно формировать опыт быть личностью. С точки зрения личностно-ориентированного подхода формировать личность под требуемый “стандарт” является не приемлемым [3, c. 197]. Педагогу прежде всего необходимо “тренировать” способность быть личностью, научиться проектировать образовательную среду. Соответственно ключевая особенность образования в личностном подходе - создания личностно-развивающих ситуаций в образовательном процессе которые:
- развивают способность занимать и выражать свое отношение;
- дают опыт решения задачи с этическим подтекстом, выбора поступка, линии поведения [6, c. 5].
Такого рода педагогические ситуации позволяют педагогу формировать у обучающихся опыт избирательности, самооценки, смыслоопределения, принятия ответственных решений, волевой саморегуляции [7, c. 16]. Педагогические ситуации в данном контексте можно рассматривать как ситуации моделирования оперативно-служебной деятельности. Они являются одним из компонентов интерактивного обучения сотрудников органов внутренних дел применению огнестрельного оружия. В связи с этим можно сделать вывод, что «интерактивное обучение» это один из инструментов личностно-ориентированного образования, который способствует развитию у сотрудников органов внутренних дел независимости, инициативности, самодисциплины, сотрудничества. Оно стимулирует к обучению, вызывает желание получать опыт, в том числе развивать умение учиться [4, c. 32]. Суть интерактивного обучения применению огнестрельного оружия в том, чтобы каждый сотрудник органов внутренних дел на занятиях по огневой подготовки был поставлен в ситуацию учения, познания. Использование интерактивных средств (например - боевого интерактивного тира или оборудования виртуальной реальности) — это один из способов проектирования образовательной среды, которая наилучшим способом способствует сотрудничеству, дает возможность реализовать личностно-ориентированное образование.
Подытожив вышеуказанное, можно сделать вывод, что личностно-ориентированный подход (как основная идея интерактивного обучения) качественным образом положительно повлияет на обучение сотрудников органов внутренних дел применению огнестрельного оружия (устранит некоторые существующие проблемы; позволит активизировать, углубить и усилить обучение). Для более детального изучения интерактивного обучения сотрудников органов внутренних дел применению огнестрельного оружия в контексте личностно-развивающем образовании необходимо выделить основные принципы его применения с опорой на существующую педагогическую теорию и практику. Под принципом в педагогической науке мы понимаем фундаментальные положения в области педагогике, которые задают вектор и определяют структуру образовательного процесса. В данном исследовании мы рассмотрим принцип, с позиции основ проектирования руководителем стрельб образовательной среды (через интерактивное обучение). Исходя из теоретических основ педагогической науки, а также практического опыта организации и проведения интерактивного обучения профессорско-преподавательским составом кафедры огневой подготовки Уральского юридического института
МВД России сотрудников органов внутренних дел применению огнестрельного оружия, были определены следующие принципы построения учебного процесса:
- желание изменить свое отношение к обучению возникает тогда, когда сотрудник органов внутренних дел чувствует поддержку своих усилий от руководителя стрельб;
- деятельность по обучению применению огнестрельного оружия должна всегда требовать усилия со стороны сотрудника, на начальных этапах быть успешной;
- обучение сотрудников органов внутренних дел применению огнестрельного оружия, должно стать той деятельностью, где у обучающихся появляется возможность проявить свои личностные качества с достигнуть успеха «проявить себя с положительной стороны»;
- основа взаимодействия руководителя стрельб с сотрудниками органов внутренних дел должна быть диалогична, в котором обучающийся имеет право выражать собственную позицию;
- обучение должно носить интерактивный характер, быть совместной, предполагающей возможность выбора варианта поведения (роли) в спроектированной личностно-ориентированной ситуации;
- сама личность руководителя стрельб (возможно другого сотрудника обладающего высоким уровнем подготовки применения огнестрельного оружия) является для обучающегося сотрудника необходимым ориентиром (авторитетом), в соответствии с которым идёт перестроение поведения и мотивов в ходе учебного процесса;
- в ходе создания личностно-развивающих ситуаций руководитель стрельб обязательно создаёт условия, в которых обеспечивается свобода сотрудника (в рамках действующих мер безопасности);
- важно, в ходе обучения делать замечания и корректировать поведение незаметно для сотрудника, для того, чтобы у него возникло ощущение (настоящее или искусственное) самостоятельного достижения необходимого результата;
- руководитель стрельб может эффективней повлиять на личность сотрудника тогда, когда у него есть более разносторонние и целостные знания о внутренних мотивах, доминирующих увлечениях и смыслах его учебной деятельности;
- интерактивное обучение применению огнестрельного оружия должно ставить обучаемого сотрудника перед проблемами, для решение которых необходимо изменить свое поведение (представление относительно каких-либо объектах);
- интерактивное обучение предполагает высокую степень инициативности, самоопределения и самостоятельности у сотрудников органов внутренних дел (не предлагать ему готовую линию поведения, а осуществить неявное сопровождение его поиска смыслообразования);
- одним из показателей успешности интерактивного обучения будет являться, самостоятельное (внеурочное) изучение вопросов связанных с применением огнестрельного оружия; решение каких-либо проблем в ходе процесса обучения;
- процесс обучения применению огнестрельного оружия эффективен тогда, когда обучающийся сотрудник органов внутренних дел находится в состоянии гармонии служебных и семейных факторов, руководителю стрельб необходимо это учитывать перед началом занятия;
- для того, чтобы развить личность сотрудника органов внутренних дел, необходимо больше погружать его в практические ситуации, где он сможет активно проявить свою позицию (мнение, отношение).
При осуществлении своей работы, руководитель стрельб, как организатор учебной деятельности, должен четко понимать цели и задачи педагогической деятельности. В основу его работы должны прочно закрепиться те правила и установки, которые обеспечат развитие сотрудников органов внутренних дел. Целесообразно дополнить, что если мы ведём речь про организацию обучение сотрудников органов внутренних дел применению огнестрельного оружия в реальных ситуациях риска, необходимо обозначить следующие особенности:
- при разрешении ситуации оперативно-служебной деятельности по возможности использовать более гуманные способы, которые могут привести к достижению цели;
- действовать с учетом действующего законодательства и социальной ответственности;
- быть лидером, проявлять уверенность, активность, упорство в процессе применения огнестрельного оружия;
- корректно оценивать ситуацию с правовой точки зрения;
- принимать верные решения и нести за них персональную ответственность;
- обладать необходимыми когнитивными способностями по восприятию реагированию и прогнозированию сложившейся ситуации связанной с применением огнестрельного оружия;
- сохранять спокойствие в ситуациях высокой эмоциональной напряженности, справляться с возникающим стрессом.
Обсуждение результатов. В обсуждении полученных результатов исследования, стоит отметить, что вышеперечисленные принципы составляют не исчерпывающий перечень. С развитием педагогической теории и практики, информационных технологий они будут непременно пополняться и уточняться. Актуальные вопросы использования личностно-ориентированного подхода в обучении сотрудников органов внутренних дел применению огнестрельного оружия такие как: исследование личностно-развивающих ситуаций; развитие и становление личности сотрудников органов внутренних дел; проектирования интерактивного обучения (образовательной среды) [8, c. 189], подготовка руководителей стрельб к педагогической деятельности; нуждаются в детальном изучении и инновациях. Для того что бы ответить на них, необходимо определить основы интерактивного обучения сотрудников органов внутренних дел применению огнестрельного оружия, как ориентир, указывающий направление движения учебного процесса. Представленные в научной статье принципы крайне важны как для руководителей стрельб (педагогов), так и для сотрудников органов внутренних дел (обучающихся) в настоящее время. Они меняют представление об организации и проведения занятий по огневой подготовке, делают их более продуктивными. Так как в основе лежит, прежде всего, опора на личность сотрудника органов внутренних дел, как центрального элемента обучения. Проектируя соответствующую образовательную среду, руководителю стрельб нужно создать соответствующие условия, способных повлиять на личность, что в конечном итоге приведёт к достижению целей обучения [10, c. 4].
Выводы. В рамках исследования и решения обозначенной проблемы, было проведено изучение научной литературы по теме личностно-ориентированного подхода, его положительного влияния на процесс обучения и воспитания сотрудников органов внутренних дел. Была выявлена взаимосвязь между личностно-ориентированным подходом и интерактивным обучением (как одним инструментов реализации данного подхода). Уточнено понятие «интерактивное обучение» относительно обучения сотрудников органов внутренних дел применению огнестрельного оружия в ситуациях будущей оперативно-служебной деятельности по зашите жизни и здоровья граждан; любых форм собственности; законных интересах личности, общества и государства и т. д. По тематике исследования, исходя из практического и теоретического опыта проведения занятий кафедрой огневой подготовки Уральского юридического института МВД России с сотрудниками ГУ МВД России по Свердловской области и постоянным составом института, были сформированы некоторые принципы, кардинально меняющие и направляющие педагогический процесс для решения существующих проблем обучения. Они являются прочным фундаментом, ядро которого составляет личность обучающегося. С появлением современных интерактивных форм, методов и средств обучения личностно-ориентированный подход является инновационным решением существующих образовательных задач в обучении сотрудников органов внутренних дел применению огнестрельного оружия.
Представленные принципы могут принести пользу в деятельности руководителя стрельб на занятиях по профессионально-служебной и физической подготовки (по направлению огневой подготовки).
1. Kalinin, D. V. Interaktivnaya obrazovatel'naya sreda: struktura i soderzhanie / D. V. Kalinin // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. [Interactive educational environment: structure and content // Problems of modern pedagogical education.] - 2024. - № 83-2. -pp. 150-153. - EDN UPAILI. (in Russian)
2. Kupavcev, T. S. Lichnostnoe samorazvitie kak uslovie i rezul'tat nepreryvnogo obrazovaniya / T. S. Kupavcev // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. [ Personal self-development as a condition and result of continuous education / T. S. Kupavtsev // Problems of modern pedagogical education.] - 2021. - № 71-1. - pp. 196-199. - EDN QOSZNB.(in Russian)
3. Kupavcev, T. S. Sredovoj podhod v proektirovanii situacii lichnostnogo samorazvitiya / T. S. Kupavcev // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. [Media approach in designing the situation of personal self-development / T. S. Kupavtsev // Problems of modern pedagogical education.] - 2021. - № 72-1. - pp. 183-186. - EDN VVDYMA.(in Russian)
4. Mil'kevich, O. A. Cennostno-smyslovoj kontekst vzaimodejstviya uchastnikov obrazovatel'nyh otnoshenij / O. A. Mil'kevich // Vestnik Gosudarstvennogo gumanitarno-tekhnologicheskogo universiteta. [Value-sense context of interaction between the participants of educational relations / O. A. Milkevich // Vestnik of the State Humanitarian-Technological University.] - 2020. - № 4. - pp. 29-33. - EDN TJTTHM.(in Russian)
5. Pedagogicheskie podhody k razvitiyu lichnosti sotrudnika organov vnutrennih del / N. V. Hodyakova, N. V. Serdyuk, I. S. Sklyarenko [i dr.]. [Pedagogical approaches to the development of the personality of an internal affairs officer / N. V. Khodyakova, N. V. Serdyuk, I. S. Sklyarenko [et al.]. - Moscow : Limited Liability Company “Prospect”, 2021. - 192 pp. - ISBN 978-5-392-35519-8. - EDN UPCBAX.(in Russian)
6. Serikov, V. V. Lichnostno razvivayushchee obrazovanie: mify i real'nost' / V. V. Serikov // Pedagogika. [Personally developing education: myths and reality / V. V. Serikov // Pedagogics.] - 2007. - № 10. - pp. 3-12. - EDN NBYBOV.(in Russian)
7. Serikov, V. V. Lichnostno-razvivayushchee obrazovanie: dva desyatiletiya iskanij / V. V. Serikov // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. [ Personality-developmental education: two decades of search / V. V. Serikov // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universitet.] - 2011. - № 8(62). - pp. 14-20. - EDN OOARIV.(in Russian)
8. Hodyakova, N. V. Lichnostno-orientirovannye strategii obucheniya sotrudnikov organov vnutrennih del / N. V. Hodyakova // Vestnik Ufimskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. [Personality-oriented strategies of training employees of internal affairs bodies / N. V. Khodiakova // Bulletin of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.] - 2021. - № 4(94). - pp. 189-194. - EDN ETLORA.(in Russian)
9. Hutorskoj, A. V. Klyuchevye kompetencii kak komponent lichnostno-orientirovannoj paradigmy obrazovaniya / A. V. Hutorskoj // Narodnoe obrazovanie. [Key competences as a component of the personality-oriented paradigm of education / A. V. Khutorskoi // Narodnoe Obrazovanie Obrazovanie.] - 2003. - № 2(1325). - pp. 58-64. - EDN SGUKTL.(in Russian)
10. Hutorskoj, A. V. Lichnostnaya orientaciya obrazovaniya kak pedagogicheskaya innovaciya / A. V. Hutorskoj // Shkol'nye tekhnologii. [Personal orientation of education as a pedagogical innovation / A. V. Khutorskoy // School technologies.] - 2006. - № 1. - pp. 3-12. - EDN HTWZBF.(in Russian)



