The article analyzes considered in the monograph of authors A.A. Harin, A.V. Rozhdestvenskiy, I.L. Kolenskiy, A.A. Harin (jr.) "Management of innovative activity in the regions of Russia" practical aspects of innovation activity in the regions, based on a study of the functioning of the corporate innovation system of higher education.
High School, regional development, innovation policy.
Проблемы инновационного развития экономики России вряд ли могут быть решены без аргументированных практикой исследований и опыта работы по инновационным проектам и программам, реализованным в нашей стране. В связи с этим представляет интерес монография А.А. Харина, А.В. Рождественского, И.Л. Коленского, А.А. Харина (мл.) «Управление развитием инновационной деятельности в регионах России» [12].
Объективный анализ монографии может оказаться полезным для читателей, профессионально интересующихся проблемами инновационного развития экономики страны.
Рассматриваемая книга состоит из введения, шести глав, приложений и заключения.
Из Введения убедительно следует, что единственным путем преодоления остаточных кризисных явлений и последующего развития России является формирование экономики, основанной на знаниях, т.е. экономики инновационного типа. Недооценка этого обстоятельства уже в ближайшие годы может привести к тому, что Россия будет окончательно вытеснена с рынка высокотехнологичной продукции, а это не только не позволит поднять до современных стандартов уровень жизни населения, но и создаст угрозу безопасности государства в целом. Вместе с тем инновационная деятельность России пока еще не входит в число основных факторов ее экономического роста.
Очевидно, что сейчас назрела необходимость в пересмотре существующих методологических подходов к развитию инновационной деятельности в России, адаптации известных, а при необходимости и разработке новых принципов и механизмов инновационного развития экономики исходя из существующих условий.
Не секрет, что залогом успеха инновационной деятельности является наличие в стране эффективной, развитой национальной инновационной системы, и Россия к настоящему времени только приблизилась к стартовым условиям ее создания – да, можно говорить, что у нас в стране существуют и инновационно ориентированные предприятия, и разнообразные элементы инновационной инфраструктуры, тем не менее это лишь отдельные «островки», практически не соединенные друг с другом мостами и туннелями, информационными каналами и т.п., позволяющими объединять общие усилия, координировать друг с другом свою работу, взаимообогащаться знаниями и накопленным опытом.
Авторам представляется, что, начиная строительство национальной инновационной системы России «снизу», было бы целесообразно в качестве фундамента использовать отчасти уже созданные региональные инновационные системы (еще очень далекие от совершенства), а также практически отсутствующие корпоративные инновационные системы, одно из важнейших мест среди которых по праву должна занять корпоративная инновационная система высшей школы.
Роль инноваций как фактора именно регионального развития определяется их способностью преодолеть ограниченность природных, географических, демографических ресурсов, найти свою нишу каждому из хозяйствующих субъектов. Кроме того, ставка на использование инновационного потенциала переносит центр тяжести усилий государства с прямой поддержки на оказание помощи в мобилизации внутренних резервов. Тем самым достигаются как экономические, так и политические цели – снижение нагрузки на федеральный бюджет, усиление экономической самостоятельности регионов, децентрализация управления.
Первая глава представляет авторскую концепцию формирования университетских центров содействия развитию научно-технического предпринимательства в субъектах федерации с учетом особого места инновационной системы высшей школы в составе формирующейся национальной инновационной системы. Авторы убедительно показывают, что инновационная система высшей школы располагает всем необходимым для того, чтобы достойно представлять высокий интеллектуальный потенциал и возможности системы образования в составе национальной инновационной системы страны. Ее главные ориентиры – кооперация и сотрудничество с промышленными предприятиями, бизнес-структурами, фондами, отраслевыми и академическими научно-исследовательскими институтами и практическая реализация всех основных этапов разработки, создания новшеств и их представление на отечественном и зарубежном рынках.
Что касается регионального уровня, то отмечается, что в значительной части случаев на территории, где расположены вузы, только они могут служить базой для представления инновационных ресурсов и формирования инновационного потенциала региона [12, с. 7] .
Вторая глава посвящена обобщению основных результатов инновационной деятельности вузов России, содержит конкретные примеры этих результатов, реализованных в десяти регионах Российской Федерации. Отмечено также большое значение межвузовских инновационных научно-технических программ, которые явились положительным фактором в стабилизации и развитии наукоемкого бизнеса в регионах: благодаря созданной и постоянно наращиваемой инфраструктуре инновационной деятельности сформировались относительно благоприятные условия для работы малых научно-производственных предприятий вузов; за счет финансирования инновационных проектов были созданы новые рабочие места, удалось сохранить активно действующие научные коллективы; за время реализации программ выросло число научно-производственных предприятий, формировалась инфраструктура наукоемкого бизнеса, выполнен ряд пилотных проектов по созданию и развитию новых экономических структур высшей школы России.
При этом авторами не только обоснованно показано, что накопленный вузами опыт является не только объективной предпосылкой к построению общей модели университетских центров содействия развитию научно-технического предпринимательства в субъектах федерации, но также представлен вполне исчерпывающий региональный фрагмент модели научно-инновационной инфраструктуры [12, с. 14].
В третьей главе подробно рассмотрена миссия университетских центров содействия развитию научно-технического предпринимательства в субъектах федерации как основы развития существующей стратегии поддержки инновационной деятельности в регионах, обеспечивающих, с одной стороны, развитие инновационной деятельности вузов региона, направленной на решение приоритетных задач высшей школы, а с другой – поддержку реализации социально-экономической политики регионов, при этом и то и другое являются одними из важнейших элементов государственной инновационной политики.
Рассмотрены такие основные направления высшей школы на инновационное развитие регионов, как подготовка квалифицированных кадров, выполнение НИОКР для промышленности, серийное производство инновационной продукции, экспертиза и сертификация продукции, разработка и экспертиза планов, программ, нормативных документов, участие в их реализации, создание инновационных производственных предприятий, формирование региональной инновационной инфраструктуры на базе существующих инфраструктурных подразделений вузов [12, с. 25].
Предложены конкретные вузы регионов, имеющие хорошо отлаженные связи с региональными органами власти, местными предприятиями, организациями и учреждениями, которые могли бы быть базовыми для создания центров [12, с. 26, 27].
Четвертая глава касается одной из важнейших задач – информационного обеспечения инновационной деятельности в целом и университетских центров содействия развитию научно-технического предпринимательства в частности.
В качестве основы информационного обеспечения университетских центров содействия развитию научно-технического предпринимательства предлагается использовать созданную в рамках выполнения межвузовской инновационной научно-технической программы «Малое предпринимательство в науке и научном обслуживании высшей школы» корпоративную сеть региональных информационно-аналитических центров, функционирующих в качестве базовых опорных узлов в рамках концепции «островной» информатизации для внедрения информационных технологий не только в сеть центров, но и для развития процессов информатизации каждого региона. Корпоративная информационная сеть относится к классу больших информационных систем и включает полносвязную организационную структуру информационно-аналитических центров, коммуникационную инфраструктуру сбора и распределения информации в регионах [1, с. 30].
Несмотря на то что ряд приведенных конкретных параметров элементов этой сети явно устарел, важно другое – сеть создана, ее элементы функционируют, несомненно, развиваются в соответствии с требованиями времени, и эта сеть в любой момент может быть успешно «расконсервирована», доработана и эффективно использована.
Пятая глава посвящена рассмотрению нормативно-правовых и экономических основ создания и функционирования региональных информационно-выставочных центров при университетских центрах содействия развитию научно-технического предпринимательства как элементов инновационной деятельности, необходимых для привлечения инвестиций и эффективного распространения инноваций.
Предложены методические рекомендации по созданию и развитию информационно-выставочных центров с учетом региональных особенностей, а также по технологии работы таких центров, обеспечивающей рентабельность их функционирования.
В шестой главе подробно рассмотрена технология работы университетского центра содействия развитию научно-технического предпринимательства при выполнении центром функций координатора работ по научно-техническим программам. Приведены, в частности, методические рекомендации по подготовке договоров с организациями-исполнителями и контролю над использованием инвестиций, рекомендации специалистам центра по работе с бизнес-планами инновационных проектов и проведению экспертизы, рекомендации эксперту по финансово-экономической экспертизе инновационных проектов, «оцифрованные» рекомендации по рейтинговой оценке инновационных проектов, анализу рисков проекта, приведены макет бизнес-плана инновационного проекта и методические рекомендации по его разработке и т.п.
Приложения представляют собой, по сути, шаблоны форм документов, необходимых для контроля выполнения договоров, и соответствующие аналитические формы.
Заключение – краткое обобщение изложенного.
Рецензируемая монография относится к числу тех работ, когда представленная авторами картина не только многосторонняя, но и целостная. Безусловно, положительной оценки заслуживает такая важная для нас, читателей, особенность монографии, как наличие обширного и очень интересного фактического материала, значительного числа фактических данных.
Основное ее достоинство – пионерская, по сути, идея создания и развития региональных инновационных систем на базе ведущих вузов регионов, имеющих значительный опыт инновационной деятельности, элементы инновационной инфраструктуры, включая элементы полновесной информационной сети, к которой могут быть подключены все участники инновационной деятельности в регионе.
Эти вузы и должны стать «центрами кристаллизации» регионального инновационного партнерства. Заметим, что существенным преимуществом университетов, ведущих подготовку специалистов и осуществляющих научные разработки, перед другими субъектами инновационной деятельности (отраслевые НИИ, академические научные организации, предприятия и т.п.) является также и то, что деятельность вузов, в большинстве своем, находится в широком спектре разнообразных направлений науки и техники, в то время как деятельность остальных субъектов одновекторна.
Книга имеет как практическую, так и теоретическую значимость и будет интересна не только научным работникам, преподавателям, аспирантам и студентам вузов, но и полезна федеральным и местным органам власти своими рекомендациями по развитию инновационной деятельности в регионах.
Хотелось бы также отметить, что приведенный в конце монографии библиографический список из 37 использованных источников содержит 30 ссылок на публикации авторов по рассматриваемой тематике (на наш взгляд, наиболее значимые из них – [1–11], что наглядно свидетельствует о глубокой погруженности авторов книги в предмет исследования.
1. Goryunov V.A., Grinev E.M., Kurguzova N.B., Kharin A.A. Model´ ekonomicheskogo razvitiya na baze innovatsionnykh tsentrov i korporatsiy sub´´ektov Rossiyskoy Federatsii [Tekst] / Sb. statey IV Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Opyt i problemy sotsial´no-ekonomicheskikh preobrazovaniy v usloviyakh transformatsii obshchestva: region, gorod, predpriyatie». Ch. I. Penza, 2006. Izd-vo MNITs PGSKhA.
2. Zarayskaya E.S., Mayboroda V.P., Kharin A.A. O roli vysshey shkoly v sozdanii innovatsionnoy sredy [Tekst] / Sb. nauchnykh trudov VII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Fundamental´nye i prikladnye problemy priborostroeniya, informatiki, ekonomiki i prava». Ekonomika. Ch. I. M.: MGAPI, 2004.
3. Kolenskiy I.L., Zarayskaya E.S. Sostoyanie problemy i puti razvitiya innovatsionnoy deyatel´nosti v oblasti nauki i obrazovaniya v vysshey shkole Rossii / Sb. materialov VI Mezhdunarodnoy nauchno-metodicheskoy konferentsii «Universitetskoe obrazovanie» (MKUO - 2002), g. Penza, 10-11 aprelya 2002 [Tekst]. Penza: PGU, 2002 g. S. 435-438.
4. Kolenskiy I.L., Kharin A.A. Uchebno-nauchno-innovatsionnye kompleksy i innovatsionnoe razvitie regionov [Tekst] / Sb. statey IV Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Opyt i problemy sotsial´no-ekonomicheskikh preobrazovaniy v usloviyakh transformatsii obshchestva: region, gorod, predpriyatie». Penza: MNITs PGSKhA, 2006.
5. Mayboroda V.P., Kharin A.A. Ekonomicheskiy analiz roli vysshey shkoly v sozdanii innovatsionnoy sredy [Tekst] / Sb. materialov II Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Razvitie innovatsionnogo potentsiala otechestvennykh predpriyatiy i formirovanie napravleniy ego strategicheskogo razvitiya» (g. Penza, noyabr´ 2004 g.) [Tekst]. Penza: PGSKhA, 2004.
6. Kharin A.A., Kolenskiy I.L. O razvitii rabot po nauchno-tekhnicheskoy programme «Innovatsii vysshey shkoly i vvedenie intellektual´noy sobstvennosti v khozyaystvennyy oborot» [Tekst]. SPb.. Innovatsii. 2000. № 1-2 (28-29).
7. Kharin A.A., Pushchenko N.N. Innovatsionnaya deyatel´nost´ kak vazhneyshaya sostavlyayushchaya regional´noy nauchno-tekhnicheskoy politiki vysshey shkoly [Tekst] / Sb. trudov Mezhdunarodnogo simpoziuma «Novye tekhnologii v obrazovanii» (Kipr, noyabr´, 2001). M.: Informatsionno-izdatel´skiy tsentr Vsemirnogo tekhnologicheskogo universiteta, 2001.
8. Kharin A.A., Kolenskiy I.L., Mitrofanov S.A., Suvorinov A.V. Innovatsionnaya deyatel´nost´ v vysshey shkole Rossii [Tekst]. Kachestvo. Innovatsii. Obrazovanie. 2002. № 1.
9. Kharin A.A., Kolenskiy I.L. Osnovnye napravleniya innovatsionnoy deyatel´nosti vysshey shkoly Rossii [Tekst] / Sb. statey «Sotsial´no-ekonomicheskoe razvitie Rossii v XXI veke»: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, g. Penza, iyul´ 2002 g. Penza: izd-vo Privolzhskogo Doma znaniy, 2002.
10. Kharin A.A. Vuzy i innovatsii [Tekst] / Materialy soveshchaniya nauchno-pedagogicheskoy obshchestvennosti sistemy obrazovaniya Rossii. Spetsial´nyy vypusk. 20-21 marta 2003 g. Sankt-Peterburg. Tver´: Tverskoy Innotsentr, 2003.
11. Kharin A.A., Rozhdestvenskiy A.V., Kolenskiy I.L., Kharin A.A. (ml.). Vysshaya shkola Rossii i natsional´naya innovatsionnaya sistema (monografiya). M.: RGUITP, 2008.
12. Kharin A.A., Rozhdestvenskiy A.V., Kolenskiy I.L., Kharin A.A. (ml.). Upravlenie razvitiem innovatsionnoy deyatel´nosti v regionakh Rossii. M.: INFRA-M, 2015, 213 s.