Preparation for profiled training should start within the first years of schooling. Even at the elementary school children can be conditionally divided into three types, dependent on the object of their predominant activity: «thinkers», «engineers», «artists». At primary school these three types are further branched out into eight metadisciplinary areas depending on work methods used: individual, family, society, nature, art, science, technology, semiotic systems. At the high school level substantive objective profiles are introduced, further supplemented by subprofiles, which include disciplines of specialization and deepening. To facilitate personal guidance and support for primary and secondary school students, and personalized profiled education at the high school restructuring of educational content is needed.
curriculum, profiled training, metadiscipline, discipline of specialization, discipline of deepening, subprofile, integrated course.
Формально профильное обучение начинается в десятом классе, а в предшествующем классе проводится предпрофильная подготовка, призванная обеспечить ученикам возможность попробовать себя в разных областях деятельности и сделать правильный выбор. Но одного года для этого слишком мало! Подготовка к профильному обучению должна начинаться значительно раньше – буквально с первых лет школьной жизни ребенка.
Обычно уже на ранних стадиях онтогенеза можно заметить те виды деятельности, к которым ребенок наиболее тяготеет, которыми он в большей степени склонен заниматься: одним больше всего нравится размышлять и решать головоломки, другие предпочитают работать руками, третьи все больше рисуют, лепят, танцуют и поют. Поэтому уже в начальной школе – по наиболее проявленным успехам – детей можно по объектам преобладающей деятельности условно разделить на три типа: «мыслители», «инженеры», «художники». Эта триада вполне соответствует делению содержания образования на три класса: с ведущим компонентом содержания «факт», с ведущим компонентом «способ» и с ведущим компонентом «ценность». Здесь лежат предпосылки будущей профильной дифференциации обучения в основной школе, а затем и профилизации обучения в старшем звене.
Разумеется, границы типов не являются жесткими: до 20% детей оказываются в пограничных зонах между типами. Аналогичная картина сохранится и в основной, и в старшей школе. Это, похоже, неустранимое обстоятельство является важным аргументом в пользу индивидуализации профильного обучения.
В основной школе эти три типа ветвятся на восемь метапредметных областей, выделяемых по составу применяемых в них способов деятельности: человек, семья, общество, природа, искусство, наука, техника, знаковые системы. Не будучи выделены в учебном плане, эти метапредметные области задают преимущественные темы проектов для учеников. Отслеживание предметных интересов, необходимое для организации профильного обучения в старшей школе – обязательная составляющая работы с учащимися в основной школе.
1. Bershadskiy M., Guzeev V. Soderzhanie obrazovaniya v shkole budushchego. Narodnoe obrazovanie. - 2008. - № 8. - S. 167-174.
2. Guzeev V.V. Obrazovatel´naya tekhnologiya TOGIS - obuchenie v global´nykh informatsionnykh setyakh. Shkol´nye tekhnologii. - 2000. - № 5. - S. 243-248.
3. Guzeev V.V. Planirovanie rezul´tatov obrazovaniya i obrazovatel´naya tekhnologiya. - M.: Narodnoe obrazovanie, 2000. - 240 s. - (Seriya “Sistemnye osnovaniya obrazovatel´noy tekhnologii”).
4. Il´in G.L. Metodologicheskiy analiz sovremennoy obrazovatel´noy sistemy. Shkol´nye tekhnologii. - 2010. - № 5.
5. Il´chenko V.R. Formirovanie estestvenno-nauchnogo miroponimaniya shkol´nikov. - M.: Prosveshchenie, 1993. - 192 s.
6. Yavoruk O.A. Integrativnyy kurs «Estestvoznanie» v starshikh klassakh sredney shkoly. - Chelyabinsk: ChGPI, 1995. - 18 s.
7. Blueprints for Reform / Project 2061. American Association for the Advancement of Science - N.Y.: Oxford University Press, 1998.
8. Garavalia L., Hummel J., Wiley L., Huitt W. Constructing the course syllabus: Faculty and student perceptions of important syllabus components / Linda S. Garavalia, John H. Hummel, Larry P. Wiley, and William G. Huitt. Journal of Excellence in College Teaching. - 1999. - # 10 (1).