from 01.01.2015 until now
Moskva, Moscow, Russian Federation
The article summarizes the main findings of the monograph of E.A. Osipova "Axiological foundations of the theory of public relations", dedicated to the socio-axiological analysis of public relations and the identification of values and humanistic foundations of their theory, capable of acting as the foundation of value-oriented PR-practices in today´s globalized society.
axiology, social communication, public relations, Public Relations, PR, globalization, axiological principles of public relations, axiological concept of public relations, modeling methodology of axiological public relations.
В настоящее время связи с общественностью (Public Relations, PR) как коммуникативные технологии активно используются во всех сферах человеческой деятельности. С развитием новых электронных средств массовой коммуникации в PR-взаимодействия включается все большее число самых разнообразных политических, экономических, социальных и культурных субъектов. В связи с этим влияние связей с общественностью на социум и на каждого человека постоянно усиливается. PR-коммуникации активно воздействуют на формирование картины мира и ценностных ориентаций личности, содействуют смене аксиологических парадигм того или иного социума. Тем не менее, как справедливо отмечает Е.А. Осипова в монографии «Аксиологические основания теории связей с общественностью», подготовленной в издательстве «ИНФРА-М», «…содержание и результаты профессиональной деятельности в области связей с общественностью все чаще оцениваются как дегуманизирующие, ведущие к разрушению личностного и "смерти социального"» (Ж. Бодрийяр) [1, с. 3].
В современном мире, где коммуникации играют все более значимую роль, связи с общественностью обладают огромным потенциалом в сохранении многообразия ценностей, расширении личностных основ бытия, содействии решению глобальных проблем, перед которыми стоит человечество, и т.д. Тем не менее современная теория связей с общественностью в большей мере опирается не на гуманистическое философское наследие, а на опыт манипулятивных, маркетингово-ориентированных PR-коммуникаций и в значительной степени служит их обоснованию и оправданию. Гуманистические цели, провозглашенные в ряде PR-теорий, вступают в противоречие с их содержанием и рекомендуемыми технологиями.
Поскольку противоречия, возникающие в связях с общественностью, имеют, прежде всего, аксиологическую природу, представляется актуальным выход в свет монографии Е.А. Осиповой, в которой осуществляется социально-аксиологическое исследование связей с общественностью с целью осмысления их гуманистического потенциала.
В монографии связи с общественностью рассматриваются как социокультурный феномен и вид профессиональной деятельности. На основе исследования эволюции связей с общественностью, условий их профессиональной институционализации, трансформаций связей с общественностью в глобальном коммуникативном пространстве и противоречий профессиональной PR-деятельности Е.А. Осиповой разрабатываются аксиологические основания теории связей с общественностью, включающие аксиологические принципы, концепцию аксиологического подхода и методологию аксиологического моделирования связей с общественностью в контексте личностного развития. Монография, ставшая итогом предыдущих работ автора [2–20], рекомендована студентам вузов, обучающимся по направлениям подготовки «Реклама и связи с общественностью», «Философия», «Международные отношения» и другим направлениям, связанным с философией коммуникации и коммуникативной практикой, слушателям различных форм подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации, а также практикующим PR-специалистам.
Автором исследования сделаны следующие принципиально важные выводы:
- Связи с общественностью являются социальным институтом, обеспечивающим реализацию внутренних и внешних коммуникативных функций каждой социальной общности, вне зависимости от стадии общественного развития, культурно-исторического типа, формы правления, содержания деятельности и т.д. При этом в каждой социальной общности формируются структуры, отвечающие за концептуализацию и технологическое обеспечение внутренних и внешних коммуникаций. Основанием их концептуализации и практической реализации выступают ценностные представления, складывающиеся в рамках различных систем ценностей [1, с. 27, 28].
- Специфика профессиональной институционализации связей с общественностью, начавшейся с конца XIX в., обусловила их прагматизацию и маркетизацию, что отразилось, прежде всего, в раширении манипулятивного содержания PR-коммуникаций и утилитаризации социальных, политических и культурных взаимосвязей, редуцировании социального содержания связей с общественностью. Прагматизация и маркетизация связей с общественностью, в свою очередь, обусловили существенное отставание их теории и практики от современных социальных потребностей, достижений философского и научного знания [1, с. 49].
- Современные условия, в которых развиваются связи с общественностью, большой опыт концептуализации социальной идентичности и выстраивания взаимосвязей между социальными субъектами, а также достижения современного социально-философского знания создают все необходимые предпосылки для разработки теории связей с общественностью, учитывающей аксиологические противоречия PR-деятельности и нацеленной на их разрешение [1, с. 50].
- В условиях глобализации этическое регулирование PR-практики является необходимым, но недостаточным для гуманизации взаимосвязей в социуме. Гуманизирующая роль связей с общественностью может быть обеспечена только макроэтическим регулированием профессиональной PR-деятельности, опирающимся на аксиологические принципы [1, с. 141].
- Ключевыми аксиологическими принципами связей с общественностью являются: принцип гармонизации глобально-регионального социоприродного развития; принцип субъект-субъектности; принцип диалогичности; принцип толерантности; принцип солидарной социальной ответственности; принцип открытости внешних и внутренних коммуникаций по связям с общественностью. Реализация аксиологических принципов имеет комплексный характер, все принципы находятся во взаимосвязи и взаимозависимости, поскольку нарушение одного из принципов ведет к нарушению всех остальных [1, с. 150].
- Реализация аксиологических принципов осуществляется в рамках аксиологического подхода к связям с общественностью, концепция которого отражает систему гуманистических взглядов на мир, человека, общественность и содержание профессиональной PR-деятельности [1, с.153].
- Аксиологическое моделирование связей с общественностью возможно только в контексте личностного развития, поскольку как внутренние, так и внешние PR-коммуникации, разрушающие личность и личностные основания человеческого бытия, содействуют разрушению общества и человеческой культуры [1, с. 176].
Монография «Аксиологические основания теории связей с общественностью» состоит из введения, четырех глав и заключения. Во введении автор обозначает роль связей с общественностью в современном глобализирующемся социуме, аксиологические противоречия современной PR-деятельности и обосновывает актуальность социально-аксиологического исследования связей с общественностью для разрешения данных противоречий.
В первой главе монографии рассматриваются предпосылки возникновения и детерминанты эволюции связей с общественностью как социокультурного феномена, анализируются условия их профессиональной институционализации, а также основные современные научно-теоретические подходы к определению понятия «связи с общественностью».
Во второй главе раскрываются методологические аспекты изучения аксиологии социальных коммуникаций и связей с общественностью как их вида, обосновываются аксиологические основания внутренних и внешних PR-коммуникаций.
Третья глава посвящена исследованию влияния глобализационных процессов на развитие связей с общественностью, а также обоснованию и раскрытию аксиологических оснований теории связей с общественностью в условиях глобализации, способных выступать фундаментом гуманистической PR-практики. К таким основаниям автор относит аксиологические принципы, концепцию аксиологического подхода и методологию аксиологического моделирования внутренних и внешних связей с общественностью.
В четвертой главе на основе анализа влияния связей с общественностью на личность и аксиологических противоречий профессиональной PR-деятельности разрабатывается методология аксиологического моделирования связей с общественностью в контексте личностного развития. Данная методология предполагает конструирование актуальных для каждого социального субъекта систем ценностей на четырех уровнях:
- глобальном или общечеловеческом, где осуществляется выбор значимых для социального субъекта общечеловеческих ценностей;
- этнокультурном или уровне определенных культур, где осуществляется выбор значимых для социального субъекта ценностей культуры, в рамках которой осуществляются PR-коммуникации;
- уровне самих социальных субъектов, выстраивающих коммуникации, где обозначаются уникальные ценности самого социального субъекта;
- уровне личности, где обозначаются ценности, значимые для сохранения личностного бытия в процессе PR-коммуникаций социального субъекта.
В заключение раскрываются перспективы развития связей с общественностью на основе аксиологического подхода.
Полученные в исследовании результаты имеют теоретическую ценность для становления нового научного направления в разработке теории связей с общественностью и могут быть применены для изучения перспектив и направлений развития ценностно-ориентированных связей с общественностью в современном российском обществе и межкультурных коммуникациях. Разработанные автором аксиологически ориентированная отечественная концепция и методология аксиологического моделирования связей с общественностью в контексте личностного развития нацелены на сохранение гуманистического потенциала традиционной российской культуры и решение проблемы защиты личности в условиях глобальных рисков.
Аксиологические основания теории связей с общественностью могут выступать теоретической базой для разработки гуманистического содержания подсистем связей с общественностью – корпоративного PR, антикризисного PR, GR, организации специальных мероприятий, социального партнерства и др., а также для разработки гуманистического содержания высшего и дополнительного профессионального образования по данному направлению.
1. Osipova E.A. Aksiologicheskie osnovaniya teorii svyazey s obshchestvennost´yu [Tekst] / E.A. Osipova: monografiya. - M.: INFRA-M, 2015. - 227 c.
2. Osipova E.A. Marketingovaya ekspansiya v prostranstvo politicheskogo / [Tekst] / E.A. Osipova. Vestnik RGGU. - 2015. - № 11 (154). - S. 9-17.
3. Svyazi s obshchestvennost´yu kak sredstvo formirovaniya tsennostnogo kommunikativnogo prostranstva [Elektronnyy resurs] / E.A. Osipova: monografiya. - M.: NITs INFRA-M, 2015. - 144 s. - Rezhim dostupa: http://www.znanium.com/
4. Osipova E.A. Teoriya i praktika sotsiokul´turnogo brendinga. Tsennostnye aspekty sozdaniya brendov v sotsial´noy sfere [Elektronnyy resurs] / E.A. Osipova: uchebnoe posobie. - M.: NITs INFRA-M, 2015. - 156 s. - Rezhim dostupa: http://www.znanium.com/
5. Osipova E.A. Sotsiologiya massovoy kommunikatsii [Tekst] / E.A. Osipova, I.V. Orlova, I.V. Sokolova: uchebnik. - Grif UMO. - M.: Akademiya, 2014. - 400 s.
6. Osipova E.A. Sovremennoe ponimanie demokraticheskoy i totalitarnoy modeley massovoy kommunikatsii i problemy demokratizatsii kommunikatsiy v globaliziruyushchemsya mire [Tekst] / E.A. Osipova. uchenye zapiski Rossiyskogo gosudarstvennogo sotsial´nogo universiteta. - M.: RGSU, 2013. - № 4 (117). - C. 100-104.
7. Osipova E.A. Aksiologicheskaya rol´ razrabotki eticheskikh printsipov svyazey s obshchestvennost´yu globaliziruyushchegosya sotsiuma [Tekst] / E.A. Osipova, I.V. Orlova. Sotsial´naya politika i sotsiologiya. 2011, №4 (70). - S. 228-237.
8. Osipova E.A. Evolyutsiya svyazey s obshchestvennost´yu v sotsial´noy sfere v usloviyakh globalizatsii [Tekst] / E.A. Osipova. Sotsial´naya politika i sotsiologiya. - 2011. - № 4 (70). - S. 174-186.
9. Osipova E.A. Vliyanie sotsial´nykh nauk na razvitie svyazey s obshchestvennost´yu kak vida professional´noy deyatel´nosti [Tekst] / E.A. Osipova. Sotsial´naya politika i sotsiologiya. - 2010. - № 3 (57). - S. 167-181.
10. Osipova E.A. Tsennostnye imperativy v PR-deyatel´nosti [Tekst] / E.A. Osipova E.A., L.E. Shmakova. Uchenye zapiski RGSU. - 2010. - № 5 (81). - S. 75-81.
11. Osipova E.A. Rol´ Public Relations v ustanovlenii tsennostno-smyslovykh svyazey v sovremennom sotsiokul´turnom prostranstve [Tekst] / E.A. Osipova, I.M. Melikov. Chelovecheskiy kapital. - 2010. - № 7 (19). - Ch. 2. - S. 480-485.
12. Osipova E.A. Ponyatie kommunikativnogo prostranstva v sovremennom sotsial´no-filosofskom znanii [Tekst] / E.A. Osipova. Chelovecheskiy kapital. - 2010. - № 7 (19). - Ch. 2. - S. 73-76.
13. Osipova E.A. Svyazi s obshchestvennost´yu i razvitie rossiyskoy nauki [Elektronnyy resurs] / E.A. Osipova. Chelovecheskiy kapital. - 2010. - № 8(20). - S. 190-192. - Rezhim dostupa: http://www.znanium.com/
14. Osipova E.A. Professional´naya podgotovka spetsialistov po svyazyam s obshchestvennost´yu k realizatsii aksiologicheskogo podkhoda v PR-praktike [Elektronnyy resurs] / E.A. Osipova. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD. - 2010. - № 8. - S. 29-32. - Rezhim dostupa: http://www.znanium.com/
15. Osipova E.A. Regional´nyy sotsiokul´turnyy brending v sozdanii pozitivnogo imidzha Rossii [Tekst] / E.A. Osipova. Chelovecheskiy kapital. - 2010. - № 10 (22). - Ch. 2. - S. 264-266.
16. Osipova E.A. Potentsial regional´nykh sotsiokul´turnykh brendov v sozdanii pozitivnogo imidzha Rossii [Tekst] / E.A. Osipova. Chelovecheskiy kapital. - 2010. - № 10 (22). - Ch. 2. - S. 34, 35.
17. Osipova E.A. Formirovanie pozitivnogo obraza stran i regionov [Tekst] / E.A. Osipova. Sotsial´naya politika i sotsiologiya. - 2010. - № 11 (65). - S. 39-45.
18. Osipova E.A. Razvitie svyazey s obshchestvennost´yu v dorevolyutsionnoy i Sovetskoy Rossii [Elektronnyy resurs] / E.A. Osipova. Uchenye zapiski RGSU. - 2010. - № 11 (87). - S. 32-36. - Rezhim dostupa: http://www.znanium.com/
19. Osipova E.A. Sotsial´no-filosofskiy analiz sovremennykh podkhodov k opredeleniyu svyazey s obshchestvennost´yu [Tekst] / E.A. Osipova. Uchenye zapiski RGSU. - 2009. - № 4 (67). - S. 126-130.
20. Osipova E.A. Svyazi s obshchestvennost´yu v sotsial´noy sfere. Tsennostno-orientirovannyy podkhod k PR-praktike [Tekst] / E.A. Osipova: monografiya. - M.: IPK gossluzhby RAGS, 2007. - 128 c.